Главная страница
Навигация по странице:

  • Постимпрессионизм

  • Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


    Скачать 4.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
    АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    Дата08.02.2018
    Размер4.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    ТипУчебное пособие
    #15316
    КатегорияИскусство. Культура
    страница29 из 42
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   42
    Поль Гоген (1848—1903) — один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн. По материнской линии он происходил из старинного испанского рода и детство провел в Перу. В юности был матросом, затем работал в Париже биржевым маклером, одновременно занимаясь живописью. Влет бросил карьеру коммерсанта, а влет, расставшись с семьей, покинул цивилизованное общество и уехал на Таити. В Париже он жил трудной, почти нищенской жизнью, но и на Таити ему пришлось вытерпеть немало он болел, голодал, даже попытался покончить с собой. На Таити он живет жизнью туземца изучает легенды, традиции и верования таитян. В своих картинах изображает жизнь таитян среди тропической природы, в праздничном покое, идеализируя ее. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен придают его картинам настроение торжественного покоя. Его интересуют не столько описательные возможности цвета, сколько его эмоциональное значение. Композиции Гогена носят орнаментальный характер Гоген
    — автор таких картин, как Брод
    (1901), Л, ты ревнуешь
    (1892). На Таити он написал один из своих шедевров Откуда мы Кто мы Куда мы идем?».
    Выдающийся французский графики живописец Анри де Тулуз-Лотрек с детских лет страдавший тяжелым физическим недугом, стал блестящим мастером острых, порой язвительных живописных характеристик. Возможной причиной слабого здоровья Анри стало кровосмешение, совершенное его отцом графом Альфонсом де Тулуз-Лотрек-Монфом, который был женат на своей кузине. Детство будущий художник провел в Париже ив замке Селейран, в аристократической среде, где господствовал дух славы и мужества, страсть к лошадями к охоте. Подобно своему отцу, деду и двум дядьям, Анри обожал рисовать. В 1878 году, когда после двух переломов бедра он заболел костной болезнью и был признан неизлечимым, свой физический недостаток он преодолевал упорной работой. Получив степень бакалавра, Тулуз-Лотрек поступил в Школу изящных искусств. Под влиянием своих академических учителей он вначале увлекается импрессионизмом, но затем отходит от него и присоединяется к группе независимых художников во главе с Ренуаром. Его восхищал Дега, под влиянием которого его главным выразительным средством стали рисунок и композиция. Именно Дега он обязан своей острой наблюдательностью парижских нравов и выбором современных сюжетов. Прожив долгие годы на Монмартре, он прекрасно знал мир парижской богемы и места, где она проводит свой досуг. Тулуз-Лотрек изображал завсегдатаев кабаре и публичных домов, одним из которых был он сам. В знаменитом
    «Мулен Руж» он встречал звезд ночных представлений, изображая среду людей, безуспешно спешащих за ускользающей жизнью. Его восхищали
    358
    танцовщицы канкана, энергичный ритм танца, рисунок поднятых ноги порывистых линий. Его увлекал натурализм уличных девиц на Монмартре, которые предстают в его работах бесстыдными, лишенными очарования, но преображенными в лукавых и ироничных красавиц.
    Тулуз-Лотрек создал собственный, гротескно-реалистический, стиль, определяющим моментом которого было соединение четкого рисунка с экспрессивным цветом.
    В истории мирового искусства трудно найти художника с судьбой более трагичной, чему голландца Винсента Ван-Гога
    (1853—1890). Он родился в семье добропорядочного голландского священника, работал в Бельгии и во Франции. Болезненное чувство неустроенности жизни заставляло Ван-Гога всю жизнь метаться в поисках справедливости между религией (он был сыном пастора) и социализмом, проповедью и искусством. Уже с самого начала и совершенно
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    168 сознательно Ван-Гог хотел стать художником униженных, воспевая их неблагодарный труд, как некогда он пытался принести им утешение в Евангелии и подобно тому, как он предложил кров проститутке. Готовый поделиться последним куском с первым встречным, он всю жизнь терпел крайнюю нужду, кое-как перебиваясь благодаря помощи своего брата Тео — мелкого служащего одной из картинных галерей. Ван Гог пытался синтезировать образную манеру письма импрессионистов и мастеров японского искусства. В 1888 году он уехал из Парижа и поселился в
    Арле, где попадал в госпиталь, а затем в приют для душевнобольных, с которым связан один из самых плодотворных периодов его творчества, нашедший отражение в ярких картинах с цветами.
    Ван-Гог работал в очень динамичной манере, используя цвет как мощное выразительное средство. Эгоцентрист и неврастеник, Ван-Гог передает в своих картинах глубоко оригинальное видение мира. Его творчество продолжалось менее одного десятилетия, но, работая как одержимый, он создал за этот короткий срок несколько тысяч шедевров. Непризнанный гений, он подвергался насмешкам не только врагов, но и друзей. Ван-Гог покончил с собой в возрасте 37 лет. Его творчество повлияло на всю культуру XX столетия, а картины Ван Гога считают зачесть иметь лучшие музеи мира.
    359
    NB
    В XIX веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и будет существовать еще до середины XX столетия.
    Переход крыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук.
    Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля — классицизм неоклассицизм и ампир, романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, такие как импрессионизм, которые определили облик европейской культуры уже XX века век стал периодом серьезных достижений в философии, которая была богата самыми разными течениями и направлениями.
    Самым мощным направлением первой половины XIX столетия являлась классическая немецкая философия. Ее родоначальником считается И. Кант.

    Классицизм, или неоклассицизм, начала XX столетия называют также ампиром от фр.
    empire
    — империя, или стилем Империи.
    На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм сего культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Романтизм — это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировосприятия в искусстве. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической
    эстетики.
    Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.
    В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении
    380
    типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни. В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией. У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема личность и общество. У писателей она выражалась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового.
    В конце XIX века возникает веризм — реалистическое направление в итальянской литературе Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П.
    Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец
    Дж
    Пеллицца), близкое к натурализму.
    Символизм — художественное направление в европейском и русском искусстве х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству
    Р
    Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму.
    Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, ПО.

    Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.
    Постимпрессионизм — художественное течение конца XIX— начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка пост не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    169 расходились в принципиальных вопросах. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к философским аспектам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Их творчество положило начало многим тенденциям изобразительного искусства XX века.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    170 Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

    В XX веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Впервой половине столетия возникло массовое (поточное) производство, которое заполнило прилавки магазинов так называемым ширпотребом
    — предметами широкого потребления, которые отличались невысоким качеством и низкими, доступными всем ценами. Началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления, вкусы и предпочтения людей все больше

    дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовый автомобиль, массовое сознание, наконец, массовая культура 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу
    Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и индивидуальному, по соседству с крупными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес и венчурные фирмы, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям.
    Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали белые воротнички — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Возникла особая форма занятых — компьютерные надомники, которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации.
    Таким образом, первая и вторая половина XX века — две качественно различающиеся социокультурные эпохи. Впервой половине произошли две мировые войны, во второй — ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человеческого существования, привела к формированию невиданного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы — переход наиболее развитых стран в е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют кибернетическими информационным обществом. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей.
    Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники — новый стиль в искусстве, названный модернизмом 2. Модернизм и постмодернизм
    Суть модернизации связывают со всемирным распространением поземному шару таких ценностей, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация. Однако в е годы
    XX века появился новый термин — постмодернизм. Им начали обозначать те тенденции в современной культуре, которые характеризуют развитые капиталистические общества во второй половине XX столетия, а точнее на рубеже х годов, когда
    363
    эти страны вступили в стадию постиндустриального общества. Таким образом, модернизм характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствуют рационализм, урбанизация, искусство для искусства, а постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине ив конце XX столетия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др. Постмодернизм возник в е годы и представляет собой полную противоположность модернизму сего требованиями функциональности как всего объекта, таки его частей.
    Постмодернизм Постмодернизм — исторически новый тип культуры, который проявляется в философии, науке, искусстве. Его основополагающим принципом является свободное сочетание
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    171 выразительных средства также плюрализм идей, мнений, точек зрения и конкретный гуманизм. В науке это проявляется в применении конкурирующих примеров, низвержении иерархии методов научного познания, признании их принципиальной плюралистичности, в установке на взаимодополняемость прикладного, рационально-спекулятивного и религиозно-мифологического знания.
    В истолковании природы общества постмодернистское мышление устанавливает (взамен господствовавшей структурно-функциональной модели) модель анархо-синдикалистеской множественности «самоотнесенных» сознаний и общественных организмов. Формируется новый
    «персоноцентристский» этнос, отстаивающий принципиальную равноправность (и равноценность) индивида, социальной группы, общества в целом. В художественной культуре происходит отказ от канонизации единого эстетического стандарта, устанавливается плюрализм эстетических ценностей, художественных методов и стилей 1
    Фетисова ТА. Культура города // Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М ИНИОН, 1995. С.
    79—93.
    364
    2.1. Модернизм. «Модерн»
    Рассмотрим культурную ситуацию первой половины XX века, которая складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм — таков далеко неполный список направлений художественного поискав начале XX века.
    В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. Модерн фр.
    moderne
    — новейший, современный, ар нуво, югендстиль) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе ив первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители модерна использовали новые

    технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России. В Италии его называли растительным стилем или либерти, в Великобритании — стилем модерн, в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Велде, в Австрии —
    сецессионом, в Германии —
    югендстилем. Стиль модерн возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя таким образом процветание и могущество торговли.
    365
    Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин авангардизм. Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард)
    — собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль модерн. У этого термина, в отличие от модернизма, одно значение.
    Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, те. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что непохожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментами поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. Фовизм
    Первую треть XX века называют периодом художественной революции. Одну из них произвело появление
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   42


    написать администратору сайта