Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Методы чувственного познания

  • Методы теоретического познания

  • Формализованные (логические) и неформализованные методы познания.

  • Интуиция и творческая фантазия.

  • Научное познание и его методы

  • Эвристические принципы выявления и оценки знаний

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Контрольная работа по дисциплине Философские проблемы научного п. Контрольная работа по дисциплине Философские проблемы научного познания


    Скачать 45.64 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философские проблемы научного познания
    Дата01.05.2022
    Размер45.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа по дисциплине Философские проблемы научного п.docx
    ТипКонтрольная работа
    #506838


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИменИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
    КАФЕДРА мировой философии и теологии

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по дисциплине: «Философские проблемы научного познания»
    на тему: Методы познания
    Студента (ки) _1_ курса, группы Эк-301м

    Направления подготовки 38.04.01 Экономика

    Магистерская программа Учет, анализ и аудит

    Репиха Ю. А.___ __________

    (Фамилия, инициалы) (подпись)













    Защищен с оценкой





    Преподаватель:

    доцент Рудько В. А.










    (долж., ФИО)




    (подпись)


    Дата подачи


    17.11.2020


    Луганск 2020

    СОДЕРЖАНИЕ



    1. Методы чувственного познания.

    3

    1. Методы теоретического познания.

    6

    1. Формализованные (логические) и неформализованные методы познания.

    10

    1. Интуиция и творческая фантазия.

    11

    1. Научное познание и его методы.

    13

    1. Эвристические принципы выявления и оценки знаний.

    14

    Вывод

    15

    Список литературных источников

    16




    1. Методы чувственного познания


    Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование [3, с 375].

    Иными словами, это взаимодействие познающего (субъекта познания) и познаваемого (объекта познания).

    Ещё в античной философии наметилось разделение познавательных способностей человека на чувства, рассудок и разум.

    Под чувственным знанием понимались ощущения, полученные посредством пяти органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) являющихся их источником. Одной из точек зрения в истории философии относительно роли и места чувственного в познавательном процессе, получила название ­­– сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение). Сенсуалисты считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и чувства («живое созерцание») признавались единственным источником и средством достижения истины.

    Приверженцы сенсуализма считали, что чувства более правдивы, в отличие от разума. Одним из главных аргументов данного высказывания является то, что такие «вещи» как – любовь, цвет, вкус нельзя рационально познать, а можно лишь почувствовать, познать чувством, а не разумом.

    Исходя из выше сказанного, чувственное познание достигается посредством следующих методов:

    • наблюдение;

    • измерение;

    • сравнение;

    • эксперимент.

    Процесс наблюдения представляет собой получение информации о форме, свойствах и отношениях объекта без непосредственного контакта с ним.

    Начало наблюдения состоит в выборе цели и методики его проведения, следующим этапом становится составление плана наблюдения. Особое внимание следует уделить контролю над корректностью и надёжностью полученных результатов, а также обработке, осмыслению и интерпретации полученной информации.

    Осмысление и интерпретация полученной информации требует особого внимания, так как несёт на себе печать субъективности по причине того, что наблюдатель пытается увидеть то, чего нет в действительности, или же наоборот, не замечает того, что очевидно для других, ибо это противоречит принятой им идее объекта.

    Следовательно, наблюдение может быть как дорогой к истине, так и проложить путь к заблуждению.

    Измерение – это метод познания, с помощью которого осуществляется анализ объективных данных [2, с. 175].

    Значимость данного метода заключается в том, что в процессе измерения субъект познания открывает некоторые общие связи между явлениями, путём установления количественных отношений между ними. Измеряя те или иные физические величины массы, длинны, скорости, силы тока, субъект познания выявляет качественную определённость исследуемого объекта, его существенные свойства. Допустимо предположить, что измерение является разновидностью сравнения как метода познания проводимого в отношении количественных параметров объектов.

    Сравнение – это процедура установления сходства и различия или типа связей каких-либо объектов. Здесь очень важным является точное и однозначное определение того, в каком отношении проводится процедура, иначе результаты нельзя будет считать корректными. Сравнивать можно, например, какие-либо стадии развития организма, представителей разных социальных групп, молекулы разных веществ по составу и строению и т.п. [4, с. 57].

    Эксперимент – это системное, многократно воспроизводимое, а также преднамеренное и контролируемое воздействие субъекта на объект исследования.

    Посредством эксперимента, субъектом познания изучается проблемная ситуация, для получения исчерпывающей информации. Контролируемые, специально заданные условия обеспечивают возможность фиксировать все свойства, связи и отношения, путём изменения параметров и условий.

    Данный метод должен осуществятся исходя из:

    • уяснения проблемы и выдвижение рабочей гипотезы её решения;

    • определения параметров эксперимента и создание экспериментальной установки (обстановки);

    • обеспечения контроля над условиями эксперимента;

    • возможности повторного контроля;

    • фактофиксирующейся деятельности субъекта познания и последующего описания полученного результата.

    Также, следует отметить, что новые условия в определённой степени искажают картину естественного бытия объекта, следовательно, данные эксперимента нельзя абсолютизировать и принимать без известной доли критичности. Нормы проведения эксперимента являются практически теми же, что и в наблюдении, но первостепенное значение приобретает в данном случае требование воспроизводимости экспериментальных условий, а вместе с ними и соответствующих результатов [4, с. 55].

    Эксперимент является основой эмпирического исследования и направлен на конкретно-поисковые цели, а также на проверку (подтверждение) знания.

    1. Методы теоретического познания


    Теоретическое познание заключается в том, что объект отображается со стороны его внутренних связей и закономерностей, которые постигаются путём рациональной обработки данных эмпирического познания, а субъект с помощью мышления выходит за пределы того, что даётся в непосредственном опыте, и осуществляет переход к новому знанию, не обращаясь к чувственному опыту [5, с. 320].

    К методам теоретического уровня причисляют:

    • аксиоматический;

    • гипотетический (гипотетико-дедуктивный);

    • общелогические методы (моделирование, аналогия, мысленный эєксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция).

    Аксиоматический метод – это метод теоретического исследования и построения научной теории, согласно которым некоторые её утверждения принимаются как исходные аксиомы (постулаты), а все остальные положения выводятся из них логическим путем, посредством доказательства.

    Аксиоматический метод является одним из методов построения уже добытого научного знания. Следовательно, к системе знания, которая строится на основе аксиоматического метода, применяются следующие требования:

    • требование непротиворечивости, согласно которой в системе аксиом не может быть однозначно выведено любое положение вместе с его отрицанием;

    • требование полноты, по которой любое положение, которое возможно сформулировать в данной системе аксиом, можно и доказать или оспорить в данной системе;

    • требование независимости аксиом, по которому любая аксиома не должна выводиться из других аксиом системы.

    Данный метод способствует: точному определению научных понятий и соответствующий применению их; точному и чёткому рассуждению; упорядочению знания, исключению из него лишних элементов, устранению двусмысленностей и противоречий. Всесторонне рационализирует построение и организацию научной теории, научного знания в целом.

    В гипотетическом методе, основой является не аксиома, а гипотеза (знание, которое может быть опровергнуто при сопоставлении с экспериментальными фактами).

    Гипотетико-дедуктивный метод – это метод научного исследования, заключающийся в выдвижении гипотез о причинах исследуемых явлений и в выводе из этих гипотез выводов путём дедукции. Если полученные результаты соответствуют всем фактам, данным в гипотезе, то эта гипотеза признаётся достоверным знанием. Гипотетико-дедуктивный метод является важной составной частью методологии научного познания, он позволяет проверить любую научную гипотезу в составе гипотетико-дедуктивной теории [5, с. 327].

    Моделирование – это метод изучения определённых объектов путём воссоздания их характеристик на другом объекте – модели. По характеру моделей выделяют материальное и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своём функционировании естественным законам – физики, механики. При материальном моделировании определенного объекта его изучение сменяется исследованием отдельной модели, располагающей той же физической природой, что и прототип (модели самолётов, кораблей, космических аппаратов и т. д.).

    Идеальное моделирование модели выступает в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, а также предложений естественного и искусственного (символы) языка. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.

    Объект, получивший характеристики прототипа (оригинала) называют аналоговым (подобным).

    Основой метода аналогии является выявление сходства или различия между объектами, путём сравнения. При этом, изучается один объект (модель), а выводы делаются о другом.

    Он применим в таких областях науки как: физика, химия, математика, а также в гуманитарных дисциплинах.

    Мысленный эксперимент как метод познания применяется в случаях, когда прямой эксперимент невыполним или трудновыполним. Он заключается в мысленном подборе положений и ситуаций, которые позволяют обнаружить важные особенности исследуемого объекта. В данном методе важнейшей ролью является – воображение.

    Анализ представляет собой разделение объекта составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью их отдельного изучения. Однако процесс разделения только тогда станет средством постижения предмета, когда он будет не механической операцией, неизменной по месту и значению каждого из элементов образующих предмет, а выделением существенного, того, что составляет основу связи всех сторон изучаемого объекта. Однако, играя большую роль в познании, анализ не дает конкретного знания объекта как единства многообразного, единства многочисленных определений. Это знание можно получить, дополнив метод анализа другим методом – синтезом (объединение объекта в одно целое) [5, с. 324].

    Таким образом, анализ и синтез органически взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга на каждом этапе процесса познания.

    В процессе познания довольно часто опираясь на имеющиеся знания, делаются выводы, которые являются новым знанием о неизвестном. Совершая переход от неизвестного к известному, мы открываем общие принципы, или же, наоборот, опираясь на общие принципы, делаем выводы об отдельных явлениях. Это осуществляется с помощью таких методов как индукция и дедукция [5, с. 324].

    Индукция – (от лат. induction – наведение, побуждение) это метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. То есть, это движение нашего мышления от частного, единичного к общему. Обнаруживая сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о принадлежности этих признаков, свойств всем объектам данного класса.

    Дедукция – (от лат. deduction – выведение) получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это движение нашего мышления от общего положения к частному.

    Однако, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их, в реальном процессе научного познания оба эти два метода используется на соответствующем этапе познавательного процесса. Более того, в процессе использования индуктивного метода зачастую «в скрытом виде» присутствует и дедукция. Обобщая факты в соответствии с какими-то идеями, мы косвенно выводим получаемые нами обобщения из этих идей, притом, далеко не всегда отдаем себе в этом отчет. Кажется, что наша мысль движется прямо от фактов к обобщениям, т. е., что тут присутствует чистая индукция. На самом же деле, сообразуясь с какими-то идеями, неявно руководствуясь ими в процессе обобщения фактов, наша мысль косвенно идёт от идей к этим обобщениям, и, следовательно, тут имеет место и дедукция. Можно сказать, что во всех случаях, когда мы обобщаем, сообразуясь с какими-либо философскими положениями, наши умозаключения являются не только индукцией, но и скрытой дедукцией.


    1. Формализованные (логические) и неформализованные методы познания.


    По способу умозаключения методы познания подразделяется на формализованные (логические) и неформализованные методы.

    К логическим методам относятся:

    • Анализ;

    • Синтез;

    • Обобщение;

    • Абстрагирование;

    • Индукция;

    • Дедукция;

    • Аналогия;

    • Формализация;

    • Интерпритация;

    • Аксиоматический метод.

    Логические методы являются фундаментальными общенаучными способами получения нового общенаучного знания. Также эти методы используются и в повседневной жизни людей независимо от того, знают люди об этих методах или нет.

    Однако феномен человеческого мышления ещё слабо изучен, поэтому в научной деятельности, как деятельности творческой, большую роль играют другие методы – нелогические. Есть много примеров, когда знания были получены методами, не только не связанными, но и даже противоположными логическим.

    Неформализованные методы основываются на использовании интуиции и опыта лиц, принимающих решение. Они ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемого объекта (явления).







    1. Интуиция и творческая фантазия.

    Интуиция – это способ получения нового знания (форма познания), когда по неосознанным на данный момент времени признакам и, не осознавая путь движения собственной мысли, субъект делает научное открытие, получает новое объективно истинное знание о действительности.

    Основными характеристиками интуиции при исследовании являются:

    • непосредственность;

    • неожиданность (внезапность);

    • неосознанность путей получения нового знания.

    Суть непосредственности знания в том, она не опирается на логическое доказательство.

    Интуитивное видение происходит случайно и внезапно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату.

    Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе её действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может совсем не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции [1, с. 302].

    Таким образом, обобщая выше изложенное, можно сказать, что неосознанность характеризует интуицию как процесс, а неожиданность и непосредственность как результат.

    Выделяются следующие три вида интуиции (интуитивного знания):

    • чувственная.

    • рациональная.

    • эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

    Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.

    Чувственная интуиция (мгновенное чувство) содержит в себе способность воспринимать знания непосредственным образом с помощью чувствования (восприятие, эмоции, ощущение, творческое воображение).

    К рациональной интуиции относится познание с помощью разума (логическое мышление, суждение, умозаключение).

    Суть эйдетической формы интуиции заключается в том, что представление о каком-либо объекте или событии формируется на основе чувственного опыта и выражается при помощи определенных понятий. Примером может служить наглядная модель атома, представленная Резерфордом, или строение молекулы бензола, предложенное Кекуле [1, с. 304].

    Помимо интуиции, возникновение нового знания, которое не имеет видимых предпосылок, устоявшихся известных правил, аналогов в прошлом присуще и творчеству.

    Основанием творчества выступает, с одной стороны, изменчивость ситуаций внешнего мира, стимулирующая активность субъекта, а с другой – необычайно разнообразный и богатый внутренний мир человека, его способности, динамическая организация, различного рода природные дарования, склонности, страсти к познанию.

    Творческий процесс динамичен, включает эмоции, переживания, фантазию. Сама природа творческой деятельности, открывающая новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию.

    Фантазия является одной из форм воображения. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

    Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

    1. Научное познание и его методы

    Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) – это система принципов, правил и приемов которыми необходимо руководствоватся в процессе познания.

    Классификация методов научного познания может осуществляться по различным признакам:

    1. По характеру и роли в познании выделяют:

    1. методы-приёмы, которые состоят из конкретных правил, приёмов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т.п.),

    2. методы-подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т.д.).

    1. По функциональному назначению выделяют:

    1. общечеловеческие приёмы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т.д.),

    2. методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение),

    3. методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, индукция и дедукция).

    1. Степени общности:

    1. философские методы (диалектический, формально-логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический),

    2. общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т.д.) решает свою, характерную лишь для него задачу,

    3. специальные методы.



    1. Эвристические принципы выявления и оценки знаний


    Основателем эвристики принято считать древнегреческого философа Сократа. Он приводил своих учеников к знанию путём особых наводящих вопросов. Главный постулат Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

    Эвристика (греч. εὑρίσκω — «отыскиваю», «открываю») – это отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности.

    Другими словами эвристика представляет собой процесс, при котором человек, чтобы достичь цели или получить ответ на свой вопрос, использует так называемый «метод проб и ошибок». В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого (продуктивного) мышления.

    Стимулирование творческой активности достигается благодаря соблюдению четырёх принципов:

    • принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что её признают плохой);

    • принципа поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше;

    • требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

    • признания, что высказанные идеи не являются ни чьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, улучшать и совершенствовать.

    Основой этих принципов является уверенность в том, что творческое мышление требует свободы, раскрепощённости, устранения внешних торможений [1, с. 366].

    У каждого есть способность генерировать идеи и критически оценивать их. Критическая оценка тормозит генерирование идей, сковывает мысль.

    Вывод
    Человек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. С самого рождения человека они способствуют формированию человеческого мировоззрения и миросозерцания. В младенчестве познание носит неосознанный характер, однако чем старше становится человек, тем больше интереса вызывает у него окружающий мир. Процесс приобретения человеком знаний многогранен.

    Чувственное познание являет собою исходный пункт освоения реальности, так как это является начальной формой человеческого познания. Все наши представления, образы и понятия формируются посредством чувственного отражения, главным объектом которого является эмпирический мир процессов, явлений и вещей.

    Однако обладая разумом и рассудком, человеку недостаточно знаний полученных лишь на чувственном восприятии. Именно мыслительные способности человека позволяют на основе чувственного познания формировать понятия, суждения и умозаключения.

    Методы достижения человеком познания различны, могут быть представлены научными теориями, исследованиями, моделированием, а также основываясь на интуицию и опыт других поколений.

    Деятельность человека заключается не только в получении новых знаний, но также и в создании качественно новых материальных и духовных ценностей. Процесс создания этих ценностей получил название – творчество. В отличие от научного познания, творческое зависит конкретно от каждого человека, от его воображения (фантазии). К решению одной и той же задачи (проблемы), каждый человек подойдет по разному, исходя из собственных, индивидуальных качеств.

    Таким образом, в процессе своей деятельности человек использует различные методы в получении того или иного знания, даже порой не осознавая этого.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Алексеев, П. В. Философия : Учеб. для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин . 4-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2007 . 592 с.

    2. Канке, В. А. Основы философии : учебник / В. А. Канке . – М. : Логос ; М. : [Высшая школа], 2001 . – 288 с.

    3. Кохановская, Т. И. Философия : учебное пособие для студентов высших уч.заведений / Т. И. Кохановская . – Ростов н/Д : Феникс, 2001 . – 576с.

    4. Куликова, О. Б. Философия познания: анализ основных проблем. Общая характеристика методов научного познания : Учеб.-метод. пособие /ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина». – Иваново, 2008. – 90 с.

    5. Надольний, И. Ф. Философия : пособие / И. Ф. Надольний . – К. : Викар, 1997 . – 584 с.

    6. Этэрнус Теория познания [Электронный ресурс] / Этернус. – Золотое сечение, 2011. – Режим доступа : https://royallib.com/book/eternus/teoriya_poznaniya.html (15.11.2020).



    написать администратору сайта