Чип и Дейл. Лекция Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Динамика науки как процесс порождения нового знания
Скачать 387.74 Kb.
|
Лекция 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Динамика науки как процесс порождения нового знания Часть 1. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции 1. Античная протонаука 1.1 Зарождение научного знания в Древней Греции 1.2 Протонаука в Древнем Риме 1.3 Гуманитарное знание в античный период 2. Средневековая научная мысль 2.1 Научное знание в странах арабского Востока 2.2 Западноевропейская протонаука 2.3 Гуманитарное знание в Средние века 3. Научная мысль эпохи Возрождения 3.1 Научно-технические достижения эпохи Возрождения 3.2 Коперниковская революция в естествознании 3.3 Гуманитарные науки в эпоху Возрождения 4. Возникновение классической науки 4.1 Галилей – создатель нового мировоззрения. 4.2 Кеплер – величайший астроном мира. 4.3 Декарт – один из основоположников современной науки. 4.4 Ньютон – великий физик и мыслитель Нового времени. 5. Научная революция на рубеже XIX-XX вв. и научно-техническая революция ХХ в. 5.1 Революция в естествознании конца XIX – начала XX в. 5.2 Научно-техническая революция XX века. 5.3 Гуманитарные науки в XIX-XX веках. Часть 2. Динамика науки как процесс порождения нового знания 1. Сущность динамики научного знания. 2. Основные модели роста научного знания 2.1 Эволюционная эпистемология 2.2 Позитивистское направление 2.2.1 Концепция роста знания К. Поппера 2.2.2 Модель роста научного знания Т. Куна 2.2.3 Модель роста научного знания С. Тулмина 2.2.4 Модель роста научного знания И. Лакатоса 2.2.5 Модель науки П. Фейерабенда 3. Кумулятивистская и некумулятивистская, интерналисткие и экстерналисткие теории развития науки. 4. Научные революции как точки бифуркации в развитии науки 1 Часть 1. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции 1. Античная протонаука 1.1 Зарождение научного знания в Древней Греции По мнению многих ученых, наука зародилась в Древней Греции. Происходило это в форме научных программ. Ведь прежде чем заниматься собственно научными исследованиями, нужно было ответить на важнейшие вопросы: что изучать? какими методами? почему мы можем познавать мир? Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, которые легли в основу науки и научного познания мира. Среди них – идея рождения мира из первоначального Хаоса, впервые зафиксированная еще в мифах. Хаос понимался как некое первичное состояние мира, аморфное и бессистемное. По мере внесения в него идеи порядка он превращался в известный нам сегодня мир, разумно организованный и устроенный – Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона – Логоса. Изучение процесса превращения поиск космического, упорядочивающего закона стали предметом исследования античной науки. Еще одной важной идеей стало представление о единстве микро- и макрокосмоса, абсолютном подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как подобное познается подобным – эта ключевая для теории познания мысль также была сформулирована в Древней Греции. Объектом изучения древнегреческой науки стал Космос – окружающий мир, существующий вечно, не созданный никем ни из богов, ни из людей, – мир, ставший упорядоченной системой благодаря универсальному космическому закону. Поэтому самым важным для древнегреческих мыслителей было ответить на вопрос, что является этим законом-Логосом. Иными словами, что лежит в основе мира и является его первоначалом, из которого все возникает и в которое со временем все возвращается? Не случайно первые древнегреческие философы – представители милетской школы – начали с поисков этого первоначала. Фалес нашел его в воде, Анаксимен – в воздухе, Анаксимандр – в некоем вечном начале, которое он назвал апейроном. Постепенно был дан ответ и на вопрос, как возможно познание мира. Он был сформулирован в работах философов-элеатов (Парменида, Зенона). Они впервые обратили внимание на разницу между представлением о мире, формируемым на основе чувственного познания, и данными разума. Они заявили, что ум человека – это не просто зеркало, пассивно отражающее природу. Разум накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. В работах элеатов, которые создали фундамент античной науки, было сказано, что бытие (Космос) постигается только разумом и ни в коем случае не чувствами. Поэтому древнегреческая наука практически не использовала эксперимент как метод познания мира. Так была четко сформулирована рационалистическая позиция, позже ставшая господствующей в европейской культуре. Ответы на данные вопросы дали возможность сформулировать первые научные программы, или парадигмы. Парадигма – (пример, образец) признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Они отличались друг от друга ответом на вопрос, что лежит в основе мира. 2 В своем развитии Античная наука она прошла три этапа: 1) ионийский; 2) афинский; 3) александрийский. Ионийский этап (VII-V вв. до н.э.) Милет был главным городом ионийской колонии на Западном берегу Малой Азии. Философы того времени искали субстрат – основу всех вещей. Фалес (625–547 гг. до н. э.) – родоначальник античной философии субстратом считал воду, Анаксимандр (610–546 гг. до н. э.) – воздух, Анаксимен (585–524 гг. до н. э.) – неопределенное вещество – апейрон, Гераклит (544–483 гг. до н. э.) – огонь. Пифагор (582–500 гг. до н. э.) считал, что мир состоит из 5-ти элементов (стихий): земли, воды, воздуха, огня, эфира, Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) – что мир состоит из сочетаний 4-х элементов (стихий): земли, воды, воздуха, огня. Фалес создал ряд теории: о свойствах углов треугольников; об окружности; предложил способ определения расстояния до корабля в море; определил, что янтарь, натертый материал, притягивают предметы; обнаружил притяжение железных опилок некоторыми рудами; предсказал солнечное затмение в 585 г. до н. э. в Ионии. Он считал, что Луна светит не собственным, а отраженным излучением; указал на Полярную звезду и созвездия, важные для мореплавания; по его мнению, Земля – остров, плавающий в океане воды, из воды образовались земля, воздух и живые существа. Известны изречения Фалеса: «Мудрее всего время, потому что оно все открывает»; «Быстрее всего – ум, потому что он все обегает». Анаксимандр высказал идею о сохранении материи. По его мысли, человек произошел в результате эволюции рыбы, Земля имеет форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются небесные кольца – солнечное, лунное и звездное, Земля ни на что не опирается в мировом пространстве. Он изобрел квадрант – навигационный прибор, создал первую географическую карту. Анаксимен считал, что звезды дальше планет. Гераклит открыл, что мир развивается в противоречиях, вещи возникают из огня не произвольно, а в соответствии с необходимостью, которую он назвал «логосом»; в основе познания лежат ощущения, но только мышление приводит к мудрости. Эмпедокл говорил, что источник развития – противоположные силы – любовь и вражда, они соединяют материальные элементы. Он высказал догадку о закономерности эволюции живых существ в результате естественного отбора. Обо всем этом он написал в своей поэме «О природе». Пифагор доказал теорему, которая известна нам под его именем. Он создал учение о числе как об основе Вселенной, считал целые числа божественными, а единицу неделимой, мировым разумом. Его последователь Гиппас обнаружил несоизмеримость диагонали квадрата и его стороны → иррациональное число. Пифагор отстаивал идею о переселении душ – «метемпсихоз». В своих вычислениях он использовал «золотое сечение». Аристарх Самосский (310–230 гг. до н.э.) выдвинул гипотезу о вращении шарообразной Земли вокруг Солнца. Афинский этап (480–330 гг. до н. э.) 3 Философами этого этапа были Левкипп (500–440 гг. до н. э.), Демокрит (460–370 гг. до н. э.), Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (428–347 гг. до н. э.), Аристотель (384– 322 гг. до н. э.). Левкипп и Демокрит разработали учение об атомах, то есть основали такое направление в науке, как атомизм. По их мысли, существуют атомы и пустота. Атомы, то есть неделимые частицы, движутся в пустоте. Они разнообразны по своей форме и весу. Все видимые нами тела и вещи образованы атомами. Сократ. Его жизнь прошла в беседах и критике. Он высказал свое знаменитое изречение: «Познай самого себя». Целью своей жизни он считал учить людей жить. Платон. Свои творения Платон писал в форме диалогов. Главная мысль в них выражается в положении, что настоящее бытие – это идеи. Чувственный мир находится между бытием и небытием. Космос – результат творения. Строение Вселенной следующее: Семь небесных кругов – 5 планет, Солнце, Луна, далее звезды – движутся вокруг шарообразной Земли. Свое учение философ пропагандировал в созданной им «Академии», которая просуществовала около 1000 лет. Названа она была так по имени греческого героя Академа, статуя которого стояла в саду под Афинами недалеко от Академии Платона. Аристотель – ученик Платона, учитель Александра Македонского. Энциклопедически образованный ученый Древней Греции. Основал философскую школу – Ликей (отсюда – лицей), названный по имени Аполлона Ликейского, статуя которого стояла в саду, в котором прогуливался Аристотель, беседуя со своими учениками на философские темы. Философия Аристотеля и его учеников была названа «перипатетический» - от греческого слова «peripateo», то есть «прогуливающиеся». Под физикой ученый понимал природу. По его учению, материя состоит из 4-х стихий: земли, воды, воздуха и огня. Кроме материи, есть еще 5-й элемент – эфир. Он вечен и неизменен. Аристотель делил мир на подлунный и надлунный. Им разработано учение о движении и пространстве. Его можно назвать основоположником биологии. Особенно большая его заслуга в открытии законов и форм правильного мышления, то есть в создании формальной логики. Известно его изречение: «Платон мне друг, но истина дороже». Александрийский (эллинистический) этап Этот этап начинается с подчинения Александром Македонским греческих полисов (пр. 330 г. до н. э.) и основанием в 332 г. до н.э. в дельте Нила (Египет) города Александрии. При Александре Македонском начинается финансирование науки. В Александрии была построена и открыта для посещения библиотека – Александрийский музей (от гр. Храм муз), в котором хранилось примерно 700 тысяч книг. Увеличению количества книг способствовало то обстоятельство, что к III в. до н. э. началось применение пергамента (от малоазийского полиса Пергама). Листы пергамента сшивались в свитки, которые назывались «Томос» (отрезанная часть) – отсюда наши книжные тома. Для обучения письму использовались деревянные дощечки, покрытие воском – кодициллий (от слова «codex» – ствол дерева). Римляне словом «кодекс» называли современные тетради. Известными учеными этого периода были Евклид (IV–III в. до н. э.), Архимед (287– 212 гг. до н. э.) и Эпикур (341–270 гг. до н. э.). Евклид – создатель геометрии, его сочинение по геометрии получило название «Начала». Они состоят из 13 книг, еще 2 написаны другими учеными. Известны его слова, сказанные александрийскому царю: «К геометрии нет царской дороги». 4 Архимед – один из самых известных механиков Древнего мира, открыл число «π» (пи), доказал, что цилиндр, шар, конус, имеющие одинаковый объем соотносится как 3:2:1. Он сформулировал закон о рычаге, о выталкивающей силе жидкости. Известны его изречения: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю», «Эврика!» (Нашел!). Эпикур– последователь атомистов Левкиппа и Демокрита. В учение атомизма философ вносит существенное изменение. По его мнению, атомы, движущиеся в пустом пространстве, спонтанно, то есть внутренне обусловленно, отклоняются от прямой линии в силу присущих им внутренних противоречий. Данное обстоятельство вносило более глубокое понимание соотношения необходимости и случайности в природе. 1.2 Протонаука в Древнем Риме Древнеримский период развития науки охватывает I в. до н. э. – IV в. н. э., то есть до распада Римской империи в 325 г. Наиболее известными учеными этого времени являются Тит Лукреций Кар (99–55 гг. до н. э.), Клавдий Птолемей (ок. 90– ок. 160 гг.) и Гален (130–201). Древнеримская культура и наука в своем развитии опирались на достижения в этих областях древних греков. Тит Лукреций Кар написал поэму «О природе вещей», в которой наиболее полно обосновал атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура. В своей поэме философ дал красочное изображение материального мира, природы человека, развития культуры и техники. Врач Галенизучил анатомию и физиологию человека, описал строение глаза. Его труды стали источником для средневековой арабской и европейской медицины. В своих взглядах придерживался идей Платона. Птолемей известен как основатель геоцентрической системы мира. Его труд под названием «Альмагест» («Математическая система») состоял из 13 книг. Он писал, что Солнце, Луна и 5 известных тогда планет обращаются вокруг Земли. Небесная твердь – небо неподвижных звезд – находится за орбитами планет. Птолемей изучал эффект преломления света, искривление света в атмосфере. Витрувий(50 г. до н. э. – 20 г. н. э). Его сочинение «Об архитектуре» долго служило энциклопедией сооружения зданий, производства часов, постройки машин, то есть содержала все знания технического характера того времени. Естественнонаучные взгляды Древнего Рима представлены также в трудах Луция Аннея Сенеки(6 г. до н. э. – 65 г. н. э.) и Римского императора Марка Аврелия (121–180 гг.) и др. 1.3 Гуманитарное знание в античный период Проблема наилучшего государственного устройства занимала почти всех античных философов. Древнегреческий период Вопросы управления государством и связанные с ними вопросы морали, политики, ораторского искусства оказались в центре внимания софистов. Один из них Протагор (ок. 480–410 гг. до н. э.) считал, что человек произошел из животных благодаря применению огня. Сначала люди не знали, как жить в обществе. Тогда Боги послали им стыд и правду. Государство прочно, когда в его правлении участвуют все граждане. Высшая справедливость – закон. Такие мысли высказывал один из крупнейших философов Древнего мира Протагор. Платон (428 – 348 гг. до н.э.). Свое видение государственного устройства философ изложил в сочинениях «Государство» и «Законы». В «Государстве» центральное место занимает проблема справедливости, Платон считал, что каждый должен заниматься своим 5 делом. Здесь же он изложил свое учение об идеальном государстве: философы – правят; воины (стражи) – защищают; ремесленники и земледельцы создают богатство государства. Платон показал и пути деградации идеального государства. Тимократия: когда свободные земледельцы становятся рабами, утверждается частная собственность, к управлению приходят сильнейшие воины. Это милитаристский тип государства. Олигархия – тип государства, появляющийся в результате скопления богатства у частных лиц. Возникает вражда бедных и богатых. Демократия: господствует своеволие и безначалие бедняков. Тирания – вероломство правителя. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) писал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению, ради возможно лучшей жизни. Частная собственность и рабство – естественные проявления жизни. В своем сочинении «Политика» философ классифицировал государства на правильные и неправильные. Правильные государства: монархия; аристократия; полития, где верховная власть преследует цели общего блага граждан. Неправильные государства: тирания; олигархия; демократия. Экономические воззрения Аристотеля: деятельность, направленную на приобретение благ для дома и государства он назвал «экономикой»; разрушение экономики, считал Аристотель, начинается с введением денежного обращения. Начинается накопительство, а это вредно для развития государства. Полибий(ок. 200–120 гг. до н. э.), древнегреческий историк и политик, автор «Всеобщей истории» (истории Греции, Македонии, Рима, Малой Азии и др. стран от 220 до 146 г.г. до н. э.). По его мысли, последовательно сменяются 6 форм государства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Также существуют смешанные формы государства. Древнеримский период Кантон (234–149 до н. э.), древнеримский мыслитель. Он изложил в своих сочинениях практику организации крупного рабовладельческого хозяйства. Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Наиболее известны его сочинения «О государстве», «О законах». Возникновение государства философ объясняет естественной потребностью людей жить вместе. Цель государства, по мысли философа, охрана имущественных интересов граждан. Государство – правовое сообщество. Существуют смешанные формы государства: сочетание монархии, аристократии и демократии. Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. В трудах римских юристов заложены основы гражданского права – цивилистики. Позднее под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины Запада. Подводя итоги рассмотрения процесса становления научного знания в античную эпоху, необходимо сформулировать его специфические черты, которые и позволяют отнести его к протонаучному знанию. Это, прежде всего: 1. созерцательность, 2. антпороморфизм в восприятии окружающего мира; 3. преимущественно образное, логико-художественное мышление; 4. одухотворение природы и космоса (гилозоизм); 5. критериями истинности знания выступают гармония, добро и красота. И хотя античная цивилизация заложила основы праксиологических наук (математика, астрономия и др.) и даже основы протопромышленной цивилизации (использование пара, силы воды, строительство каналов, ирригационных систем, использование простейших технических устройств и т.п.), тем не менее эти достижения не были общественно востребованы, а использовались в основном политической элитой и 6 жрецами, с одной стороны, для собственных утех, а с другой, - для воздействия на мировоззрение народных масс. |