Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.3 Гуманитарные науки в эпоху Возрождения Никколо Макиавелли

  • 4. Возникновение классической науки

  • 4.1 Галилей – создатель нового мировоззрения Галилео Галилей

  • 4.2Кеплер – величайший астроном мира Иоганн Кеплер

  • 4.3 Декарт – один из основоположников современной науки Рене Декарт

  • 4.4 Ньютон – великий физик и мыслитель Нового времени Исаак Ньютон

  • Эванджелист Торричелли

  • Отто фон Герике

  • Христиан Гюйгенс

  • Главной заслугой ученых Нового времени является то, что они подвели под теоретические изыскания эксперимент

  • 5. Научная революция на рубеже XIX-XX вв. 5.1 Революция в естествознании конца XIX – начала XX в.

  • Рентгена

  • Э. Резерфорд

  • Шредингер

  • Н. И. Лобачевский

  • П. Л. Чебышева

  • 5.2 Научно-техническая революция ХХ века

  • 5.3 Гуманитарные науки в XIX-XX веках

  • К. Маркс

  • В. И.

  • Таким образом, открытие К. Маркса – материалистическое понимание истории – позволило превратить учение об обществе в науку и найти в силу этого

  • H.Я.Данилевским

  • Чип и Дейл. Лекция Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Динамика науки как процесс порождения нового знания


