Главная страница
Навигация по странице:

  • Владимиро-суздальская школа

  • Новгородские фрески Новгородские фрески

  • Москве. Татаро-монгольское нашествие

  • Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


    Скачать 4.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
    АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    Дата08.02.2018
    Размер4.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    ТипУчебное пособие
    #15316
    КатегорияИскусство. Культура
    страница33 из 42
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   42
    395
    из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь
    (990—996 гг.), построенная византийскими архитекторами. Внутри в соответствии с византийскими образцами храмы украшались фресками и мозаиками. В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту Молящуюся, причастие апостолов и фигуры святителей. Подкупольное пространство отводилось образу Вседержителя — Творца и Повелителя Вселенной. На стенах изображались библейские сцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в традициях Византии — князья и их семьи.
    Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019—
    1054). Главным культовыми общественным зданием Киева был величественный Софийский собор заложен в 1037 г) — храм, имеющий в плане крест с пятью полукруглыми выступами — апсидами, увенчанный одним большими малыми куполами. Внутри собор отличается великолепным убранством он украшен мозаикой, фресками, отделан полированными резным камнем, майоликой. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов — по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви стали органичной частью сельского ландшафта, а в городах они превращались в центр всего архитектурного ансамбля.
    Русская архитектура второй половины XII века, как и готика в Западной Европе, была искусством городов. Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов —
    Гардарикой. Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная часть города — детинец (позднее его стали называть кремлем, укрепленный административно- правительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц. Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденные забором. В храмовой архитектуре городов преобладают четырехстолпные храмы. В XII веке ведущей стала архитектура башнеобразного типа. Такие ее элементы, как ярусность закомар-
    кокошников и пирамидальность венчающей части, на долгое время станут излюбленными приемами, хотя и превратятся в XVII веке в чисто декоративный мотив.
    В архитектуре ив живописи постепенно угасал византийский классицизм, вытесненный более самобытными формами. Возрождение в XII веке фольклорного сознания привело к расцвету декоративно-прикладного искусства звериного стиля, напоминающего романский
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    186 стиль. Нов нем нет устрашающих демонических существ, большое место занимает растительный орнамент. Вместо борьбы темных и светлых сил во всем царит мировая гармония. Монументальная живопись

    В Киеве она представлена фресками и мозаикой. Мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные византийскими и русскими мастерами во второй половине XI века, поражают изяществом пропорций фигур, красотой колорита. Самым распространенными получившим наивысшее развитие живописным жанром в допетровской Руси являлся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно давно и поначалу копировала византийские образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV — XV вв. когда творили гениальные Феофан Греки Андрей Рублев. Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практически единственной формой художественного самовыражения русских.
    Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописи важное место занимают образы Св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружинники в то неспокойное время. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими у византийцев, у которых они были постоянным мотивом. Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности.
    В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского собора изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах, Богоматерь в центральной апсиде, ветхозаветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса, апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками. Уже в
    XII веке славился русский мастер Алимпий, которому приписывают большую, поразительной красоты икону Богоматерь Великая Панагия так называемая Ярославская Оранта

    ).
    Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для Киевской Руси первичным стилем, каким для Западной Европы был романский стиль.
    Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла гончарного, ювелирного, металлообработки. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира. Ювелирные украшения выполнены в технике
    зерни на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и
    скани рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью. Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения 4. Культура Московской Руси
    Древнерусское искусство до нашествия монголов являло собой поразительно яркую и цельную картину. Однако в XII—XIII вв. могущество Киевской Руси приходит к упадку. Начинается период феодальной раздробленности, который охватывает XII—XV вв. В середине XII века насчитывалось 15 крупных и мелких
    398
    удельных княжеств, накануне монгольского нашествия на Русь (1237—1240) — около 50, а в
    XIV веке число их приближалось к 250 1
    . Политически страна напоминает лоскутное одеяло. Единое государство превращается в конфедерацию полузависимых княжеств, каждое из которых всеми силами стремится подчеркнуть свой суверенитет. Единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы Киев, Новгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург. На смену культуре Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси. Местные художественные школы
    Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления — процесс закономерный не только для России, но и для Западной Европы. Как в средние века, таки в Новое время в каждой европейской стране то и дело возникали и распадались художественные школы, исповедующие свой стиль, манеру, эстетическую концепцию, а иногда и технику. Как
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    187 известно, ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV веке сиенская и флорентийская, в XV веке — флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в веке — римская и венецианская. В России в это время ведущими являлись три школы:
    владимиро-суздальская;
    новгородская;
    московская.
    Две другие школы — псковская и строгановская

    — представляли хотя и самобытное, ноне самое выдающееся явление. Из них стоит выделить строгановскую школу как наиболее примечательное художественное образование.
    Владимиро-суздальская школа
    Владимиро-суздальская школа. Вначале века она была одной из главных. Для зодчества владимиро-суздальской школы (соборы во Владимире Введение в культурологию Учеб. пособие. ЧМ. С. церковь Покрова-на-Нерли) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор рельефные композиции, аркатурные пояса, для живописи — одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197). В росписях церкви Св. Бориса и Глеба в Кидекше и Кафедрального собора Суздаля сохранились следы работы греческих художников. В фигурах святых, выполненных в классическом византийском стиле, — несколько отстраненных, холодно-величественных — чувствуется земная теплота, которая больше присуща эмоциональному миру и душе русского человека. В XIII веке татаро-монгольское нашествие прервало блестящее развитие владимиро-суздальского искусства, но его художественные достижения и вдохновлявшие его идеи объединения Руси были подхвачены и развиты позднее искусством Московской Руси.
    Новгородская школа Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой живописи средних веков существовала в период с XII по XVI в. Географическое положение Новгорода помогло ему в период татаро-монгольского нашествия избежать разорения и сохранить независимость, победа над шведами и Ливонским орденом усилила его могущество. В 1136 году Новгород стал феодальной республикой, его культура стала более демократичной. Иногда новгородскую культуру называют еще культурой средних слоев (в этом ее отличие от княжеской, владимиро-суздальской и дворцово-царской культуры московской школы).
    Больше всего новгородская школа прославилась своими иконами (фресками) и церковной архитектурой. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045—1050; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Собор Св. Софии

    (XII в, собор Антониева монастыря
    (1117), суровый и мощный Георгиевский собор Юрьева монастыря
    (1119, мастер Петр) — характерные памятники новгородской школы, в творческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.
    Новгородские фрески Новгородские фрески XIV века отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой
    400
    движения, свободой живописного исполнения. Новгородцы внесли много нового в традиционную манеру написания иконы. Если на византийских иконах пристальный взгляд святого устремлен прямо на зрителя, тона новгородских он устремлен ввысь — к небесам. Вместо темных и мрачных тонов в новгородской школе появляются светлые. На новгородских иконах стало больше лиризма и меньше непосредственного присутствия святого.
    В XIII—XV веках происходят дальнейшие изменения иконописного стиля. Святые предстают не в безвоздушном пространстве, а на определенном фоне — чаще всего архитектурном. Кроме того, появляется новое изобретение — иконостас от икона и греч.
    stasis
    — место стояния, перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Расставные вдоль всех стен иконы теперь сконцентрированы на специальном экране, где они выстраивались в строго определенном порядке. Начиная с XV века иконостас становится неотъемлемым атрибутом православного храма.
    Появление иконостаса изменило технику и психологию восприятия иконы. Возникли сложные эстетические проблемы. Их решение нашли в изменении ритмики рисунка. Четкие пропорции и упорядоченные линии фигуры сочетались со специально подобранной под них цветовой гаммой желтый, изумрудно-зеленый и ярко-красный. Еще одно нововведение — использование в иконах
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    188 золотых и бриллиантовых украшений вокруг фигур святых. В результате изображение святых стало как бы объемным. В них стал важен не только внешний, обведенный линией контур, но и вся фигура в целом, включая одежду. С тех пор новгородский стиль, в котором помимо отмеченных особенностей надо указать величественную грацию удлиненных изображений святых, стал общенациональным эталоном.
    В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых больше других прославился Феофан Грек
    (1340—1405). Вместе с А. Рублевыми Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески
    401
    церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью и внутренней силой образов.
    Несмотря на значительный шаг в сторону более гуманистического изображения святых, новгородскую иконопись характеризует статичность поз, плоскостность изображения нет перспективы, жизнерадостный колорит. Новгородские образы напоминают деревянную скульптуру, а сочетания цветов — народную праздничную вышивку. Иконопись Новгорода пережила высший расцвет в XV веке, после чего мастерство иконописцев пришло в упадок. Художественное лидерство в XVI веке переходит к Московской школе. После крупного пожара Москвы в 1547 году большинство новгородских иконописцев переезжает в столицу.
    Культурное значение новгородской школы очень велико. Задолго до Петербурга окно в Северную Европу прорубил Новгород, поддерживавший экономические и культурные связи с городами Прибалтики и Северной Европы. Новгород, как никакой другой русский город того времени, развивался в культурном контексте Европы.
    Московская школа Московская школа. Дмитрий Донской завершает великое дело объединения русских земель, начатое еще Иваном Калитой, ставшего московским князем в 1325 году. Усилению политического влияния Москвы способствовало также перенесение сюда из Владимира в 1325—1326 годах митрополичьей кафедры. С конца XIV века ведущая роль в художественной культуре Древней Руси переходит к Москве.
    Татаро-монгольское нашествие
    Татаро-монгольское нашествие. Начало московской и продолжение деятельности новгородской художественных школ происходит уже во второй период развития русской культуры, названной выше периодом татаро-монгольского завоевания
    (1242—1480). Оно нанесло страшный удар по ослабленной междоусобицами Руси. Города были сожжены и ограблены. Ремесленники и иконописцы погибли или уведены в плен. Отторгнут ряд коренных областей
    Поднепровье, Полоцкая и Смоленская земля, Галич и Волынь сих культурными центрами. Опустошенная, обескровленная и обезлюдевшая Русская земля на два с половиной столетия подпала под иго созданного в низовьях Волги
    402
    государства — Золотой Орды. Власть русских князей в их землях сохранялась, но они вынуждены были каждый раз испрашивать согласие ордынского хана направо княжения. Страна вынуждена была платить завоевателям огромную дань.
    Первые 50 лет после вторжения русская культура переживала нечто вроде культурного шока затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Европой, вместо каменного господствовало деревянное зодчество, памятники которого выгорали после частых городских пожаров, были утрачены технические навыки по выделыванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия.
    Важную роль духовного наставника и защитника веры в период татаро-монгольского ига играла Церковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные идеи. Православная Церковь не только утешала страждущих, но и призывала к борьбе за независимость.
    Духовное сознание народа того времени можно называть катастрофическим, иноземное вторжение и массовая резня воспринимались как наказание за грехи. Древнерусская литература повествует о чудовищной катастрофе, обрушившейся на русский город, когда все население физически уничтожалось, так что некому было оплакать убитых И не осталось во граде ни одного живого все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего, ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата обрате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые»
    1
    Людей поначалу охватило уныние и безысходность. Христианство, признававшее уныние и безучастность к своей судьбе одним главных грехов, наставляло людей на путь праведный.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    189 Постепенно культурный шок проходил, восстановилось мирное течение жизни, появились люди, задумывавшиеся о милосердии и спасении. Во второй четверти XIV века формируется новое подвижничество — пустынножителей. Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются многочислен Древнерусская литература. Повесть о разорении Рязани Батыем. Рига, 1981. С. 69.
    403
    ные скиты (вероятно, от греч.
    Sketis
    — название обители в Египте) — кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали называться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сергий Радонежский (ок. 1321 —1391), один из наиболее известных духовных наставников русского народа. Будучи основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий стал инициатором введения общежитийного устава в русских монастырях. Он активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику московского князя Дмитрия Донского
    (1350— 1389), благословение которого на битву с Мамаем преподобным Сергием стало уже хрестоматийным сюжетом.
    Иконопись. Как и другие местные школы, московская школа прославилась в области иконописи и зодчества. Расцвет московской иконописной школы приходится на период с 1400 года по конец XVI века. Она дала миру великих мастеров — Андрея Рублева Троица которого, хранящаяся в Третьяковской галерее, представляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, что создано человечеством) и
    Дионисия. Ее ранний период проходил под влиянием художников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который около 1400 года переезжает в Москву. В живопись московской школы Феофан Грек внес технику изогнутых проекций. Его лучшим учеником явился монах Андрей Рублев (ок. 1360 [1370] — ок. 1430), который, по существу, и стал основателем московской школы живописи. А. Рублев не только усвоил от своего учителя манеру передавать в изображениях святых особую одухотворенность и грацию, но и превзошел его в этом мастерстве.
    Иконы и фрески Рублева отличают изысканность линий и внутреннее сияние цвета, глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов икона Троица. В отличие от Феофана Грека и старых мастеров, он освещал все, даже второстепенные, детали иконы, усиливая значение и смысл композиции картины. Его манере подражали иконописцы последующих поколений, но добивались меньшего эффекта. Он участвовал в создании росписей и икон соборов старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425—
    1427), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (е гг.). Рублев явился создателем классической формы русского иконостаса. Техника иконописи состояла в нанесении на дерево грунтового слоя основной краски (левкас), на который накладывались остальные краски.
    Другим крупнейшим живописцем Древней Руси в целом и Московской школы в частности был Дионисий (ок. 1440 — после 1502). В искусстве Дионисия разума точнее — рассудок, победила затем вытеснил религиозную искренность и страстность. В отличие от монаха Рублева, Дионисий был мирянином, рано проявил свой талант и рано получил вельможных покровителей. Среди его многочисленных заказчиков были высокопоставленные особы, церковные иерархи, сам великий князь. Скорее он прославился как мастер преизящный», нежели как вдохновенный творец нового.
    Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль Московского Кремля и завершился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных сооружения каменная стена Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены земляного города, окружавшие центр Москвы — Кремль. Это закрепило радиально-кольцевую застройку столицы. Русские архитекторы планировали и строили великолепные церковные ансамбли, прежде всего всемирно известный храм Василия Блаженного, представлявший образец органичного слияния византийской и азиатской культурных традиций. Перестройка Кремля велась с участием итальянских зодчих в 1475—1479 гг. построен Успенский собор архитектор Аристотель
    Фиораванти), в 1505—1508 гг. Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор
    — усыпальницу русских князей и царей, в 1487—1491 гг. построена
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   42


    написать администратору сайта