Главная страница

Ковешникова "История дизайна". Учебное пособие Допущено Учебнометодическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей


Скачать 1.73 Mb.
НазваниеУчебное пособие Допущено Учебнометодическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей
АнкорКовешникова "История дизайна".doc
Дата02.04.2018
Размер1.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКовешникова "История дизайна".doc
ТипУчебное пособие
#17514
страница28 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

3.7. Современные формы организации дизайнерской деятельности


В настоящее время в мире существует несколько сот крупных и мелких фирм и бюро, продающих дизайн как таковой, как специализированный высокооплачиваемый труд, и несколько тысяч отделов дизайна на промыш­ленных предприятиях крупнейших фирм. Таким образом, можно выделить две основные формы коммерческого дизайна. Первая из них - так называ­емый стафф-дизайн. Внутри стафф-дизайна существует одновременно множество форм организации дизайнерской деятельности: от отделов ди­зайна, существующих в лице единственного дизайнера, до сложных бюрок­ратических систем, насчитывающих сотни специалистов. Эти различные по количеству сотрудников отделы стафф-дизайна существенно различа­ются и по способу организации решения задач, и по способу их постанов­ки. Типы службы дизайна на предприятии зависят от рода деятельности самих фирм. Их условно можно разделить на следующие категории.

1. Предприятия, осуществляющие добычу и обработку промышленно­го сырья. Наиболее характерным представителем этого типа является служ­ба стафф-дизайна фирмы «Алюминиум компани оф Америка», одного из крупнейших в мире производителей алюминия всех видов и назначений. Руководство этой фирмы организовало собственный отдел дизайна, когда все остальные производители полуфабрикатов для промышленности счи­тали это ненужной роскошью. Отдел дизайна невелик и подчинен непос­редственно вице-президенту компании, что подчеркивает его значение внут­ри ее иерархии.

Естественно, что наиболее распространенной формой реализации го­тового продукта для фирмы, производящей металл, является контракта­ция на длительные сроки; это обстоятельство выдвигает задачу создания особых фирм рекламы, дизайна, планирования. Перспективное плани­рование для таких фирм приобретает особое значение - в связи с этим «АЛКОА» ведет непрерывный поиск идей, стремится максимальным обра­зом использовать суммарный опыт, накопленный в дизайне и промышлен­ной рекламе во всех областях производственной практики. Именно поэтому для создания фирменного стиля «АЛКОА» привлекает независимых дизай­неров-консультантов, для разработки упаковки и рекламы - независимые фирмы графического дизайна, работающие в соответствии с общей програм­мой, разработанной дизайнерами-консультантами. Поэтому фирма рекла­мирует не столько продукцию (хотя и продукцию тоже), сколько свой фир­менный стиль, способности своих дизайнеров решать сложные задачи.

Большинство фирм первой группы в настоящее время подгоняет свою политику в области дизайна под эту модель, но есть и исключения разного характера. Иногда дизайнерская группа выполняет весь объем дизайнерс­кого проектирования: фирменный стиль, упаковку и ярлыки, промышлен­ные и конторские интерьеры для всех отделений фирмы и экспозицию фирмы на выставках. Зачастую функцией службы дизайна является преж­де всего специальная высококвалифицированная реклама, а не непосред­ственно проектная деятельность. В этом случае дизайнер выступает ско­рее как эксперт коммерческой и плановой деятельности фирмы.

Важно подчеркнуть, что штат дизайнеров на фирмах, работающих на производителей, невелик и одновременно приобретает статус крупнейших основных отделов управления, что дает дизайнерам материальные, мораль­ные и престижные преимущества. Специфика условий продукции и сбыта фирм первой группы приводит к тому, что все чаще профессиональный художник-проектировщик выполняет помимо собственно проектной ра­боты еще и другие функции, внешне с проектированием не связанные.

2. Фирмы, которые производят свою продукцию почти исключительно для массового потребителя. Нужно заметить, что количество крупных фирм, работающих только на массового потребителя, постепенно сокра­щается - промышленные компании стремятся застраховаться от случай­ностей массового рынка производством специальных «непотребительских» продуктов. Но все же, хотя и не в чистом виде, этот тип остается достаточ­но распространенным, если отнести к нему фирмы, львиная доля продук­ции которых рассчитана на массовый рынок.

Такова фирма «Вестингауз» - один из крупнейших в США производи­телей бытового оборудования: холодильников, кухонного оборудования, радио- и телевизионной аппаратуры. В течение нескольких десятилетий все дизайнерские разработки для «Вестингауза» осуществлялись незави­симыми дизайн-фирмами на основе длительных контрактов. В 1960-х гг. на нескольких предприятиях фирмы были организованы группы дизайна -более сорока специалистов, которым предоставлена значительная свобода действий. Однако фирма «Вестингауз» не ограничивается развитием соб­ственного стафф-дизайна и стремится максимально использовать возмож­ности независимых дизайн-фирм.

Чем сложнее структура фирмы, работающей на массового потребите­ля, чем больше объем и разнообразие ее продукции, тем более сложные формы приобретает организация службы стафф-дизайна. Хотя «Дженерал моторе» или «Форд» нельзя назвать фирмами, работающими только на массовый рынок, все же производство легковых и грузовых автомобилей остается основной областью их интересов. Конструкторские бюро круп­нейших автомобильных компаний насчитывают сегодня в своем составе сотни дизайнеров. Однако именно в автомобильной промышленности ди­зайнерское проектирование очень тесно связано с промышленностью. Мож­но привести лишь несколько случаев, когда свободные дизайнерские фир­мы выполняли по заказам проекты новых автомобилей. Таковы, например, автомашины, созданные дизайнерской фирмой Лоуи. Эта традиционная связь дизайнерского проектирования с собственно промышленным проек­тированием новых образцов, характерная именно для автомобильной про­мышленности, является, возможно, одной из причин того, что автодизай­неры являются сегодня в большинстве своем достаточно узкими специа­листами в своей области.

Служба дизайна «Дженерал моторе» отличается большой сложностью и рядом специфических особенностей, общих для автомобильных компа­ний, продукция которых измеряется миллионами машин в год. В службу дизайна фирмы входит более 1000 сотрудников. Они должны обеспечи­вать ежегодную разработку более ста новых моделей легковых автомоби­лей для пяти'отделений корпорации, десятки новых моделей грузовых и специальных машин. Эта же служба должна обеспечить разработку моде­лей холодильников и других бытовых изделий и выполнение специальных проектных заданий, например оформление экспозиции фирмы на выстав­ке. Вся работа дизайнеров осуществляется в многочисленных самостоятель­ных студиях; они не только не поддерживают непосредственного контакта между собой, но чаще всего являются конкурентами и осуществляют па­раллельную разработку проектов по единой программе в строгой секрет­ности. В общей структуре дизайна «Дженерал моторе» специализация ди­зайнерских студий доведена до предела: отдельная студия осуществляет координацию художественно-проектных разработок по созданию взаимо-заменяющихся кузовов для различных производственных отделений, от­дельная студия работает над графикой, отдельная - над оформлением вы­ставок, отдельные студии - над перспективными моделями и т. д.

3. Фирмы, производящие продукцию для специального потребителя, представляющего коммерческую, производственную, научную, военную или бюрократическую организацию. Промышленные компании, работаю щие почти исключительно на специального потребителя, как правило, не
заинтересованы в широкой рекламе. Дизайнерские разработки для этого
типа фирм выполняются преимущественно независимыми дизайн-фирма-
ми. Иногда фирма имеет штатного дизайнера, в задачи которого входит
художественное проектирование продукции, упаковки, промышленной
графики и сопроводительной документации, оформление выставок и в от-
дельных случаях выбор независимой дизайн-фирмы для выполнения спе-
циального заказа.

Можно видеть, что дизайн-служба компаний третьей группы имеет, как правило, небольшое количество специалистов, что сразу увеличивает их индивидуальные профессиональные возможности, их персональный ста­тус. В то же время в компаниях этого рода деятельность профессионально­го дизайнера довольно жестко ограничена однородностью проектных за­дач, четко ориентированных по нескольким видам однородной продукции.

4. Наконец, необходимо выделить наиболее распространенный сейчас
тип фирмы, обслуживающей как массовых, так и специальных потребите-
лей. Вполне естественно, что объединение в рамках одной хозяйственной
организации принципиально разных производств ставит перед админист-
рацией конкретной фирмы чрезвычайно сложные задачи, которые реша-
ются различным образом.

«Истмен кодак» - одна из немногих фирм, которые первыми обрати­лись к дизайнерам для решения коммерческих задач. Уолтер Дорвин Тиг, первый официальный дизайнер мира, с 1928 по 1941 г. являлся главным консультантом фирмы, и его бюро выполняло весь объем дизайнерского проектирования для «Кодака». С 1945 г. фирма организовала собственный отдел дизайна - «Истмен кодак», финансовое объединение двух разнород­ных предприятий, обладающих существенной автономностью. Вполне ес­тественно, что служба дизайна соответственно разделена на две самостоя­тельные службы. Производство любительской аппаратуры требует особых форм изучения рынка, имеет дело с особой формой конкуренции, рекла­мы, дизайна, рассчитанных на массового потребителя. Точно так же произ­водство конторского оборудования, конкурирующего с другими фирмами, представляет собой специфическую задачу. На каждом из предприятий

«Кодака» выполняются все виды рекламной, оформительской и художе­ственно-конструкторской деятельности дизайнеров.

«Дженерал электрик» - одна из крупнейших корпораций мира, номен­клатура изделий, выпускаемых всеми ее предприятиями, достигает двух­сот тысяч наименований: от электробритв до силовых трансформаторов и комплексного оборудования электростанций, от электровозов до косми­ческих летательных систем. На восемнадцати отделениях фирмы существу­ют собственные отделы дизайна, тогда как в 1930-е гг., когда «Дженерал электрик» только начала развертывать дизайнерские работы, отдел дизай­на был создан только на отделении бытовых изделий.

Рассмотрев различные виды и формы организации дизайнерской дея­тельности на различных предприятиях, можно сделать некоторые выводы. Характер дизайнерской деятельности в рамках стафф-дизайна всегда кон­кретен в конкретных условиях и во многом определяется организацион­ной структурой промышленной фирмы. Отношение фирмы к потребите­лю, политика ее руководства в значительной степени диктуют формы ра­боты дизайнера: текущая или перспективная проектная работа, разделе­ние проектной работы с независимыми дизайн-фирмами или самостоятель­ное выполнение всех видов дизайнерских работ, относительная свобода творчества или выполнение частных заданий, универсальный характер де­ятельности дизайнера или его узкая специализация.

Одновременно с мощной системой стафф-дизайна в мире существует и развивается система «независимого» дизайна - дизайн-фирмы или мень­шие по размерам дизайн-бюро, которые осуществляют все виды дизайнер­ского проектирования на свой страх и риск, сами должны завоевать клиен­туру и сами - удержать ее.

В настоящее время независимые дизайн-фирмы предпринимают энер­гичные усилия в овладении всей искусственной средой, создаваемой чело­веком, вместо проектирования отдельных элементов этой среды. Очевид­но, что среда не есть просто сумма этих элементов, ее составляют и слож­ные системы связей между элементами, а проектирование связей суще­ственно отличается от проектирования элементов. Когда содержанием аме­риканского дизайна была в первую очередь коммерческая стилистическая обработка продукции, не находившей потребителя в обстановке кризиса и депрессии, Раймонд Лоуи демонстрирует работой для «Гештеттнер» эко­номическую эффективность стайлинга.

Именно Раймонд Лоуи впервые осуществил программу комплексного дизайна для Пенсильванской железной дороги: начав с проектирования сборной стандартной железнодорожной станции, дизайнер сумел доказать руководству компании необходимость последовательной модернизации всего железнодорожного хозяйства - от локомотива до кассового автома­та. Именно фирма Раймонда Лоуи выполнила впервые сложнейшую про­ектную задачу: было необходимо изменить упаковку популярных сигарет «Лаки страйк» таким образом, чтобы, приобретая новых потребителей, не потерять старых (консерватизм в потреблении табачных изделий чрезвы­чайно велик).

Не удивительно, что именно фирма Лоуи (особенно когда его компань­оном стал Снайт, которого называли «одним из лучших в мире авторите­тов относительно практически всего») была в числе лидеров. Снайт гораз­до в большей степени заботится о виде услуг, которыми могут воспользо­ваться клиенты фирмы, чем тем, называются ли эти услуги дизайном или нет; он утверждает, что, хотя фирма проектирует множество продуктов и упаковку, она выполняет также и другие услуги, которые являются необ­ходимостью, если дизайн вообще что-нибудь из себя представляет.

Понятно, что сами дизайнеры не могут провести ряд этих работ без кон­такта с другими специалистами, но важно здесь то, что дизайн-фирма бе­рет на себя функции организатора и координатора общей программы ра­бот, выступает в роли высшего эксперта. Фирма Раймонда Лоуи выполня­ла иногда чисто экспертно-методические работы, когда «классический» дизайн отодвигался в ее деятельности на задний план.

Необходимо констатировать очевидный факт: на современном этапе квалифицированные дизайнеры высшего класса, работающие в системе независимых дизайн-фирм, имеющие значительный опыт решения задач «классического» дизайна, приобретают достаточный опыт, достаточные профессиональные средства для решения новых, особых задач, которые, оказывается, невозможно решить традиционными средствами.

Важно отметить, что между независимым дизайном и стафф-дизайном проходит весьма определенная линия раздела в вопросе о фирменном сти­ле: за редкими исключениями задачу проектирования фирменного стиля выполняют независимые дизайн-фирмы. Это понятно. Фирменный стиль, товарное лицо фирмы, должен быть построен в соответствии с общими тен­денциями мирового рынка. Стафф-дизайнер оказывается менее способен решать такую задачу уже по самому факту своей принадлежности к компа­нии из-за невозможности выйти в профессиональном мышлении за уро­вень самой компании.

Еще более существенное различие между независимым и стафф-ди­зайном заключается в следующем. Входящие в организационную струк­туру фирмы отделы стафф-дизайна обязательно должны (часто с конф­ликтами, но должны) считаться с результатами исследований рынка, проводимых соответствующими отделами этих же предприятий, неза­висимо от того, согласны они с результатами или методами их получе­ния или нет - такова структура современной корпорации. Напротив, не­зависимые дизайн-фирмы выступают в роли экспертизы, компенсиру­ющей ограниченность собственной службы исследований рынка корпо­рации, они действуют, чаще всего полагаясь исключительно на профес­сиональные художественно-проектные средства, и достаточно часто выигрывают, чтобы завоевать соответствующее право в глазах промыш­ленной администрации.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта