Главная страница
Навигация по странице:

  • 12.3. Временные конвенции

  • Кравченко А. И. - Культурология. - М., 2003. Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия


    Скачать 4.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов е изд м академический Проект удк 0 08 ббк 71 к 78 Кравченко А. Ик 78 Культурология Учебное пособие для вузов е изд м академический Проект, Трикста, 2003 496 с серия
    АнкорКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    Дата08.02.2018
    Размер4.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКравченко А. И. - Культурология. - М., 2003.pdf
    ТипУчебное пособие
    #15316
    КатегорияИскусство. Культура
    страница5 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
    44
    4) иммигранты, которым необходимо быстро адаптироваться к чужой культуре.
    Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной (в зависимости оттого, в какую страну попал человек) культурой нормы поведения. В основном роли подразделяются на хозяев, гостей и чужаков. Последнюю категорию людей именуют так пришелец, иммигрант, чужестранец, беженец. В Австралии используются такие понятия, как новый австралиец, новый приятель, эмигрант, живущий на деньги, присылаемые с родины. Американцы говорят о постоянно проживающих чужестранцах. В Европе слово гастарбайтер применяется по отношению к иностранным рабочим, пребывающим здесь по контракту или нелегально.
    Часто эти люди допускают ошибки только потому, что незнакомы с нормами и правилами ритуальной коммуникации в другой стране. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную, но и невербальную информацию. И неизвестно,
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    25 какой из них обучиться труднее.
    Далеко не все виды коммуникации основаны на речи. В дополнение к лингвистической коммуникации человек использует жестовую. Сведение к переносице бровей, замах рукой и широкое разведение рук в разных культурных контекстах обозначает не одно и тоже удивление или неудовольствие, угрозу или проявление нервозности, дружественность или враждебность. Повседневное общение людей пронизано такими жестами, которым употребляющий их приписывает одно значение, а тот, кому они адресованы, может истолковать их совсем иначе. Поэтому ученые говорят об открытом и скрытом смысле слов, жестов и человеческих поз.
    Жесты культурно обусловлены. В каждой стране они разные. В Новой Гвинее указывают на предмет глазами и не понимают указания, когда оно делается рукой. Болгары заявляют о своем согласии, качая головой из стороны в сторону, те. движением, которым в Европе и Америке пользуются для выражения отрицания. Тибетцы выражают одобрение, высовывая язык.
    45
    Учение о невербальных коммуникациях в науке называется
    кинесиксом
    (kinesics). По существу, это одно из прикладных направлений культурологии. В нем обобщены сведения о всем многообразии встречающихся в разных культурах человеческих жестах. Раньше считали, что общение целиком происходит на вербальном уровне. Пионер в области кинесикса Рей
    Бердвистелл полагал, что основная часть нашего взаимодействия с другими людьми носит невербальный характер.
    Специалисты, обобщив многочисленные данные, пришли к выводу часть жестов встречается приблизительно с одинаковым смыслом во всех или большинстве культура другие жесты варьируются от культуры к культуре.
    Оказывается, существуют и такие жесты, значение которых меняется в рамках одной и той же культуры в зависимости оттого, кому они адресованы. Так, например, отдавать воинскую честь возможно только при наличии соответствующей одежды и головного убора. А его демонстрация в гражданской форме может расцениваться как дурачество или даже издевательство.
    Общение между людьми, в отличие от общения животных, облечено в различные формы, подчинено условностями законам. Способ общения продиктован культурными нормами, которые предписывают, как обязаны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы 12. Культурные конвенции

    Культурная жизнь превратилась бы в неуправляемый хаос, если бы каждый раз нам приходилось во всех подробностях выяснять значение любого своего действия, прежде чем совершить его. Когда мы встречаемся с совершенно незнакомым человеком, мы не спрашиваем себя, как долго мы обязаны пожимать ему руку.
    Мы сталкиваемся с огромным количеством культурных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими. Их называют культурными конвенциями. Они касаются времени и места социального общения людей, — иными словами, подразделяются на временные и пространственные. Пространственные конвенции

    Мы приписываем различные значения и символический смысл разным частям тела. Иногда один человек может прикасаться к другому, а тот к нему — нет учитель касается плеча ученика, ноне наоборот. Что значит, когда девушка касается ноги юноши под столом Мы прекрасно это знаем благодаря культурным конвенциям или социальным условностям.
    Область исследования пространственных конвенций называется проксемикой (изучение взаимодействия человека и окружающей среды. В своей книге Персональное пространство
    (1969) Роберт Соммер настаивает на том, что у каждого из насесть невидимый круг, отмечающий наше личное пространство. Это персональная территория, которую мы, за небольшим исключением, не позволяем нарушать другим. Пространственные конвенции можно наблюдать в повседневной жизни.
    К примеру, в американском обществе общепринятая дистанция при разговоре — около двух футов, поэтому когда она чрезмерно сокращается, мы чувствуем дискомфорт.
    Пространственные нормы часто определяются тем, как люди используют свои глаза. Когда выстоите на эскалаторе в общественном месте, то, наверное, замечаете, что люди избегают прямо смотреть в глаза друг другу, предпочитая устремлять взор в пол либо на вывески, висящие на
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    26 стенах. Подходящее объяснение состоит в том, что визуальный контакт глазами может быть понят как приглашение к вербальному контакту. Номы не стремимся к вербальному контакту с прохожими в таких ситуациях, где наше личное пространство может быть нарушено.
    Известно, что в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей и создать ощущение приватного пространства. Немцы полагают,
    47
    что, отгородившись от посторонних шумов, хождений и разговоров, персонал лучше трудится. Напротив, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывают у них чувство отчуждения, заставляют думать о том, что окружающие более неприветливы, чем они есть на самом деле. Очевидно, что один и тот же знак — закрытая дверь — имеет в разных культурах разный смысли потому он должен оцениваться исходя изданного культурного контекста. Культурные дистанции
    Общение между людьми — жестовое и речевое — в разных культурах происходит не только в различных формах, но и, что особенно интересно, на разной дистанции. В книге Молчаливый язык (1959) американский антрополог Эдвард Халл описал культурные варианты дистанции, которую держат между собой двое беседующих людей. Она различается от минимальной (нос к носу) в одних обществах до максимальной (несколько шагов) в других. Ее размеры вовсе непроизвольны. Они коренятся в менталитете народа, в общих представлениях о том, что такое приватное (личное) пространство и с какого расстояния оно нарушается. В другой книге Скрытое измерение (1969) Э. Халл, основываясь на данных наблюдений и интервью со взрослыми выходцами из среднего класса Севера США, выявил четыре общепринятых дистанции, используемых приобщении.
    Любовники, участники поединка по армрестлингу или борьбе прибегают к реальному телесному контакту либо к максимально короткой дистанции. Такова интимная дистанция, составляющая от 0 до 18 дюймов. На этом расстоянии присутствие другого человека не является случайными однажды оно может ошеломить, так как сильно увеличивает сообщаемую эмоциональную энергию. Взгляд (часто искаженный, запах, испарения, исходящие от человеческого тела, звук, интонация и эмоциональный тон человеческого голоса — все это вместе служит сигналом неслучайного контакта с другим телом».
    48
    Личная дистанция (от 1,5 до 4 футов) может мыслиться как малая защитная сфера или колпак, каким организм отгораживается от других. Большая часть наших бесед ограничена этим пространством. Случайных встречных мы допускаем к себе на расстояние от 4 до 12 футов. Эту зону можно назвать социальной дистанцией. Она характерна для специально устроенных собраний. Наконец, часть коммуникаций происходит вне круга личной вовлеченности». На публичной дистанции (более 12 футов) голос преувеличен и усилена значительная часть общения перемещается в сферу жестов и телесных поз. Это дистанция публичной аудитории и театральных представлений.
    Э. Халл описывает различия в дистанции, поддерживаемой представителями разных культур в различных ситуациях. Он показывает, что восприятие частной территории, разговорной дистанции и публичной дистанции, сохраняющихся у американцев, немцев, французов, японцев и арабов, сильно различается. Так, культурные различия в понятиях пространства отражены в ощущении человеком того, насколько сильно он нуждается в уединении либо, напротив, равнодушен к толпе и перенаселенности.
    Сравнивая американцев с арабами, Э. Халл подчеркивает, что обоняние — важнейший механизм, регулирующий дистанцию у арабов. Арабы, когда разговаривают, принюхиваются, находя для себя приятными желательным переживание запаха тела другого человека. Следовательно, они ведут беседу на более коротком расстоянии, чем американцы.
    Наше личное пространство расширяется и сокращается в зависимости от ситуации. Часто мы рассматриваем близость стоящих рядом людей как показатель степени доверительности их отношений. Деловая беседа происходит на одном расстоянии, дружеская — на другом, разговор любящих друг друга людей — на третьем. Мы приходим к выводу о статусе людей, анализируя сохраняемую дистанцию. Кто-то считает дистанцию, которую преподаватель выдерживает по отношению к студентам, подтверждением статуса и властной дистанции. Тем не менее сегодня мы замечаем, что традиционно четкое статусное пространство между учителем и учеником сокращается.
    43
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    27
    12.3. Временные конвенции
    Существование конвенций (правил, регулирующих временной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когда пытаемся пожать руку другого человека не 5, как это принято, а, скажем, 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость и нарушение привычных культурных норм.
    Временные конвенции широко ранжируются. Очевидно, что секунды, минуты и часы — непросто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, но подразумевают различные символические ценности в различных контекстах, в различных обстоятельствах и перед лицом различных аудиторий.
    Барри Шварц (1975) проанализировал сущность, значение и использование времени. Все мы оказывались в ситуации, когда приходилось ожидать в приемной чиновника. Для него мы не имеем ценности. Но благодаря своему служебному положению чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает нам низший чин в иерархии.
    Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются нам предложить. Так, доктор вынуждает ждать очереди своих пациентов. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует доступ к себе Культурология — ветвь антропологии, рассматривающая культуру (институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным законам.
    ■ Культура — совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений.
    ■ Культура — исключительная особенность людей.
    ■ Культуру надо рассматривать как процесс
    sui generis, те. имеющий причиной самого себя. Культурология, в отличие от других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены культурными причинами.
    50
    ■ Культурология — синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из этого, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний.
    ■ В культурологии выделяют следующие подразделы
    — теория культуры (философия культуры
    — история культуры (мировая художественная культура
    — прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры.
    ■ Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом ее являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности, обычаев, верований.
    ■ Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.
    ■ Культура — свод правил, организующих человеческое поведение.
    ■ Культура — средство приспособления общества к природной среде.
    ■ Классическое определение культуры. Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. (Э.
    Тейлор)

    Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому, общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни.
    ■ Ученые подразделяют культуру на — материальную, включающую физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефак-
    51
    — нематериальную, созданную разумом человека нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, языки др. В культуре первично значение и символа не вещь и материал.
    ■ Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фундаментальных черт
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    28
    (паттернов):
    1 — речь
    2 — материальные черты
    3 — искусство
    4 — мифология и научное знание
    5 — религиозная практика
    6 — семья и социальная система
    7 — собственность
    8 — правительство
    9 — война.
    ■ В культурологии не сложилось единого понимания цивилизации. Признаками перехода к цивилизации являются в области материальной культуры — появление каменных строений, в области духовной культуры — возникновение письменности. Для антропологов цивилизация наивысший тип культуры — культура людей, живущих в городах. Культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система.
    ■ Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной культурой нормы поведения. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную (лингвистическую, но и невербальную информацию.
    ■ В дополнение к лингвистической коммуникации человек использует жестовую.
    ■ Учение о невербальных коммуникациях в науке называется кинесиксом (kinesics). По существу, это одно из прикладных направлений культурологии. В нем обобщены сведения о всем многообразии встречающихся в разных культурах человеческих жестах.
    ■ Культурные конвенции — это огромное количество культурных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими. Они касаются времени и места социального общения людей. Иными словами, подразделяются на временные и пространственные.
    ■ Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие.
    ■ Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму а) более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта.
    ■ Самый цивилизованный путь объединения разных народов — формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. Однако даже при самом удачном стечении дел па бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм. Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной.
    ■ С этноцентризмом тесно связано другое понятие — ксенофобия. Оно обозначает боязнь и неприятие всего иностранного, а если шире — всего чужого. Шовинизм — разновидность ксенофобии и этноцентризма, крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность. Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма.
    ■ Причиной конфликта может послужить расовая дискриминация, представляющая собой систематическое умаление прав этнической группы граждан по мотивам ее национальности или расы.
    ■ Крайними формами дискриминации являются апартеид, геноцид, рабство.
    Кравченко АИ. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — е изд — М Академический Проект,
    Трикста, 2003 — 496 с — (серия
    «Gaudeamus»)

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    29 Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР 1. Основание типологии культуры
    Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например связь с религией региональная принадлежность культуры регионально-этническая особенность принадлежность к историческому типу общества хозяйственный уклад сфера общества или вид деятельности связь с территорией специализация уровень мастерства и тип аудитории и др.
    Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.
    В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
    Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правили моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.
    Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правили моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, ноне являются частями одного целого.
    Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этни-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта