Главная страница
Навигация по странице:

  • Историография

  • К. Ренфрю

  • Ю. В. Андреева

  • Л. Палмера

  • Ляпустин Б.С. Древняя Греция. Учебное пособие Древняя Греция


    Скачать 11.66 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Древняя Греция
    АнкорЛяпустин Б.С. Древняя Греция.doc
    Дата28.12.2017
    Размер11.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛяпустин Б.С. Древняя Греция.doc
    ТипУчебное пособие
    #13325
    страница4 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Раздел 1

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА. ОБЩЕСТВА КРИТА И МИКЕНСКОЙ ГРЕЦИИ



    Эпоха бронзового века для обширного региона бассейна Эгейского моря – это время перехода от первобытного строя к цивилизации. Археологическая наука выделяет в бронзовом веке три эпохи: ранней бронзы (ок. 3000–1900 до н.э.), средней бронзы (1900–1550 до н.э.) и поздней бронзы (1550–1200 до н. э.). Материальную культуру эпохи бронзы на Крите принято называть минойской, на материке – элладской, а на островах – кикладской. Однако в исторических исследованиях археологическая периодизация, которая не во всем совпадает с периодизацией возникновения и развития цивилизации, играет вспомогательную роль.

    На основе классификации керамики первооткрыватель цивилизации на острове Крит англичанин А. Эванс разделил минойскую эпоху на три периода: раннеминойский, среднеминойский и позднеминойский.

    Однако в последнее время получила распространение периодизация, основывающаяся на этапах развития критских дворцов, игравших важнейшую роль в жизни минойского общества:

    1) додворцовый период (2600–2000 до н. э.);

    2) эпоха «старых дворцов» (1900–1700 до н. э.);

    3) эпоха «новых дворцов» (1700–1450 до н. э.).

    После гибели цивилизации «новых дворцов» (ок. 1450 г. до н. э.) на Крит переселяются греки ахейцы, и остров оказывается в культурном ареале ахейской Греции.

    ГЛАВА 4

    Минойский Крит




    КРИТ И ЕГО СОСЕДИ



    Центром первой европейской цивилизации, которая достигла блестящего расцвета, стал Крит. Удачное географическое положение острова во многом предопределило своеобразие его исторического пути, способствовало высокому уровню развития общества и господству на море. Крит находится как бы на границе, отделяющей Эгейское море от Средиземного. Эта наиболее приближенная к Востоку часть Европы вместе с окружавшими Крит островами являлась своеобразным «мостом» между народами Востока с их древними цивилизациями и народами Европы. На этом перекрестке путей между тремя материками встретились различные этнические и культурные элементы из стран Азии, Африки и Европы. Благодаря этому создались благоприятные условия для появления совершенно новых форм жизни общества, культуры и искусства.

    Этническая картина на Крите была весьма пестрой. Уже на ранних этапах истории островного общества произошло смешение различных этнических элементов. В целом минойцев (местное догреческое население) причисляют к так называемой средиземноморской расе, для которой характерны относительно невысокий рост, черные кудрявые волосы и карие глаза. На каком языке говорили древнейшие обитатели Крита, до сих пор неизвестно, но это был не греческий язык. Автохтонное население острова античная традиция называла этеокритянами (т. е. истинными критянами). Именно их историки отождествляют с минойцами – носителями минойского языка и создателями древнейшего критского письма: иероглифики, линейного письма А и иератической письменности Фестского диска. Родственными этеокритянам были кидоны. На Крите обитали также пеласги – переселенцы из материковой Греции и анатолийцы, проникшие из Малой Азии. Появление на острове греков ахейцев относится уже к периоду после крушения державы Мйноса.

    В XXX XXVII вв. до н. э. в Эгеиде повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На Крите формирование цивилизации бронзового века шло под воздействием культур соседних обществ. В III тысячелетии до н. э. высоким уровнем развития отличалась культура Кикладских островов, достигшая расцвета к середине тысячелетия. Островное население занималось меновой торговлей с заморскими странами, что требовало большого мастерства в кораблестроении и мореходстве. Активная хозяйственная деятельность и интенсивность торгового обмена привели к высокому уровню развития ремесел и искусства. Об этом можно судить по тщательно изготовленным мраморным сосудам и статуэткам – так называемым кикладским идолам. Изделия кикладских ремесленников в большом количестве находят не только на Крите, но и в материковой Греции, Малой Азии и даже в отдаленных районах Средиземноморья.



    Кикладские идолы – каменные фигурки с Кикладских островов (III тыс. до н.э.)

    Кикладское общество еще находилось на стадии родо племенной организации, однако центрами племен уже становятся поселения протогородского типа. Типичными примерами такого центра являются окруженный массивными стенами Полибхни на острове Лемнос, занимавший площадь 4500 квадратных метров, и чуть меньший Кастри на острове Сирое. К середине III тысячелетия до н. э. подобные поселения, укрепленные мощными стенами и башнями, появляются и на других островах Кикладского архипелага. Постройки внутри таких укреплений, как правило, однотипны, что позволяет предполагать отсутствие сколько нибудь резких социальных различий в древнем обществе. Большие многокомнатные дома, по мнению археологов, находились в совместном пользовании большесемейных общин, поддерживавших родовое равенство и не допускавших резкого выделения родо племенной знати. Хотя, как показывает погребальный инвентарь, процесс накопления богатств уже начался. Это и привело к появлению в общине во второй половине III тысячелетия до н. э. зажиточной верхушки, что свидетельствует о разложении первобытных отношений в кикладском обществе. Однако процесс урбанизации на Кикладах был насильственно прерван в конце III тысячелетия до н. э. Возможно, это было связано с вторжением на острова новых этнических групп, после чего развитие общества надолго приостановилось и культурная традиция прервалась.

    КРИТ В ЭПОХУ БРОНЗЫ



    Население Крита, благодаря влиянию достижений соседних обществ, и прежде всего кикладской культуры, а также внутренним процессам развития, вступает в эпоху ранней бронзы в III тысячелетии до н. э. Освоив производство бронзы, ремесленники постоянно расширяют сферы ее применения. А к началу II тысячелетия до н. э. появляется гончарный круг. Эпоха первобытнообщинного строя вступает в завершающую стадию. Ослабление кровнородственных связей кардинально меняет условия жизни общества. Традиционные усыпальницы для членов всего рода сменяются индивидуальными захоронениями. Появляются печати, на которых довольно часто встречается изображение корабля. В поселениях строятся двух трехэтажные дома из камня и кирпича.

    В это время критские земледельцы осваивают наиболее плодородные долины на востоке и в центре острова и начинают возделывать традиционную «средиземноморскую триаду» сельскохозяйственных культур: злаковые (пшеница и ячмень), виноград и оливки.



    Изображение критских домов на глиняных табличках. Рисунок

    Деревенское поселение эпохи ранней бронзы на Крите представляло собой конгломерат из строений разной конфигурации, где жилища и хозяйственные постройки образуют практически один массив. Такой жилой комплекс (как, например, селение Василики или Миртос) предназначался для обитания целой общины, еще социально однородной. Однако ее члены, помимо занятия сельским хозяйством, уже специализировались и в других отраслях хозяйственной деятельности. Одни помещения (те, где были обнаружены гончарные круги, пряслица и прочие инструменты) предназначались для занятий ремеслом, другие – для хранения разнообразной продукции. В невыразительной архитектуре этих жилых комплексов отчетливо прослеживается традиционная солидарность первобытной родовой общины. Но эти коллективные жилища и возникшие впоследствии дворцы были близки между собой функционально. Именно в концентрации на ограниченной территории сельскохозяйственной и ремесленной деятельности, переработки и обмена продукции уже просматриваются экономические предпосылки создания в будущем дворцовых комплексов.

    К концу эпохи ранней бронзы на Крите отмечается быстрый рост населения и начало его социального расслоения. Все чаще между общинами возникают конфликты. Для защиты от соседей поселения не только обносят стенами, но и располагают на защищенных самой природой местах – холмах или небольших плато с обрывистыми склонами. Такие укрепленные общинные центры археологи назвали «преддворцовыми цитаделями». В критском обществе, где еще господствуют родо племенные отношения, высокого развития достигли земледелие, скотоводство, мореплавание и торговля. Изменяется система религиозных верований: появляются основные образы божеств и важнейшие культовые символы, в частности статуэтки Матери богов.

    Таким образом, критское общество, достигнув прогресса во всех сферах жизни и деятельности, подошло к эпохе цивилизации.

    ЭПОХА «СТАРЫХ ДВОРЦОВ». ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ



    К 1900 г. до н. э. жизнь минойского общества меняется, оно вступает в эпоху дворцовой цивилизации. Первые, так называемые старые, дворцы возникли на месте нескольких старинных цитаделей в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро и просуществовали приблизительно до 1700 г. до н. э. Они стали очагами зарождающейся государственности на Крите. Власть в таком дворце была в руках царя, а сам дворец выступал центром, объединявшим несколько десятков близлежащих поселений с их населением и всеми материальными ресурсами.

    Несмотря на скудность археологических находок, можно утверждать, что планировка «старых» дворцов уже имела черты, характерные для минойской архитектуры. Лучше всего исследованы остатки «старого» дворца в Фесте. Это единый архитектурный ансамбль: вокруг центрального двора расположены залы, жилые комнаты, сакральные помещения, складские сооружения и хранилища, ремесленные мастерские. Помещения находились на разных уровнях и соединялись лестницами и переходами. При раскопках были найдены парадная посуда и керамические сосуды для хранения сельскохозяйственной продукции, относящиеся к данной эпохе.

    Все дворцовые комплексы отличает высокий уровень строительного искусства. Дороги к воротам дворцов, внутренние дворы и проходы были тщательно вымощены, под плитами обнаружены следы дренажной системы. По сравнению с жилищами эпохи ранней бронзы эти сооружения демонстрируют новый уровень социальной структуры общества, его политической организации и новых экономических отношений. О высоком уровне социально экономического развития минойского общества свидетельствуют печати, несколько сотен глиняных слепков с печатей, закупоривавших сосуды с вином и благовониями, а также таблички, надписи на которых сделаны линейным письмом А в его древнейшей форме. Археологические находки прямо указывают, что дворцы превратились в административные и экономические центры , управлявшиеся царями.



    Фестский диск

    Одной из важнейших функций царя была организация управления обширным дворцовым хозяйством с многочисленными мастерскими, обслуживавшими запросы обитателей дворца. В этих мастерских между 2000 и 1700 гг. до н. э. была создана полихромная (т. е. многоцветная) керамика стиля камарес (названная так по пещере у селения Камарес, где были впервые обнаружены вазы этого стиля). Сосуды стиля камарес отличаютются большим разноооразнем форм и украшены многоцветным динамичным орнаментом, основу которого составляют пальметты, спирали и переплетающиеся полосы. В дворцовых мастерских изготавливались также сосуды и утварь из камня и фаянса, перстни печати из драгоценных и полудрагоценных камней, разнообразные предметы вооружения и орудий труда, украшения из золота и серебра, изящные произведения мелкой пластики.

    Искусные изделия минойских ремесленников не только продавались на острове, но и вывозились в соседние страны. Растущее производство требовало все больше сырья (медь, слоновая кость, драгоценные камни и т. п.), которое приходилось ввозить из других областей. Находки сосудов стиля камарес и критских ювелирных изделий в различных регионах Средиземноморья показывают, что критские суда в поисках сырья посещали порты Египта, Библа, Угарита, Кипра. Оттуда изделия критских ремесленников расходились по всему Восточному Средиземноморью. Даже в царстве Мари на Евфрате в списках царского имущества упоминаются каптару – критские мечи.



    Ваза стиля камарес из Феста (ок. 1800 г. до н. э.)

    Наиболее полно социальная роль дворца как организующего центра проявилась в сфере религии и культа. Расположенный в глубине дворцового комплекса мощеный двор был предназначен для сакральных действий, религиозных церемоний и обрядовых танцев. В эпоху становления государственности религиозные ритуалы выполняли важную функцию обеспечения контактов между зарождавшейся аристократической элитой и рядовым населением. Помимо дворцов, культовые центры и святилища на Крите располагались на вершинах гор и холмов, где археологами обнаружены многочисленные посвятительные дары. Постепенно главным культом становится поклонение женскому божеству. Повсеместное распространение получают сакральные символы – священные рога и лабрис (двойная секира).

    В критском обществе складывается иерархическая структура: аристократическая элита, свободные общинники, ремесленники, мореходы и в самом низу – принуждаемые к труду рабы. На острове создаются благоприятные условия для возникновения новых общественных групп и социальных связей. Однако степень социальной дифференциации минойского общества того времени не стоит преувеличивать. Вплоть до конца эпохи «старых дворцов» в обществе ведущую роль продолжали играть различные формы гентильных объединений (от племени до большой семьи), а критская культура сохраняла еще архаичный облик.

    Около 1700 г. до н. э. страшное землетрясение превратило в руины дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро, а также многочисленные поселения Крита. Но эта катастрофа, подведя итог эпохи «старых дворцов», лишь ненадолго приостановила развитие минойской цивилизации.

    РАСЦВЕТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ«НОВЫХ ДВОРЦОВ»



    На месте разрушенных землетрясением 1700 г. до н. э. «старых» дворцов очень скоро возводятся новые, еще более громадные, монументальные и роскошные. Эпоха «новых дворцов (1700–1450 до н. э.) – это период расцвета минойской цивилизации, намного опередившей уровень развития остальных районов Эгеиды.



    План Кносского дворца: 1 – двор; 2 – святилище; 3 –Тронный зал; 4 – хозяйственные помещения; 5 – жилой комплекс

    Дворец становится центром всех сфер жизни критского общества: социальной, экономической, политической, культурной и религиозной. В эпоху «новых дворцов» на Крите возникает единое государство. Цари Кносса, установив власть на острове, поставив под свой контроль других династов, стали единодержавными правителями Крита (об этом свидетельствуют данные археологии).

