Главная страница
Навигация по странице:

  • Эрих Фромм

  • Человек всегда чем-то обладает

  • Балашов Л.Е. - Занимательная философия. Учебное пособие. М., 2005. Балашов Л.Е. - Занимательная философия. Учебное пособие. М. Учебное пособие. М. Издательскоторговая корпорация Дашков и К


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеУчебное пособие. М. Издательскоторговая корпорация Дашков и К
    АнкорБалашов Л.Е. - Занимательная философия. Учебное пособие. М., 2005
    Дата06.06.2022
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБалашов Л.Е. - Занимательная философия. Учебное пособие. М., 200.doc
    ТипУчебное пособие
    #572245
    страница13 из 26
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   26

    Жизнь



    Жизнь простирается широко, горделиво,

    По ней надежда мчится во весь опор,

    И воля человека в общий хор

    Сливается с желаньями вселенной.

    Могущества источник сокровенный

    Рождается в душе. Спешишь вперед идти,

    И кажется преграда на пути

    Лишь камнем, чтоб на нем точить и править силы.
    Эмиль Верхарн
    * * *

    Быть или Иметь?



    Эрих Фромм – неофрейдист — попытался соединить фрейдизм с марксизмом, противопоставив «быть» и «иметь» (бытие имению). В книге «Быть или иметь» он утверждает, что для человека важнее быть, а не иметь. В марксизме частная собственность признана главным врагом человечества, а иметь, значит иметь что-то, какую-то собственность. Эта тема трактуется самым разнообразным образом не только в философских трактатах, но и в искусстве, литературе, кино.

    Часто можно встретить противопоставление обладания чем-либо и жизни-существования, что последнее важнее первого. Безусловно, определенный резон в таком противопоставлении есть. Мы порой остро-глубоко переживаем обладание или необладание чем-либо. И ставим это переживание на одну доску с жизнью в целом. Фромм как раз и утверждает, что обладание менее значимо, чем сама человеческая жизнь. Это в общем-то правильное направление мысли. В самом деле, если зацикливаться на теме обладания-необладания, то можно прийти к такой ситуации, когда жизнь теряет смысл, если мы не обладаем чем-то (состоянием, любимым человеком, рукой-ногой).

    С другой стороны, если человек ничем не обладает, то он как бы аннигилирует, превращается в ничто. Под обладанием здесь имеется в виду всё – знание, культура, материальные блага, общение. Такого необладания и представить трудно. Человек всегда чем-то обладает. Поэтому дилемма – «быть или иметь», с моей точки зрения, – псевдодилемма и лучше от нее отказаться.
    * * *

    Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу



    Эта поговорка — весьма древнего происхождения. Известна такая притча:

    «Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи — морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел, и стал прогуливаться у дамбы.

    Конфуций последовал за ним и ему сказал:

    – Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты — человек. Дозволь задать вопрос: владеешь ли секретом, как ходить по воде?

    – Нет, — ответил пловец. — У меня нет секрета. От рождения — это у меня привычка, при возмужании — характер, в зрелости — это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде.

    – Что означает «от рождения — это привычка, при возмужании — характер, в зрелости — судьба?» — спросил Конфуций.

    – Я родился среди холмов и удовлетворен жизнью среди холмов — такова привычка; вырос на воде и удовлетворен жизнью на воде — таков характер; это происходит само по себе, и я не знаю почему — такова судьба».

    ——————

    Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь в целом.

    Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий. Например, если хочешь быть здоровым и выносливым, бегать на длинные дистанции и непременно с комфортом, то должен следовать такому правилу: «Если хочешь бегать с комфортом пять километров — бегай десять; если хочешь бегать с комфортом десять километров — бегай двадцать; если хочешь бегать с комфортом двадцать километров — бегай марафон (42 км); если хочешь бегать с комфортом марафон— бегай сто километров.»
    * * *

    Что есть истина?



    (Христос и Пилат. Картина Н. Н. Ге)
    Дух и/или Материя

    Борец за идею и/или Эпикуреец

    Нищий телом и/или Нищий духом

    Страдание и/или Наслаждение

    * * *

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   26


    написать администратору сайта