Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
Скачать 4.18 Mb.
|
Франца Кафки (1883—1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах Процесс (1915), Замок (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ пограничных ситуаций (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д) сближает Кафку с экзистенциалистами. Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875—1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви. Экзистенциализм Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913— 1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. В повести Посторонний А. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внутренне опустошенного героя. В романе Чума (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге Миф о Сизифе (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека. Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил феноменологическую онтологию, в основе которой лежит противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема случайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия пьесы-притчи Мухи (1943), Дьявол и Господь Боги др. Большое влияние на мировую культуру XX столетия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889—1976), являющийся одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Он развил учение о бытии фундаментальная онтология, в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности. В работе Время и бытие (1927) Хайдеггер ставит вопрос о бытии как подлинной форме существования человека. В знаменитом Письме о гуманизме (1947) Хайдеггер развивает идеи о языке как доме бытия. Наследие Хайдеггера включает свыше 100 тыс. рукописных страниц архивов, которые должны быть изданы в 100 томах. Библиография литературы о Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование, или философия существования, в интеллектуальной культуре XX века выполнил туже роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия. Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 177 музыке. Как самостоятельное философское направление экзистенциализм возник вначале века в России, 377 после Первой мировой войны в Германии, в период Второй мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Его идейные истоки обнаруживаются в учении Кьеркегора, философии жизни и феноменологии. Специалисты различают религиозный экзистенциализм К. Ясперс, Г. Марсель, НА. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование) проявляет себя через заботу, страх, решимость, совесть в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть. Постигая сущность своего существования, человек обретает подлинную свободу, которая заключается в выборе самого себя и сознательном принятии ответственности за все происходящее в мире. Во второй половине XX века европейская литература не ограничивается рамками одного или двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной реалистический роман, психологическая драма, романтика, ирония, детектив, фантастика и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципиально отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, открытое искусство, которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. NB Понятие модернизма характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствовали рационализм, урбанизация, искусство для искусства, а понятие постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине XX столетия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др. 378 Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Экспрессионизм провозгласил единственной реальностью субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства. Кубизм термин кубизм был впервые использован в 1911 году) это авангардистское течение (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и др) выдвинуло на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм куб, конус, цилиндр, разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма — максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в пространстве, а потому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения. Футуризм — отрицание традиционной культуры культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Дадаизм — авангардистское литературно-художественное течение в 1916—1922 годах. Дадаизм выразил себя в скандальных выходках — заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Самоназвание «дада» не имеет никакого смысла. Сюрреализм — одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации, а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями Красота — это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе». Французские поэты П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза — романы М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки. Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, которое получило в литературе название потерянного. В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и философии жизни Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа поток сознания, заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 178 Во второй половине XX века европейская литература не ограничивается в рамках одного или двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной реалистический роман, психологическая новелла, романтика, ирония, детектив, фантастика и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципиально отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, открытое искусство, которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 179 Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы 1. Периодизация русской культуры Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить натри периода. Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство. Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство. Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главными единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Западни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, непохожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой 2. Дохристианская культура славян По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тысячелетия дон. э) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как самостоятельной ветви славян начинается в I тысячелетии дон. э, когда славянские племена Среднего Поднепровья борются за свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из сражений. К этому времени ученые относят создание первичных форм славянского героического эпоса. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи (VII век дон. э) славяне прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, таки в мифах. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят упоминания Геродотом славянских царей, всаднические черты погребенных воинов, огромные царские курганы на Киевщине и импортная роскошь славянской знати 1 В конце V — середине VI века началось великое переселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали и заселили почти половину Византийской империи. Грандиозное по своим масштабам движение славян перекроило всю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы. Освоенная славянами территория представляла собой так называемые ворота народов — открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем, — через которые непрерывным потоком вливались в Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 180 южнорусские степи волны кочевых народов. Период с VIII по конец XVII в. — самый беспокойный в истории нашей страны. В это время русские земли подвергались опустошительным набегам. «Ворота народов, южнорусская степь, манили к себе многих. В I тысячелетии дон. э. здесь возникли Боспорское и Скифское государства. В VII—VI вв. дон. э. берега Средиземного, Черного и Азовского морей колонизировали греки. Во II столетии дон. э. южнорусские степи заняли иранские племена сарматов, затем аланы. В III—II веках дон. э. сюда вторглись германские племена готов, образовавшие большое царство от Дуная до Дона. В 375 году н. э. готов оттеснили монгольские орды гуннов заняв своими кочевьями пространство между Волгой и Дунаем. На смену гуннам в VI веке явилось в южнорусские степи новое монгольское племя аваров, господство которого было также непродолжительным. Ему на смену в VII—VIII веках явились новые азиатские орды — угров (венгров, болгар и хазар. Угры, недолго задержавшись, прошли Введение в культурологию Учеб. пособие ЧМ. Св долину Дуная, где и основали свое национальное государство. Хазары образовали в VIII—IX вв. обширное государство (каганат). Таким образом, на роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы, но только древним русам, отразившим многочисленные набеги превосходящих по силе врагов, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших государств. На его основе сформировался особый цивилизационный тип — евразийский, о сущности, особенностях и предназначении которого специалисты продолжают дискутировать до сих пор. О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселков объединилясь в союзы («верви» Русской Правды. Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли. Главные языческие боги славянского Олимпа были следующие Даждъ-бог у других племен — Хорс) был богом солнца Перун — бог грома и молнии Стрибог был богом ветра Волос или Велес был покровителем скотоводства небо иногда называлось Сварогом и потому Даждь-бог был «Сварожичем», те. сыном неба мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. Местами языческого культа на Руси были святилища капища, где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или 384 сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц были известны и человеческие жертвоприношения. Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц. У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки. В древности узелковая письменность была распространена у многих народов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов 1 Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства — старинные промыслы наши предки курили смолу, гнали деготь, Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 181 занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменял русскому человеку горы и замки. Само государство славян укреплялось не в степях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под прикрытием дремучих лесов. Лесными мотивами пропитаны фольклор Культурология. История мировой культуры Учебник для вузов / Под ред. АН. Марковой. е изд, перераб. и доп. М Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. религия и мораль русского народа. Лешие, водяные, бабы-яги также, как святые и отшельники обитали именно в лесах В тяжелые времена татарского ига, в эпоху политического гнета извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную пустыню, строили себе там кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии впоследствии к ним присоединялись другие ревнители пустынножительства и устраивали обители, которые потом становились центрами и опорными пунктами русской колонизации 1 Историческое значение русских рек не ограничивалось их ролью транспортных магистралей, хотя по рекам шла русская колонизация и осуществлялась торговля с другими странами. Но по берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славян своими запасами, их русский человек воспевал в песнях. Волга — матушка стала символом России. Третья стихия русской природы — степь, широкая, раздольная и величавая, — в течение долгих веков была для русского народа не только символом свободы (в ней укрывались беглые крестьяне, но и вечной угрозой, источником нашествий и разорения 3. Культура Киевской Руси век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XII века. 1 Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь Кавказский край, 1993. С. 8. |