    В этот период остров покрывается обширной сетью мощеных дорог, связывавших Кносский дворец со всеми районами острова. Дворец верховного правителя, кносского царя, превосходил резиденции остальных династов своими размерами и роскошью, по праву олицетворяя собой расцвет минойской цивилизации. Это был сооруженный на общей платформе грандиозный комплекс зданий площадью 16 тысяч квадратных метров, достигавший в центральной части высоты в три этажа. В нем было около 300 помещений самого различного назначения. Такие грандиозные размеры дворца были вызваны тем, что комплекс одновременно выполнял несколько функций. Прежде всего дворец был официальной резиденцией царя и жилищем для его семьи. Одновременно он был сакральным центром государства, местом пребывания жрецов и проведения важнейших религиозных церемоний. Кроме того, это и административный центр, где пребывали придворная знать и царская администрация. И наконец, это был крупный экономический и хозяйственный центр. Здесь трудились ремесленники различных специальностей и хранилась самая разнообразная продукция: оружие, орудия труда, различные ремесленные изделия и собранный урожай. Здесь же зачастую совершались меновые и торговые операции. Все это и предопределило архитектурное своеобразие дворцов на Крите, не похожих ни на один дворец в соседних странах. «Новые» дворцы в Фесте, Маллии и Като Закро хотя и уступали Кносскому дворцу в размерах, но по основным архитектурным элементам были ему идентичны.



    Кносс. Руины дворца. Фотография



    Тавромахия. Рисунок с изображения на печати

    Центральный двор был не только структурным ядром дворцового ансамбля, но и вместе с примыкающими комнатами выполнял одну из главных функций дворцового комплекса. Это было место для религиозных празднеств, посвященных богам, от расположения которых зависело благополучие общества. Именно здесь разыгрывались мистические сцены и устраивались танцы в честь Великой богини, сил плодородия и грозных хтонических божеств2 и, конечно же, проводились знаменитые игры с быком (тавромахия), являвшиеся обязательной частью обрядовых действ минойского культа.

    Другой важной частью дворца являлись анфилады залов для приемов, парадных церемоний, пиршеств и жилые помещения для правителя и придворной знати. Фасады зданий имели величественные живописные портики. Залы были украшены великолепными фресками с изображениями окружающей природы и подводного мира. Во дворце функционировала система водоснабжения и канализации, были оборудованы ванные комнаты. Все помещения соединялись между собой многочисленными переходами и лестницами, были снабжены вентиляционными и световыми колодцами.



    Кносс. Одна из западных кладовых. Фотография



    Сосуды с двойными секирами (лабрисами) из Кносса (ок. 1400 г. до н. э.)

    Большую часть цокольного этажа занимал хозяйственный комплекс. Здесь в узких кладовых стояли длинные ряды огромных пифосов (глиняных сосудов), в которых хранилось вино, оливковое масло, зерно. Рядом находились изделия местных ремесленников и товары, привезенные из заморских стран. В дальних уголках дворцового комплекса располагались помещения для переработки сельскохозяйственной продукции, а также мастерские ювелиров, кузнецов, гончаров и вазописцев.

    Именно в хозяйственных помещениях дворца были найдены многочисленные глиняные таблички дворцового архива с текстами хозяйственной отчетности, написанными линейным письмом А, которое в эпоху «старых дворцов» существовало на Крите и ряде островов Эгейского моря. Эти письмена, обнаруженные на многочисленных глиняных табличках, печатях и т. п., до сих пор не расшифрованы, хотя определено, что данная система письменности была слоговой и никак не может быть связана с греческим языком.

    Огромное дворцовое сооружение со сложной и запутанной планировкой производило на каждого человека неизгладимое впечатление. Не случайно именно Кносский дворец стал для древних греков основой мифа о Лабиринте и обитавшем в нем кровожадном чудовище с головой быка – Минотавре, которому приносили человеческие жертвы до тех пор, пока людоеда не убил афинский герой Тесей.

    ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ НА МИНОЙСКОМ КРИТЕ



    В эпоху «новых дворцов» в минойском обществе установилась единодержавная монархия с наследственной царской властью. Ее создателем античная традиция считает легендарного царя Миноса. Однако вероятно, что Миносу приписаны деяния нескольких членов кносской династии. Образование критской державы происходило  путем объединения ряда независимых центров под властью одной династии. Тем не менее главенство Кносса не означало полного подавления правителей в других дворцах. Во главе критского общества стоял царь, считавшийся сыном верховного бодествлял с Зевсом. Супруга царя признавалась дочерью другого бога – Гелиоса. К божественному началу выводится родословная самых знаменитых представителей критской царской династии – братьев Миноса, Радаманта и Сарпедона, рожденных Европой. Наследование царской власти осуществлялось по мужской линии: трон переходил к старшему в роде, от брата к брату.


    Развитие критской письменности


    Критские таблички: 1 – линейное письмо А; 2 – линейное письмо Б. Рисунок

    Правители минойской державы утверждали, что свою власть они получили по воле богов и боги выполняют все просьбы, с которыми к ним обращаются критские цари. Важное значение в политической жизни минойского общества имели религиозные обряды, совершаемые самим царем, выступавшим в роли жреца. Согласно Гомеру, царь Минос советовался с Зевсом раз в девять лет. Общение происходило в пещере горного святилища. После возвращения Миноса во дворец воля божества воплощалась в царские распоряжения и указы. Недаром считалось, что законы Миноса, по которым жило критское общество, пришли из священной пещеры Зевса. Регулярно повторяющиеся церемонии общения владыки с верховным божеством являлись не только подтверждением авторитета царской власти, но и одновременно обрядами религиозного испытания верховного правителя. Такой обряд был распространен практически у всех народов на ранних этапах развития цивилизации, когда благополучие всего общества напрямую связывалось с личными качествами правителя: его физической силой, выносливостью, искусством владения оружием и т. п.

    Еще одной важной религиозной церемонией с участием царя был ритуальный брак, когда священный обряд соединял плодотворящие начала – мужское и женское. Царь выступал в образе божественного быка, а его супруга – коровы. Этот ритуал, отраженный в сакральном мифе, должен был преумножить плодоносящие силы природы, от которых зависел богатый урожай, приплод скота и в конечном итоге процветание и благополучие державы. Важное значение этого сакрального действа в жизни Древнего мира подтверждается тем, что и после гибели минойской державы в течение многих веков обряд священного брака сохранялся на Крите и в ряде регионов Эгеиды.

    Таким образом, царская власть носила ярко выраженный сакральный характер, а вера в сверхъестественные способности правителя являлась гарантией процветания страны. Недаром Гомер называл Миноса «охранителем Крита». Форма царской власти, которая сложилась на Крите, получила название теократия. Это такая форма монархии, при которой светская и духовная власть в государстве принадлежит одному лицу.


    Кносс. Вход в Южную царскую сокровищницу (XVI в. до н. э.). Фотография
    Государство, существовавшее на Крите, требовало юридического регулирования отношений между подданными царя. Античная традиция приписывает царю Миносу создание первого законодательства, поэтому в античном мире он получил славу справедливого и мудрого судьи. Свод законов был записан на медных досках и выставлен для всеобщего обозрения. Правда, некоторые древние авторы считали, что законодателем был Радамант или что он, по крайней мере, следил за соблюдением законов, установленных Миносом. Сохранившееся в народной памяти представление о справедливости царских законов нашло отражение у Гомера: его Одиссей видел в подземном царстве Аида мудрого Миноса, творившего справедливый суд среди теней умерших. «Законодательство Миноса – Радаманта» продолжало применяться в юридической практике Крита и тысячу лет спустя, и многие его положения использовал для устройства организации жизни спартанского общества знаменитый законодатель Ликург.
    Источники

    Долгое время основным источником по эпохе минойского Крита выступали только археологические памятники (письменность – линейное письмо А– не расшифрована). Однако успехи ученых в археологическом изучении Средиземноморья позволили с большим доверием отнестись к легендарно мифологической традиции, зафиксированной в трудах греческих и римских авторов. Сведения о древнейшей эпохе, сохранившиеся у Гомера, Гесиода, Фукидида, Аполлодора, Плутарха и др., проверенные и подкрепленные археологическим материалом, позволяют получить информацию о многих сторонах жизни древнейшего общества, особенно о явлениях духовной культуры и особенностях политического устройства. То, что миф о державе Миноса так или иначе отражает реальную историческую ситуацию на Крите, признается всеми современными историками. Сомнения вызывает только степень минойской экспансии в Средиземноморье.

    Комбинированное использование археологических источников и мифо легендарной традиции нанесло удар по господствовавшему в начале XX в. гиперкритицизму в оценке достоверности античной традиции.


    СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МИНОЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ



    Эпоха «старых дворцов» – это время расцвета экономики и оформления социальной структуры минойского общества. В этот период на острове Крит были освоены и интенсивно возделывались все плодородные земли. Основную роль здесь сыграли рядовые свободные общинники, и статус свободного члена минойского общества значительно повысился.

    Успехи в экономике способствовали росту населения и появлению различных типов поселений. Значительно увеличилось количество небольших сельских поселений, в которых жили рядовые общинники. Развитие сельского хозяйства вызвало обогащение земледельческой знати, что отразилось в появлении богатых усадеб. Их владельцы возводили двухэтажные виллы (в них насчитывалось до 30 помещений), к которым примыкали разнообразные хозяйственные постройки для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

    Одновременно с возникновением «новых» дворцов начался бурный процесс урбанизации, появления городов. В поэмах Гомера остров Крит предстает «стоградным». Данные античной традиции полностью подтверждаются изысканиями археологов, открывших около 300 различных поселений. Одни из них располагались в непосредственной близости от дворцов и были их частью. Другие, как Гурния или Палекастро3, располагавшиеся на каменистых холмах вблизи от моря, предстают подлинными городами. Города характеризовала чрезвычайная плотность застройки. Дома были сгруппированы в инсулы (т. е. кварталы) неправильной конфигурации, между которыми пролегали узкие улочки.



    Кносс. Помещение над Тронным залом во дворце. Фотография

    В городах открывались различные ремесленные мастерские: бронзолитейные, гончарные (в одном из домов Гурнии археологи обнаружили помещение с восемью гончарными кругами), ткацкие, кожевенные и т. п. Эти мастерские и разнообразные орудия труда и инструменты, найденные при раскопках, наглядно свидетельствуют о характере хозяйственной деятельности горожан. Расположение многих городов на морском побережье дает основание считать, что их жители были непосредственно связаны с морской торговлей.



    План «нового» Фестского дворца

    Цари Крита покровительствовали развитию торговли. Дворцы, которые были заинтересованы в вывозе ремесленной и сельскохозяйственной продукции, имели собственные крупные порты. При Миносе гаванью Кносса был Амнис, а Фестского дворца – Айя Триада. В этом порту было найдено свыше полутонны бронзовых слитков весом по 29 килограммов каждый. Эти слитки в форме растянутых бычьих шкур, так называемые критские таланты, по видимому, использовали в качестве меновых единиц при торговых операциях. Такой же вес имели и каменные гири, найденные на острове. В это время Крит и другие Кикладские острова установили интенсивные контакты с Балканами, Передней Азией, Ливией и Египтом. В египетских текстах неоднократно упоминаются «кефтау» – жители Крита. На фресках в гробницах фараоновых вельмож XVI– XV вв. до н. э. можно видеть прибывших в Египет критян, а на фреске в Акротари (о. Фера) довольно точно изображен пейзаж нильской долины. Тесные связи были у критских торговцев с Библом, Угаритом, сирийскими княжествами.

    Бурное развитие экономики привело к разрушению в минойском обществе традиционных гентильных связей и формированию новой социальной структуры. Античная традиция приписывает Миносу проведение ряда реформ, изменивших критское общество. Он выделил воинов из сословия земледельцев и сделал новое сословие главной опорой царской власти. В ближайшее окружение царя, помимо членов его семьи, входили высшие военачальники и чиновничья знать. Именно им принадлежали богатые виллы, комнаты в которых своим украшением не уступали парадным залам дворца.

    Видную роль в минойском обществе играли жрецы, и прежде всего куреты – самый древний разряд служителей культа. Во времена Миноса на острове было немало рабов из числа военнопленных и чужеземцев, привезенных в качестве дани. В основном их доставляли во дворцы, где они становились «царскими рабами». Отзвуком этого является известный миф о том, как афиняне регулярно отсылали Миносу по семь юношей и семь девушек, которые предназначались на съедение Минотавру. Но более прав Аристотель, утверждавший, что невольников из Афин просто обращали в рабов и они до старости должны были трудиться в Кносском дворце.

    Таким образом, Крит эпохи «новых дворцов» предстает экономически сильной державой, со сложной социальной иерархией.

    МОРСКОЕ ГОСПОДСТВО КРИТСКОЙ ДЕРЖАВЫ



    Экономическое могущество державы давало возможность правителю Крита иметь не только сухопутную армию, но и сильный флот, который позволил установить «талассократию Мшгоса», т. е. морское владычество Крита в Эгеиде. Предание отражает реальную ситуацию, сложившуюся в Восточном Средиземноморье в XVI – первой половине XV в. до н. э. Политическое и экономическое развитие острова было невозможно без освоения морского пространства. И в эпоху «новых дворцов» эта задача была успешно решена. На Крите, где быстро развивалось судостроение, были созданы малые быстроходные суда нового типа – эпакриды, ходившие под парусами и веслами и по своим боевым качествам превосходившие корабли всех возможных противников. К тому же критяне освоили новую тактику морского боя, что позволяло им постоянно одерживать верх над вражескими судами.



    Поселения в крито микенской Греции (выделены курсивом), упомянутые в табличках, написанных линейным письмом Б

    Важнейшей задачей военного флота минойцев была охрана морских путей в Восточном Средиземноморье от пиратов, грабивших торговые суда. Флот кносской державы успешно решил эту проблему, уничтожив все базы пиратов на Кикладах. Ликвидировав морской разбой в Эгейском море и обеспечив безопасность морской торговли, Минос установил господство над Кикладами. На завоеванные земли были выведены минойские колонии, причем местное карийское население было изгнано, а земли поделены на участки и распределены среди колонистов. Управлять новыми территориями кносский царь поставил своих сыновей. Известно о многочисленных победоносных войнах, которые вел Минос, и о покорении им многих земель. Археологические раскопки открыли следы пребывания критян на многих островах Эгейского моря (Родос, Кифера, Мелос, Кипр), жителей которых античные авторы называли подданными Миноса, а также на побережье Малой Азии и даже на финикийском побережье.

    Благодаря флоту, повелителю Крита удалось не только господствовать над островами, но и подчинить многие области на Балканском полуострове и даже проникнуть в Южную Италию, на Сардинию, Пиренейский полуостров и Сицилию, где, согласно мифам, во время одного из походов знаменитый Минос и погиб. В ходе военных набегов разорялись обширные территории и доставалась богатая добыча. Память об этом сохранилась в преданиях о страшном Критском быке, сеявшем смерть и разрушение в Лаконике. Эти же трагические события отразил и миф об опустошавшем Аттику страшном Марафонском быке, прибывшем с Крита. Захваченные земли включались в состав критской державы и на них основывались многочисленные военные или торговые поселения, являвшиеся опорой критской власти. Обычно присоединенные земли управлялись наместниками, которых назначал царь, но бывало, что покоренные народы сохраняли свою самостоятельность.



    Богиня со змеями. Статуэтки из Кносса

    Все покоренные и зависимые земли платили Криту богатую дань. Довольно часто, как это было в Афинах, взимание дани производилось путем обращения в рабство юношей и девушек. Однако порой покоренные жители (например, островов Эгейского моря) были обязаны поставлять вспомогательные отряды для критского военного флота. Чтобы удержать подвластные территории в повиновении, практиковалось взятие в заложники детей местных правителей (так случилось с Тесеем, сыном афинского царя Эгея).

    Могущество критской морской державы нашло отражение в ее культуре. Прежде всего олицетворением величия государства становятся дворцы. Фрески Кносского дворца отличаются художественной изысканностью и выразительностью. В это время появляются различные стили: морской – с изображением подводного мира, растительный – с растениями и цветами, декоративный – со спиралями и священными символами. А в последний период существования «новых» дворцов появляется дворцовый стиль, в котором преобладают сцены из жизни животного и растительного мира (дельфины, птицы, цветы и т. д.) и изображения женщин с горделивой осанкой.

    Особенностью минойского искусства является, казалось бы, неожиданное для эпохи бронзового века явное влияние женского вкуса. Это прослеживается в пристрастии к миниатюрным формам, в обилии мелких деталей, в предпочтении плавных линий, в ярких тонах настенной и вазовой живописи. На фресках во дворцах Крита и острова Фера изображены удивительно миролюбивые сюжеты, без характерных для мужской ментальности сцен охоты, битв и кровопролития4.

    В минойскую эпоху прикладное и изобразительное искусство развивается во всем эгейском регионе. Мастера научились изготавливать различные сосуды из алебастра, мрамора, горного хрусталя, обсидиана и т. п. и покрывать их замечательными рельефами. Зачастую сосуды имеют форму священных животных. Совершенством форм и изяществом отличаются статуэтки из терракоты, фаянса и даже золота. Мастера с большим искусством изображают хтоническую богиню со змеями, Мать богов, «владычицу зверей» со львами. Ювелирное искусство представлено высокохудожественными золотыми перстнями, резными перстнями печатями, изделиями из слоновой кости и золота.

    Однако расцвет минойского общества был непродолжительным. На Крит и острова Эгейского моря регулярно обрушивались землетрясения (в 1700, 1600, 1500 гг. до н. э.), приводившие к серьезным разрушениям и жертвам, огромному экономическому ущербу. На восстановление разрушенных дворцов и городов тратились значительные силы и средства. Однако колоссальная катастрофа, вызванная страшным извержением вулкана на острове Санторин (Фера, ок. 1450 г. до н. э.), стала гибельной для всех дворцовых центров на Крите, а толстый слой пепла уничтожил все посевы и растения. Через длительное время возродился только Кносский дворец, который стал резиденцией новой, ахейской династии, подчинившей себе пришедшее в упадок некогда могущественное государство.
    Источники

    Об экспансии критской державы говорят не только традиционные археологические источники, но и лингвистические данные, и прежде всего топонимы. Так, на побережье Лаконики, куда вел кратчайший морской путь с Крита, находилось поселение Миноя. На то, что его название непосредственно связано с именем легендарного царя Миноса, указывали еще античные авторы. Впрочем, ряд исследователей считают, что слово Минос является не личным именем, а титулом правителей Крита. Но и тогда топоним со значением «царский» все равно указывает на минойское происхождение. О проникновении критян на материк свидетельствует и топоним Кретея, сохранившийся на священной горе Ликей в Аркадии. От названия Крит происходит и топоним Кретиней (городок на острове Родос и селение возле Эфеса). По имени критской царицы Европы был назван город, существовавший в Карии. По всему Средиземноморью разбросаны поселения, названия которых восходят к именам многочисленных родственников и потомков легендарного царя Миноса.

    Но самый распространенный топоним – это Миноя. Он встречается практически во всех регионах, которые античные авторы включали в состав морской державы Миноса. Миноей называли и небольшой остров у входа в гавань Мегар, куда привел свой флот царь Крита, и остров Парос, покоренный Миносом, и город на Сицилии (впоследствии греки именовали его Гераклеей Миноей), и поселения на островах Аморгос, Сфинос и на побережье Малой Азии. Город Газа на финикийском побережье первоначально назывался Миноей.

    А если к топонимам добавить еще сведения, сохранившиеся в мифологической традиции и поэмах Гомера, все эти разнообразные источники при их тщательном анализе позволяют историкам довольно точно восстановить реальную картину прошлого.
    Историография

    Первые археологические исследования на острове Крит начались во второй половине XIX в. Однако ни знаменитому Г. Шлиману, ни местным любителям древности добиться успеха не удалось. Лишь в 1900 г. были начаты систематические раскопки дворца в Кноссе. Их возглавил английский археолог, директор Музея в Оксфорде А. Эванс (A. Evans, 1851–1941). Исследования велись вплоть до трагической гибели экспедиции в 1941 г. Глубокие научные знания и тонкая интуиция позволили Эвансу открыть миру минойскую цивилизацию, которая до этого была известна только по греческой мифологии и античной мифолого исторической традиции. Результаты раскопок и построенных на основе открытого материала реконструкций (порой справедливо критикуемых учеными за излишнюю смелость) были изложены в работе «The Palace of Minos at Knossos». После смерти Эванса раскопками в Кноссе продолжает руководить Британская археологическая школа.

    В археологическом изучении древних памятников на Крите участвовали исследователи разных стран, и прежде всего греческие археологи, с именами которых связан ряд крупнейших открытий. Были обнаружены десятки новых археологических памятников: дворцы, городские и сельские поселения, портовые сооружения, святилища и некрополи. Больших результатов добились итальянские археологи во главе с Д Леви (D. Levi), которые провели самое тщательное на сегодняшний день изучение остатков «старого» дворца в Фесте. Накопленный материал позволил уточнить и даже пересмотреть многие выдвинутые ранее положения. Так, в противовес мнению Эванса, греческий археолог С. Маринатос (S. Marinatos) привел ряд веских аргументов в пользу того, что причиной гибели минойской цивилизации могло стать страшное извержение вулкана на острове Санторин (Фера). А раскопанный им на Санторине город Акротири, погребенный под многометровым слоем вулканической пемзы, предстал эгейскими Помпеями. Новую периодизацию истории Крита на основе выделения этапов развития и функционирования дворцовых комплексов предложил греческий историк Н. Платон (N.PIaton).

    История Крита и минойского общества воссоздается на основе тщательного изучения огромного археологического материала. Классическим исследованием критского прошлого является, в частности, работа английского историка Дж. Пёндлбери «Археология Крита».



    Критские иероглифы (опознаны А. Эвансом)

    Центральными проблемами в исследованиях ученых стала оценка уровня развития минойского общества и определение политической организации. Вслед за Эвансом большинство историков единодушно восприняли критское государство как монархию, в которой царь исполнял и жреческие функции. Утверждение же, что дворцовые центры ни в чем не уступали городам Востока, вызвало острую дискуссию о степени урбанизации минойского общества. Ряд исследователей [английский археолог К. Ренфрю (C. Renfrew) и др.] хотя и с оговорками, но решаются назвать дворцовые центры «протогородами». Другие историки [Дж. Бинтлиф (J. Bintliff) и др.] отрицают саму возможность возникновения в Эгеиде настоящих городов. Спор проистекает из за того, что не решена проблема, с какого момента начинается история города и чем город отличается от прочих поселений.

    Исследованию первых европейских цивилизаций, проблеме «эгейского урбанизма» посвящена монография Ю. В. Андреева «От Евразии к Европе». Историк отметил, что город является поселением полифункциональным и что для эгейских обществ бронзового века терминами «город» и «урбанизация» следует пользоваться с большой осторожностью.

    Попыткам дешифровки критских текстов и использованию данных лингвистики для изучения критского общества посвящены работы Л. Палмера (L. Palmer) и А. А. Молчанова. Культура минойского Крита исследована в фундаментальной работе австрийского археолога Ф. Шахермайра (F. Schachermeyr).

    Литература по теме



    Андреев Ю. B. От Евразии к Европе: Крит и эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002.

    Богаевский Б. Л. Крит и Микены. М.–Л., 1924.

    Молчанов А. А. Посланцы погибших цивилизаций. М., 1992.

    Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. М., 2000.

    Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950.

    Bintliff J. Structuralism and Myth in Minoan Studies // Antiguity. 1984. Vol. 22.

    Evans A. The Palace of Minos at Knossos. L., 1921–1935. Vol. 1–4.

    Levi D. The Recent Excavations at Phaistos. Lund, 1964.

    Marinates S. Crete and Mycenae. L., 1960.

    PalmerL. Mycenaeans and Minoans. N. Y., 1965.

    Platon N. Crete. L., 1966.

    Renfrew C. The Emergence of Civilization. L., 1972.

    SchachermeyrF. Die agaische Friihzeit. Wien, 1976–1982. Bd 1–5.

    Starr Ch. The Origin of Greek Civilization. N.Y., 1961.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта