Главная страница

Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


Скачать 4.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
Дата08.02.2018
Размер4.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
ТипУчебное пособие
#15316
КатегорияИскусство. Культура
страница39 из 42
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42
акмеизм.
Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка.
452
Начало XX века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но и во многом опередив основные европейские художественные школы, совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления.
В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве построение архитектурного сооружения изнутри наружу, перетекание пространства из одного интерьера в другой, живописная композиция, отрицающая симметрию.
На рубеже XIX—XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Выставочные залы России распахивают двери для новых творений европейского искусства импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. Колонии русских художников осаждают Париж и Мюнхен. Вначале века в Москве открываются огромные галереи и частные коллекции современной живописи.
Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма МА. Бакунин) и народничества П. Струве). Сюда же следует отнести итак называемую субъективную социологию Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).
В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия
(B.C. Соловьев, С.Н.
Булгаков, СЛ. Франк, ПА. Флоренский, НА. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма
(Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Значительную роль в формировании самосознания русской интеллигенции и выражении ее теоретических устремлений сыграли знаменитые «Вехи».
Значение культуры Серебряного века для истории нашей страны трудно переоценить наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне Октябрьской революции, догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе ив музыке.
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
212 Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз. Перелом был совершен сознательно, строился по заранее составленному плану и не представлял собой стихийной катастрофы захвата одной страной другой и надругательства над ее культурой которые встречаются в мировой истории.
Ничего подобного в России в то время не происходило. Большевики были плоть от плоти русского народа, но поступили сего культурой так, как поступил бы завоеватель, которому не понравились прежние порядки ион решил заменить их на новые 1. Новая культурная политика
С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики. Под этим подразумевалось создание невиданного в истории — пролетарского

— типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей и т. д. Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. Российской дворянской культуре не исполнилось и 150 лета возраст буржуазной был еще меньше, поскольку капитализм в России, если считать по формальным критериям, существовал всего 57 лет (1861 —1917). В Западной Европе, где возраст первой измерялся многими столетиями, а возраст второй перевалил залет, революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей степени.
Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами, большевики в одночасье решили расправиться стой и другой как с ненужным наследием прошлого. В пылающий костер революции полетели не только иконы и хоругви, но и томики стихов Пушкина. Лозунг первых лет советской истории Сбросим Пушкина с корабля современности воплощался с жестокой последовательностью и при полной поддержке властей. Собственно говоря, он, великий перелом, ими и был инициирован. Происходившая в ту эпоху культурная революция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорганическую модернизацию.
За создание новой культуры большевики взялись скоро и решительно. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен
А.В. Луначарский
(1874— 1933). В Нарком-просе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие организации — Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры — Долой неграмотность, Союз безбожников, Общество друзей радио и т. п.
Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей,
Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, ИВ.
Цветаева.
455
Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. С концах годов подозрение к старой интеллигенции сменилось политическим преследованием шахтинское дело, процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии свидетельствуют о том, что в стране началось физическое уничтожение русской интеллигенции.
Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно — через выдвиженчество (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора, рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы здесь использовался «лабораторно-
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
213 бригадный метод, при котором один ученик отчитывался за всю группу. В результате уже в 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию вместе взятых.
Новая культурная политика ставила целью сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда, как провозглашалось на VIII съезде РКП (б. Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация

— не только фабрики заводов, но также театров и художественных галерей. Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В период с по 1923 год было создано около 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых памятников. В 1918—1919 годах было отреставрировано более
65 историко-художественных памятников, а к 1924 году — 227 1
. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года была национализирована фотографическая и кинематографическая промышленность. Работу кинофабрики кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 году преобразованный в Госкино, а в 1926 году — в Совкино. В 1918 году введение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы
2
Однако та же самая национализация открыла путь невиданному ранее культурному варварству пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы в дворянских домах и церквах устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Многие культовые сооружения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч храмов и монастырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства большевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок были проданы за рубеж. Придерживаясь принципов классового подхода в городах уничтожались сотни старых памятников, на месте которых возводились бюсты героев-революционеров, переименовывались улицы и площади.
Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт Пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917— 1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Пролеткульт возник уже осенью 1917 году вскоре имел более 200 местных организаций в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Его идеологи (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев) нанесли Введение в культурологию Учеб. пособие в ЧМ. С Культурология. История мировой культуры Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. е изд, перераб. и доп. М Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. серьезный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие.
Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Удачнее всего он справился с первой, а вторая таки осталась областью неудачного экспериментаторства.
Пролеткульт сыграл негативную роль потому, что пытался методом кавалерийской атаки решить задачи там, где они, эти методы, никак не годились. Он являл собой не основу, а лишь крайнее выражение большевистского подхода к культуре, от которого вскоре РСДРП постаралась избавиться. Убедившись в непригодности экстремистских способов решения масштабных проблем, связанных с культурой, большевики перешли к постепенному и более скоординированному наступлению.
В системе образования национализацию заменило огосударствление, которое, как и национализация, преследовало несколько целей. Во-первых, администрация школы и вуза, лишившись академических свобод и неприкосновенности, подчинялась партийному аппарату, который назначали сменял кадры преподавателей, определял квоты на прием студентов. Во-вто- рых, за студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний устанавливался неусыпный идеологический контроль. В-третьих, резко расширялись масштабы и объем народного образования, к бесплатному государственному образованию получали доступ практически все слои населения. В результате уже в 1921 г. количество вузов в стране уве-
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
214 личилось до 244 по сравнению св дореволюционной России. Декрет О правилах приема в высшие учебные заведения

(1918) разрешал свободный прием в вузы. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены, — не требовался даже диплом об окончании средней школы.
В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей. В 1919 году вышел декрет О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР, обязывавший все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте народном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество Долой неграмотность возглавили МИ. Калинин, В.И. Ленин, А.В.
Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1917—1920 гг. грамотой овладели около 7 млн человек. Поданным Всесоюзной переписи 1939 года, численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялась до 90%. Количество учащихся в общеобразовательной школе превысило 30 млн человек по сравнению с 7,9 млн в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило 370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно- исследовательских учреждениях, увеличилось до 100 тыс, превзойдя уровень 1913 года почтив раз.
Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, ноне владели передовыми достижениями науки того времени, а в ФЗУ (фабрично-заводских училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическими граничил с функциональной неграмотностью (умением читать, но неспособностью разбираться в прочитанном. Советское правительство поступило так, как, наверное, поступило бы на его месте любое другое, поставленное в крайние условия руководство из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов и ученых, необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства, а затем широкое строительство тысяч новых предприятий требовало быстрейшей подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими противниками, требовался мощный оборонный потенциал. В подобной ситуации все ресурсы были брошены на подъем технических науки оборонной промышленности, где сосредоточились лучшие интеллектуальные силы.
С тех пор соотношение бюджетных средств, выделяемых государством на развитие науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и естественного знания, в е годы такая политика принесла свои плоды. На основе научных изысканий академика СВ. Лебедева
(1874—1934) в СССР впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков впервые в мире внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика
А.Ф. Иоффе
(1880—
1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В х годах советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета 2. Новая культура быта

Результаты культурной революции, как позитивные, таки негативные, сказались не только в науке и образовании, но также в переустройстве культуры быта.
Историки, изучающие советский период нашей истории, считают, что в е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот. В частности, американский социолог Н. Тимашев (эмигрировал из России) выдвинул тезис о том, что в е годы внутренняя политика СССР перестала соответствовать господствовавшим ранее революционным идеалам. Раннебольшевистская культурная политика строилась на радикализме отвергались ценность и необходимость семьи, поощрялся отказ от своих родителей, если те были буржуазного происхождения, старой культуры, осуждались мещанство, умеренность, утверждался безусловный приоритет общества и коллектива над индивидом и т. д. Вслед за
Маяковским партийная интеллигенция стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины.
В середине х годов наблюдается поворот вспять — переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения. Восстанавливаются в правах семейные идеалы, преданность службе и профессиональная карьера, ценность классического образования. Проис-
1
Timasheff N.
The Great Retreat: The growth and decline of communism in Russia. New York: Dutton & Co,
1946.
460
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
215 ходят перемены в обиходе, вкусах, манерах. Газеты и журналы х годов широко обсуждают проблему культурности человека, в Москве был открыт Институт косметики и гигиены
Главпарфюмера и появились журналы мод.
Забота о внешности и личной гигиене вышла на первый план женщины стали беспокоиться о своих прическах, парфюрмерии и нарядах, мужчины — о воспитании галантных манер. Популярная ранее военная форма уступила место одежде гражданского типа. В 1936 году Советский Союз по выпуску парфюмерии превзошел Францию и занял третье место в мире после США и Великобритании. Появились ранее невиданные вещи этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры, белоснежные занавески, скатерти и т. д. В те годы рабочий класс страны, пополнявшийся главным образом за счет беднеющей деревни, жил в бараках, коммунальных квартирах, общежитиях, а потому элементарные правила гигиены, правила приличествующего поведения, хорошая одежда многим была внове.
В стране развернулось широкое движение за личную гигиену, совпавшее повремени со знаменитым стахановским движением. В 1935—1936 гг. стахановцев преподносили как образец культурности. Пресса восторженно описывала, как они приобретают дорогие вещи, одежду, книги, мебель, велосипеды и даже автомобили.
Кампания за чистоту тела проходила под лозунгом Давайте бороться за чистоту тела, за чистое носильное, постельное белье, за чистый носовой платок, за чистую салфетку, за общий культурный внешний вид. Главными показателями культурности советского человека считались в то время образцовое поведение на производстве (соблюдение дисциплины, высокая производительность труда и культура рабочего места) ив быту (соблюдение правил общежития, товарищеская взаимопомощь, активное участие в субботниках и агитационной деятельности. Белый воротничок и чистая кофточка — это необходимый рабочий инструмент, который влияет на выполнение плана, на качество продукции, — писали в газетах.
В 1936 году развернулось так называемое движение общественниц — плановая мобилизация жен руководящих работников промышленности для внедрения культурности в рабочую массу. Они занимались сугубо практическими делами, в частности уничтожением грязи и бескультурья в рабочих бараках, их переоборудованием и улучшением рабочего быта. В 1937 году столетие со дня смерти Пушкина превращается уже во всенародный праздник. В советский быт возвращаются ценности старой культуры. На страницах печати, в агиткампаниях, на митингах и встречах с трудящимися разворачивается борьба за культуру речи. Четко обозначилось слияние русской и советской культуры. Пушкин был объявлен достоянием трудящихся, образцом гражданственности, выразителем национального духа. Пушкинский язык объявлялся речевым каноном
1
В 1938 году чтение было провозглашено основной формой политического самообразования. Разворачивается массовое соревнование зато, кто больше книг прочитает. Так, в речи на отчетной конференции московского комитета ВЛКСМ весной 1936 году секретарь комитета представил образец культурного и образованного человека — летнего слесаря ленинградского завода
«Электроаппарат» Нину Елкину, которая за 1935 год прочла 78 книг, среди них Бальзак, Гамсун, Гончаров, Гофман, Гюго, Ростан, Флобер, Франц, Чехов, Шекспир, Вересаев, Новиков-Прибой,
Серебрякова, А. Толстой, Тынянов, Чапыгина, Б. Ясенский»
2
Однако культурный подъем, как выяснил В.В. Волков, длился очень недолго. В конце х годов вместо лозунга Овладеем культурой появился новый Овладеем большевизмом. Он подразумевал знание основ марксизма и предполагал воспитание большевистской сознательности. Культура растворилось в более широкой концепции политического самообразования. Модная одежда, хорошие манеры и даже грамотная речь стали ассоциироваться с образом врага. Если в середине х годов молодежь призывали овладевать хорошими манерами и обращаться друг с
1
Волков В.В. Концепция культурности, 1935—1938 годы советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. № 1—2. С. 194—213.
2
Клуб. 1936. № 6. С. другом, особенно с девушками, галантно, тов конце х ситуация изменилась внешние атрибуты культурности подверглись осуждению, на первый план вышли твердые убеждения и партийная сознательность 3. Советская литература первой половины XX века
Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа. Первые годы
Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия
«Gaudeamus»)

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
216 после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и откровения. В атмосфере раскрепощения и свободы поиска, царившей все е годы, рождались новые таланты, направления, журналы, теории. Первое время официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеологии, нежели приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И. Ленин впервые проявилпринудительные методы по отношению к нелояльным философам, учеными писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей, составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого разного идеологического толка, на университетских кафедрах можно было встретить оголтелого марксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке — спорящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся говорить о том, какой идейной позиции он придерживается.
Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стало деятельность трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.

1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


написать администратору сайта