Главная страница
Навигация по странице:

  • Этническая культура Этническая культура

  • Контркультур

  • Рис. 3. Соотношение художественной культуры и искусства

  • Рис. 4. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической культуре 70

  • Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


    Скачать 4.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
    АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    Дата08.02.2018
    Размер4.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    ТипУчебное пособие
    #15316
    КатегорияИскусство. Культура
    страница6 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
    54
    ческие образования, но также исторические и хозяйственные.
    Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.
    Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:
    а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
    б) сельскую и городскую культуры;
    в) обыденную и специализированную культуры.
    Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.
    Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура. О них мы поговорим отдельно.
    Предлагаемую типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть несомненные достоинства логическая обоснованность и непротиворечивость 2. Отрасли культуры. Экономическая культура

    Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда.
    55
    Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культуре потребления.
    Низкая культура управления проявляется в непродуманности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практических решений, принимаемых
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    30 правительством и аппаратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном пред- приятии.
    В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель как должностное лицо обязан следить за распределением заданий, организацией труда и трудовой дисциплины, правильными своевременным выполнением приказов, повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие интересы, часто не совпадающие с интересами организации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы администрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление.
    Таким образом, управленческая культура, те. особенности поведения руководителей, выступает элементом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру труда, если понимать под ней совокупность норм и правил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой. Политическая культура

    Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
    Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое. Профессиональная культура
    В принципе, ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в Данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, те. профессиональный опыт. Педагогическая культура
    Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.
    Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных, а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейными политическим влиянием.
    В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. Вначале х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому времени в Западной Европе было грамотно уже 90% населения.
    Таким образом, педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Естественно, что она охватывает и то, насколько новаторскими по сравнению с
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    31 мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагогическая культура (а до того российская дореволюционная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах ив результате серьезно отстала от мировых стандартов.
    Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения. Признаком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теоретически все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень компьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии 3. Виды культуры. Доминирующая культура
    Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
    Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
    Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства
    1
    Специалисты различают в этнической культуре два слоя исторически ранний (нижний, образованный унаследованными из прошлого культурными элементами исторически поздний (верхний, состоящий из новообразований, современных культурных явлений.
    Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованными эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне. Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы межпоколенных
    1
    Морфология культуры Структура и динамика / ГА. Аванесова, В.Г. Бабакова, ЭВ. Быкова и др. М Наука, 1994. С. традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению
    1
    Этническая культура Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, крови и почвы, почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, рази навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне
    2
    Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.
    Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав на-
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    32 циональной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей Морфология культуры Структура и динамика / ГА. Аванесова, В.Г. Бабакова, ЭВ. Быкова и др. М Наука, 1994. С. 352—353.
    2
    Культура теории и проблемы Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей
    /
    Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М Наука, 1995. С. скую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.
    Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициями символам составляет содержание национальной культуры
    1
    В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения
    2
    Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Нота и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.
    Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятни-
    1
    Морфология культуры Структура и динамика / ГА. Аванесова, В.Г. Бабакова, ЭВ. Быкова и др. М Наука, 1994. С. 356—357.
    2
    Культура теории и проблемы Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей
    /
    Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, ИО. Шайтанов и др. М Наука, 1995. С. 40.
    61
    ками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой. Субкультура и контркультура
    Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, те. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
    У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах субкультуры, группы, говорящие на разных языках различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.
    Субкультура Субкультура

    — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, нов главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
    Контркультур
    Контркультура обозначает такую субкультуру, которая непросто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    33 Примером контр культуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит куль-
    1
    Культура: теории и проблемы Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей
    /
    Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, ИО. Шайтанов и др. М Наука, 1995. С. тура богемы. Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами»
    1
    Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она неспособна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Тс и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство вначале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.
    Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.
    Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют фабриками насилия, отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. Особо привилегированные (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. Просто привилегированные (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят нейтральные (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь непривилегированным (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишен-
    1
    Смелзер Н. Социология. МС. ними привилегий (опущенные, обиженные. Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм прописка. Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение статуса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства. Сельская культура

    Сельская культура получила в литературе ряд наименований сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие вселено не являющиеся крестьянами, и т. д) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе. Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, и только. Они — носители этой культуры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, незнающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в основном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла праздничная культура 2. Персонификация межличностных отношений, те. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность,
    1
    Коган Л.Н. Социология культуры Учеб. пособие. Екатеринбург, Там же.
    64
    все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, соседи т. д.).
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    34 3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни. Постепенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаимоконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, действиями. Неработающие соседи обеспечивают присмотр за детьми, когда родители находятся в полена сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, выбор брачного партнера и иные ключевые вопросы подвергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит основой принятия индивидуального решения. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обращение на Вы считается городской чертой, признается тыканье и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному Федька — Васька) или только по отчеству, которое выполняет функцию имени
    (Иваныч, Кузьмич. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности. Как показало исследование Телевизионная аудитория, проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже просмотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п, ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение выбирать среди нескольких фильмов или передач лучшее. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально подходить к затратам времени, к своему здоровью.
    Культурный лаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигает катастрофических размеров. Правда, с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город. Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В е годы в деревню широким потоком хлынула низкопробная массовая культура — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало сточную канаву городской культуры, однако в со-
    1
    Коган Л.Н. Социология культуры Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. Светские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы экономических реформ никаких препятствий на этом пути нет. Городская культура
    Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура)
    — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    35 тыс. жителей) по размерами облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику отсела и сельской культуры.
    Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическими геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Петербурга или Самары, другое — тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и размерами, но также специализацией есть текстильные города (Иваново, горной промышленности и шахтерские города (Кемерово, центры автомобильной промышленности (Тольятти, города науки, или «наукограды» (Дубна, города-курорты (Сочи, военные городки — базы морского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Естественно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры.
    Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.
    67
    Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений, благодаря чему индивид чувствует себя более свободными раскованными в тоже время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
    Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).
    Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число обращений к врачами занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, несвойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры.
    Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места жительства и места отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений
    68
    культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны. Обыденная и специализированная культура
    По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную. Из названия нам должно быть понятно, что обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной.
    Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности
    2
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    36 Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы-прагматисты У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социологи М. Вебер и Дж. Мид, А.
    Щюц и Г. Горфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах ММ. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура

    — это культура, не получившая институционального закрепления. Специализированная культура — это, напротив, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окруже-
    1
    Морфология культуры Структура и динамика / ГЛ. Аванесова, В.Г. Бабакова, ЭВ. Быкова и др. М Наука, 1994. С. 283.
    2
    Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 1998.
    № 6. С. 138—148.
    69
    ния, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.
    В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стандартным технологиям, методически обоснованы, экспериментально проверяемы
    1
    Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир. Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания большой культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.
    Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Сегодня папы имамы, особенно в городах, стремятся устроить своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.
    Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам общению в малой группе (семья, ровесники, родня обучению в школе и получению общего образования средствам массовой информации.
    Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются — в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ. И родители, и учителя, и журналисты учат детей да и взрослых) основам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшими т. п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так на-
    1
    Морфология культуры Структура и динамика / ГЛ. Аванесова, В.Г. Бабакова, ЭВ. Быкова и др. М Наука, 1994. Сзываемая социальная реклама, например Позвоните родителям, Берегите любимых и т. п. Еще одним каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Такую же роль играет армия.
    Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры — обыденный языку специализированной — профессиональные языки. Обыденная культура — сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, слабым. Специализированная культура
    — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.
    Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся приватное пространство квартира публичные места студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т. п.).
    В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне.
    Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые вариант публичного места. Здесь разворачиваются 1) неформальное общение и обыденная культура — среди
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    37 знакомых, 2) специализированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.
    Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать на людях. Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдохнуть отправил поведения и условностей публичного пространства.
    Место работы занимает промежуточное место междудомашней средой (приватным пространством, где человек максимально освобождается от культурных
    71
    условностей, и театром (рестораном, парком, музеем, те. публичным пространством, где человек в максимальной степени следует культурным условностями стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуацию схематически.
    Рис. 2. Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей
    Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как ив приватном пространстве, на рабочем месте существуют неформальные отношения — дружеские, доверительно-личные. Как ив театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.
    Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, принятые без доказательства, осведомленность о святых и распространенных праздниках, некоторых молитвах
    72
    и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.
    Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, те. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный 4. Формы культуры
    В зависимости оттого, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы элитарную, народную, массовую. Высокая культура
    Элитарная высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Крут ее потребителей — высокообразованная часть общества критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    38 культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — искусство для искусства».
    Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах, посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвященном истории мировой художественной культуры. Народная культура
    Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпивших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или Шумел камыш, то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причитаниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.
    Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др, и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.
    Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народа не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды, народной медицине (лекарственные травы, заговоры, народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках»
    1
    По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, групповыми (исполнение танца или песни, массовыми (карнавальные шествия).
    Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе Культурология теория и история культуры Курс лекций / Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 1994. Ч.
    1. С. 29.
    74
    4.3. Массовая культура
    Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
    Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Ноу нее самая широкая аудитория иона является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы
    Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. Тоже самое происходит с конкретными произведениями искусства.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    39 Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
    Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть
    75
    только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерами исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, те. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры»
    1
    Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время.
    Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг Искусство должно быть понятно народу, приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое Искусство должно быть понято народом. Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться Культура теории и проблемы Учеб. пособие /
    Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, ИО. Шайтанов и др. М Наука, 1995. С. 40.
    76
    Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. Залет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть лине в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть лине наследующий день 5. Комплексные виды культуры. Художественная культура
    Ее сущность заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не только профессионал, но и народный умелец, благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.
    Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры. Оно — вершина айсберга.
    Рис. 3. Соотношение художественной культуры и искусства
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    40 Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства:
    77
    устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. Итак далее.
    Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фундаментальную или прикладную всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство.
    Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах. Физическая культура
    В широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела. Отсюда второе название — телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физической формы.
    Широко понимаемая физическая культура включает в себя 1) собственно физкультуру, те. любительские занятия физическими упражнениями 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой 4) специализированные виды украшения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечебное голодание 5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п 6) современная и традиционная медицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,
    По мнению некоторых культурологов, профессиональная культура телесности имеет две основные формы медицина и спорт. Медицина — это институт массо-
    1
    Морфология культуры Структура и динамики / ГЛ. Аванесова, В.Г. Бабакова, ЭВ. Быкова и др. М Наука, 1994. С. 282.
    78
    вого поддержания здоровья людей. Он включает традиционную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе научных знаний. Вторая имеет две разновидности народная медицина — проверенные долгой практикой методы лечения, применяемые людьми, не имеющими формального сертификата медицинского вуза, но доказавшие свою эффективность псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обмани шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство — разновидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как среди народных целителей много профессионалов, а среди врачей — много неумелых специалистов.
    Такова в общих чертах типология видов и форм физической культуры. Как ив художественной культуре, здесь можно выделить основную и вершинную части айсберга. Будем относить к спорту любые высшие достижения или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, те. результаты профессионального занятия физкультурой. К примеру, спортивные танцы — это спорта хоровод или дискотанцы — это любительские занятия. Татуирование тела водном случае является профанацией, а в другом превращается в самостоятельное искусство.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    41 Итак, в физической культуре одни виды деятельности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобразить схематически.
    Рис. 4. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической культуре
    70
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта