Главная страница

Чижиков В.М., Жарков А.Д. КДД. Чижиков В.М., Жарков А.Д. Учебное пособие Культурнодосуговая деятельность


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеУчебное пособие Культурнодосуговая деятельность
АнкорЧижиков В.М., Жарков А.Д. КДД.doc
Дата15.02.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЧижиков В.М., Жарков А.Д. КДД.doc
ТипУчебное пособие
#2743
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

§ 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности

К частным методикам культурно-досуговой деятельности относится
методика массовых, групповых форм и индивидуального воздействия.
Деятельность учреждений культуры осуществляется различными фор'-'
мами. В этих формах работы учреждения__.кулыуры имеют дело с об-.
ширной аудиторией, которая, как правило, не является однородной по
евоёиухоставу." Смешанная аудитория представляет собой массу лю­
дей с пестрым спектром разнообразных личностных характеристик,
разным уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных осо­
бенностей, системы взглядов и убеждении. Следовательно, профессио­
налу необходимо обладать знаниями специфики работы со смешанной
массовой аудиторией. _______^

Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов учреждений культуры, по­зволяет проверить правильность технологического процесса, ибо _мас-совые формы культурно-досуговой деятельности являются, пожалуй, самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении.

Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности определяется сложностью, многослойностью, зависимостью от мно­жества внешних объективных и субъективных факторов: перемен в об­щественной, социальной, экономической жизни и психологии людей. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный

преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосыл­ка общественного, социального и художественного творчества людей.

Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Исходнойточкой технологического процесса является определение цели, то есть ради чего создается массовая форма куль­турно-досуговой деятельности. Здесь следует помнить, что массовые формы культурно-досуговой деятельности являются эффективным спо­собом формирования общественного мнения.

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности включает в себя систему знаний: о формирова­нии содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специ­фике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в сочетании общей, типовой и частной методик. Здесь можно выделить два критерия: содержание и художественность. Если в массовых фор­мах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художествен­ной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том слу­чае, если в ней нет выразительности в передаче содержания. "Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход в содержа-ние^и_дэорма есть не что иное, как переход содержания в форму .

В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности име-
/ются четыре основных компонента методики: содержание; композиция,
набор средств художественного воздействия, аудитория и ее располо­
жение в пространстве. ______—-—"

Среди массовых форм наиболее популярными являются лраздни-

Ски, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности, или их цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштаб­ных формах, таких, например, как праздники, поднимаются темы истин­но народные. В силу этого в них используются свои, присущие только им средства, способы и методы сценической выразительности. ^ „ Согласно действующему законодательству в настоящее время в России отмечается восемь праздников: 1 и 2 января - Новый Год, 7 ян­варя - Рождество Христово, 8 Марта - международный женский день, 1 -2 мая - Праздник весны и труда, 9 мая - День Победы, 12 июня - День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ, 7 ноября -День национального согласия и примирения, 12 декабря - День Консти­туции РФ.

Данные праздники связаны с массовостью, большим количеством людей.] В основе этих крупномасштабных форм присутствует торже­ственная, патетическая тема, действие протекает в воображаемых про­странственных и временных категориях.

Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональ­ность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направлять. ^4ГпрЪ

цесс"общения является исходной предпосылкой построения "технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление соци­альной активности людей вызывается к жизни всей совокупностью че­ловеческих связей.

Общение людей с различными интересами - сложный и многогран­
ный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и вза­
имопониманию людей. Общение является важнейшим инструментом
создания условий, которые позволяют в массовых формах культурно-
досуговой деятельности наращивать эмоциональные переживания и
сопереживания, влиять на настроения и чувства людей. Процесс обще­
ния следует программировать в сценарии массовой формы культурно-
досуговой программы, с учетом художественных и материальных-воз­
можностей. ^\)

Подготовительная организационно-методическая работа включает:
определение формы будущей массовой культурно-досуговой програм­
мы (театрализованное представление, зрелища, тематический вечер,
обряд и т.п.) с ориентацией на определенную аудиторию; специфику
режиссуры. Следующий шаг: написание режиссерского сценария,
утверждение и уточнение программы на художественном совете и рас­
пределение функции каждого специалиста в целях обеспечения четкой
организации технологического процесса подготовки и проведения про­
граммы в учреждении культуры. —

Не следует забывать о смет-расходов на подготовку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы, которая контролиру­ется членами совета учреждения культуры.

Успех программы во многом зависит от того, насколько точно в тех­
нологическом процессе учитываются социально-психологические меха­
низмы работы с людьми, эмоциональный и деловой настрой ее органи­
заторов.. ^-*™*—.—-— ■""■ — —

Все более важную роль в методике подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности стала играть группа технического и экономического обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето-

вое оформление, транспортное обеспечение, и группа материально-хозяйственного снабжения, которая организует питание, торговое об­служивание, охрану порядка и мед обслуживание.


Р

с
Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифици­руются по двум признакам: содержанию и драматургической организа­ции материала. Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что(1наШблее популярными и дей­твенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс, традиционный новогодний праздник, кинове-^ер, выпускной вечор", вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, му­зыкальный вечер, /вечера-комментарии, вечера вопросов и ответов: "Что нового, госаодин директор?", "Что дали нам реформы?", "Формула рабочего дня" и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчи­тывается свыше тридцати.

Q£ каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения.^ Если понятие "вечер" употребляется в привычном, бук­вальном значении, то его определяющей характеристикой является вторая часть термина - "митинг", "смотр", "отчет" и т.п. Это, по сути де­ла, и обусловливает наполнение содержания, указывает на приемы и способы достижения цели.

Для частной методики подготовки и проведения тематических ве­черов, кроме точного определения формы, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только, например, вечер-митинг мо­жет быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.

Игнорирование жанрового определения тематического вечера ре­
шающим образом сказывается на его качестве. На практике, как прави­
ло, не удается реализовать все жанровое многообразие вечеров, что, в
свою очередь, зачастую снижает смысл программы. При этом никакая
концентрация выразительных средств сама по себе не гарантирует ка­
чества. Дело не столько в обилии разнообразных художественных при­
емов, сколько в умелом и оправданном их использовании в раскрытии
содержания .

Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ <лючает:

  • четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

  • анализ вида, типа и жанра массовой формы;

  • создание организационно-педагогических условий для осущест­
    вления сценарного и режиссерского замыслов программы;

  • определение содержания, соответствующего цели программы;

  • органическое соединение всех средств и приемов, обеспечи­
    вающих единый познавательный, ценностно- ориентационный, комму­
    никативный процесс;

  • выбор рациональных методов и приемов организации аудитории,
    для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности
    зрителей, слушателей. * — ^-—

Кгрупповымформамкультурно-досуговыхпрограмм любительские "объединения, клубы по интересам, коллективы художе­ственного и технического творчества. Кроме этого, сюда же можно от­нести деятельность учреждения культуры, носящую камерный характер: клубная гостиная, музыкальный салон, литературныйсалон, деловше цп5ы7 ау кци о н ы и т.д., что создает свою особую доверительную и ком­фортную обстановку для межличностного общения.

  • Следовательно, ^методика подготовки групповых форм культурно-
    досуговой деятельности характеризуется прежде всего особой непри­
    нужденностью атмосферы общения друг с другом, а это залог эффек­
    тивности культурно-досуговой программы. '

При определении замысла культурно-досуговой программы следу­ет стремиться к тому, чтобы в его обсуждении участвовали активисты учреждения культуры.

Присоставлении плана необходимо предусмотреть и такие вопро­сы, как подготовка помещения и интерьера по тематике проводимой программы, музыкальное и световое оформление, звуковое обеспече­ние, транспортное обслуживание, питание.

  • При подготовке намеченной программы важно добиться соответ­ствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, поскольку методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличия материальных средств для приглашения лекторов, "артистов, спортсменов, наличие кинофиль­мов, печатание рекламных и информационных материалов и т.д. Ответ­ственные за проведение программы регулярно информируют админи­страцию о ходе ее подготовки. Одним из существенных факторов, от ко­торого зависит успешная подготовка, является вопрос взаимодействия и кооперации деятельности ответственных за отдельные участки рабо­ты и контроль за ходом подготовки программы на всех этапах. Содер­жание любой групповой формы может служить источником для самых различных чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмуще­ния, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса вос­приятия, способствуют созданию его необходимой эмоциональной на

правленности; коллективное переживание оказывает сильное воздей­ствие на человека, помогая ему выработать свое отношение к тем яв­лениям, которые он наблюдает. Восприятие в данном случае - это от­ражение в сознании участников всего происходящего, явлений, предме­тов, оказывающих свое влияние на органы чувств человека.

Методика подготовки групповых форм кульГурно-досуговых про­грамм предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их дея­тельности в рамках учреждения культуры. Процесс этот сложный, мно-гоплано^ь7й;-п^6т11воречивь1йг который можно раскрыть лишь при соче­тании общей, типовой и частной методик. Это позволяет организовать систематический, последовательный, активный технологический про­цесс, специфику которого составляет целевая установка на объедине­ние всех видов деятельности участников: познавательной, преобразо­вательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, творческой. На основе реализации этой установки можно сформулировать мотивы, интересы, потребности участников коллектива.

Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности имеет структуру, которая, соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный культурно-нравственный микроклимат, способ­ствует воспитанию участников коллективов; позволяет обеспечить об­щую направленность содержания деятельности участников коллектива художественного творчества, любительских объединений и неформаль­ных групп, а также разовых и цикловых программ.

Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, -кохдалзьиглубоко осознает социальную ценность своей 1еЯ1ельдосш. Через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-досуговой деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате общения у челове­ка формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к различным проблемам. Мнения отдельных личностей, сталкиваясь, взаимно добавляя и отрицая что-то, создают мнение груп-

")бщее мнение, в свою очередь, формирует сознание этой группы,

  • Групповые аудитории, как правило, возникают на основе профес­сиональных или возрастных интересов людей./Порой имеет значение и специфика местных условий в том или ином районе.\Поэтому при орга­низации работы в таких аудиториях' прежде всего учитываются их на­циональные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций. Учет этих

особенностей позволяет специалистам вносить коррективы как в со­
держание, так и в форму подачи материала, в характер общения ауди­
тории. . ...__ ._ I--«■

.-В*коллективах художественного творчества и любительских обт»
единениях участники реализовывают свои творческие возможности.,*^
рез совместную творческую и общественно полезную деятельности: пу­
бличные отчёты о результатах своего труда и возможность хщетл его
зрителями. Диапазон форм, средств и методов работы в таких коллек­
тивах чрезвычайно широк. Сочетание учебных, творческих и социаль­
ных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы
в коллективе. ... ——^^^

Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей самодеятельного искусства. Наибо­лее распространенными формами их участия стали вечера-концерты (концерт-митинг, концерт-интервью, гала-концерт, зонг-митинг), концер-
ты рок-групп, деятельность которых выражает не только музыкальную,
но и смысловую и культурную ориентацию значительной части молоде­
жи. ' штт"""■"■——-^

Анализ деятельности любительских объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, су­щественна и роль участников данного коллектива как субъектов техно­логического процесса. Многие любительские объединения создавались на основе самофинансирования и хозрасчета, участие в них обусловле­но уже самим фактом добровольного согласия людей платить деньги за получение ими учебно-методической и практической помощи в овладе­нии знаниями и практическими навыками в той или иной предметной деятельности (радиолюбительство, техническое моделирование, дель-топланы, спортяхты, музыкальное исполнительство, танцевальные, те­атральные навыки и т.д.).

Прикладной, прагматический подход участников этого движения к избранному виду любительского увлечения вроде бы исключает какую-либо необходимость стимулирования их активности. Но это не так. Опыт лучших учреждений культуры показывает, что,[посетителей плат­ных любительских объединений и клубов по интересам можно вовлечь в масштабные социально значимые программы, что уже само по себе способствует росту их гражданской активности. Как правило, этого мож­но добиться организационными мерами, то есть путем привлечения их к проведению культурно-досуговых программ, посвященных знамена­тельным датам или праздникам.

В любительских объединениях механизм процесса жизнедеятель­
ности функционирует на основе взаимообмена знаниями, умениями,
навыками всех участников. В любительских объединениях осу­
ществляется непосредственное общение и самовыражение их участни­
ков в различных видах предметной деятельности. Это способствует
широкому развитию общественных функций и связей любительского
объед!шения_со_^м!!зве£^ — - "'

г^Внутриколлективная работа складывается из подготовки и прове­дения отдельных программ, организуемых для всех членов клуба: об-/щие собрания, экскурсии, вечера отдыха, поездки за город, культпохо­ды, встречи с людьми интересных судеб и т.п. Здесь закладываются на­выки овладения методами самоуправления (индивидуальные де­журства по клубу, разовые и постоянные поручения внутри клуба, само­стоятельное решение текущих вопросов и т.п.). Это позволяет вырабо­тать ключ к освоению технологии самоуправления, самовоспитания, ответственности и т.д. Поэтому методика групповой деятельности в лю­бительских объединениях и клубах по интересам строится на: планиро­вании и прогнозировании деятельности участников, развитии их позна­вательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребности в общении; привитии навы­ков самоуправления; формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых и крупных программу'

Методика групповых форм-культурно-досуговой деятельности су-

/ щественно обогащается фольклорными играми. Среди них наиболее

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта