Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
Скачать 4.18 Mb.
|
§ 8. Агенты и институты культуры По аналогии с агентами и институтами социализации, о которых речь пойдет дальше, целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры, если пользоваться философской терминологией. К агентам культуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды. Малые социальные группы подразделяются на ■ добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей ■ специализированные объединения и кружки, например, кружок петрашевцев; ■ круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии ■ культурные срезы, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видами направлениям, ■ семьи, в которых происходит первичная социализация и инкультурация человека. Большие социальные группы подразделяются на ■ этносы племя, народность, нация, представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка ■ профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, краеведы, этнографы, филологи, философы, критики, цензоры, архитекторы, реставраторы ■ непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники ■ аудитории читательская, зрительская. Особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп 1) создатели художественных произведений — поэты, писатели, композиторы, художники 2) меценаты, спонсоры, те. инвесторы культуры 35 3) распространители культурных ценностей — издатели, конферансье, лекторы, дикторы 4) потребители культурных ценностей — публика, аудитория 5) цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил 6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков. К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-вос- питательные комплексы, театры и др. Таково первое, ноне единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшуюся социальную практику. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением. Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 21 публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования, гувернерства. § 9. Цивилизация и культура Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, ноне всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях. 36 В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой совокупностью норм, обычаев, традиций, символов, куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища. Слово цивилизация произошло от латинского civilis — гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. Цивилизованным стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанными вежливым, общительными любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость. Первым употребил слово цивилизация, по мнению Л. Февра, барон Гольбах; в 1766 году Руссо еще не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы выручить. Ведь критиковал он на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. Аза неимением подходящего слова досталось культуре. Однако слово цивилизация появилось при жизни Руссо ив самое нужное время — когда завершилось издание Энциклопедии. Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII— XIX веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. 37 Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Канта вначале века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде Закат Европы и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера. Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, ас культурой — духовный мир человека. Второе значение термина цивилизация восходит к его латинскому корню civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие культура распространяется и на них. В культурологии таки не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности уровень смертности (особенно детской, санитарное состояние городов, экология и т. п. Самым важным показателем считается наличие письменности хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. В Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 22 одном из самых авторитетных изданий по культурологии, а именно в книге Р. Уильямса Ключевые слова Словарь по куль- 1 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности возможное и невозможное. МС. туре и обществу , сказано, что культура явилась некой альтернативой цивилизации, которая тесно ассоциировалась с социальным прогрессом. В понятии культура воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой 1 Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации являются в области материальной культуры — появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т. п, в области духовной культуры — возникновение письменности 2 Для антропологов цивилизация — всего лишь более сложный, или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация — это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическими культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Считается, что бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. Действительно, необходимость регистрирования тех, кто привез зерно, когда он это R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. Fontana: Croom Helm, 1976. P. Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и проблема его соотношения с предметом социальной антропологии // Наука о культуре и социальная практика Антропологическая перспектива Сб. науч. чтений / Под общей ред. Ю.М. Резника М ИКАР, 1998. С. сделал, в каком объеме, кто чем владеет, ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания. Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной группы профессиональных жрецов. Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы, о которых говорилось в самом начале параграфа, применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени развития, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени. Цивилизация — определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет отвар- варства и цивилизации 10. Культура и этнос Цивилизацию составляют различные культуры, а человечество состоит из народов. Носителем культуры выступает народ (этнографы называют его этносом, а не личность. Поэтому часто говорят один народ — одна культура. Хотя при ближайшем рассмотрении единая культура распадается на множество субкультур, в общем и целом подобная формула верна. 40 Этнос (от греч. ethnos — племя, народ) — собирательное название для больших по Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 23 численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Народ — главная форма этнических общностей. Внутри него выделяются этнические группы, различающиеся языком, одеждой, жилищем, семейным укладом. Например поморы, живущие на берегах Белого моря, и донские казаки, населяющие район Дона, а также уральские казаки являются русскими. Тем не менее они осознают и ведут себя как особая этническая группа. Ученые называют подобные группы субэтносами: их члены сами видят свои отличия, помнят о них, имеют собственное имя. Но бывает, что этнографы отчетливо видят особенности группы, а сама она их не осознает. Подобные группы принято называть этнографическими. Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Из двух важнейших признаков этноса — быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью — первый целиком биологический, а второй биосоциальный. У этноса двойственная природа — биологическая и социальная. Людей объединяет в единый этнический организм, скажем, нацию, древнее происхождение от общего предка, а также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора — общность территории и общность языка. Язык — отличительный признак этноса. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти все народы Латинской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные нации чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т. д. Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий языки культуру. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. За что борются малые народы За свою территорию, те. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили. 41 Связь между этносом и территорией очень тесная. Тоже самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет присущие только ему ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа. Долгое проживание на одной территории откладывает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения внутри этноса. Таких народов большинство. А некоторые чуть лине всю жизнь бродят поземному шару. Например, цыгане, общаясь с самыми разными народами, тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов. Не меньшую роль в становлении и развитии этносов играет этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы они ни скитались, чтили свои традиции. А русские часто легко усваивали чужое, в Америке становясь американцами, а в Германии — немцами. К счастью, не все. Но десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли традиции или с трудом удерживают их, передавая детям, которые по-русски не могут сказать ни слова. Этническое сознание иначе можно назвать духовным отождествлением человека сего народом. Таким образом, этнообразующими факторами являются кровное родство — единство происхождения от общего предка устойчивая межпоколенная преемственность единство территории единство языка общность исторической судьбы общая культура и традиции общее самосознание (этническая идентификация). Народы, вследствие различных причин, перемещаются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков. Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, те. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения, либо в другой стране, 42 куда он целиком и полностью мигрировал впоследствии, уже сформировавшись в единую общность, или куда мигрировала только его часть. Нас будут интересовать два последних случая. Миграция или откочевывание с исторической родины послужило основой формирования, например, современного болгарского этноса. Сегодня в Болгарии проживают почти 8 млн человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они назывались булгарами и были тюркоязычным племенем, кочевавшим в Приазовье в VII веке, откуда их вытеснило другое тюр- Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru 24 коязычное племя — хазары. Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из которых достиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами переселились за Дунай в VI веке. Тюркоязычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славяно-тюркское государство, во главе которого стал хан Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славянский язык, стал формироваться теперь уже славянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом. Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болгария (Булгария) — Волжско-Камская (территория современного Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни и сыграли заметную роль в формировании современных татар, чувашей, башкир и других поволжских народов. Части этноса, рассеянные по территории древних государств, образуют диаспоры. Диаспора (от греч. diaspora — рассеяние) — пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет добровольного переселения (миграции, насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов. Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с XVII века. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше или существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии. Диаспора — это часто начало формирования национального меньшинства. Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части или за пределами одноименного государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами. В России меньшинствами являются, например, греки, армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В тоже время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Нов Казахстане их доля не так ужимала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для этого случая был специально изобретен термин «иноэтничное большинство. Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом (те. такой этнической группой, название которой совпадает с названием государства, а русские — нет 11. Межкультурное общение Огромное количество людей временно живут или работают заграницей, и потому находятся вне родной культуры. В литературе выделяют несколько категорий таких людей 1) туристы, выезжающие на короткий срок 2) бизнесмены, правительственные чиновники и ученые, совершающие не слишком продолжительные путешествия 3) специалисты и бизнесмены, заключившие многолетний трудовой контракт, студенты, обучающиеся за рубежом |