2.Основы экономической теории. Учебное пособие Оглавление Предисловие 4
Скачать 0.87 Mb.
|
Первые источники экономических наук: ученые Древнего мираЭволюционное развитие человеческого общества начинает свой отсчет с первобытнообщинного способа производства. Исследователи данного уклада общественного производства условно разделяют на два периода. Первый период характеризуется так называемым присваивающим типом хозяйства, когда люди находятся в сильной зависимости от даров природы. Для этого этапа характерно существование родовой общины, когда люди живут небольшими группами по 50 человек, связанных родовыми связями. Среда обитания каждого рода, его чис- ленность зависят от тех природных ресурсов, которые группа могла добыть и потребить на территории своего обитания. Поэтому данный уклад связан с по- стоянной миграцией племен. Отсутствие прибавочного продукта, часто неравно- мерная добыча средств существования и их минимальное количество, необходи- мое просто для физиологического выживания племени, обусловливали уравни- тельное распределение добываемых продуктов питания. Основные средства про- изводства в это время были каменными. Второй условный период, выделяемый учеными, связан с более высокой ступенью организации жизнедеятельности человечества – специализацией на выращивании культурных растений, приручению и разведению животных. На этом этапе складываются предпосылки и происходит первое крупное обществен- ное разделение труда – отделение земледелия от скотоводства. Произошедшая специализация, ее постоянное углубление в данных видах деятельности (земледелии и скотоводстве) привели к росту производительности труда и соответственно возможности создания прибавочного продукта. Древние племена и родовые общины расселялись, как правило, на пойменных землях, в долинах рек, где находились самые плодородные земли. Все вышесказанное спо- собствовало тому, что племена, выбравшие земледелие, сменили образ жизни с кочевого на оседлый. Произошли и изменения и в родовых общинах. Они пре- вращаются в соседские общины, основанные на территориальном принципе бли- зости разных племен. Переход к оседлости привел к обновлению общины: появлению новых ви- дов деятельности, которым не было места в предыдущих периодах. Эти новые виды деятельности базировались уже на совместном коллективном труде. Например, орошение земельных участков немыслимо без усилий значительного коллектива людей. Специализация людей на определённых видах деятельности способство- вала совершенствованию и росту производительных сил существовавшего обще- ства. Создались условия для получения прибавочного продукта. Эти процессы привели к возможности и необходимости обмена между общинами продуктами своего труда. Совершенствование средств труда приводит к имущественному расслое- нию внутри племени. Появляются моногамные семьи. Внутриобщинные связи усложняются. Функции управления коллективом берет на себя верхушка. Пер- вобытное общество уступает свое место рабовладельческому способу производ- ства. Социально-экономическим базисом появления первого классового обще- ства стало возникновение частной собственности и возвышение отдельных се- мей относительно других родственников. В условиях рабовладельческого строя прибавочный продукт полностью присваивается рабовладельцем и потребляется непосредственно в своем хозяй- стве. «Проедание» прибавочного продукта хозяином и его семьей означает, что последний изымается из хозяйственного оборота, из дальнейшего производства. Поэтому при данном способе производства, как и при всех дорыночных форма- циях имеет место простое воспроизводство, то есть повторение процесса произ- водства в неизменяющихся масштабах. Уже при первобытном способе производства появляются новые методы организации труда. Таким важным методом стала простая кооперация. Более ши- рокое применение она получила при рабовладельческом способе производства, что позволило повысить производительность труда и значительно увеличить объем прибавочного продукта. Труд рабов, организованный как кооперация огромных масс работников, привел к появлению крупных населенных пунктов – городов. Происходит принципиально новый момент в жизни общества: город от- деляется от деревни. Переход от «медного века» к «железному», позднее открытие бронзы со- здали возможности производства и совершенствования более производительных средств труда. Потребности общества в новых средствах труда, в средствах про- изводства, в украшениях для господствующих классов и т.д. способствуют вы- делению еще одного вида деятельности: ремесла. Происходит второе крупное общественного разделение труда: отделение ремесла от земледелия. Технический прогресс в сельском хозяйстве: создание плуга, использова- ние скота как тягловой силы позволило увеличить площадь возделываемой земли и увеличить урожаи. Производство прибавочного продукта позволяло кор- мить захваченных во время войн пленников и использовать их в качестве рабов. Войны становятся не только средством захвата территорий, имущества покорен- ных народов и рабов, но и средством формирования и накопления первоначаль- ных производственных ресурсов. Применение и распространение металлов со- здало предпосылки приручения лошадей и соответственно возможности для мас- совой миграции, для освоения новых территорий, для «великого переселения народов». Углубление экономических связей, специализация разных групп населе- ния на определенных видах деятельности, дальнейшее совершенствование обра- ботки металлов создали условия для постройки торгового флота. Это дало мощ- ный толчок развитию торговли. В античную эпоху она становится важнейшим видом деятельности значительного слоя населения. Данные процессы привели к третьему крупному разделению труда: отделению торговли от ремесла. Дальнейшее расширение специализации по различным видам деятельно- сти разных групп населения формирует отделение науки от ремесла. Наукой могли заниматься исключительно представители господствующих классов, та- ким образом наука в тот период отрывалась от потребностей реального произ- водства. Физический труд презирался рабовладельцами, считался для них недо- стойным занятием. Эволюция познания существующего строя, углубление научного знания в самых разных направлениях выделило экономическое направление изучения окружающего мира среди других направлений исследования природы и обще- ства. Истоки современной научной экономической мысли историки находят тру- дах мыслителей Древнего мира, сначала в колыбели человеческой цивилизации странах Древнего Востока. В трудах древнеиндийских ученых «Законах Ману» (IV–III в. до н.э.) констатируется существование общественного труда, классо- вых взаимоотношений господства и подчинения. Значительный вклад в историю экономической мысли внесли древнеки- тайские ученые особенно Конфуций (551–479 гг. до н.э.), они рассмотрели раз- личие между умственным и физическим трудом. Умственный труд, по мнению древних китайцев, был прерогативой исключительно «высших классов», а вто- рой – уделом рабов. Но в трудах другого древнекитайского философа Сюнь Цзы (Ш в. до н.э.) формулируется точка зрения, что все люди равны от рождения, что национальными богатствами должны пользоваться все члены общества, что «простолюдины» тоже должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже в тот период поднимались вопросы социальной справедливости, призывы к освобождению рабов-землевладельцев и рабов-ремесленников. Считается, что наиболее важными дошедшими до современного знания взглядами, были труды ученых Древней Греции. Труды Ксенофонта (430–355гг. до н.э.), Платона (427–348 гг. до н.э.), и особенно Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), учителя Александра Македонского. Аристотеля часто называют первым экономистом. В своих знаменитых экономических работах «Этика» и «Политика» он впервые определил важные экономические категории политической экономии, сформулировал вопрос о сравнимости продуктов при обмене, пытался найти принципы образования и из- менения цен, определил два вида человеческой деятельности: потребление, ко- торая называлась активной деятельностью, и производство, определяемое как продуктивная деятельность. Он сделал попытку сформулировать понятие полез- ность как основу ценности хозяйственных благ. Значительный вклад в экономическую науку античного периода внесли мыслители Древнего Рима: Варрон (116–27 гг. до н.э.), Катон Старший (234– 149 гг. до н.э.), Колумелла (I в. н.э.), Сенека (ок. 4–65 до н.э.) и др. Они продол- жили экономическое осмысление рабовладельческого общества, начатое уче- ными Древней Греции. Основой их учений являлась обоснование необходимости и незыблемости рабства. Библия для современного человека является памятником экономических представлений о прошедшей эпохе древних евреев и народов, населявших древ- нюю Палестину. В Библии обосновываются незыблемость защиты частной соб- ственности, принципы справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, святость простого хозяйственного труда и т.д. |