Учебное пособие для вузов. М. Персэ Логос, 2002. 640 с. ил. Isbn 592920019х (пер сэ) Isbn 5940100015 (Логос)
Скачать 4.91 Mb.
|
Вместе с появлением человека на свет появляются как ми нимум три группы статусов: пол, возраст, родство. К примеру, ребенок мужского пола, сын. К тому же он определенной расы, внутри которой – национальность. В течение жизни у чело века одни статусы будут оставаться постоянными (например, национальность, пол), а другие изменятся. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, относительно больные и инвалиды. Ясно, что у инвалида диапазон социаль ной активности в этом смысле более ограниченный. У здоро вого мужчины и инвалида совершенно разное положение в обществе, разные права, обязанности и возможности получить другие статусы (рис. 4.2). В правой части рис. 4.2 социобиологические (социально-де мографические) статусы. К ним относятся те, что даны нам природой. Общество только вмешивается в них, придает оп ределенный оттенок, корректирует, иногда искажает. Скажем, родился человек физически здоровым, но на производстве или в дорожно-транспортном происшествии потерял ногу и стал инвалидом. Общество может вмешиваться даже в такие стату сы, которые, казалось бы, не подвержены никаким измене ниям. Изменение пола или цвета кожи меняет социальный статус. Людей, поменявших свой пол, называют трансвести ты. Мужчина, ставший женщиной, радикально меняет свои привычки, манеру поведения, образ жизни. Особая система – статусы по здоровью. Действительно, у нас огромная категория людей либо инвалиды от рождения, либо ставшие инвалидами. Считается, что в нормально раз вивающейся стране таких людей должно быть не более 10%. Так вот, я вам скажу, что в нашей стране их 13%. Сюда входят и инвалиды войны, и инвалиды по здоровью, и прочие. Все категории, отличающиеся друг от друга типом инвалидности – это разные статусы. И таких мы можем насчитать, наверное, несколько десятков. Почему? Потому что каждая категория статусов по здоровью имеет свои права и обязанности. Инвалиды по слуху имеют свои права и обязанности, инвалиды войны – свои, то есть занимают разные позиции в обществе. Я не знаю, что здесь записать, какое количество. Нужно заглянуть в справочник Всемирной организации здравоохранения в раздел классификации. А ведь есть у нас профессиональные заболевания. Например, вы шахтер, надышались угольной пыли и стали инвалидом. Вот скажите, чем отличается больной от инвалида? Статус инвалида необратимый, невозвратный, а статус больного обратимый, возвратный. Иначе говоря, статус больного – переходящий статус или транзитивный. Левая часть рис. 4.2 – собственно социальные статусы. Их нет в природе. Они начинаются с двух больших совокупностей: экономических и профессиональных статусов. Экономический статус имеют заимодавец, ростовщик, рантье, собственник, наемный работник, землевладелец и т.д. Права и обязанности (равно как и вытекающие из них возможности) экономических статусов определяются отношением к собственности и наличием денег. Рантье и заимодавец живут на проценты с вложенных или отданных в долг денег. Капиталист владеет средствами производства, наемный работник продает свою единственную собственность – рабочие руки. А вот, скажем, арендатор – это профессиональный или экономический статус? Наверняка экономический, так как для получения профессионального статуса нужно учиться. Профессиональным статусом обладают все профессии и специальности внутри них. Президент – это не профессия, а водитель, преподаватель – профессия. В развитом обществе существуют около 40 тысяч профессий и специальностей. Следующая группа статусов – политические. Сюда входят все государственные служащие, все, кто принадлежит различным партиям, общественным движениям или так или иначе соприкасается с властью. Власть – основной критерий для оп ределения политического статуса. Политических статусов – сотни. К религиозным статусам относятся верующий или неверу ющий, христианин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неисповедовавшийся. Кроме них боль шую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем выходит не менее 300 статусов. Помимо этого существуют территориальные статусы. На пример, горожанин и житель села, провинциал, турист, эмиг рант и иммигрант и т.д. С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя порт рет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека? Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середи не XX века американский социолог Р. Мертон. Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду. К примеру, господин Н является мужчиной, преподавате лем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом проф союза, членом партии демократической ориентации, право славным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков его статусный набор, или статусный портрет. Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точ но фиксирует положение человека в социальном пространстве. Или, говоря иначе, позицию индивида в обществе. Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похоже го, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно бу дут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в мет ро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»). Обобщив сказанное, приведем многообразие статусов к единому знаменателю: Социально-демографические статусы Половые статусы. Мужчина / женщина. Возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик. Расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы. Статусы по здоровью. Например, инвалидность изменяет социальный статус человека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения принято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения. Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития. Так, родственники, приобретенные в результате брака, являются родственниками не по крови, а по закону ( father - in - law , mother - in - law ). Всего этих статусов около 250. Социальные статусы Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор). Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти. Профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов). Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия. Территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в дерев не, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также терри ториальные статусы получают: мигранты, эмигранты, тури сты, беженцы, люди без определенного места жительства. Под эпизодическими статусами мы будем понимать только те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пас сажир), они также называются неосновными. Все общественные статусы относятся к основным. Неосновные (эпизодические) статусы – такие статусы, которые суще ствуют достаточно короткое время (пассажир, пешеход, зритель, покупатель). Эпизодические статусы и социальное время Статусный портрет, составленный только лишь из социальных статусов, оказывается неполным. Мы не включили в него лич ные статусы и статусы ситуационные, или эпизодические. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то про личные, или межличностные стату сы такого сказать нельзя. Они – плод системы распределе ния ролей в малой группе. Если мы добавим к совокупности социальных еще и личные статусы, то будем иметь портрет человека, который живет в этой квартире, относится к этому полу и имеет эту профессию. Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основными. Наряду с ними существует группа неоснов ных, или эпизодических. К примеру, статус пассажира суще ствует столько времени, сколько вы едете в троллейбусе, авто бусе, поезде, такси, метро или летите на самолете. К эпизоди ческим относятся статусы пешехода, покупателя, больного, гостя, посетителя ресторана, ожидающего в очереди, и т.д. Эпизодическим считается такой статус , который принад лежит человеку достаточно короткое время. Яркий пример эпизодического статуса – находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных стату сов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А че рез 10 минут вы спустились в метро и превратились в пас сажира. На стене вагона висят права и обязанности, пред писанные данному статусу. Политические статусы бывают временные и постоянные. Постоянные те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя – временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании – временный статус. Кандидат в президенты – также времен ный статус, но представитель президента на местах – по стоянный. Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фиксируется уже не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Конечно, не только эпизодические ста тусы, но и многие другие, социальные и межличностные, су ществуют какое-то время, а потом исчезают. Сыном человек остается только до тех пор, пока живы родители, акционе ром – пока не продал свои ценные бумаги, учащимся – толь ко до окончания школы и т.д. Все перечисленные и многие другие статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью заканчивается его социальное время. У челове ческого общества время тянется гораздо дольше. Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемы ми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Вневременными являются такие статусы, как пол, национальность, раса и некоторые другие. Большинство же статусов временные. И самые яркие из них – эпизо дические. Они и названы так благодаря своей кратковремен ности. Гостем вы можете быть на несколько часов или дней, но вряд ли на несколько лет. То же самое можно сказать о пас сажире, покупателе или пациенте поликлиники. В таком случае графическое изображение социального про странства должно пополниться еще одной осью. И мы полу чим единый континуум пространства – времени. Из курса школьной физики вы знаете, что физическое вре мя в разных точках пространства может протекать с неодина ковой скоростью. В отличие от равномерного пространства время неравномерно. Подобное свойство выяснил А. Эйн штейн, создавший теорию относительности. Время протека ет неравномерно и зависит от скорости, с которой движется тело. Другая особенность пространственно- временного кон тинуума – различный ход времени в разных физических сис темах. В одной системе время протекает быстрее, в другой – медленнее, если их сравнивать между собой. Системы движут ся относительно друг друга. В социальном пространственно-временном континууме неравномерными выступают обе характеристики – и про странство, и время. Правда, в отличие от физики в социоло гии социальное время никаким материальным прибором не фиксируется. Оно субъективно. А это значит, что у каждого человека и в каждой социальной системы оно свое. Время нагружено социокультурным содержанием. Это оз начает, что оно ощущается и измеряется разными народами по-разному. Временные различия отражаются в том наборе культурных символов, правил взаимоотношений, традиций и обычаев, которые существуют в каждой культуре. Существование конвенций или правил, регулирующих вре менной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когда пытаемся пожать руку другого человека не через 5 секунд после встречи, как это принято, а скажем, через 50. Мы сразу почув ствуем неловкость и нарушение привычных культурных норм. Временные конвенции широко ранжируются. К примеру, студенты, входящие в учреждение, начинают обычно с фразы: «Я знаю, вы очень заняты, но...» Очевидно, что секунды, минуты и часы – не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, но подразумевают различные символические ценности в различных контекстах, в различ ных обстоятельствах и перед лицом различных аудиторий. Каждый человек когда-либо оказывается в ситуации ожи дания в приемной чиновника, для которого посетители не имеют социальной ценности. Но благодаря своему служебно му положению, чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает нам низший чин в иерархии. Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются нам предложить. Так, док тор вынуждает ждать очереди своих пациентов. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует доступ к себе. Мы составляем план распределения своего времени. Пун ктуальность – взаимные ожидания во многих социальных кругах, предполагающие, что гости не должны опаздывать и прибыть на вечеринку от 8.30 до 9.00. В некоторых странах пунктуальность ценится не очень высоко. В Латинской Аме рике люди могут опаздывать на встречу на час, даже не давая объяснений. В историческом времени одни общества развиваются быстрее, другие – медленнее. У них разная скорость социально го прогресса. Но так же ведут себя и люди. Одни успевают за свою жизнь, либо за более короткий ее отрезок сделать очень многое, а другие – очень мало или почти ничего. Герой И. Гончарова Обломов – символ застывшего соци ального времени. Сохранившиеся с допотопных времен дикие племена, затерявшиеся где-то в джунглях Амазонии, тоже за стыли в историческом времени. У них свой временной ритм. Главный и личный статусы В наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для дан ного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Для женщин главным чаще всего оказывается статус до мохозяйки, а для мужчин – статус, связанный с Основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промыш ленном предприятии. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказываются не место работы или род занятия, а ученая степень, для менеджеров – должность или иерархический ранг. Для мужчины – это статус занятого в общественном произ водстве (статус работника), для женщины – домохозяйки. Об щество закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее ему потерять его. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса – кормильца семьи. Необходимо различать два вида статуса – личный и соци альный. Социальный статус употребляется в двух значениях – широком и узком. С широким употреблением слова мы уже познакомились (вспомните его). Социальный статус в узком смысле – положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (про фессиональной, классовой, национальной). До недавнего вре мени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому нефу – талант лив он или нет, добродетельный или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план перед национальными. Напротив, заслуги и достоинства бе лого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример – предрассу док по отношению к женщинам. Обыденное мнение полага ет, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она – женщина. Личный статус – положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди не знакомых, а личный – среди знакомых людей. Но ведь зна комые и составляют первичную, малую группу. Представля ясь незнакомым людям, каждый из нас называет прежде все го место работы, социальное положение, национальность и возраст. Для знакомых людей важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет. Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально- групповые пред рассудки, то есть негра или женщину. На первых порах рабо тодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, ру ководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с предубеждением или с осторожностью. Через некото рое время, когда наши герои раскрыли свои трудовые и лич ные достоинства, окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социоло ги сказали бы, что низкий социальный статус постепенно пе рерос в высокий личный. Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семьи, круг родствен ников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, сту денческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, то есть быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. об ладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по кара тэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. |