Чижиков В.М., Жарков А.Д. КДД. Чижиков В.М., Жарков А.Д. Учебное пособие Культурнодосуговая деятельность
Скачать 0.58 Mb.
|
§ 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв. Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII . начале XX вв. представляла собой сложное и многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. В отличие от прошлых столетий, когда формы досуговых занятий различных общественных групп в силу слабой разграниченности между ними были во многом сходны, опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, в начале XVIII в. по мере складывания и развития сословий досуг россиян стал утрачивать свои единые черты. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Каждое сословие неодинаково реагировало на сохранение преемственной связи с традиционными способами досугового времяпрепровождения и на "заимствования" из западноевропейской культуры, начало которым было положено в период петровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга. Результатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, "чужеродных" западных и вновь созданных, предопределившее специфику форм досугового общения в конкретной социальной среде. Самодержавный режим, утвердившийся в России, на долгие годы обеспечил стабильность сложившимся формам и способам досугового времяпрепровождения. Со второй половины XIX в. после проведения реформ, связанных с отменой крепостного права, положение стало меняться. Социально-политические и экономические перемены, произошедшие в обществе, привели к размыванию сословных границ, что не замедлило сказаться на сфере досуга. Ускорились процессы взаимовлияния социальных слоев в образе жизни и стиле поведения, происходило постепенное нивелирование их в подходах к организации своего свободного времени. Досуг крестьян. В XVIII - первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий он складывался под влиянием общинного способа производства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общин-ного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отношений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хозяйственной и социальной жизни крестьян. Крестьянский досуг в XVIII - первой половине XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей, являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций. Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных "увеселений", пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности, "братчины". Позднее они стали называться еще "складчинами" и ссыпчинами", поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье. Время перехода из весны в лето, поздняя осень и зима являлись относительно спокойными периодами, в течение которых крестьянин занимался работой по дому. Именно на них выпадало основное число общеобщинных праздников, посиделок, игрищ и других форм общественного досуга. Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм о определенными видами работ, что обусловливалось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени. Выражением этого были так называемые "помочи", "капустки", "супрядки", "работные" посиделки, получившие большое распространение в крестьянской среде. Они представляли собой синтез труда и отдыха. Русское крестьянство отличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы15. На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, "обсуждали" своих односельчан. На посиделках часто звучали "былички", "рассказы о действительном, притом страшном и необъяснимом". На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Посиделки проводились в осенне-зимний период, для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. В будние дни девушки собирались обычно с "грязной" работой (работа по изготовлению пряжи), в воскресенья и праздники они занимались "чистым" рукоделием. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Посиделочная изба в данном случае становилась как бы символической "семейной" избой в деревне, где парни ("мужья") встречались с девушками ("женами"). Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации. Основные причины заключались в постепенном распаде общины, имущественном расслоении крестьянства. Все более ослаблялись власть и авторитет старшего поколения, авторитет стал чаще связываться с имущественной состоятельностью. Социальное расслоение деревни вносило определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения. Так, братчина со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму "складчины" как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника.. К началу XX в. "гостьба" уже полностью заменила "братчину". Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор. Хозяин мог пригласить к себе на праздник родственников, односельчан, своих работников и т. п. В осенне-зимний сезон крестьяне часто ходили и ездили друг к другу в гости по родству", "по свойству", "по соседству", собирались в своей деревне на беседы". Появлению новых черт в досуге крестьян способствовали усилившиеся связи деревенских жителей с городом, оживление торгового обмена. Крестьяне получали известия о городской жизни через отходников, односельчан, отслуживших солдатскую службу, от представителей революционно настроенной интеллигенции. С конца XIX в. стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры. Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п. Проникали в молодежную среду через подобные посиделки и политические идеи и суждения, на посиделках устраивались читки художественных произведений. Вместе с тем, несмотря на произошедшие перемены, в начале XX в. патриархальные традиции в проведении досуга крестьянским населением были еще достаточно сильны. Их устойчивость обусловливалась слабым развитием сельской экономики, низким образовательным и культурным уровнем крестьянства, изоляцией подавляющего большинства сел и деревень в силу исторически сложившихся условий расселения от городских культурных центров. Досуговые занятия и развлечения дворянства. XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия - дворянства. Основой этого были петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но также быта, досуга, социальных отношений. Наиболее активно на петровские нововведения реагировали представители служилого, нового дворянства ("птенцы гнезда Петрова") и выходцы из среды потомственных бояр, разделявшие взгляды Петра I на будущее развитие России. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами "ассамблей" были музыка, танцы. Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т. п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику-зрелищу - "Учения Невского флота". И высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, проживающее в городах и провинции, отмечало народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие доходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее, также старались не смешиваться с "простолюдинами". Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (например, качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий. В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства. С конца XVIII в. в "России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. B 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)". В первые годы своего существования оно являлось местом проведения губернских собраний московских дворян и дворян, владевших имениями в Московской губернии, но вскоре стало выполнять роль своеобразного культурного центра дворянства. В нем устраивались балы, маскарады, благотворительные концерты, с начада.Х|Х.в..-..литературные вечера, выставки, организовывались лекции, выступления профессиональных артистов и музыкантов, ставились любительские спектакли и т.д. Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии. Конец XVIII..- начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими (например, известный салон 3. Волконской, который любил посещать А.С. Пушкин), так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином. Такие салоны более походили на гостевые вечера, но в отличие от последних их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публичное чтение и т.п. Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки. Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В конце XVIII в. четко обозначалась тенденция к интеллектуализации дворянского досуга. Знакомство с западноевропейской культурой и бытом ускорило "воспитание чувств" в дворянском сословии. В дворянских домах стали собираться библиотеки, дворяне зачитывались переводными романами и сами спешили испробовать перо в новых для них жанрах литературного творчества. "Домашние" образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, очень распространенных в дворянских домах того времени. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, знакомых, родственников. Домашние формы литературного творчества по существу и создали основу для возникновения кружкового и салонного общения. В круг чтения дворян постепенно входили газеты и журналы. Следует заметить, что возрастанию количества книг, развитию периодической печати способствовало создание в России в соответствии с императорским указом 1783 г. вольных типографий. Это в значительной степени расширило возможности для увеличения печатной продукции и послужило объективной причиной возрастания интереса образованных дворян к чтению. В пореформенный период, началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, помещичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов, Эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Типичные для дворянства досуговые объединения - дворянское Благородное собрание, Английские клубы - стали терять свой сословный характер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финансовых средств был расширен в них доступ представителей других сословий, имеющих крупные денежные доходы. Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения. В конце XIX - начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др.," которые объединяли узкий" круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых, Дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных занятий создавали свои объединения. Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб - гостиная офицеров Измайловского полка "Измайловские досуги" в Санкт Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицерских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса. Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказывалось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатых купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интеллигенции, обладающих соответствующим образованием и представляющих, определенный интерес для членов дворянских объединений. Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов общественных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п. Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде. (российское купечество в XVIII -первой половине XIX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких предпринимателей, имевших невысокие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении обусловили разный подход отдельных групп купеческого сословия к досуговым формам деятельности. Представители богатых кругов, особенно те, кто проживал в столичных городах, ориентировались на формы досугового времяпрепровождения дворянства, приобретали вкус к светским условиям жизни. В 80-x гг. XVIII в. в Москве был создан купеческий клуб, который в начале следующего столетия преобразовался в "Московское купеческое собрание". Организационную и содержательную деятельность члены Собрания строили по образу и подобию "Московского Благородного дворянского собрания". В залах Собрания устраивались балы, маскарады, концерты, музыкальные вечера и т.п. В Собрании функционировала библиотека, допускались модные в те времена игры. Сад, разбитый при здании Собрания, приобрел популярность как место гуляний. В 50-х г. г. XIX в. Московское купеческое собрание превратилось в своеобразный центр российского купечества. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Они действовали как сословные досуговые объединения. Наряду с новыми формами досугового времяпрепровождения в среде купечества сохранялись и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляньях в праздничные дни, однако ограничивались в основном конным выездом, не желая смешиваться с "пешим" простым народом. Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п. Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашне-родственных отношений. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов, домов своих близких знакомых и родственников, почти не появлялись в общественных местах. Образ жизни и способы проведения свободного времени в среде купцов невысокого социального положения были близки к народной деревенской традиции. Пореформенный период явился порой, когда в среде купечества происходило нивелирование различных социальных пластов. Возросли экономическая мощь купечества, его благосостояние. Социальные перемены отразились на быте и на досуге купеческого сословия. В пореформенный период, особенно к концу XIX - началу XX вв., еще более укрепились позиции Московского купеческого собрания как в организационно-финансовом отношении, так и в содержательном плане. Купечество активно участвует в столичных клубах: Английском. Охотничьем и др. Окончательно сформировалась такая типично купеческая форма проведения коллективного досуга, как совместные обеды (официального и неофициального характера), часто устраиваемые в дорогих и роскошных ресторанах. В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему разрешалось лишь строить церкви и больницы как вид "общественной" работы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-ой гильдии П.М. Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи,переданной им городу Москве в 1892 г. В конце XIX - начале XX вв. купцы СИ. Щукин и СТ. Морозов обратили внимание на французских живописцев и скульпторов нового направления и стали коллекционировать их картины. Впоследствии они вошли в золотой фонд ведущих художественных музеев страны. Общественная деятельность купца СИ. Мамонтова выразилась в создании знаменитого Абрамцевского художественного кружка и в организации Частной оперы в 1885 г. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца СТ. Морозова, много сил и средств посвятившего созданию Московского художественного театра. Художественные интересы и общественная деятельность в области культуры, осуществляемая за пределами своих профессиональных обязанностей, отличала и других представителей купеческого сословия. С 70-х гг. XIX в. в купеческой среде стала возрастать тяга к образованию. Это было обусловлено потребностями развития промышленного производства, расширением сети коммерческих училищ и высших учебных заведений. Значительно увеличилось количество студентов - выходцев из купеческого сословия. Новое поколение купеческого сословия, получившее образование, по своим культурным запросам было близко к высшим дворянским кругам и интеллигенции. Это оказывало влияние на способы заполнения свободного времени. Немало представителей купеческого сословия участвовали в различных кружках, создаваемых интеллигенцией, вплоть до кружков, в которых пропагандировались революционные идеи. Представители финансового капитала, банкирских и биржевых кругов уже в силу специфики своей деятельности были тесно вплетены в интернациональные связи и по этой причине не являлись носителями сословных черт досуга. Их досуг отличался уже внесословным характером, был ориентирован на европейские стандарты. Среднее и мелкое купечество, занимающееся преимущественно торговым делом, и в пореформенный период оставалось еще приверженным к традиционным, близким народу формам досугового времяпрепровождения. Представителей этого слоя отличала умеренность политических воззрений, патриархальный взгляд на морально-этические нормы. Их семейный уклад по сравнению с прошлыми временами почти не изменился. Они окружали себя своими друзьями и приближенными людьми "разных званий", в среде которых проводили свободные часы. Описывая жизнь и быт московского купечества конца XIX - начала XX вв., П.А. Бурышкин отмечал, что подобный образ жизни был последним пережитком того патриархального уклада, в котором в прежнее время проходила жизнь во всех почти слоях русского общества. В купечестве, может быть, этот уклад сохранился несколько дольше, что нельзя принимать за признак какой-то "отсталости"16. В XIX - начале XX вв. мещанство являлось самым многочисленным городским сословием, включавшем в себя разные категории жителей (ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев, "работных" людей и т.п.). Неоднородность мещанства, особенности хозяйственной деятельности обусловили различия между отдельными группами мещан в быту, в проведении повседневного и праздничного досуга, в приверженности к тем или иным обычаям и обрядам. Некоторые группы горожан по образу жизни были близки, к сельским жителям, многое в их быту напоминало общинные порядки, это были жители городских слобод, районов городской бедноты. У мещан, занятых в сфере интеллектуального труда, сложились формы общения, характерные для городских условий. В своем бытовом обустройстве и способах проведения свободного времени они руководствовались соображениями престижа и социального самоутверждения, отличавших буржуазную среду. Большинство мелких собственников (ремесленников) работали у себя на дому в тех комнатах, где обитала семья, или же во дворе на открытом воздухе, либо в подсобных помещениях. Производство рассматривалось как часть домашнего хозяйства, и в нем принимали участие и сам хозяин, и другие члены семьи, включая детей. В мастерские, находящиеся в отдалении от дома, например в кузницу, также брали с собой детей. С укладом, господствовавшим среди ремесленников, во многом был схож быт массы мелких и средних предпринимателей - торговцев. Здесь также наблюдалась самая тесная связь работы с домашним бытом и досугом. В торговле и делах, связанных с ней, участвовали, помимо хозяина, его домашние, а также наемные работнику (приказчики, сидельцы, мальчики). В такой обстановке всячески поддерживались полупатриархальные порядки. Хозяин, выступая в роли воспитателя работающей молодежи, регламентировал рабочее и свободное время, требовал полного и беспрекословного подчинения. Ha протяжении XIX - начала XX вв. ремесленное производство, мелкая и средняя торговля были еще слабо отделены от быта семьи или отдельного человека. День не был строго расчленен на рабочие и свободные часы. Производственный труд был соединен с хозяйственным и являлся как бы его частью. Наиболее разнообразными были формы проведения свободного времени у мещанской молодежи. В бедной мещанской среде, размещавшейся в основном на окраинах городов, частично в слободах, знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках -своеобразных молодежных сборищах, близких по смыслу и способу проведения к традиционным "вечеркам", или «беседам» которые бытовали в осенне-зимний период среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринки были менее многолюдны, собирали, как правило, не более шести-семи пар, причем без предварительной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанские молодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. Если на селе обычным местом сбора молодежи было специально снятое помещение, то молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера, правда, иногда, особенно для праздничных вечеринок, молодежь "откупала" избу. Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободского мещанства были "краски", "колечко", "флирт цветов", "телефон", и тому подобные игры, которые сопровождались поцелуями' (в виде "штрафов", "фантов" или просто по ходу игры), что объяснялось самим характером таких молодежных собраний, нацеленных не только на общение, но и выбор возможных супругов. Как и в крестьянской среде, присутствие взрослых на вечеринках было отнюдь не обязательным, даже нежелательным. Еще одной данью крестьянским традициям были девичьи вечеринки - "капустки", или "капустницы". Как и в деревнях, девушки ходили с песнями из дома в дом и помогали рубить капусту, а вечером оставались в одном из домов и проводили свою девичью "вечерку". "Капустницы" на городских окраинах обычно начинались с первых чисел октября и продолжались около двух недель. Чаще всего "капустницы" устраивали семьи, где были "невесты". По их приглашению подруги в назначенный день приходили рубить капусту. Днем девушки работали, а вечером в награду за труды для них собирали вечеринку, на которую обязательно приглашали холостых парней. В отличие от крестьянской девичьей "капустки" с большим количеством элементов обрядности и условности поведения, когда после работы практически начинался хоровод в посиделочной избе, мещанские "капустки" были значительно более бедными по наличию в них обрядовых действий, развлечения были такими же, как и на обычных вечеринках. Надо сказать, что молодые граждане в первом поколении, причисленные к мещанскому сословию, продолжали сохранять крестьянское самосознание. Так, слободские парни оберегали своих девушек от "городских" кавалеров то есть от тех, кто не являлся жителем слободы. Несмотря на вхождение слобод в черту городов (слободой называлась по сути дела обыкновенная городская окраина, поскольку слобода как территориальная единица города была упразднена еще при Петре I) у молодежи четко разграничивались представления о "своих, слободских", "чужих, городских"^ Слободские парни старались не давать своим девушкам гулять с посторонними. На этой почве часто возникали драки между "слободой" и "городом". В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для молодежи устраивали домашние вечера. В отличие от молодежных вечеринок малоимущего мещанства, приходившихся на осенне-зимний период, подобные вечера приурочивались обычно к дням именин и не имели четкой локализации во времени. На эти вечера собирался еще более узкий круг молодежи, объединявший молодых людей из семей, поддерживающих между собой дружеские или родственные связи. Поскольку в среде состоятельных мещан экономической стороне брака придавалось большое значение, родители старались ограничить круг знакомых своих детей, стремясь подыскать им "подходящую партию". Молодые люди из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах: офицерских, приказчичьих (тогда, когда в них проводились публичные мероприятия). Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты. В весенне-летнее время состоятельные мещане вывозили свои семьи на дачи. Месторасположение дачи, уровень комфорта зависели от имущественного положения ее владельца. Мещане в отличие от именитых купцов не имели собственных дач и часто просто арендовали помещение. "Дачная" молодежь также стремилась к общению. Так, были популярны вечерние встречи, на которых танцевали, пели, играли, гулянья на свежем воздухе, во время которых происходили знакомства между девушками и юношами. В мещанской среде, ориентированной на интеллектуальные виды досуговых занятий, молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения и т.п. Молодая мещанская интеллигенция практиковала встречи в узком кругу на основе общности вкусов и духовных интересов. Эти встречи происходили на дому с целью спевок, музицирования, декламации, чтения вслух и т.п. На них присутствовали и молодые женатые пары, и неженатая молодежь, и люди более зрелого возраста. Характер и содержание подобных встреч зависели от уровня культуры, направленности интересов наиболее инициативных участников. В городах летом оставалась в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге, так же, как и в осенне-зимнем, четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским "игрищам": парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли. К началу XX в. хороводы, как уже говорилось, практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались. Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Содержание досуга и его формы во многом определялись принадлежностью мещанина к той или иной имущественной группе. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото и т.п. Было популярно также посещение чайных, трактиров, которые в определенной степени выполняли роль клубов. Большинство трактиров в соответствии со своим разрядом имели завсегдатаев из конкретных социальных групп. За чаем и музыкой обменивались новостями, беседовали. В некоторых трактирах имелся бильярд, устраивались (нелегально), петушиные бои, заключались пари, разрешалось играть в карты. Обстановка в чайных и трактирах была разной. В одних соблюдался чинный порядок, в других допускалось вольное поведение посетителей, а в некоторых (низкоразрядных) процветало пьянство, кончавшееся нередко "закладыванием последней рубахи", что было на руку трактирщикам, содержавшим такие заведения и зачастую занимавшихся ростовщичеством. Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов: вышивали, вязали, плели кружева и т.п. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, материальными возможностями, традициями. Если в семьях дворянско-буржуазной верхушки рукоделие воспринималось как развлечение и занятия им нередко преследовали благотворительные цели, то в бедных слоях мещанства женское рукоделие носило утилитарный характер, например, девушки-мещанки использовали рукоделие для подготовки себе приданого. Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распространена форма "работных посиделок", когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивался прием гостей, угощение чаем, обмен подарками и т. п. Для праздничных дней были характерны обоюдные визиты. Содержание разговоров горожанок сводилось к обмену новостями, обсуждению мод, достоинств и недостатков женихов, оценке приданого невест, пересказу слухов, сплетен и т.п. Активными разносчиками новостей были свахи, прачки, портнихи, которым по роду своей деятельности приходилось часто посещать многие дома. Такую же роль выполняли странники, паломники, богомольцы. Широко распространенной формой общесемейного домашнего досуга была игра в карты, лото. В среде ремесленников и мелких торговцев хозяева делили свой досуг с приказчиками и подмастерьями. В некоторых семьях домашним развлечением было пение и музицирование. В качестве музыкальных инструментов использовались гармоника и балалайка, на них играли на вечерках и молодежных гуляньях. Среди приказчиков и мелких служащих популярна была гитара, в домах зажиточных мещан считалось хорошим тоном иметь фортепиано, особенно там, где были молодые девушки. Богатые мещане также приобретали для домашнего увеселения граммофон, который часто выставляли в летнее время трубой на улицу, развлекая музыкой прохожих. Последнее, в частности, было характерно для провинциальных городов, в столичных же излишний шум считался нарушением порядка. Как и для купеческого сословия, так и для мещан, своеобразным и популярным местом встреч и общения была церковь. До и после церковной службы прихожане-мещане обменивались мнениями, информацией, всякими сведениями, вели деловые и праздные разговоры. Культурному обогащению городского мещанства способствовало Развитие во второй половине XIX в. библиотечного дела, распространение периодических изданий - газет, журналов, альманахов, расширение сет театров, появление любительских трупп и кружков. Учреждениями культуры могли воспользоваться далеко не все слои мещан и, главным образом, по причине разного образовательного уровня. Например, мастеровые и ремесленники только изредка посещали настоящие театры. Зато балаганы, устраиваемые во время городских ярмарок, на базарах, бывали, переполнены мастеровым и рабочим людом. Большую аудиторию собирали шарманщики, кукольники, акробаты и фокусники, бродячие музыканты, певцы, ходившие в те времена по домам. В 1890-1900 гг. в Москве и других крупных городах России начали распространяться сословно-профессиональные и внесословные клубы и клубные учреждения, объединявшие более широкие слои горожан. Это, прежде всего приказчичьи или коммерческие клубы (наиболее крупным и известным являлся Московский приказчичий клуб в Москве, располагавшийся на знаменитой "клубной" улице - Дмитровке). Вокруг них группировались мелкие служащие, чиновники низших рангов, торговцы из мещан и часть купечества. Словом, приказчичьи клубы представляли те средние круги города, которые ориентировались в своих устремлениях на дворянско-буржуазные верхи. Эти клубы своим устройством и характером деятельности стремились подражать "благородным" - Дворянскому собранию и Английскому клубу. Основной акцент делался на благопристойность поведения членов клуба, на соблюдение приличий и хороших манер и т.п. Членские взносы в приказчичьи клубы были небольшими, касса иногда пополнялась за счет крупных благотворительных взносов купцов. Какой-либо просветительной или другой подобной деятельности в приказчичьих клубах, как правило, не занимались. Все сводилось к проведению свободного времени "с удовольствием, приятностью и пользой", т.е. по существу к развлечениям. В клубах обычно имелось также помещение "для чтения на месте дозволенных книг, периодических изданий, газет и журналов", а также помещения "для устройства по временам танцевальных вечеров, балов, маскарадов и драматических представлений"17. Последние десятилетия XIX - начала XX вв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX в. появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX в. в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: "общества самообразования рабочих". На рубеже XIX - XX вв. в России появились первые Народные "дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. В отличие от сословно-профессиональных клубов, которые, несмотря на некоторые демократические тенденции в своей деятельности, все же продолжали сохранять замкнуто-корпоративный характер, Народные дома были ориентированы на самые низшие слои российского населения. Их контингент состоял в большинстве своем из мастеровых, ремесленников, представителей промышленного пролетариата. В Народных домах силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались любительские драматические и хоровые коллективы. При Народных домах работали библиотеки-читальни и общественные чайные. Однако численность Народных домов была невелика, что снижало доступность этих очагов культуры для трудовых слоев горожан. В связи с нарастанием революционного движения в начале XX в. общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы. Под видом таких широко распространенных форм досуга городских мещан, как пикники, майские гулянья за городом, в лесу, роще, устраивались политические сходки-маевки. Политическая направленность отличала немалое количество рабочих клубов, которые стали возникать в городах после революционных событий 1905 г. Эта причина, в частности, послужила поводом для их закрытия после разгрома революции в 1906-1907 гг. Их "вторая" жизнь началась уже после Февральской революции 1917 г., когда эта форма рабочих объединений стала полноправной в числе других общественных организаций. В годы, последовавшие после подавления восстания 1905 г., рабочие в качестве альтернативы стали охотнее прибегать к созданию уже упомянутых "обществ самообразования", к которым власти относились более лояльно. В этих обществах больше внимания уделялось вопросам образования, духовного развития рабочих. В уставах обществ в качестве видов деятельности назывались такие, как проведение лекций, литературных вечеров, концертов, спектаклей, чтение литературы в библиотеках-читальнях, создаваемых на базе обществ и т.п. Во многих обществах возникали кружки - образовательные и художественные различной направленности, устраивались экскурсии в музеи и на выставки. В этот период было положено начало организации досуга детей из бедных семей. Первые клубы для детей и подростков из рабочей среды были созданы в Москве, в районе Бутырок и Марьиной рощи, под руководством С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. В 1906 г. по программе С.Т. Шацкого при поддержке его друзей и единомышленников детские клубы, кружки начали организовываться и в других районах Москвы. Каждый из клубов основывался на определенном интересе: к театру, музыке, изобразительному искусству, науке. Периодически устраивалось общее для всех участников посещение театров, музеев, выезды за город. Просветительская деятельность, осуществляемая в народных культурно-образовательных учреждениях, велась в основном образованными представителями мещанского сословия из средних и зажиточных слоев на общественных началах. Нередко они входили в состав общественных руководящих органов. Начало XX в. характеризовалось также развитием различных общественных организаций, в которых объединялись представители интеллектуальных профессий. Это - общества врачей, краеведов, театральные и литературные общества. Общества имели свой устав, кассу; члены обществ устраивали собрания на определенные темы с выступлением докладчиков и последующим обсуждением сообщений. Результаты состоявшихся дискуссий нередко опубликовывались в различных периодических изданиях. Как правило, подобные общества были немногочисленны по количеству участников. Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература
8. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - нач. XX вв. - 2-е изд. доп.-П.: Искусство, Ленинград, отделение, 1988. |