Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2.2 Модель роста научного знания Т. Куна 31 Другая модель, предложенная учеником Поппера – Томасом Куном

  • Допарадигмальная стадия развития науки

  • Стадия научной революции

  • Стадия кризиса парадигмы

  • 2.2.3 Модель роста научного знания С. Тулмина Следующая модель, которую предложил Стивен Толлмин

  • 2.2.4 Модель роста научного знания М. Лакатоса Следующую модель предложил Имре Лакатос

  • Нормативные методологические правила

  • Чип и Дейл. Лекция Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Динамика науки как процесс порождения нового знания


    Скачать 387.74 Kb.
    НазваниеЛекция Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Динамика науки как процесс порождения нового знания
    Дата27.10.2022
    Размер387.74 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЧип и Дейл.pdf
    ТипЛекция
    #757389
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6
    модель роста научного познания Поппер изображает схемой:
    Р1ТТЕЕР2, где:
    Р1 — некоторая исходная проблема,
    ТТ — предположительная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой она решается,
    ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок,
    Р2 — новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.
    Поппер выдвинул идею фальсифицируемости научной теории, призванной заменить процедуры верификации при определении критерия демаркации. Если верификация в неопозитивистской модели науки - это перенос с протокольных предложений хотя бы некоторой степени истинности на теоретические высказывания,
    то фальсификация, наоборот, представляет из себя опровержение теоретических суждений на основе ложности вытекающих из них эмпирических высказываний. Тем самым Поппер предлагает расширить понятие эмпирического базиса научной теории до множества как истинных, так и ложных эмпирических высказываний (т.е. таких высказываний, которые интерсубъективны и могут быть подтверждены или опровергнуты в различных эмпирических методах научного познания). Не требуется,
    чтобы эти эмпирические высказывания уже были определены в опыте. Достаточно,
    чтобы они, или их отрицания, в принципе могли бы быть получены эмпирическими методами познания. Следует здесь отметить различие между фальсификацией и фальсифицируемостью. Фальсифицируемость предполагает только наличие потенциальных фальсификаторов у теории, в то время как каждый из них может быть еще не подтвержден в опыте. Фальсификация же требует не просто наличия потенциальных фальсификаторов, но и их подтверждения в опыте. Если такие подтвержденные в опыте фальсификаторы называть актуальными, то можно сказать и так, что фальсификация предполагает наличие актуальных, а не потенциальных,
    фальсификаторов у теории.
    Итак, критерий демаркации, по Попперу, требует для определения научности знания не подтверждения (верификации) его в опыте, а возможности опровержения
    (фальсифицируемости) в решающих экспериментах. Такое знание Поппер называет также открытым (к фальсификаторам) знанием, противопоставляя его закрытому
    (нефальсифицируемому) знанию, в качестве которого выступает, например,
    философское, математическое, политическое (идеолог
    2.2.2 Модель роста научного знания Т. Куна
    31

    Другая модель, предложенная учеником Поппера – Томасом Куном (книга
    «Структура научных революций» 1962 г.). Т. Кун отверг понятия «верификация» и
    «фальсификация» и ввёл понятие «парадигма». Теория Куна произвела переворот в философии науки
    , но в то же время подверглась жёсткой критике.
    Кун не выдвинул чёткого определения парадигмы, очертив скорее границы понятия. По одной из трактовок, парадигма — это общепринятое безусловное знание
    о природе в данный момент. Парадигма задаёт круг проблем, тип научных фактов,
    согласующихся с ней, предлагает ответы на фундаментальные вопросы.
    По мнению Куна, наука развивается не в ходе верификации или фальсификации,
    а в подтверждении действующей
    парадигмы
    . Учёные, создав фундаментальную
    концепцию, не стремятся к её опровержению и не разбивают её на протокольные предложения — они ищут подтверждения своей теории, решают задачи-головоломки.
    Это решение задач-головоломок Кун назвал нормальным периодом развития науки.
    Основное понятие философии науки Куна – понятие «парадигма» (греческое слово,
    обычно переводимое как «образец»). Хотя Кун не дал точного определения этого понятия,
    но примерно можно было бы сказать, что парадигма – это одна или несколько близких фундаментальных теорий, рассматриваемые вместе со своей методологией, картиной мира, системой ценностей и норм. Одним из важнейших признаков парадигмы является ее всеобщее признание со стороны большинства научного сообщества. Парадигма выступает как система образцов решения определенных научных проблем, задач. Она наделяет смыслом или бессмысленностью те или иные события, попадающие в сферу научного интереса. На основе понятия «парадигма» Кун существенно сближает науку и философию, поскольку парадигма – это во многом философия науки на том или ином этапе ее развития.
    В «Дополнении 1969 г.» Т. Кун уточнил понятие парадигмы термином
    «дисциплинарная матрица» — это совокупность элементов, определяющая принадлежность исследователей к определенной дисциплине. Этим понятием он закрепил роль научного сообщества в развитии науки и завершил свою теорию.
    Таким образом, критерий демаркации у Куна — это парадигма и научное сообщество
    , работающее в рамках этой парадигмы
    . Имеет значение лишь мнение учёных в данный момент, а универсального принципа демаркации не существует.
    Томас Кун отвергает «объективный» подход к проблеме демаркации, заменяя его «историческим».
    В центре внимания Куна лежит история реальной науки. Он не приемлет построение абстрактных моделей науки, имеющих мало общего с историческими фактами, и призывает обратиться к самой науке в ее истории. Именно анализ истории науки привел
    Куна к формулировке понятия «парадигма». С точки зрения парадигмы, наука проходит в своем развитии некоторые циклы, каждый из которых можно было бы разбить на несколько этапов.
    1. Допарадигмальная стадия развития науки. На этой стадии парадигма отсутствует, и существует множество враждующих между собою школ и направлений, каждая из которых развивает систему взглядов, в принципе способную в будущем послужить основанием новой парадигмы. На этой стадии существует диссенсус, т.е. разногласия, в научном сообществе.
    32

    2. Стадия научной революции, когда происходит возникновение парадигмы, она принимается большинством научного сообщества, все остальные, не согласованные с парадигмой идеи отходят на второй план, и достигается консенсус – согласие между учеными на основе принятой парадигмы. На этой стадии работает особый тип ученых, своего рода ученые-
    революционеры, которые способны создавать новые парадигмы.
    3. Стадия нормальной науки. «Нормальной наукой» Кун называет науку,
    развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы. Здесь:
    1) происходит выделение и уточнение важных для парадигмы фактов, например,
    уточнение состава веществ в химии, определение положения звезд в астрономии и т.д.
    2) совершается работа по получению новых фактов, подтверждающих парадигму,
    3) осуществляется дальнейшая разработка парадигмы с целью устранения существующих неясностей и улучшения решений ряда проблем парадигмы,
    4) устанавливаются количественные формулировки различных законов,
    5) проводится работа по совершенствованию самой парадигмы: уточняются понятия, развивается дедуктивная форма парадигмального знания,
    расширяется сфера применимости парадигмы и т.д.
    Проблемы, решаемые на стадии нормальной науки, Кун сравнивает с головоломками. Это тип задач, когда существует гарантированное решение, и это решение может быть получено некоторым предписанным путем. Ученые, работающие на стадии нормальной науки, представляют из себя также особый тип, своего рода,
    «нормальных ученых», которые как раз составляют большинство научного сообщества и наиболее приспособлены для решения задач периода нормальной науки.
    В точном смысле этого слова наукой, считает Кун, можно называть только период нормальной науки. Только в этом периоде можно говорить о науке как о некоторой целостности, можно говорить о кумулятивном развитии науки.
    4. Стадия кризиса парадигмы. Постепенно происходит накопление различных аномалий – таких проблем, которые попадают в сферу нормальной науки, но оказываются неразрешимыми средствами имеющейся парадигмы. Рост числа аномалий является неизбежным следствием поздней разработки парадигмы. Постепенно накопившиеся аномалии приводят к кризису парадигмы.
    Вновь происходит раскол научного сообщества, распад нормальной науки (а значит и вообще науки), приближения ее к философии, где конкуренция теорий
    (диссенсус) – это правило, а не исключение.
    С момента смены парадигмы начинается этап развития нормальной науки,
    устанавливаются новые традиции. Наука начинает развиваться в рамках этих традиций,
    которые выступают в качестве необходимого условия ее функционирования. Научные знания за пределами традиций не воспринимаются. Научные традиции многообразны. По способу существования можно выделить следующие традиции:
    1) вербализованные (они содержатся в учебниках, монографиях и т.п.);
    2) невербализованные (эти традиции не имеют текстовой формы и относятся к неявным знаниям, которые передаются от одного поколения ученых другому).
    33

    Неявное знание – это такое знание, которое принципиально не может быть полно и четко выражено с помощью вербального языка. Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому. Выделяет два типа образцов в науке: а) образцы-действия; б) образцы-продукты.
    Ученый работает не изолированно от общества, он постоянно подвержен влиянию окружающей среды. Культурная среда общества оказывает на него особенно большое воздействие и оно разносторонне, поэтому можно говорить о многообразии научных традиций. Научные традиции имеют свою среду распространения и применения – есть специально-научные традиции и есть общенаучные традиции.
    Процесс смены парадигм, в силу их несоизмеримости и несравнимости, не поддается, по мнению Куна, полному рациональному обоснованию. Например, новая и старая парадигма не сравниваются по объему подтвержденных фактов, поскольку, если бы это делалось, то должна была бы выбираться старая парадигма, т.к. она всегда лучше разработана и обоснована, чем только возникающая новая парадигма. Тем не менее,
    выбирается всегда новая парадигма. На выбор ученого новой парадигмы существенное влияние, считает Кун, оказывают различные иррациональные (вера) и социокультурные факторы – индивидуальность ученого, среда воспитания, культура и т.д. Получается, что нечто вненаучное в этом случае определяет собою науку. С переходом к новой парадигме во многом действует необратимость переключения сознания – после принятия новой парадигмы ученые уже не способны понимать старую парадигму «изнутри». Они и на старую парадигму теперь начинают смотреть глазами новой парадигмы, перетолковывая его по-новому. Отсюда возникает иллюзия кумулятивного развития парадигм, в то время как на самом деле они несравнимы.
    Так в своей модели науки Кун уже существенно сужает область научного до лишь периодов «нормальной науки». Это своего рода «интервалы научности», только в пределах которых можно говорить о науке в общепринятом смысле. За пределами этих интервалов разверзается бездна хаоса и иррациональности, которая неизвестно как и когда, но рано или поздно порождает новый островок науки в океане ненаучного мира культуры. Наука представляет из себя архипелаг хаотически разбросанных островов- парадигм, общая организация которых не обнаруживает никакого рационального основания.
    Т. о. переход от одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития для зрелой науки. Причем научное развитие подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.
    Смысл моделей научных революций, которые развивает Кун заключается в критике
    нормативистской эпистемологии, то есть критике убеждения единственности,
    абсолютности и неизменности критериев научной рациональности. Эти критерии Куном объявляются исторически относительными, ибо каждая парадигма определяет свои стандарты рациональности. Поэтому он считает, что эта линия, которая отделяет рациональную науку от нерациональных форм познавательной деятельности,
    устанавливается всякий раз заново с утверждением новой парадигмы. С этим же связано у
    Куна и отрицание преемственности в развитии науки, то есть знание, накопленное предыдущей парадигмой отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.
    34

