Главная страница
Навигация по странице:

  • Становление понятия «интеллектуальная соб­ственность».

  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности.

  • Учебное пособие для вузов


    Скачать 2.92 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов
    Анкорlebedev.doc
    Дата17.05.2018
    Размер2.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаlebedev.doc
    ТипУчебное пособие
    #19341
    страница32 из 42
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   42
    Глава 2.Сущностьиструктураинтвллвпуальнойсобственности

    Особо следует упомянуть о тех произведениях, которые содержат информацию о новшествах техно­логического характера, конструкторскую и технологи­ческую информацию, т. е. объектах промышленной собственности, которые обычно определяют как ноу-хау (know-how — знаю как). Эти результаты интеллек­туальной деятельности в виде коммерческой информа­ции также являются товаром и могут продаваться, пе­редаваться и т. д. на условиях, определяемых договором.

    Последнее время получил распространение такой вид научно-технической продукции, как различные технико-экономические продукты, которые при нали­чии спроса становятся товаром и нередко используют­ся в качестве уставного вклада в предприятие. В этом случае для подтверждения права собственности на подобный интеллектуальный продукт также использу­ется предварительная его регистрация с конфиденци­альным депонированием проекта и последующая пе­редача прав (или их части) на него.

    В подавляющем большинстве случаев творческие результаты, подпадающие под охрану авторским пра­вом, публикуются, т. е. распространяются в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребнос­тей общества, что зависит, естественно, от характера произведения. Сценическое воспроизведение произве­дения эквивалентно опубликованию. Охрана произве­дения авторским правом не зависит от его качества или текущей ценности, т. е. в принципе все произведения признаются ценными и заслуживающими охраны.

    Охрана авторским правом не исчерпывается «ко­пирайтом», хотя нередко эти понятия используются как синонимы. Копирайт — это право получения с по­мощью интеллектуального продукта дохода, образую­щегося путем продажи копий творческого достиже­ния, либо путем продажи самого права копирования другому лицу. Копирайт не исчезает с продажей ори­гинала художественного произведения, например, картины или скульптуры, и действует определенное время в течение всей жизни автора, а затем продле­вается. Считается, что такой механизм охраны обес­печивает справедливый баланс между имущественны-

    РазделVI.Философияивтвддрктцальнрйсобственности

    ми правами владельца интеллектуальной собственно­сти и потребностями общества в свободном использо­вании данного творческого достижения. Нередко пользование такими произведениями за временными рамками копирайта также сопровождается опреде­ленными сборами в интересах общества и развития культуры.

    Копирайт — важнейшее имущественное право в области ИС, обеспечивающее потенциальную матери­альную основу жизни и (возможно) процветания авто­ра и (или) владельца объекта художественного творче­ства. Вместе с тем, копирайт не исчерпывает всех прав автора. Авторское право защищает и другие права, в основном неимущественного характера (сохранение имени автора, невозможность правки или изменения произведения без согласия автора (наследника)) и т. д. Поэтому понятия авторского права и копирайта не синонимичны.

    Объекты промышленной собственности. Понятие промышленной собственности означает исключитель­ное право на владение и распоряжение творческими результатами научно-технического характера. Тради­ционными объектами промышленной собственности следует считать изобретения и полезные модели как новые технические решения, промышленные образцы как дизайнерские решения внешнего вида промышлен­ных товаров и продуктов и др.

    Кроме изобретений, полезных моделей и промыш­ленных образцов к объектам промышленной собствен­ности относятся товарные знаки, знаки обслуживания, наименования места происхождения товара, а также защита от недобросовестной конкуренции.

    Ноу-хау — конфиденциальные (т. е. не имеющие широкого распространения и свободного доступа к ним) знания технологического, технического, эконо­мического, финансового, организационного и другого характера, предоставляющие их владельцу определен­ные преимущества. Информация, содержащая ноу-хау, является одним из видов коммерческой инфор­мации и обычно относится к ветви промышленной соб­ственности.

    Как объект промышленной собственности, ноу-хау не имеет четких ограничений и не требует государ­ственной регистрации, хотя в ряде случаев ее владе­лец во избежание сложностей при идентификации объекта продажи, его объема и принадлежности пред­почитает провести регистрацию известительного ха­рактера (без экспертизы и т. п. действий) в органах типа нотариальной конторы, административных орга­нах или в авторских обществах.

    Компьютеры и компьютерная поддержка работ являются одной из новых и быстро развивающихся областей интеллектуальной собственности. Собствен­но компьютеры как варианты технических решений достаточно общих идей хранения и переработки мас­сивов данных (от первичных данных наблюдений до высококонцентрированной информации как результа­та длительных и сложных интеллектуальных творчес­ких процессов) представляют собой типичный объект промышленной собственности и защищаются патент­ным правом.

    Для охраны компьютерных программ использова­но авторское право, поскольку использование програм­мы означает не только изготовление копий, но и уп­равление компьютером. Последнее не входило в сфе­ру охраны авторским правом, потому что охраняется только копирование произведений и их публичное (не в частной жизни) исполнение.

    Интегральные микросхемы как объект интеллек­туальной собственности стали рассматриваться в са­мые последние годы. Топология микросхемы, т. е. схе­ма размещения ее составляющих и соединительных проводников, не является ни патентоспособным изоб­ретением (по причине отсутствия требований изобре­тательского уровня), ни промышленным образцом (т. к. топология не определяет внешнего вида микросхемы), поэтому наиболее подходящим средством охраны это­го трудоемкого интеллектуального товара является разработка специальных законов по охране топологии микросхем. Охрана топологии интегральных микро­схем в Российской Федерации обеспечивается специ­альным законом.


    Глава 3

    СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАТЕГОРИИ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»


    Показать объективно-значимый, а не субъективно-конвенциональный характер, содержание любого по­нятия можно двумя способами. Первый — эксперимен­тальная проверка истинности тех высказываний, в которых используется данное понятие. Второй — ана­лиз исторического развития содержания понятия, в ходе которого выкристаллизовалось именно современ­ное его значение. Очевидно, что в случае понятия «ин­теллектуальная собственность» применим только вто­рой способ.

    Становление понятия «интеллектуальная соб­ственность». Результаты умственной деятельности или даже умственного труда (как преобладающего способа самоподдержания, обеспечения жизни) долгое время не получали общественного признания как личная соб­ственность их авторов, хотя отдельные признаки лич­ностной принадлежности, признаваемой обществом, известны с древнейших времен в виде имен скульпто­ров, поэтов, политиков.

    Образование и становление института интеллек­туальной собственности как стороны общественных отношений на фоне достаточно долгой истории чело­вечества произошло сравнительно недавно и было вызвано осознанием важной роли созидательных ре­зультатов интеллектуальной деятельности и необходи­мостью закрепления имущественных прав обладателей этих результатов. Имущественные права на интеллек-Du4 туальную собственность означали последующие иму­щественные блага, появляющиеся в результате ис­пользования (как правило — многократного) этих ре­зультатов, и могли устанавливаться обществом только в виде обещания получать часть будущих возможных дополнительных благ от результатов интеллектуаль­ного труда. Такие права на исключительное, монополь­ное использование интеллектуальных результатов, получившие название «интеллектуальная собствен­ность», являются по своей сути обещанным обществом потенциальным дополнительным доходом владельцам этих результатов в их производственно-коммерческой деятельности.

    Приведенное выше современное толкование ин­теллектуальной собственности явилось итогом эволю­ции общественных взглядов на результаты интеллек­туальной деятельности, о чем свидетельствуют последние 400 — 500 лет истории.

    Формирование промышленной собственности как ветви интеллектуальной собственности началось с XII в., практически одновременно с развитием промыш­ленности, науки, образования. Так, в Англии в XII — XIV вв. королевской властью давались особые приви­легии лицам, создающим новые отрасли производства на базе импортных технологий. Эти привилегии име­ли вид исключительного права использовать такую технологию на срок, достаточный для ее освоения и окупаемости. Получаемая монополия и была компен­сацией основателю новой отрасли производства, слу­жащей для поощрения инициативных людей, осуще­ствляющих инновации. Очевидна выгода такой защи­ты и для государства — она открывала путь для наиболее прогрессивных технологий, привносимых в страну извне.

    Дарованные временные исключительные права на монопольное владение той или иной технологией, т. е. промышленная собственность, подтверждались патен­том («Letters Patent» — «открытая грамота»). В начале XVII века в той же Англии был принят статус о мо­нополиях, в соответствии с которым единственной формой монополии, легально разрешаемой в государ­стве, была монополия по патенту со сроком действия


    РазделVI.Философияннтвддвктуадьнвйсобственности

    до 14 лет. Здесь же было определено, что патент дол­жен выдаваться только «истинному и первому изобре­тателю» новых изделий.

    Конечно, с тех пор понятия и патента, и изобрете­ния серьезно изменились и расширились. Например, стало всеобщим требование подробного и исчерпыва­ющего описания изобретения, включая формулу изоб­ретения, определяющую объем прав патентообладате­ля. Сам патентообладатель (владелец патента) не обя­зательно является действительным автором нового решения.

    Свой путь эволюции прошел и такой объект про­мышленной собственности, как товарный знак. Зародив­шись еще в древние времена, товарный знак вначале имел скорее качество личного клейма на производимых изделиях — от кирпичей до ювелирных изделий, т. е. как атрибут авторства изделия. Во многих случаях извест­ность клейма была обусловлена известностью автора подобных изделий, гарантией качества материала и изделия.

    Начиная с XIX столетия товарные знаки получили не только свое теперешнее название, но и современ­ное правовое наполнение. Развитие массового произ­водства, формирование национальных и интернацио­нальных товаропроводящих сетей, неслыханные ранее масштабы торговли привели к необходимости универ­сальной идентификации товаров, различий их отдель­ных спецификаций, сортов, фирменных модификаций и т. п. Простое «клеймение», т. е. проставление того или иного знака индивидуализации товара, в том числе и его производителя, без исключительного права на по­добные знаки вызвало такую волну подделок знаков принадлежности, что потребовалось введение специ­альных правовых норм.

    В Англии соответствующие меры защиты были выработаны к середине прошлого столетия в виде су­дебных прецедентов, общий смысл которых сводился к защите исключительных прав владельца товарного знака. Лицо, владевшее правом на товарный знак, имело это право в полном объеме, т. е. могло запре­щать пользоваться этим знаком кому-либо еще, что по­лучило название запрета на ведение дела под чужим именем.

    Подобные процессы преобразования прав на то­варный знак в объект промышленной собственности шли и в других странах Европы (Франция, Германия и др.) и США. Особенно быстро законодательство о то­варных знаках развивалось в нашем столетии. Здесь можно выделить три основных аспекта:

    • необходимость регистрации знака как основы для получения прав;

    • закрепление новых способов использования то­варных знаков (передача, лицензирование);

    • признание новых концепций защиты товарных знаков.

    Необходимости регистрации в известной степени противостоит другой принцип получения прав на то­варный знак — на основе его использования. Теперь оба этих принципа в большинстве стран имеют одина­ковую силу.

    Новые концепции защиты товарных знаков озна­чали расширение прав владельца торгового знака. Так, в законе Великобритании 1938 г. и законе стран Бени­люкса (1970 г.) впервые предусмотрено право владель­ца товарного знака препятствовать его использованию, даже если такое использование не ведет к дезориента­ции потребителя (исходный мотив в охране товарного знака). Например, если тот или иной производитель товара в рекламных целях сравнивает свой товар с конкурирующими товарами и при этом называет (по­казывает) их товарные знаки, то ему может быть вме­нено нарушение прав на называемые им чужие товар­ные знаки.

    Дальнейшее развитие права на товарный знак получили в международных соглашениях, в частности, в Парижской конвенции — основном международном договоре о промышленной собственности.

    В истории становления и развития промышлен­ной собственности в России можно четко выделить 3 этапа.

    Первый этап — развитие патентного права в Рос­сии. Этот процесс достаточно схож с подобными про­цессами в других европейских странах. Вначале раз­личные привилегии и подтверждающие их документы (патенты) выдавались на разные виды деятельности — беспошлинную торговлю, монопольное производство отдельных товаров и т. п. В 1723 г. были установлены «Правила для выдачи привилегий на заведение фаб­рик», которые определяли порядок выдачи патентов.

    Первый патентный закон России (1812 г.) устанав­ливал порядок выдачи привилегий (на сроки от 3 до 10 лет) на собственные и ввозимые из других стран изоб­ретения. Привилегии выдавались без проверки суще­ства изобретения, при этом проводилась публикация описания изобретения. Во втором законе 1833 г. вводи­лась предварительная экспертиза изобретений, обяза­тельное использование изобретения и, что характерно, запрещалось переуступать привилегию.

    Патентный закон, близкий к законам других стран, находившихся в стадии международного упорядочения промышленной собственности, был принят в России в 1896 г. («Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования»). Новый закон четче определял изобретения, признаки охраноспособности, подтверж­дал проверочную экспертизу заявок и т. д. Привилегия (патент) действовала до 15 лет и могла отчуждаться и передаваться по наследству.

    Наряду с изобретениями патентной охраной пользо­вались также промышленные образцы, право собствен­ности (до 10 лет) на которые было введено в 1864 г. Это право могло передаваться третьим лицам с уведомле­нием властей.

    Второй этап развития промышленной собственно­сти характеризует советский период истории. Декре­том от 30.06.1919 г. было утверждено новое Положение об изобретениях, в соответствии с которым была лик­видирована патентная система охраны изобретений. Государство получило право на использование любого изобретения в своих интересах, а за изобретателем осталось авторство и право на вознаграждение в виде небольшой премии.

    Новая экономическая политика не могла оставить в принятом виде сферу промышленной собственности.

    Поэтому в 1924 г. было вновь принято Положение о патентах на изобретения, и патент вновь стал един­ственной формой охраны изобретательских прав, мог свободно отчуждаться и передаваться третьим лицам по усмотрению патентообладателя, мог передаваться по наследству и т. п., т. е. соответствовал по своему статусу законодательству большинства стран. Одновре­менно с Патентным законом было принято положение о промышленных образцах (рисунках и моделях), за­щита которых также осуществлялась патентом. Важно, что за нарушение исключительных прав владельца патента на изобретение или промышленный образец предусматривалось возмещение убытков и уголовная ответственно сть.

    Отказ от новой экономической политики и пере­ход к централизованной командной экономике при­вел и к отходу от патентной защиты промышленной собственности. «Положение об изобретениях и техни­ческих усовершенствованиях» (1931 г.) возродило ав­торские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав, хотя в принципе не отменя­лись и патенты. Однако получить патент было слож­нее, чем авторское свидетельство и, самое главное, владелец патента не имел реальной возможности использовать его преимущества, поскольку частное предпринимательство стало невозможным. Эта ситу­ация оставалась практически неизменной до 1991 г. (когда был принят Закон СССР «Об изобретениях в СССР), хотя положение об изобретениях и других объектах интеллектуальной собственности незначи­тельно менялось несколько раз.

    Отказ от патентов по своей сути означал отчужде­ние интеллектуальной собственности не только от ав­торов интеллектуальных результатов, но и от физичес­ких и юридических лиц. Тезис «все принадлежит на­роду» означал потерю заинтересованности в каждом конкретном случае. Как и материальная, интеллекту­альная собственность, став «ничьей», потеряла привле­кательность для людей, для заводов, организаций. Не случайно, что количество фактов использования изоб­ретений (включая использование одного и того изоб­ретения на разных предприятиях) в 70 — 80 гг. в СССР было всегда меньше количества выданных изобрете­ний, а ничтожность авторского вознаграждения оче­видна, поскольку составляла 2 % от получаемого эко­номического эффекта (в среднем по стране).

    Закон СССР «Об изобретениях в СССР» вернул основную роль в охране технических решений патен­там на изобретение и промышленные образцы, но просуществовал недолго. Образование Российской Федерации как независимого государства привело к тому, что уже в 1992 г. был принят Патентный закон РФ, а также ряд подзаконных актов, которые хорошо сочетаются с основными международными договора­ми. Вместе с Гражданским кодексом и судебной прак­тикой они образуют достаточно полноценную систему охраны промышленной собственности России.

    Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Национальные законодательства раз­личных стран, сложившиеся в XIX столетии, позволяли формировать и охранять заявляемые объекты промыш­ленной собственности в своих странах. Естественно, что сначала эти законы были разными, не согласованны­ми между собой. Это вызывало серьезные трудности в получении патентов в разных странах, поэтому возникла необходимость согласовать («гармонизировать») законы разных стран. В 1873 г. в Вене был созван конгресс по патентной реформе, который призвал правительства разных стран «достичь международного взаимопонима­ния по вопросам защиты патентов». В 1878 г. в Париже состоялся конгресс по охране промышленной собствен­ности, затем в 1883 г. там же прошла конференция, завершившаяся подписанием Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Конвенцию под­писали 11 государств, затем к ним присоединились многие другие страны, так что в настоящее время число присоединившихся государств превышает 100. СССР присоединился к Парижской конвенции в 1965 г. Рос­сийская Федерация присоединилась к Конвенции пос­ле распада СССР.

    Парижская конвенция 1883 г. несколько раз пере­сматривалась и дополнялась. Основные положения

    Парижской конвенции можно свести к четырем груп­пам. Первые три касаются материального права, права приоритета и общих правил в области материального права. Последняя группа определяет организационные основы союза государств, подписавших Конвенцию.

    Важным принципом международной Парижской конвенции является признание за лицами стран, уча­ствующих в Конвенции, таких же прав, как и для граж­дан собственной страны («принцип национального режима»). Такой же режим представляется гражданам всех остальных стран, если они проживают в странах союза или имеют в них промышленное или торговое предприятие. Принцип национального режима гаран­тирует равные права для всех собственников промыш­ленной собственности — граждан этой страны или иностранцев. Это означает использование националь­ного законодательства для всех без исключения лиц, являющихся гражданами стран союза или имеющими в них свой бизнес.

    Вместе с тем, правило национального режима не исключает судебно-административных положений каждой из стран союза, когда в отношении иностран­цев могут быть приняты особые условия судебного и административного производства. Например, для ино­странцев может быть обязательным судебный залог, обязательное назначение поверенного для ведения переписки и проч. Определенные условия налагают­ся также на предприятие иностранца — например, оно не должно быть фиктивным.

    Не менее важным положением Парижской кон­венции является право «конвенционного приоритета», означающее, что на основе заявки на право промыш­ленной собственности, зарегистрированной в одной из стран союза, заявитель (или его правопреемник) в течение установленного срока может ходатайствовать об охране этого же изобретения во всех других стра­нах-участницах, и указанные «вторичные» заявки бу­дут иметь тот же приоритет, т. е. рассматриваться по состоянию на дату первой заявки. Право приоритета дает большие преимущества заявителю, в частности, осмотрительное патентование только в необходимых странах и, соответственно, денежную экономию на пошлинах.

    Право приоритета может быть передано правопре­емнику первого заявителя без одновременной переда­чи первоначальной заявки, что открывает возможнос­ти получения экономической выгоды за счет продажи лицензий на ту же заявку в других странах с сохране­нием приоритета.

    Продолжительность периода действия права при­оритета для патентных заявок на изобретение или полезную модель составляет 12 мес, для промышлен­ных образов и товарных знаков — 6 мес.

    Страны, подписавшие Парижскую конвенцию, образуют Парижский союз по охране промышленной собственности. С созданием союза возникает соответ­ствующая международная организация с правами юридического лица. Союз имеет три административ­ных органа — Ассамблею, Исполнительный комитет и Секретариат.

    Ассамблея включает в себя все страны и является высшим органом союза. Ассамблея собирается один раз в два года и определяет программу, принимает бюджет союза. Ассамблея выбирает Исполнительный комитет, в который входит четвертая часть членов со­юза и который собирается ежегодно. Исполнительный комитет занимается контролем за выполнением при­нятых Ассамблеей программ и принимает необходи­мые меры.

    Функции Секретариата Парижского союза выпол­няет Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

    Система охраны авторских прав. Несмотря на то, что институт авторства известен с древнейших времен, достаточно стройная и всеобъемлющая система охра­ны авторских прав установилась только к концу XIX столетия.

    Первой возникла и была реализована идея копи­райта, т. е. права на копирование произведения лите­ратуры и искусства. Как и патент на объект промыш­ленной собственности, копирайт представлял собой имущественное право, связанное с изготовлением ко­пий книг, что стало актуальным после изобретения технологии книгопечатания, т. е. процесса гораздо менее трудоемкого и более производительного по срав­нению с господствовавшей до этого ручной перепис­кой. Однако вначале «копирайт» понимался не как имущественное право автора книги, а как право кни­гоиздателя, как защита его рискованного предприятия со стороны недобросовестных конкурентов. Для реа­лизации копирайта выдавались привилегии в виде исключительных прав на производство и распростра­нение печатных копий.

    Основу французской системы имущественных прав автора составили положения, согласно которым автор получает эти права автоматически, независимо ни от регистрации, ни от времени и факта публикации. Другими словами, за автором и его правопреемником закреплялось право на произведение как на экономи­ческую ценность, т. е. копирайт стал личным имуще­ственным правом.

    Важнейшим этапом становления системы авторс­ких прав явилось философское осмысление авторской роли в созданном произведении, которая не ограничи­вается экономическими привилегиями в виде копирай­та, а продолжается неограниченное время как отпеча­ток личности автора. Эти идеи, зародившись в Герма­нии, оказали сильное влияние на развитие авторского права в Европе, обеспечив ту часть авторских прав, которые определяются как «личные неимущественные права».

    Таким образом, различие в законодательстве по авторскому праву стран общего права и стран граж­данского законодательства состоит в том, что в пер­вом случае копирайт представляет собой форму соб­ственности, и созданные произведения подлежат коммерческой эксплуатации. Копирайт обеспечива­ет имущественные права его владельцу. В странах с гражданским законодательством (Россия в их числе) защищается не только экономическое содержание этих объектов интеллектуальной собственности, но и весь комплекс авторских прав, включая неимуще­ственные.

    Возникновение и эволюция авторских прав в Рос­сии прослеживается с XVIII в., когда стали обычными договора писателей с книгоиздателями. В качестве примера выдачи официальных привилегий можно со­слаться на императорский указ 1782 года, согласно которому был запрещен ввоз в Россию книг, имеющих Российское авторство, переведенных и (или) перепе­чатанных за рубежом.

    Первыми законодательными нормами в области авторского права в России были цензурный устав и положение о правах сочинителя, введенные в 1828 г. Первой литературной конвенцией, заключенной Рос­сией с иностранными государствами, были соглаше­ния с Францией («О литературной и художественной собственности», 1861 г.) и Бельгией (1862 г.). Значение этих соглашений было незначительным, поскольку они касались чистой перепечатки (без перевода) и в них не затрагивались даже права на перевод, не говоря уже о других аспектах авторского права. Обе указанные конвенции были заключены на 25 лет, и желания их продлить стороны не высказывали. Во многом это свя­зано с разработкой и заключением в 1886 г. Бернской конвенции, вопрос о присоединении к которой диску­тировался в России. Однако возобладала та точка зре­ния, что упоминавшиеся выше конвенции с Францией и Бельгией показали преждевременность вступления вмеждународные соглашения и что сначала вопросы авторского права должны получить достаточную раз­работку и признание в самой России. Этот тезис был главным аргументом против присоединения к Бернско­му союзу. Большой популярностью пользовались сооб­ражения об «интересах просвещения целого русского народа», которые могли пострадать «в случае потери для нас права на свободный перевод и, следовательно, пользование многими тысячами произведений иност­ранного чтения и искусства». Подобные взгляды полу­чили поддержку еще один раз в истории России — после победы революции 1917 г.

    Принятый в 1911 г. закон России об авторском праве учитывал, однако, отдельные положения Бернской кон­венции. Права иностранцев по закону 1911 г. напря­мую увязывались с правами российских граждан в соответствующей стране. Несколько позже в конвен­циях с Францией и Германией Россия признала прин­цип национального режима охраны к иностранцам. В объекты авторского права конвенция с Францией включила также кинематографические произведения, если они имели «свойство самостоятельных и ориги­нальных произведений».

    Исключительное право на перевод художествен­ных произведений устанавливалось на 10 лет, а на перевод научных и технических сочинений — 3 года. За переводчиком также признавалось авторское право на текст перевода.

    Обе конвенции (с Францией и Германией) были заключены на 3 — 5 лет. Были и другие (с Бельгией, Данией), но все они были отменены Советским госу­дарством после Октябрьской революции.

    Декретом Советского государства по авторскому праву от 26.11.1918 г. все научные, литературные, му­зыкальные и художественные произведения призна­вались государственным достоянием. Декрет предус­матривал возможность установления монополии госу­дарства как на право перевода, так и на сам перевод литературных произведений, изданных за рубежом. Это положение наиболее ярко иллюстрирует общую идею декрета — ограничить права автора в интересах общества. Очевидно, что в первую очередь имелись в виду произведения науки, учебники и т. п. Принцип «свободы перевода» позволил без каких-либо матери­альных и неимущественных потерь в течение долгих лет переводить и издавать произведения ученых, лите­раторов, написанных и изданных за рубежом. Как видно, исходное советское законодательство в области авторского права было типично революционным, от­рицающим существовавшие на то время национальные и международные нормы и традиции.

    Принцип «максимальной раскрепощенности» был подтвержден в постановлении ЦИК и СНК СССР от 1925 г. «Об основах авторского права». В 1928 г. были приняты «Основы авторского права». Перевод чужого произведения не считался нарушением авторского


    РазделVI.Шилрсрфияинтвддвктцадьнойсобственности

    права и такой подход последовательно проводился всем последующим законодательством «в интересах обеспе­чения развития культуры социалистических наций, населяющих Советский Союз и заинтересованных в обмене культурными ценностями без каких-либо огра­ничений». Даже в Основах гражданского законодатель­ства СССР и союзных республик 1961 г. содержалась норма, что любое изданное произведение может быть переведено на другой язык без согласия (но теперь хотя бы с уведомлением) автора при условии сохранения целостности и смысла произведения.

    Столь своеобразное понимание авторских прав относилось не только к литературным произведениям, но и к искусству. Любое зрелищное представление или концерт могли без уведомления автора и без выплаты ему гонорара передаваться по радио или телевидению.

    Не вызывает сомнения, что подобный механизм «обмена культурными ценностями» был приемлем толь­ко до тех пор и в той степени, пока он не был эквива­лентным, т, е. исходил из «односторонней проводимо­сти» — чтобы культурные ценности шли в СССР за минимальную плату или вообще бесплатно. По мере становления и развития образования, науки, культуры страна стала ощущать не только растущее давление международного мнения, но и прямые материальные потери от применения аналогичных подходов к науч­ным, литературным и другим произведениям творчества, создаваемым в Советском Союзе. На пути развития и укрепления международных связей с неизбежностью встал вопрос о присоединении к существовавшим меж­дународным конвенциям в области авторского права, что, в свою очередь, требовало внесения заметных изменений в советское законодательство.

    К этому времени (около 1970 г.) существовали две основные международные конвенции в области автор­ского права — Бернская конвенция об охране литера­турных и художественных произведений, принятая в первоначальной редакции в 1886 г., и Всемирная кон­венция об авторском праве 1952 г. Бернская конвен­ция, содержащая базовые понятия авторского права, будет рассмотрена ниже.

    Советское правительство приняло решение при­соединиться к Всемирной конвенции об авторском праве, поскольку она устанавливает более низкий уро­вень охраны авторских прав. Советский Союз подпи­сал Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве (в редакции 1952 г.) в 1973 г. Число участников этой конвенции превышало 25 стран, и в нее входили многие развивающиеся страны Африки, Азии и Латин­ской Америки.

    В настоящее время Россия присоединилась к Бер­нской конвенции, поэтому здесь отмечаются только некоторые основы Всемирной конвенции, поскольку они отвечали уровню развития авторского права в СССР на момент ее подписания.

    Всемирная конвенция имеет более универсальный характер, чем Бернская конвенция, и была более при­емлема для стран с различным общественным строем, уровнем экономического развития, традициями и т. д. В этой конвенции содержится небольшое количество материально-правовых норм и она допускает менее согласованное внутреннее законодательство стран-участниц, т. е. предпочтение отдается вопросам наци­онального права.

    В тех немногочисленных случаях, когда Всемирная конвенция устанавливает прямые нормы, они в мате­риальном смысле существенно ниже, чем в Бернской конвенции. Так, например, минимальный срок охраны имущественных прав определен в границах жизни автора и 25 лет после его смерти. Другим примером может служить право на перевод, которое подлежит обязательной охране во всех странах, присоединив­шихся к Всемирной конвенции, однако во внутреннем законодательстве могут быть установлены ограничения этого права в виде выдачи специальных лицензий на перевод.

    Всемирная конвенция не касается прав владель­цев фонограмм, не детализирует защиту кино- и теле­фильмов и т. п., оставляя эти вопросы на усмотрение стран-участниц.

    Несмотря на столь нечеткие правила защиты, при­соединение к Всемирной конвенции требовало внесе­ния изменений в советское законодательство в облас­ти авторского права. Такие изменения были внесены, в частности, в охрану прав автора в отношении пере­водов его произведений. Было признано, что перевод произведения в целях выпуска в свет допускается не иначе как с согласия автора или его правопреемников. Перевод, как и некоторые другие формы использова­ния произведения, предполагал заключение с автором договора, что означало отказ от многолетнего принци­па «свободы перевода», отказ от безгонорарного ис­пользования произведений, написанных на других языках.

    Существенные изменения произошли по срокам действия авторского права. По советским Основам гражданского законодательства авторское право при­надлежало автору пожизненно, а после его смерти законодательством союзных республик права владения определялись для разных видов произведений на сро­ки до 15 лет. Начиная с 1973 г., нормы советского права стали соответствовать Всемирной конвенции — 25 лет после смерти автора на литературные произведения и 10 лет — на фотографические произведения и произ­ведения прикладного искусства. Используя тот факт, что Всемирная конвенция обратной силы не имеет, новые советские нормы стали применяться к правоот­ношениям, возникшим с 1.06.1973 г.

    Кроме изменений, вызванных присоединением СССР к Всемирной конвенции об авторском праве, в отношениях с некоторыми странами в разное время действовали и другие согласованные нормы, предус­мотренные соответствующими двусторонними догово­рами.

    Всемирная организация интеллектуальной соб­ственности (ВОИС). После образования Парижского и Бернского союзов были созданы два независимых бюро (секретариата), которые уже в 1893 г. были объединены. Организованный орган, действовавший в Швейцарии, получил название БИРПИ, что представляет собой абб­ревиатуру французского названия «Объединенное меж­дународное бюро по охране интеллектуальной собствен­ности».

    В 1967 г. на дипломатической конференции в Сток­гольме была создана Всемирная организация интеллек­туальной собственности (World International Property Organization —WIPO), которая вобрала в себя функции секретариата практически всех союзов и организаций по охране интеллектуальной собственности. В 1974 г. ВОИС стала независимым межправительственным ор­ганом в статусе специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. Соглашение меж­ду ООН и ВОИС признает, что ВОИС несет ответствен­ность за осуществление соответствующих мероприятий согласно ее уставу и направленных на функционирова­ние договоров и соглашений в области интеллектуаль­ной собственности и облегчение передачи технологий развивающимся странам, чтобы ускорить их экономи­ческое, общественное и культурное развитие.

    Союзы в рамках ВОИС, как уже говорилось, осно­ваны на договорах, которые можно отнести к трем категориям.

    Первая категория договоров устанавливает меж­дународную охрану. К ним относятся основополагаю­щие Парижский и Бернский договоры, Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах, Римская конвенция по охране интересов исполните­лей, производителей фонограмм и органов радио- и телевещания и др.

    Вторая группа — договоры, способствующие меж­дународной охране. Это договор о патентной коопера­ции, предусматривающий подачу заявок на междуна­родные патенты, Мадридское соглашение о междуна­родной регистрации товарных знаков, Будапештский договор о депонировании микроорганизмов и др.

    Третья группа договоров устанавливает междуна­родные классификации. К ним относятся Страсбургс-кое соглашение о патентной классификации, Ниц-цкое — о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Венское — о классифи­кации изобразительных элементов товарных знаков, Локарнское — о международной классификации про­мышленных образцов.


    Системы патентования. Охрана промышленной собственности регламентируется национальными па­тентными законами и международными соглашения­ми. В патентных законах предусматривается порядок подачи и рассмотрения заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности, осуществления их экспертизы, выдачи охранных доку­ментов, публикации о выдаче, порядок рассмотрения патентных споров, порядок уступки прав как на сами объекты промышленной собственности, так и на их использование, другие аспекты патентного права, дей­ствующего в данной стране.

    Патентное право предусматривает заявительскую либо авторскую системы патентования. При заявитель-ской системе патент выдается любому первому заяви­телю на его имя, будь то автор либо законный преем­ник автора, либо присвоившее изобретение действи­тельного автора лицо. При авторской системе патент может получить лишь автор или его правопреемник, причем имя автора должно быть названо в заявочной документации и в патенте, за исключением случая, когда сам автор и заявитель просят не указывать имя автора.

    Кроме того, различают явочную, проверочную и промежуточную системы.

    При явочной системе заявка рассматривается толь­ко для выяснения:

    1. соблюдены ли заявителем формальные требования (приложены ли к заявке все необходимые докумен­ты в установленном числе экземпляров, а если заявка подана через доверенное лицо — имеется ли доверенность);

    2. не испрашивает ли заявитель патент на объекты, которые нельзя патентовать;

    3. правильно ли составлено описание, чертежи, фор­мула изобретения и т. д., в частности, содержится ли в заявке одно предполагаемое изобретение или их группа, связанная единством замысла. Новизна же изобретения при явочной системе

    патентования патентным учреждением специально не исследуется. Она предполагается, поскольку ее нали­чие отнесено при данной системе на ответственность заявителя.

    Преимущество явочной системы состоит в том, что заявитель сравнительно быстро получает патент, а общество — информацию об изобретении. Однако она имеет и ряд отрицательных сторон: патенты выдаются «на страх и риск» заявителей, определенное число выданных ошибочно патентов аннулируется из-за от­сутствия новизны или технической значимости. Анну­лирование происходит после рассмотрения дел в суде по заявлениям заинтересованных лиц. Явочная систе­ма принята в ряде стран Азии, Африки, в Бельгии, Греции, Испании, Италии и других.

    Проверочная (исследовательская) система харак­теризуется тем, что заявка подвергается исследованию в целях выяснения, имеет ли предполагаемое изобре­тение новизну и другие признаки. Это требует уста­новления отличия предмета заявки от известных в данной области технических решений (проверки на новизну). Проверочная система избавляет заявителя от дальнейших неоправданных затрат (например, при отсутствии новизны), связанных с обслуживанием па­тентного производства и последующим аннулировани­ем патента при явочной системе. Патент, выданный в стране с проверочной системой, пользуется большим доверием, чем патент явочной системы. Число споров по таким патентам обычно меньше, чем в странах с явочной системой. К недостаткам этой системы можно отнести большую длительность процедуры, имеющую место необоснованность отказов в выдаче патента. Проверочная система принята в Индии, Колумбии, США, Швеции и других странах, количество которых меньше числа стран с явочной системой.

    Отложенная (отсроченная) система представляет собой модификацию проверочной системы. При этой системе производится проверка только по просьбе заявителя или другого заинтересованного лица. Заяв­ка (обычно не более 18 месяцев спустя после даты ее подачи) подлежит обязательной публикации («выклад­ке»). По выложенной заявке каждый вправе подать обоснованные возражения. С момента публикации за-


    явки изобретение получает временную охрану. Патент выдается лишь после проведения экспертизы с поло­жительным заключением. Если просьба об ее проведе­нии не поступает (в Нидерландах, Германии — в тече­ние 7 лет, в Австралии — 5, в России — 3), то право на получение патента утрачивается. Отложенная экспер­тиза введена в Австралии, Нидерландах, России, Гер­мании, Японии и некоторых других странах.

    Промежуточная система представляет собой пере­ходную стадию от явочной к проверочной системе. Для нее характерно производство частичной, неполной проверки заявки (Египет, Ливия, Тунис и др.). Откло­нение заявки в этих странах возможно не только в результате формальной экспертизы, но и по материа­лам проверки, проведенной третьими лицами, оспа­ривающими заявку. В Швейцарии сочетаются две си­стемы выдачи патентов: проверочная в отношении изобретений в области производства часов и текстиль­ных изделий и явочная в отношении всех других изоб­ретений.

    Виды и содержание патентных документов. Патен­тные документы фиксируют (удостоверяют) права на промышленную собственность, объем этих прав, изме­нение легального статуса конкретных объектов промыш­ленной собственности и другие вопросы правовых от­ношений. Кроме того, к патентным документам часто относят правовые акты и сообщения о функционирова­нии систем и служб по охране интеллектуальной соб­ственности. Достаточно широкая номенклатура видов патентных документов обретает более понятные конту­ры, в том числе по каждому из видов документов, если их функции рассматривать вместе с содержанием.

    Основополагающим патентным документом явля­ется, безусловно, патент и прилагаемые к нему описа­ние, формула изобретения. На практике именно опи­сания и фигурируют в большинстве случаев как «до­кументация».

    Обычно патентными ведомствами издаются раз­личные справочные и информационные материалы, справочно-поисковые пособия к патентному фонду по странам и зарубежным патентным фондам, именные указатели для определения объема патентных прав конкурентов и т. д. Как правило, издаются и относятся к патентной документации также нормативные доку­менты в области интеллектуальной собственности (на­циональные и международные нормативные акты, методические материалы для подачи заявок и др.).

    Патентные документы, в первую очередь описа­ния изобретений, представляют собой важнейший из источников научно-технической, юридической и эко­номической информации, которая может оказаться чрезвычайно полезной не только для проведения при­кладных исследований и разработок, но и для прогно­зирования научно-технического развития, экономичес­ких тенденций и т. д.

    Классификация патентов. Наиболее очевидной це­лью патентного поиска является тематический (предмет­ный) поиск документов. Именно поэтому в основу раз­работанных национальных систем патентной класси­фикации лег подобный подход. Все они представляют собой многоступенчатые системы распределения по­нятий, организованных от общего к частному, т. е. по иерархическому принципу. Таким образом, индекс, набираемый по мере опускания по уровням классифи­кации, с каждым разрядом все более сужает рассмат­риваемую область, доводя ее до конкретных групп изделий, выполняющих одну определенную функцию, либо предназначенных для достижения какого-то эф­фекта в разных отраслях техники. В соответствии с тем, какой принцип — функциональный или отраслевой — положен в основу, классификации делятся на три груп­пы (две указанных и смешанная).

    Среди национальных систем известны германская, американская, английская и японская.

    Германская система введена в 1877 г. и использо­валась во многих странах Европы, включая СССР (до 1970 г.).

    Американская система классификации изобрете­ний основана на функциональном принципе, хотя в ряде случаев она использует и предметно-тематичес­кий принцип отнесения объекта изобретения к той или иной отрасли. Поэтому близкие по тематике клас­сы могут быть разбросаны по всей системе класси­фикации.

    Национальная классификация изобретений (НКИ) США содержит более 300 действующих классов и 120000 рубрик. Число подклассов в классе различное — от одного до нескольких сотен. Индекс классификации выражен двумя числами, разделенными тире. Первое число обозначает класс, второе — подкласс. Например, индекс 2— 17 означает, что изобретение относится к подклассу 17 класса 2. Индекс, как правило, не отра­жает положения подкласса в иерархии класса. Он определяет расположение подкласса в НКИ США. Текст, относящийся к подклассам низшего порядка, сдвинут вправо относительно рубрики вышестоящего подкласса, которому они подчинены. По правилам патентного ведомства США описанию изобретения присваивается один или несколько классификацион­ных индексов — один основной, остальные — допол­нительные.

    НКИ США постоянно пересматривается и изменя­ется. Поэтому все элементы справочно-поискового аппарата, связанные с ней, действуют только в тече­ние определенного периода времени. Американская система действует с начала XIX столетия до настояще­го времени.

    Английская система классификации изобретений разработана в конце XIX столетия. Отличается боль­шой динамичностью — в течение двух лет изменения и дополнения достигают 20%.

    Японская классификация достаточно детализиро­вана, содержит более 130 классов, более 1000 подклас­сов, более 23 тыс. рубрик. Классы группируются по подобию способов и устройств, образуя семь серий. С 1980 г. Япония перешла на Международную патен­тную классификацию.

    Известны и другие национальные классификации.

    По мере перехода различных стран от простой регистрации заявок на патенты к экспертизе, предпо­лагающей сопоставление заявленного решения с ми­ровым уровнем техники, возникла необходимость па­тентного поиска по патентным фондам всех стран, т. е.


    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   42


    написать администратору сайта