Главная страница
Навигация по странице:

  • Санкт- Петербурга

  • В.И. Баженов

  • М.Ф. Казаков

  • Ф.С. Рокотов

  • В.Л. Боровиковского

  • Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


    Скачать 4.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
    АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    Дата08.02.2018
    Размер4.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    ТипУчебное пособие
    #15316
    КатегорияИскусство. Культура
    страница36 из 42
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   42
    Санкт-Петербурга и портретная живопись. Появление мировых достижений в области светской культуры свидетельствовало о двух фактах 1) светское искусство стало самостоятельным культурным событием в жизни общества, не меньшим, чем религиозное 2) отныне все или большинство культурных новаций следовало ожидать уже от светской, а не от религиозной культуры. Светская культура прочно захватила лидерство и уже больше никогда его не упускала. Великая эпоха русской церковной культуры ушла в прошлое, наступила великая эпоха русской
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    199 светской культуры.
    1
    Курочкина И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. Именно при Екатерине II в основном и целом сформировался архитектурный облик Санкт-
    Петербурга — одного из красивейших городов Северной Европы. В 1703 году, на краю земли, только что отвоеванной у шведов, Петр I начал строить новый город. Здесь работали русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы, возводившие хоромы, дворцы, храмы, государственные здания, архитектурный облик которых назвали русским, или петровским, барокко. Для привлечения мастеров Петр I издал указ, запрещавший по всей России, кроме столицы, строительство из камня и кирпича.
    Архитектурное ядро столицы составляет ряд выдающихся архитектурных ансамблей, построенных в XVIII—XIX веках комплекс Петропавловской крепости, Александро-
    Невскаялавра, Смольный, стрелка Васильевского острова созданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (б. Сенатская) с памятником Петру I (Медный всадник, 1782),Исаакиевским собором, ансамбль Невского проспекта — Казанский собор, улица зодчего России площадь Островского с Санкт-
    Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь искусств созданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок.
    Развитие в России архитектуры барокко середины XVIII века определяли выдающиеся зодчие, среди которых надо назвать В. Растрелли
    (1700—1771), спроектировавшего Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе.
    Однако господствующие позиции в архитектуре этого периода занимало не барокко, а классицизм, в эволюции которого выделяют три периода ранний

    (1760—1780), строгий
    (1780—
    1800) и высокий
    (1800— 1840). Особо прославились достижения искусства классицизма второго и третьего периода.
    В стиле строгого классицизма творили два выдающихся архитектора — В.И. Баженов (1737—
    1799) и М.Ф. Казаков (1738—1812).
    В.И. Баженов (1737—1799) — один из основоположников русского классицизма, профессор Римской национальной академии искусств Св. Луки, член Флорентийской и Болонской академий художеств, академика затем вице-президент Петербургской академии художеств, автор проекта колоссального сооружения — Большого Кремлевского дворца издания коллегий на территории Московского Кремля. Среди других его творений можно назвать дворцово-парковый ансамбль
    Царицыно, дом Пашкова ныне старое здание Российской государственной библиотеки в Москве,
    Михайловский замок в Санкт-Петербурге.
    М.Ф. Казаков (1738—1812), как и Баженов, принадлежит к когорте основоположников русского классицизма. Он сыграл важную роль в формировании облика Москвы и утверждении принципов строгого классицизма в русском зодчестве. Именно он разработал типы городских жилых домов и общественных зданий в Москве, организующих большие городские пространства Сенат в Кремле, университет, Голицынская больница ныне — я городская, дом-усадьба

    Демидова и др, руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
    Архитектура высокого классицизма нашла отражение в масштабных замыслах выдающихся русских зодчих
    О.И. Бове, А.А. Захарова, АН. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. В этот период были осуществлены широкие градостроительные программы в Москве, Петербурге и других городах, благодаря чему впервой трети XIX века они приобрели строгий и цельный облик.
    Особого развития русское портретное искусство достигает во второй половине XVIII — начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чья слава распространилась далеко за пределами России Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
    Ф.С. Рокотов (1735—1808), выходец из семьи крепостных, является одним из лучших мастеров века Просвещения. Галерея его портретов — поэтический мир образов современников, погруженных в мечтательную задумчивость, в едва уловимые затаенные движения души.
    Наряду с Ф.С. Рокотовым и В.Л. Боровиковским ДМ. Левицкий
    (ок. 1735—1822) считается одним из крупнейших российских живописцев-портретистов XVIII—
    427
    XIX веков. В юности он писал иконы, а в 1771 —1787 гг. возглавлял портретный класс Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    200 института, «смольнянок». На картине они музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. К числу лучших работ Левицкого принадлежат также погрудные портреты Д. Дидро, МА. Дьяковой, НИ. Новикова и Екатерины II, которая представлена в античном храме богини правосудия.
    Портретам В.Л. Боровиковского (1757—1825) присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (МИ. Лопухина»). Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Пройдя воинскую службу, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко. Переселившись в
    Санкт-Петербург, сблизился с выдающимися интеллектуалами того времени (В.В. Капнистом, ГР.
    Державиным, НИ. Хемницером). Писал иконы и парадные портреты в стиле барокко и классицизма. В 1804—1811 гг. пишет религиозные картины для Казанского собора в Санкт-
    Петербурге. В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А.Г. Венецианов).
    NB
    В XVII—XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением.

    Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа XVII век, представляющий собой переходную эпоху, и XVIII век, те. собственно Просвещение, начало которого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины П.
    В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая большую роль в русском Просвещении.
    Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации. Одним из них становится
    социальная
    428
    сатира, осмеивающая государственные и церковные институты.
    В монументальной живописи, все еще базирующейся на иконописи, наблюдается размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи.
    Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования.
    По инициативе Ломоносова 1755 году основан Московский университет.

    Как ив архитектуре, в литературе XVIII — начала XIX века господствовал классицизм. По своей сути русской классицизм тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд особенностей патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие водном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями.
    В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства.
    После Елизаветы Петровны наступило время правления Екатерины II Великой, продолжавшееся с 1762 погоди ставшее золотым веком русского дворянства — начало XIX века знаменуют два культурных достижения мирового класса зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    201 Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА век

    — это особый период в развитии России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. В XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.

    Первые преобразования в XIX веке начал Александр I, воспитанный в духе либерализма и окруженный способными реформаторами во главе с ММ. Сперанским. В области просвещения основное внимание правительство обратило на подготовку педагогических кадров. Наряду с Московским университетом открыли Харьковский, Казанский, Петербургский университеты и др. В 1804 году был принят университетский устав, который был основан на принципах уважения к науке и свободы преподавания. Он предоставлял автономию университетским советам, которые стояли во главе всех средних и низших учебных заведений округа. При министерстве просвещения образовали комитет по руководству учебными заведениями. В стране создали шесть учебных округов. О масштабах развития образования говорят выделяемые на него средства. В
    1804 году на нужды образования выделено 2800 тыс. рублей (при Екатерине II ассигнования не превышали тыс. рублей в год. В стране действовали 42 гимназии и 405 уездных училищ
    1
    Во время войны с Наполеоном состав учащихся школ был достаточно демократичен. Дворянство, привыкшее пользоваться услугами частных учителей-иностранцев, неохотно отдавало своих детей в казенные учебные заведения, поэтому в них принимались дети разночинцев и даже крестьян. Однако со временем под давлением правительства, ввиду отсутствия вольных учителей и необходимости получения дипломов для службы, дворяне активнее стали отдавать детей в гимназии.
    Преобразования Александра II, отменившего крепостное право, проведшего затем земскую, судебную, военную и другие реформы, затронули и народное просвещение. Правительство разрабатывало их гласно и с учетом общественного мнения. Вначале х годах стал выходить популярный журнал Учитель, появились Петербургское педагогическое общество (в котором работали педагоги В.И. Водовозов и К.Д. Ушинский), комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. В 1864 году было подписано Положение о начальных народных училищах. К концу XIX века земские школы, находившиеся введении местных обществ, стали основным типом начальных учебных заведений в России.
    Реформа средней школы привела в середине х годов к созданию двух видов гимназий
    — классических и реальных, которые готовили учащихся к поступлению в высшие учебные заведения соответственно гуманитарного и естественнонаучного профиля. Благодаря ей залет) число учащихся гимназий увеличилось втрое — с 28 000 до 93 В 1863 году Александр II утвердил новый университетский устав, предусматривавший автономию профессорской корпорации (выбор лекционных курсов, создание новых кафедр, присвоение ученых степеней, но подчинял студентов обязательному плану обучения (посещение лекций, переводные экзамены. Либеральный устав действовал до 1884 года, когда профессора Введение в культурологию Учеб. пособие в х ч. Ч. 2. Конспект лекций. МС. университетов снова были вверены правительственному и чиновничьему контролю. Залет) число студентов увеличилось втрое — с 4300 до почти 13 тыс. человек.
    Уровень обучения и воспитания в университетах, институтах, гимназиях, училищах и школах вскоре приблизился к общеевропейским стандартам. Это позволило поднять образовательный уровень граждан, их самосознание и нравственные качества, сделать важный шаг в развитии науки, литературы, искусства, изменить к лучшему социально-политический и экономический уклады страны.
    Во многом благодаря реформам в образовании XIX век завершил великую революцию
    — переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерах и светском этикете. Основу нового порядка составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Великая русская культура, которая явила миру Фонвизина и Державина, Радищева и Пушкина, Лермонтова и Чаадаева, Толстого и Тютчева, была, как известно, дворянской. Неотъемлемым элементом этой культуры был дворянский этикет. При Петре I наблюдались только его зачатки, при Елизавете проросли первые ростки, во времена Екатерины II он становится обязательной нормой, в XIX веке он превращается в нечто само собой разумеющееся, в
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    202 то, без чего не может обойтись ни один считающий себя воспитанным человек. Его распространение диктовалось рядом вполне объективных причин со старым укладом и полуварварскими привычками нельзя было рассчитывать на вхождение в общеевропейское сообщество Во второй половине XIX века наблюдался общий прогресс в области народного просвещения. Если в 1860 году грамотность населения в России составляла 6%, тов году 21%. С х годов до середины х число учащихся в мужских средних учебных заведениях выросло в шесть рази составило более 150 тыс
    1
    Курочкина И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века // Общественные науки и современность. 1997. № 5. СВ женских гимназиях, институтах и епархиальных училищах обучалось 75 тыс. человек. Если в е годы было 14 высших учебных заведений, ток концу века — 63. Во второй половине XIX века вузы России закончило около 30 тыс. студентов, из них 1500 женщин
    1
    Рост образованности оказал большое влияние на развитие самосознания нации, понимание места России в мировом сообществе. В XVIII веке появилась бессословная интеллигенция, которая выступила носителем новой духовности, в основе которой лежала идея сохранения моральных устоев народа высокой нравственности, коллективизма, взаимопомощи, любви к Отечеству и др.
    Положительное влияние на общество оказали культурные контакты с другими странами. Война с Наполеоном оказалась своеобразным окном в Европу для образованной части русского офицерства, познакомившегося сбытом и культурными традициями европейских народов.
    Не только побывавшие за рубежом перенимали быт и традиции западноевропейского общества и привносили их на русскую почву, общению с французской культурой помогало пребывание войск Наполеона в России. Проводниками западной культуры выступали пленные французы, которые оседали в России, женились, заводили частные школы, нанимались домашними учителями, становились предпринимателями, входили в состав российской знати и пополняли ряды интеллигенции. Русские воспринимали у иностранцев научные знания, учились ремеслу и торговле, перенимали административные навыки. В самой России появились иностранные учителя, влиятельные администраторы, переводчики и служащие коллегий.
    Философия и интеллигенция. В сфере философии и общественной мысли в середине XIX века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой — славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали бо-
    1
    Введение в культурологию Учеб. пособие. ЧМ. С. лее внимательного отношения к национальным корнями к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России. Западники (
    П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н.
    Грановский, К.Д. Кавелин, МН. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, АИ. Герцен,
    В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др) считали историю России частью общемирового исторического процесса. Они сотрудничали в журналах Отечественные записки, Современник, Русский вестник. Славянофилы
    (И.С. и
    К.С. Аксаковы, ИВ. и
    П.В. Киреевские, АИ. Кошелев, Ю.Ф.
    Самарин, АС. Хомяков, В.А. Черкасский и др) выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Близки к славянофилам были
    В.И. Даль, АН. Островский, А.А. Григорьев, ФИ. Тютчев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский и др.
    После крестьянской реформы 1861 года западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. И те, и другие выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати, критиковали недостатки самодержавия и выдвигали проекты реформирования государственного строя.
    Великое противостояние западников и славянофилов сохранилось ив столетии. Его нельзя рассматривать как частный эпизод в развитии общественной мысли, поскольку конфликт индивидуалистических и коллективных ценностей, старого и нового в культуре выражает глубинные проблемы становления национального самосознания. С давних времен Россия решала для себя вопрос о том, за кем следовать — за Востоком или Западом, какого пути в экономике придерживаться — рыночного или нерыночного, на каких ценностях — общечеловеческих понимаемых прежде всего как протестантские) или самобытных, главным образом православных, воспитывать подрастающие поколения.
    Великий философский спор вряд ли когда-либо разрешится сторонники западничества всегда
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    203 будут указывать на то, что страна недостаточно активно заимствует передовой европейский и американский
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   42


    написать администратору сайта