    Признавая, что научное знание относится к объективной реальности, Кун в тоже время релятивизирует его (относительный характер), отвергает какую-либо направленность развития науки. Почему? Потому, что, согласно Куну, прогресс науки –
    понятие, которое имеет смысл только для нормальной науки, где его критерием выступает количество решенных проблем. Т. о. раскрыв некие диалектические характеристики развития науки (диалектика взаимного перехода количественных и качественных изменений), он вместе с тем не смог построить адекватную картину развития науки, ибо
    Кун, по сути, противопоставил элементы дискретности и непрерывности, относительности и абсолютности в развитии научного знания.
    2.2.3 Модель роста научного знания С. Тулмина
    Следующая модель, которую предложил Стивен Толлмин (60-е годы 20 в.),
    сформулировав эволюционисткую программу исследования науки. Центром этой программы стала идея исторического формирования и функционирования стандартов
    рациональности и понимания, которые лежат в основе научных теорий.
    Ст. Тулминв своей эволюционной эпистемологии рассматривал содержание теорий как своеобразную «популяцию понятий, а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных (социальных) факторов, подчеркивая,
    однако, решающее значение рациональных компонентов. При этом он предлагал рассматривать не только эволюцию научных теорий, но и проблем, целей, понятий,
    процедур, методов, научных дисциплин и иных концептуальных структур.
    Он говорит о том, что рациональность научного знания определяется соответствием знания стандартам понимания. Стандарты понимания изменяются в ходе эволюции научных теорий. Эволюция им трактуется как непрерывный отбор концептуальных новшеств, он считает очень важным требование конкретно исторического подхода к анализу развития науки, то есть изучение науки, научных процессов с привлечением данных социологии, социальной психологии, истории науки и других исторических дисциплин. Развитие науки изображается подобно биологической эволюции. Научные теории и традиции подвержены процессам консервативной сохраняемости
    (выживаемости) и инновациям (мутациям). Мутации сдерживаются факторами критики и самокритики, поэтому заметные изменения наступают лишь при определенных условиях,
    а именно, когда интеллектуальная среда (научное сообщество) позволяет выжить тем популяциям, которые в наибольшей степени адаптируются к ней. Сама наука, по мнению
    Толлмина носит двойственный характер. Наука – совокупность дисциплин и профессиональных институтов, поэтому механизм эволюции, концептуальной популяции состоит в их взаимодействии с внутринаучными (интеллектуальными) и внешненаучными
    (то есть социально-экономическими) и другими факторами. Поэтому внутренняя и внешняя истории науки дополняют друг друга. Это две стороны одно и того же эволюционного процесса. Но он подчеркивает, что решающую роль играют рациональные факторы.
    Привлекательной стороной концепции Толлмина является требование конкретно- исторического подхода к анализу развития науки, а также многогранность и многомерность изображения научных процессов.
    Ст. Тулмин сформулировал эволюционистскую программу исследования науки,
    центром которой стала идея исторического формирования и функционирования «стандартов
    35
    рациональности и понимания, лежащих в основании научных теорий». Рациональность научного знания определяется его соответствием стандартам понимания. Последние изменяются в ходе эволюции научных теорий, трактуемой Тулминым, как непрерывный отбор концептуальных новшеств. Он считал очень важным требование конкретно- исторического подхода к анализу развития науки, «многомерность» (всесторонность)
    изображения научных процессов с привлечением данных социологии, социальной психологии, истории науки и других дисциплин
    2.2.4 Модель роста научного знания М. Лакатоса
    Следующую модель предложил Имре Лакатос. Он основывает свою концепцию на идее конкурирующих научно-исследовательских программ. Таким образом, понятие научно-исследовательская программа является основным понятием развитием науки
    Лакотаса. Под научно-исследовательской программой Лакатос понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединенных совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями, а главное в ряду предшествующих ей теорий. Таким образом, объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория (как у Поппера), а серия теорий, то есть некоторый тип развития.
    Структура научно-исследовательской программы включает в себя:
    1. Жесткое ядро, то есть целостная система фундаментальных частнонаучных и онтологических допущений, сохраняющаяся во всех теориях данной программы.
    «Жёсткое ядро» является каркасом программы и содержит её основные постулаты,
    вокруг этого ядра образуется защитный пояс, состоящий из вспомогательных гипотез.
    2. Защитный пояс, который состоит из вспомогательных гипотез и обеспечивающий
    сакральность жесткого ядра от опровержений, защитный пояс может меняться.
    «Защитный пояс» должен выдержать натиск со стороны проверок, и поэтому он должен приспосабливаться, переделываться или даже полностью изменяться, если это необходимо.
    3. Нормативные методологические правила. Изменениями «защитного пояса»
    руководят методологические правила, в роли которых выступают отрицательная эвристика
    (правила-запреты, указывающие на пути, которых следует избегать) и положительная эвристика (правила, которые указывают на пути, которые нужно избирать и по которым стоит идти для разрешения выбранной проблемы).
    Устойчивость контрпримеров обеспечивается запретом отрицательной эвристики направлять правило «
    modus tollens
    » на «жёсткое ядро». Благодаря положительной эвристике развёртывается «защитный пояс», который отражает критику,
    направленную против ядра.
    В своих более поздних работах Лакатос отождествляет положительную эвристику с
    «защитным поясом», которая, по его мнению, определяет проблемы для исследования,
    выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез
    , предвидит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры. Если рост «защитного пояса» не приносит нового, добавочного эмпирического содержания, то есть не предвосхищает факты, а даёт запоздалые объяснения, исследовательская программа считается регрессивной
    . О
    36
    прогрессе программы говорят в том случае, когда она достаточно точно предсказывает новые факты. В ключе прогрессивных и регрессивных исследовательских программ можно говорить о конкуренции между ними. Соответственно, программа, объясняющая большее число аномалий и получившая большее добавочное эмпирическое содержание может считаться более конкурентной и вытесняет другие исследовательские программы.
    Т.о. Лакатос связывает развитие науки со
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта