Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.В. Гоголя

  • Ф.М.Достоевского

  • Л.Н. Толстой

  • А.Г. Венецианову

  • В.И. Суриков

  • Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


    Скачать 4.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
    АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    Дата08.02.2018
    Размер4.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    ТипУчебное пособие
    #15316
    КатегорияИскусство. Культура
    страница37 из 42
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42
    434
    опыт, недостаточно быстро сокращает экономическое и техническое отставание, а сторонники идей славянофильства всегда будут обращать внимание на то, что культурные и технические заимствования только углубляют наше отставание, так как перенимается все самое плохое и чуждое национальному духу, а собственные идеи и открытия, под давлением западной культуры и более высоких технологий, не получают достойного развития.
    Движение от западничества к славянофильству происходит в России волнами вслед за увлечением одной крайностью следует разочарование и переход к другой. Поверхностное соприкосновение с западноевропейской культурой сменяется столь же неглубоким возрождением национальной самобытности. Поскольку проблема до конца ни разу не была решена (мы никак не можем стать стопроцентными европейцами или, напротив, вытравив привнесенное, вернуться к древнеславянским корням, она обречена возникать снова и снова. Такова историческая судьба евразийской цивилизации, находящейся на стыке Запада и Востока. Ее проблема решается иначе необходимо осознать, что подобная двойственность является исторической удачей, а не несчастьем.
    Значительную роль в духовном прогрессе общества играла печать. После вступления на престол (1801) Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностранных книг, разрешил частные типографии, свободный выезд заграницу. В стране стали издаваться различные журналы. С 1802 года НМ. Карамзин начал издавать журнал Вестник Европы, позже появились Московский Меркурий, Друг просвещения, Российская словесность, Северный вестники др. В середине XIX века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура — залог подъема письменной литературы. В 1858 году правительство разрешило обсуждать в печати вопросы общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельности. В рядах русской интеллигенции сразу же возросло число пишущих и читающих. В 1860 году количество периодических изданий достигло 230 наименований. Одновременно росли тиражи и число наименований книг. Только в 1860 году вышло 2085 книг.
    В 1890 году Россия становится третьей страной в мире (после Германии и Франции) по количеству издаваемой литературы.
    В 1814 году в Петербурге открывается первая в России публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем, в 1862 году — крупнейшая библиотека при Румянцевском музеев Москве. Постоянно растет число научных, специальных, ведомственных, а также коммерческих библиотек. Появляются музеи различного профиля — исторические, естественнонаучные, мемориальные, художественные, краеведческие, промышленные, сельскохозяйственные. В 1856 году открывается художественная галерея П.М. и СМ. Третьяковых, которая приобрела общенациональное значение.
    Больших успехов добилась русская наука. Мировую известность приобрели такие ученые, как НМ. Пирогов основоположник военно-полевой хирургии, НИ. Лобачевский создатель неевклидовой геометрии,
    A.M. Бутлеров создатель теории химического строения, ИМ. Сеченов основатель русской физиологической школы, автор работы Рефлексы головного мозга,
    Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов, КА. Тимирязев внес крупный вклад в учение о фотосинтезе,
    И.И. Мечников один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии,
    К.Э. Циолковский создал основополагающие труды по теории космонавтики и космических аппаратов) и многие другие. Разрабатываются фундаментальные вопросы общего языкознания (АХ. Востоков, И.И. Срезневский, А.А. Потебня,
    А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов и др).
    В XIX веке наша страна вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия российских ученых имели мировое значение. Российская Академия наук организовала ряд крупных научных экспедиций. Вначале века российские мореплаватели
    Ю.Ф. Лисянский и
    И.Ф. Крузенштерн совершили кругосветное путешествие. В 1819—1821 годах
    Ф.Ф. Беллинсгаузен и
    М.П. Лазаревна шлюпках Восток и Мирный прове-
    436
    липервую русскую антарктическую экспедицию. Она принесла русской науке бесспорный приоритет в открытии Антарктического материка и целого ряда ранее неизвестных островов. Во второй половине XIX веке получили развитие новые отрасли естествознания почвоведение, кристаллография, сейсмология, геохимия. В России впервые начали создаваться
    научно-техниче-
    ские общества. Одним из них было Императорское Русское техническое общество
    (1861).
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    204 Большое значение для становления отечественной культуры имел выход в свет « Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля, над которым он трудился около 50 лет.
    Именно в XIX веке Россия внесла в мировую культуру чуть лине самый весомый свой вклад в области литературы, если не считать XX столетие, которое вполне может поспорить с ним по обилию литературных талантов мирового класса НМ. Языков, В.А. Жуковский, НИ. Батюшков,
    Е.А. Баратынский, ФИ. Тютчев, И.А. Крылов, АС. Грибоедов, АС. Пушкин, МЮ. Лермонтов,
    Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, НА. Некрасов, А.А. Фет, АН. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, АН. Островский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, ДН. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко.
    В становлении реализма важное место занимает творчество
    И.А. Крылова
    (1769—1844) и АС. Грибоедова Величайшим достижением стало творчество АС. Пушкина
    (1799—1837), который вошел в историю русской культуры как создатель литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина, историзм и острое чувство современности оказали могучее воздействие на писателей и художников разных поколений. Пушкин показал, что впервой половине XIX века в России не только создавалась мировая по своему значению литература, но и появился заметный слой читающей публики. В х годах в России насчитывалось более 100 книжных лавок. По свидетельству Пушкина, дворяне конца XVIII века, как правило, не читали книги в лучшем случае пролистывали какую-нибудь газету, а в высшем свете и среди уездного дворянства
    437
    первой половины XIX века чтение стало массовым явлением. Читательские интересы превращаются в важную характеристику личности
    1
    Творческим преемником АС. Пушкина был МЮ. Лермонтов
    (1814—1841). В юности он был выгнан из Московского университета за вольномыслие, переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой проучился два года.
    Его творчеству свойственна романтическая направленность и глубокий психологический реализм. Вершиной лермонтовского творчества считается его роман Герой нашего времени. Многие его произведения послужили основой для создания музыкальных, театральных, кино опера Демон А.Г. Рубинштейна, Утес СВ. Рахманинова, романсы
    А.С.
    Даргомыжского и
    М.А.Балакирева, песня, почитающаяся народной, — Выхожу один я на дорогу»).
    Эпоху Пушкина именуют золотым веком русской поэзии. Сего смертью в литературе господствует проза. Золотой век связывают с творчеством
    Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, АН. Островского, А.П. Чехова. В первое десятилетие XX века в русской литературе вновь доминирует поэзия. Русская культура переживает так называемый серебряный век».
    Социальным пафосом, обличением общественных язв проникнуто творчество Н.В. Гоголя
    (1809—1852). Литературную известность ему принес сборник Вечера на хуторе близ Диканьки»

    (1832), насыщенный украинским этнографическими фольклорным материалом. Тема униженности маленького человека наиболее полно воплотилась в повести Шинель (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало петербургских повестей Нос, Портрет и др) получило развитие в комедии Ревизор

    (1836) — фантасмагории чиновничье-бюрократического мира. В поэме Мертвые души

    (1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека.
    1
    Коган Л.Н. Круг чтения героев Пушкина (опыт социологического анализа) // Социологический журнал.
    1995. № 3. С. Вторую четверть XIX века по праву называют золотым веком русской художественной литературы. Господствующим направлением становится критический реализм. К гоголевской традиции близко примыкало творчество АН. Островского
    (1823—1886). Его драматургические произведения заняли прочное место на русской и зарубежной сцене.
    Творчество Ф.М.Достоевского (1821 — 1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями высшей мысли. Стремление к изображению всех глубин души человеческой неотделимо у Достоевского от тезиса о «неисследуемости» человеческой природы. Всемирную известность получили романы Бедные люди

    (1846), Униженные и оскорбленные
    (1861), Игрок
    (1866), Преступление и наказание
    (1866), Идиот
    (1868), Бесы
    (1871 — 1872), Подросток
    (1875), Братья
    Карамазовы»
    (1879—1880).
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    205 Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828—1910) исследовал не только текучесть повседневного мира человека, моральные устои личности, но и глобальные социальные процессы, вовлекающие в свою орбиту целые страны и культуры. Таков всемирно известный роман-эпопея Война и мир
    (1869), воссоздающий жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий неправду сословных отношений, проходят через все его творчество. В романе Анна Каренина»
    (1877), посвященном, как и роман Флобера Госпожа Бовари»
    , трагедии женщины, попавшей во власть разрушительной страсти, автор рисует социальную анатомию светского общества ив нем видит причины нравственного разложения, толкающего людей на неправедный путь. Критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной Церкви, цивилизации и культуры, всего жизненного уклада образованных классов посвящены произведения Толстого роман Воскресение
    (1899), повесть
    «Крейцерова соната
    (1889), драмы Живой труп
    (1900) и Власть тьмы Вместе с литературой развивался и русский театр. Вначале века на русской сцене шли произведения
    Д.И.
    Фонвизина, И.А. Крылова, В.А. Озерова и др. Важным событием в театральной жизни России было открытие в 1824 году Малого, в 1825 году — Большого, а в 1832 году — Александрийского театров. Заслуженным вниманием у зрителей пользовались актеры ПС.
    Мочалов, Е.С. Семенова, АС. Яковлев и др. Главная заслуга в развитии актерского мастерства принадлежит МС. Щепкину (1788—1863). Выходец из крепостных, он всю жизнь отстаивал принципы демократизма в театре. МС. Щепкин утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Расцвет его творчества связан с драматургией Н.В. Гоголя и АС. Грибоедова. Величайшим достижением актера явилось исполнение ролей Городничего в Ревизоре и
    Фамусова в Горе от ума».
    Вторая половина XIX веке стала переломной для русского театра. Впервые центральное место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, ив первую очередь великого русского драматурга АН. Островского (1823—1886). Это была эпоха Островского. Почти тридцать лет ежегодно ставились новые пьесы. АН. Островский выступил как новатор-драматург и организатор театрального дела. В конце XIX века развивается театральное искусство
    К.С.
    Ста-
    ниславского
    (1867—1938) и
    В.И. Немировича-Данченко Впервой века русская архитектура и скульптура, особенно монументальная, формируется под знаком классицизма АД. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге, АН.
    Воронихин (Казанский собор в Петербурге, К.И. Росси (Александрийский театр, Д. Жилярди Московский университет, И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому), П.К. Клодт (4 конных группы на Аничковом мосту. Крупнейшим скульптором второй половины XIX в. был ММ.
    Антокольский
    440
    («Иван Грозный, Петр I», «Нестор-летописец», Ярослав Мудрый
    », «
    Ермак»
    ).
    Живопись. Впервой половине XIX века в русском искусстве разные стили и направления развивались параллельно, а непоследовательно, как в других национальных школах. Однако господствующие позиции занимал классицизм. Наиболее яркими его представителями были
    К.П.
    Брюллов
    (1799—1852),
    О.А. Кипренский
    (1782—1836),
    А.А. Иванов
    (1806—1858). В области жанровой живописи работали
    В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, ПА. Федотов. Эстетические идеалы, противоположные академическими романтическим художественным концепциям, позволили А.Г. Венецианову (1780—1847), подлинному новатору в русском искусстве первой половины XIX века, увидеть красоту в повседневной жизни и труде крестьян, ив небольших композициях воссоздать картины этой жизни. Венецианов открыл очарование русского пейзажа и положил начало реалистическому бытовому жанру. ПА. Федотов
    (1815—1852) обогатил изобразительное искусство новым социальным содержанием, сделав предметом художественного показа и критического осмысления отрицательное в действительности. Его творчество положило начало искусству критического реализма, ставшего ведущим направлением во второй половине XIX века.
    Во второй половине XIX века доминирует реализм. Споры вокруг проклятых вопросов русской жизни определили социальную направленность литературы и искусства. В это время завершается процесс формирования русской национальной школы в изобразительном искусстве. В
    1870 году по инициативе
    И.Н. Крамского
    (1837—1887),
    Г.Г. Мясоедова
    (1834—1911),
    В.Г. Перова
    (1833—1882), НИТе) основывается « Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижники сказали новое слово во всех жанрах живописи в
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    206 исторической и бытовой картине, в портрете и пейзаже. Они жили интересами современности, остро чувствовали, как в России после отмены крепостного права все переворотилось и только укладывается».
    В 1878 году в Товарищество вступил художник, которого Стасов назвал Самсоном русской живописи

    И.Е. Репин (1844—1930). Его работы стали высшим достижением русской бытовой и исторической и портретной живописи XIX века. Среди его наиболее известных работ числится картина Бурлаки на Волге, созданная на основе многочисленных натурных этюдов вовремя путешествия по Волге. Картина, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, произвела сенсацию. На зрителей произвела впечатление яркая выразительность народных типов, передававших ощущение грозной силы социального протеста, назревавшего в среде нищих и изгоев общества. В новом шедевре — Крестный ход в Курской губернии

    — в многолюдной церковной процессии сведена воедино как бы вся Русь. Историческим эпизодам из жизни страны посвящены такие эпические полотна, как Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре
    (1879), Иван Грозный и сын его Иван
    (1885), Запорожцы пишут письмо турецкому султану В е годы зрелые мастера передвижничества переживали время своего расцвета. Наряду с Репиным, в е годы лучшие свои произведения создал В.И. Суриков (1848—1916). В монументальных полотнах Утро стрелецкой казни, «Меншиков в Березове», Боярыня
    Морозова»), посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, он раскрыл героические стороны русского характера. В е годы жанровые композиции АИ.
    Корзухина, В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова, Ф.С. Журавлева, В.Е. Маковского, КА. Савицкого, НА. Ярошенко воссоздавали правдивую картину жизни крестьянства и городских низов своего времени. Одним из самым значительных художников, писавших в жанре социального реализма, был В.Г. Перов (1833—1882). Его картины (Монастырская трапеза и др) обличали пороки власть имущих, вынося на суд зрителя неприглядные стороны быта духовенства и помещиков.
    В 1890—1900 гг. Товарищество передвижников переживало трудности. В это время началось обновление художественного языка появились
    Серов, Врубель, К. Коровин. С возникновением объединения Мир искусства из него ушли В. Серов, К. Коровин, А. Васнецов и др. Передвижники сыграли исключительно важную роль в художественной жизни России XIX века. Лучшее из созданного ими на протяжении полувековой жизни вошло в золотой фонд отечественной культуры. Большое место в искусстве второй половины XIX века занимает реалистический пейзаж. Широко известны поэтически тонкие, проникнутые лирическим очарованием пейзажи А.К. Саврасова и ФА. Васильева. Тщательному изучению и отображению облика северного леса посвятил всю свою жизнь
    И.И.
    Шишкин. Кисти
    В.Д. Поленова принадлежит много исторических и бытовых композиций и пейзажей. В.В.Верещагин создал серию бытовых и батальных композиций, рассказывающих о буднях войны век — это особый период в развитии России. Прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. В XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. В стране были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.
    Во многом благодаря реформам в образовании XIX век завершил великую революцию

    — переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерах и светском этикете.
    В философии и общественной мысли в середине XIX века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой — славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корнями к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России.
    Значительную роль в духовном прогрессе общества играла печать. В середине XIX века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


    написать администратору сайта