    Скачать 387.74 Kb.
    НазваниеЛекция Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Динамика науки как процесс порождения нового знания
    Дата27.10.2022
    Размер387.74 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЧип и Дейл.pdf
    ТипЛекция
    #757389
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    3.2 Коперниковская революция в естествознании
    Николай Коперник (1473–1543), открыл и доказал гелиоцентрическую систему мира. Родился в семье крупного купца. Учился в Кракове. Доктор права. Стал каноником.
    В 1515 г. в свет вышла его книга «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». К своему 60-летию Коперник закончил свой главный труд «О
    вращениях небесных сфер», однако долго не решался опубликовать его. Лишь перед смертью ученого в 1543 г. его труд увидел свет в Нюрнберге.
    В его работе католические иерархи во главе с Папой Римским увидели подрыв мировоззренческих основ католицизма, который придерживался во взглядах на строение
    Вселенной геоцентрической системы мира Птолемея. За распространение идей Коперника был осужден инквизицией и сожжен на костре итальянский ученый Джордано Бруно,
    многочисленным гонениям подвергался Галилео Галилей.
    3.3 Гуманитарные науки в эпоху Возрождения
    Никколо Макиавелли (1469–1527), итальянский мыслитель, считал, что общество развивается не по воле Бога, а по естественным причинам. В основе развития общества лежат материальный интерес людей и сила, необходимая для достижения своих целей.
    Широко известный принцип, который выдвинул Макиавелли: «Цель оправдывает средства», то есть для достижения поставленной в политике цели хороши все средства.
    Основной его труд – «Государь», положения которого подвергались обоснованной критике многими последующими учеными.
    Мартин Лютер (1483–1546), основатель протестантизма, перевел Библию с латыни на немецкий язык, отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и Богом. Источником религиозной истины, считал Лютер, является не
    «священное предание»(решение церковных соборов,суждение паи т.п.), а само Евангелие,
    «спасение» же человека зависит только от искренности его веры.
    Томас Мор (1478–1535), занимал высший государственный пост в Англии: лорда- канцлера. Казнен по приказу короля. Один из основателей утопического коммунизма,
    написал сочинение «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая
    12
    книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивого Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города
    Локдоха», в котором дал критику зарождавшегося капиталистического общества и описал идеальное, с его точки зрения, общество, где нет частной собственности и люди трудятся во имя своей счастливой жизни. Он считал, что современное ему общество – результат засилья богачей, а государство их орудие.
    Томмазо Кампанелла (1568–1639), итальянский философ, один из основателей утопического коммунизма, написал книгу «Город Солнца», в которой воплотил свою мечту о коммунистическом обществе, где нет частной собственности, а всеобщий труд гарантирует людям счастливую жизнь. Во главе Города стоит Метафизик. В управлении обществом ему помогают три соправителя: Пон (Сила – ведает военным делом); Син
    (Мудрость – руководит наукой); Мор (Любовь – управляет воспитанием, сельским хозяйством и производством). Свой идеал о коммунистическом обществе Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы.
    Томас Манн (1571–1641), богатый английский купец, основоположник меркантилизма, считал, что деньги – абсолютная форма богатства. По его мысли, нация тем богаче, чем больше золота она имеет. Золото накапливается двумя путями – добычей и торговлей. Отсюда большое значение торговли для благосостояния государства.
    4. Возникновение классической науки
    Новое время (XVII–XIX вв.) началось возникновением капитализма и вхождением человечества в эпоху науки. Аристотелевская концепция мировоззрения, его научная система были подвергнуты со стороны философов и ученых мощной опровергающей атаке. В этом важную роль сыграли такие ученые, как Галилей, Кеплер, Декарт и Ньютон.
    4.1 Галилей – создатель нового мировоззрения
    Галилео Галилей (1564–1642), итальянский ученый, еще в ранней молодости открыл, что период колебаний маятника не зависит от его массы и амплитуды колебаний.
    Это открытие привело к использованию маятника в устройствах для измерения времени
    (1583 г.). Родился он в городе Пизе, был студентом Пизанского университета. Изобрел
    «гидростатические весы», которые позволяли точно измерять удельный вес. В 1589 г.
    Галилей профессор по кафедре математики в Пизанском университете. Со своими учениками проводил опыты, сбрасывая с падающей башни различные предметы.
    С 1592 г. Галилей профессор в университете в Падуе. Там он проработал 18 лет.
    Окончательный успех к нему пришел именно в Падуанском университете.
    «Артистический» факультет, на котором он преподавал, готовил медиков, философов и теологов. В те годы астрология в медицине занимала заметное место, а чтобы быть астрологом надо было знать математику. В Падуе Галилей изобрел термоскоп
    (предшественник термометра), исследовал магниты; открыл законы движения; провел астрономические исследования, в оптике дал классическую схему подзорной трубы,
    использовал подзорную трубу для астрономических исследований.
    Галилей построил 1-ый в мире телескоп с 32- кратным увеличением, который позволил ему открыть на Луне горы, у Юпитера спутники, а также придти к выводу, что
    Млечный путь – это скопление звезд, что он и опубликовал в книге «Звездный вестник».
    В 1609 г. Галилей получил должность 1-го математика Пизанского университета.
    Эта должность позволила ему освободиться от преподавательской работы и полностью сосредоточиться на научной работе. В том же году Галилей переехал из Падуи не в Пизу,
    а в Арчетри близ Флоренции, где полностью отдался научной работе. Этот этап длился 22 13
    года. Здесь он написал и опубликовал труд под названием «Рассуждение о телах,
    пребывающих в воде, и о тех, которые в ней движутся» (1612). Однако основную свою работу Галилей опубликовал лишь через 20 лет, она называлась «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой « (1632). Эта работа принесла
    Галилею много неприятных лет противостояния с католической церковью в лице инквизиции.
    В своей работе Галилей выдвигает два базовых принципа механики:
    1) принцип инерции;
    2) принцип относительности: равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах внутри этих систем.
    Основными чертами Галилеевского метода научного мышления стали:
    1) математизация научных исследований.
    2) введение технического эксперимента (опыта) как метода исследования.
    3) использование мыслительного эксперимента.
    4) количественный анализ.
    4.2Кеплер – величайший астроном мира
    Иоганн Кеплер (1571–1630), немецкий ученый-астроном, его учителем был датчанин Тихо Браге (1531–1601). В 1588 г. Кеплер поступил в Тюбингенский университет. Он посещал лекции Михаила Местлина – последователя Коперника. В 1600
    г. Кеплер поехал в Прагу и Тихо Браге, после смерти которого получил его место: стал астрологом при дворе Рудольфа II. Поселился в Линце (Австрия). Кеплер составлял гороскопы для влиятельных лиц, не всегда удачные для заказчиков. К тому же считалось,
    что его мать была ведьмой. Эти обстоятельства не делали карьерный успех Кеплера простой. Закончил он свою службу астролога у герцога Макленбургского Валленштейна.
    Гороскопы не льстили герцогу. Кеплер умер в бедности.
    Основное сочинение ученого: «Новая астрономия, или небесная физика с комментариями на движение планеты Марс по наблюдениям Тихо Браге» (1609).
    Кеплер в своей книге сформулировал первые два закона движения планет:
    1. Каждая из планет движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится
    Солнце.
    2. Радиус – вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени покрывает равные площади.
    3. Третий закон движения планет представлен Кеплером в работе «Гармония мира»
    (1619): квадраты периодов обращения планет относится как кубы больших полуосей их орбит.
    Многолетний труд Кеплера  «Рудольфовы таблицы». Они использовались астрономами и моряками вплоть до XIX в. В этой работе ученый использовал логарифмы,
    изобретенные шотландским бароном Непером. Им написаны труды по оптике. В них даны основы современной геометрической оптики. Его заслугой является также то, что он ввел понятие «фокус».
    4.3 Декарт один из основоположников современной науки
    Рене Декарт (1596–1650), французский ученый и философ. В юности учился в школе монашеского ордена иезуитов. В школе проучился 9 лет и в 1613 г. отправился в
    Париж. Выбрал шпагу – стал военным в Голландии. 9 лет (1617–1625) он провел в скитаниях по Европе. В 1625 г. Декарт был во Флоренции. Вернулся в Париж. В 1629 г.
    поселился в Голландии, где прожил 20 лет. Путешествовал по Англии и Норвегии.
    14

    Шведская королева Кристина прислала за ним корабль (1649). Он прибыл в Стокгольм,
    где и умер через несколько месяцев после прибытия от воспаления легких. Через 13 лет после смерти его произведения были запрещены Ватиканом. Философия Декарта впоследствии была названа картезианской, от его латинизированного имени Картезий.
    Декарт создал аналитическую геометрию. В оптике ученый выяснял сущность света, открыл закон преломления света: отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная. В 1637 г. вышла в свет его работа «Рассуждение о методе как средстве направлять свой разум и отыскивать истину в науках».
    В сочинении Декарта «Начала философии» (1644 г.) изложены его философские и физические теории о строении материи, о движении, взгляды на теплоту, свет. Он утверждал невозможность пустоты, ибо пустота заполнена «тонкой материей»; материя обладает тремя действиями: светом, теплом и тяготением. Это породило впоследствии гипотезу о существовании флюидов (теплорода, флогистона и пр.). Ученый открыл также в физике закон сохранения количества движения, а в анатомии – рефлекс.
    4.4 Ньютон – великий физик и мыслитель Нового времени
    Исаак Ньютон (1643–1727), известный английский ученый. Родился в семье фермера. Сирота – отец умер еще до его рождения. Учился в сельской школе. Окончил
    Кембриджский университет и получил степень бакалавра. Два года после этого прожил в своей деревне, где серьезно занимался научными изысканиями. В 1668 г. Ньютон получил степень магистра и стал преподавать в университете. Он становился все более известным ученым. В 1668 г. Ньютон был избран членом английского парламента, в 1695 г. был назначен хранителем, а затем директором Монетного двора. В 1703 г. Ньютон стал президентом Лондонского Королевского общества.
    Ньютон наряду с Лейбницем является основоположником дифференциального и интегрального исчисления. Но он более известен как открыватель закона всемирного тяготения. Из изобретений известно, что Ньютон построил свой первый зеркальный телескоп-рефлектор. Он занимался также историей и теологией, но это мало известно широкой публике. Основные труды Ньютона– «Математические начала натуральной философии» и «Оптика» - многократно переиздавались во многих станах мира. «Начала»
    Ньютона содержат основные научные положения, лежащие в основании классической механики, а также ее основные понятие, такие, как масса, сила, закон всемирного тяготения, движение, пространство и время.
    Кроме рассмотренных выше титанов науки, свою лепту в изучение природы внесли следующие ученые.
    Эванджелист Торричелли (1608–1647), итальянец, провел опыты по измерению атмосферного давления.
    Блез Паскаль (1623–1662), француз, определил, что уровень ртутного столба понижается соответственно высоте.
    Отто фон Герике (1602–1686), немец, изобрел воздушный насос.
    Роберт Бойль (1627–1691), ирландец, открыл газовый закон, ввел слово
    «барометр».
    Франческо Гримальди (1618–1663), итальянец, открыл явление дифракции.
    Олаф Ремер, датчанин, доказал конечность скорости света.
    Пьер Ферма (1601–1665), француз. Его теорему до сего времени не доказали.
    Христиан Гюйгенс (1629–1695), голландец» сформулировал принцип волнового распространения света – «принцип Гюйгенса».
    15

    Роберт Гук (1635–1703), англичанин, открыл закон зависимости между механическими напряжениями в упругом теле и вызываемыми ими деформациями,
    усовершенствовал измерительные приборы, увидел клетки тканей живого тела в микроскоп.
    Главной заслугой ученых Нового времени является то, что они подвели под
    теоретические изыскания эксперимент. Открытие Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчислений позволило ученым математически обосновывать экспериментальные опыты по изучению природных явлений. Ученые стали исходить в своих рассуждениях из опытных данных. В науку входила практика. Многие научные принципы, которые вошли в фундамент классической науки были открыты именно в эту эпоху – в эпоху великих открытий во многих областях науки.
    5. Научная революция на рубеже XIX-XX вв.
    5.1 Революция в естествознании конца XIX – начала XX в.
    К концу XIX в. многие ученые считали, что физика достигла совершенства в своем развитии и дальше в ней уже нечего будет открывать, осталось еще положить несколько
    «кирпичиков» - и вот она физика в законченном виде. Однако в 1895–1896 гг. были открыты лучи Рентгена. В те же годы Беккерель открыл радиоактивность, Мария и Пьер
    Кюри обнаружили радий. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу – электрон. В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд в опытах обнаружил положительно-заряженное ядро атома. Он же предложил планетарную модель атома.
    В 1900 г. немецкий физик М. Планк ввел квант действия (постоянная Планка) и открыл закон излучения, то есть пришел к выводу, что испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно-конечными порциями (квантами).
    Данное обстоятельство вошло в противоречие с теорией электродинамики Максвелла.
    «Материя исчезла». Наступил кризис в физике, ибо старая теория не «срабатывала».
    В 1913 г. Нильс Бор на базе идеи Резерфорда и квантовой теории Планка предположил свою модель атома. Электроны, двигающиеся по стационарным орбитам,
    вопреки законам электродинамики не излучают энергию. Электрон излучает ее порциями лишь при перескакивании с одной орбиты на другую.
    А. Эйнштейн (1879-1955) создал новую физическую теорию пространства и времени. В 1905 г. он опубликовал статью, в которой изложил основные идеи специальной теории относительности (СТО), а в 1916 г. в печати появилась его статья с изложением общей теории относительности (ОТО).
    В специальной теории относительности Эйнштейн исходил из двух принципов:
    1) из классического принципа относительности Галилея-Ньютона; и
    2) из принципа, что в природе нет скорости выше скорости света – 300 тыс. км в сек.
    Оказалось, что при скоростях близких к скорости света в материальных телах происходят удивительные вещи: масса тела растет, время замедляется, а само тело по ходу движения укорачивается. Данное обстоятельство доказывало положение об органическом единстве материи, движения, пространства и времени.
    В общей теории относительности Эйнштейн доказывал, что около больших тел,
    масса которых с земной точки зрения огромна, пространство искривляется, а время замедляется, что подтверждало выводы специальной теории относительности несколько с иной стороны. Подобное предположение в дальнейшем было подтверждено астрономическими наблюдениями.
    16

    В 1924 г. французский физик Луи де Бройль пришел к выводу, что элементарной частице материи одновременно присущи, как свойство волны (непрерывность), так и дискретность (квантовость). В 1925–1930 гг. эту гипотезу экспериментально подтвердили
    Шредингер, Гейзенберг, Борн и др. Таким образом возникла новая теория – квантовая
    механика.
    В 1927 г. немецкий физик В. Гейзенберг сформулировал принцип соотношения неопределенностей. Корпускулярно-волновая природа микрообъекта не позволяет одновременно точно определить их координаты и импульс (количество движения).
    Принцип неопределенности стал одним из фундаментальных принципов квантовой механики.
    Необходимой предпосылкой научной революции на рубеже XIX–XX столетий является целый комплекс достижений в области математики. Основы заложили еще создатели неэвклидовой геометрии Н. И. Лобачевский и Б. Риман. 1874– 1884 гг. –
    немецкий математик Г. Кантор (1845–1918) основал теорию множеств. Возникла теория вероятностей. Достойный вклад в развитие математики внесли работы П. Л. Чебышева
    (1821–1894). Французский ученый А. Пуанкаре (1854–1912) разработал новое направление в математике - топологию, то есть изучил наиболее общие свойства геометрических фигур и пространств.
    5.2 Научно-техническая революция ХХ века
    Научно-техническая революция (НТР) сделала свои первые шаги в 50-х годах XX
    столетия. Ее сущностью явилось бурное развитие производства под решающим потоком научных знаний, превращение науки в непосредственную производительную силу. Знания удваивались каждые 10 лет. Сократилось время воплощения открытий в науке в создание технических устройств, а последних  внедрения в производство. Произошли коренные,
    качественные изменения в науке и технике, а под их влиянием и в производстве.
    Основные направления НТР:
    1) электроника и информатика;
    2) энергетика;
    3) биотехнология и генная инженерия;
    4) изготовление новых материалов, которых нет в природе;
    5) освоение космического пространства;
    6) нанотехнология и др.
    Достижения НТР имели большое значение для изменения и ускорения социальных процессов. Под влияние НТР мир изменился коренным образом. Впереди оказались те страны, которые преуспели в использовании достижений НТР в промышленности, в военном деле, в быту.
    Достижения науки и техники XX в. вызвали к жизни такое интересное явление общественно-философской жизни, как русский космизм, который был создан трудами таких русских мыслителей, как Н.Ф.Федоров (1828-1903), К.Э.Циолковский (1857-1935),
    В. И. Вернадский (1863-1945), Л. А. Чижевский (1897-1964). Русские мыслители считали,
    что человечество не останется на Земле. Достижения науки и техники позволят ему заселить все околоземное, а в дальнейшем и мировое пространство.
    5.3 Гуманитарные науки в XIX-XX веках
    В XIX-XX веках господствовали в умах людей две глобальные концепции развития человечества:
    1) марксистская формационная и
    17

    2) цивилизационная.
    Первая концепция была обобщением долгого пути развития идей социализма и коммунизма, а вторая в ярко выраженном виде возникла в России как концепция культурно-исторических типов в работе Н.Я.Данилевского «Россия и Европа».
    К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) – создатели диалектического и исторического материализма – появились на исторической арене в XIX в., когда в развитом виде сформировался пролетариат – новая политическая сила, способная противостоять крепнувшей буржуазии. В XIX в. эти два класса противостояли друг другу, но и не могли существовать друг без друга. Данное обстоятельство с особой глубиной было замечено Марксом и Энгельсом. Они встали на сторону пролетариата и выковали его идеологическое оружие – учение о социализме и коммунизме, которые достигаются путем социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.
    Под учение о социализме и коммунизме Маркс и Энгельс подвели мощную теоретическую базу – диалектический материализм, центральным звеном которого является диалектический метод, учение о капитале и материалистическое понимание истории, показывающие источник гибели капитала и установления на Земле царства труда.
    Уже в XX веке была предпринята беспрецедентная попытка построения коммунизма в России по схеме К. Маркса и Ф. Энгельса. Эту попытку осуществили В. И.
    Ленин (1870-1924) и большевики, совершив в 1917 г. социалистическую революцию.
    Однако утопические замыслы, ошибки руководства, культ личности И. В. Сталина (1879-
    1953),хотя и привели к созданию мощнейшего государства, но ослабили силу влияния социалистических идей, и великий эксперимент потерпел крах.
    К. Маркс и Ф. Энгельс на основе изучения всей предшествующей им философии создали новое направление в ней – диалектический и исторический материализм – основу пролетарского мировоззрения. Они в своих философских воззрениях при решении мировоззренческих проблем исходили из материалистического решения основного вопроса философии.
    «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Ф.
    Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию». В зависимости от ответа на этот вопрос философы разделились на противостоящие друг другу лагеря. Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос: что первично – материя или сознание? Те философы, которые утверждали, что первична материя, а сознание вторично составили лагерь материализма.
    А те же философы, которые отстаивали первичность сознания и вторичность материи образовали лагерь идеализма. Идеализм делится на объективный (Гегель) и субъективный
    (Беркли). Объективный идеализм объективизирует оторванное от человека сознание и утверждает, что это объективированное сознание и создает все материальное.
    Субъективный же идеализм стоит на том, что субъект (человек) может воспринимать только иллюзорный мир ощущений, именно он и создает своими ощущениями внешний материальный мир.
    Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос: познаваем ли мир?
    Материалисты и объективные идеалисты утверждают, что мир познаваем. Но были субъективные идеалисты ( Юм, Кант), которые утверждали, что человек не знает, что находится за его ощущениями и поэтому мир не познаваем. Такие воззрения называются агностицизмом.
    18

    В диалектическом материализме наиболее разработанными понятиями являются понятия материи и сознания. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»
    дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
    Сознание не что иное, как идеальный субъективный образ объективного мира.
    Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, заключающаяся в способности воспроизводить реальность в идеальных образах. Благодаря сознанию, т.е. способности отражать внешний мир в идеальных образах, люди познают окружающий их мир и организуют свою практическую деятельность.
    Важное место в диалектическом материализме занимает теория познания
    (гносеология). Он исходит из того, что мир познаваем, что в основе познания лежит практика. Именно практика ставит перед разумом человека познавательные задачи.
    Познание имеет свои уровни и формы. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Ступенями познания являются чувственный уровень и логический
    (абстрактный) уровень. Чувственный уровень имеет следующие формы: ощущение, восприятие, представление, а логический уровень – понятие, суждение, умозаключение. Важнейшей категорией теории познания является категория истины.
    Объективная истина может быть относительной и абсолютной. Относительная истина –
    это неполная истина. Абсолютная истина складывается из относительных истин, являясь в то же время целью познания. Но относительная истина содержит зерна абсолютной истины. В этом их диалектика.
    Метод в познании выступает тем инструментом, который позволяет человеку эффективно исследовать окружающий его мир. Совокупность методов – методология –
    составляет важнейшую часть диалектического материализма и носит название диалектического метода.
    В объяснении и преобразовании окружающего мира в диалектическом материализме важнейшая роль принадлежит диалектике. В философии существуют две концепции развития: метафизическая и диалектическая. Метафизика рассматривает развитие лишь как простое уменьшение и увеличение, как повторения одного и того же,
    оставляя в тени самодвижение, его источник. Диалектическая же концепция видит в развитии противоречия, борьбу противоположностей, качественные изменения, перерыв постепенности скачками, борьбу нового со старым, концентрируя главное внимание на противоречия, на развитие единого, раскрывает тем самым источник самодвижения,
    саморазвития.
    Материалистическая диалектика основывается на двух принципах:
    1) на принципе развития и
    2) на принципе всеобщей связи.
    Она раскрывает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
    К ним относятся три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей,
    закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.
    Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос: что является причиной развития? – и характеризует источник развития и самодвижения, который заключается в борьбе противоположных начал, присущих всем явлениям и предметам.
    19

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос: каков механизм развития? – и показывает, что предметы и явления наделены определенными количественными и качественными характеристиками, единство которых составляет меру, при нарушении которой в силу количественных изменений происходит скачок и переход предмета в новое качество.
    Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: куда идет развитие? – и показывает направленность развития, раскрывает прогрессивный характер развития через отрицание существующего и возникновение нового, которое само со временем исчерпает себя и в свою очередь подвергается отрицанию, чтобы уступить место более жизнеспособному.
    Наряду с законами диалектика имеет дело и с категориями, которые выражают наиболее общие взаимосвязи действительности. К числу категорий диалектики относятся:
    причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность,
    целое и часть, содержание и форма, сущность и явление, общее и особенное. Во взаимосвязи эти научные категории представляют собой неосновные законы диалектики.
    В целом диалектика представляет собой не только метод познания, но и метод преобразования действительности.
    Диалектический материализм, в особенности диалектический метод являются в учении марксизма теоретической и методологической основой революционной стратегии и тактики рабочего движения. Именно диалектика объясняет теоретически необходимость революционного изменения мира.
    К. Маркс и Ф. Энгельс распространили положения диалектического материализма на изучение общества и его истории и создали исторический материализм
    материалистическое понимание истории. Обычно в марксистской литературе утверждается, что К. Марксу принадлежат два великих открытия:
    1) открытие закона развития человеческого общества и его истории, обоснование материалистического понимания исторического процесса;
    2) открытие закона капиталистического общества – определение сущности прибавочной стоимости.
    Главный тезис в материалистическом понимании истории: общественное бытие определяет общественное сознание – так решается основной вопрос философии в историческом материализме.
    Главное же в системе общественного бытия это трудовая, производственная деятельность людей, направленная на удовлетворение их материальных потребностей.
    Именно производство материальных благ является основой развития общества.
    Общественное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.
    Производительные силы характеризуют материальные отношения между обществом и природой. Это воздействие человека на природу с целью обеспечения своей жизни. Они включают в себя: предметы труда, орудия труда и средства труда. Предметы труда – это то, на что направлена трудовая деятельность человека. Орудие труда –
    предметы, созданные человеком с целью воздействия на предметы труда. Средства труда составляют помещения, склады, хранилища, источники энергии, железные дороги, линии электропередач, каналы и т.п. Главным элементом производительных сил является человек, трудящийся.
    Вторая сторона общественного производства – это производственные отношения,
    т.е. отношения между людьми, которые складываются в процессе производства ими материальных благ. Производство в одиночку невозможно, оно – результат совместной деятельности людей. В основе производственных отношений лежит собственность на
    20
    средства производства. В зависимости от того, в чьей собственности находятся средства производства, зависит и вся система производственных отношений, т.е. какое место в нем занимают различные общественные слои, как происходит обмен, потребление и распределение продуктов труда. Частная собственность на средства производства дает преимущество в распределении продуктов труда их владельцам – частным лицам.
    Общественная собственность на средства производства служит средством справедливого распределения материальных благ между трудящимися.
    Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания раскрывается в категориях базиса и надстройки. Базис – это экономический строй общества, система материальных производственных отношений, независимых от сознания и воли человека.
    Надстройка – это совокупность общественных взглядов, идей, теорий, идеологических отношений: политических, правовых, нравственных, религиозных и соответствующих им учреждений коренится в конечном счете в экономическом базисе, т.е. надстройка возвышается над базисом. Надстройка по отношению к базису играет активную роль.
    Производственные отношения, базис и надстройка лежат в основе такого сложного общественного организма как общественно-экономическая формация, т.е. определенный исторический тип общества со свойственными ему чертами. По мысли К. Маркса, история человечества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую с последующим переходом в коммунистическую формацию, первую фазу которой называют социализмом.
    Понятие общественно-экономической формации, раскрывающее противоречивое единство общества, которое состоит в том, что развитие производительных сил рано или поздно приводит к смене производственных отношений, позволило увидеть в истории объективный процесс развития и смены формаций. В силу этого развитие общества предстало перед людьми как естественно-исторический процесс. Источником развития общества является закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.
    В исторической жизни народов этот закон приобретает форму классовой борьбы,
    что является движущей силой истории. В классово-антагонистическом обществе без нее социальный процесс невозможен. Классовая борьба завершается социальной революцией,
    представляющей собой способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой. В основе социальной революции лежит смена форм собственности. Этот процесс сопровождается глубокими качественными изменениями как в базисе, так и в надстройке.
    К. Маркс и Ф. Энгельс придавали большое значение роли личности и народных масс в истории. Направление исторического развития определяются назревшими потребностями общественного прогресса. Они порождают энергию народных масс и выдвигают руководителей – выдающихся личностей. Глубинные потребности общественного развития сказываются прежде всего на положении народных масс и реализуются поэтому в их деятельности. Но народные массы не могут действовать без лидеров. Они их выдвигают и поддерживают. Но личность становится великой только тогда, когда она глубоко познает потребность общественного развития и действует в направлении их удовлетворения. Ведь свобода – действие в соответствии с познанной необходимостью.
    Таким образом, открытие К. Маркса – материалистическое понимание
    истории – позволило превратить учение об обществе в науку и найти в силу этого
    ответы на коренные вопросы общественного развития.
    21

    Из всех русских мыслителей XIX в., оставивших глубокие мысли по философии истории, наиболее плодотворные положения, развитые затем учеными XX в., прежде всего, западноевропейскими, были обоснованы H.Я.Данилевским (1822-1885) в книге
    “Россия и Европа”. Его теория культурно-исторических типов человечества оказала влияние на таких мыслителей Западной Европы, как О.Шпенглер и А.Тойнби.
    Общечеловеческой цивилизации, утверждал Данилевский, не существует. На исторической арене были лишь различные культурно-исторические типы цивилизации,
    такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий,
    римский. Из цивилизации нашего времени Данилевский наибольшее внимание уделяет германо-романским и славянским типам. Основные черты цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Философ указывает на различные периоды, которые переживает та или иная цивилизация: период роста, цветения и плодоношения, а также последний период, когда ее жизненные силы исчерпываются раз и навсегда. По Данилевскому, пришло время для создания славянской расой самобытного культурно-исторического типа.
    Наиболее известным произведением в области философии истории, точнее философии культуры, после первой мировой войны явилась работа немецкого философа и историка Освальда Шпенглера (1880-1936) “Закат Европы”, в которой он предсказывал гибель западноевропейской цивилизации. Философия истории Шпенглера строится на отрицании единой общечеловеческой культуры. По его мысли, история человечества 
    это восемь отдельных культур, равноценных по уровню зрелости: египетская, индийская,
    вавилонская, китайская, греко-римская, западноевропейская, культура майя. К ним он добавляет русско-сибирскую культуру, которая только начинает пробуждаться. Все они,
    независимые в своем развитии, есть проявление единства жизни во Вселенной. Культура есть “организм”. “Каждая культура,  пишет Шпенглер,  проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость”. Далее наступает закат. В этом некоторые ученые видят биологизм в рассмотрении им историко-культурного бытия.
    Полный цикл духовной эпохи протекает в течение тысячи лет. Имеют свои фазы эпохи искусства и политики: глубокая древность, культура и цивилизация. Происходит восхождение культуры, но развивается и цивилизация. Нисхождение культуры завершается победой цивилизации. Последнюю стадию цивилизации Шпенглер характеризует следующими словами: “Созревание окончательной формы: частная и семейная политика отдельных государей. Мир как добыча. Египитицизм, мандаринство,
    византинизм. Внеисторическое окончание и бессилие имперского механизма на фоне хищнической радости юных народов или чужеземных завоевателей. Медленное выпаривание первобытных состояний в высоко цивилизованных жизненных условиях”.
    Классификация эпох Шпенглера оказала сильное влияние на теоретическое осмысление истоpии всеми последующими учеными как на Западе, так и на Востоке.
    Одним из признанных во всем мире столпов философии истории ХХ века является английский мыслитель Арнольд Тойнби (1889-1975). Его 12-ти томное
    “Исследование истории” явилось результатом всего предшествующего развития философии истории. Он пытался примирить, казалось бы, непримиримые в рамках существующей философии истории концепции локальных цивилизаций и единства человеческой истории. В учении Тойнби пространственно-временное поле  та основа, где
    22
    происходит смена состояний человеческого общества и тем самым проявляется содержание истории. Кроме того, корни единства истории заключаются в “вечном человеке”, его родовой природе, которая имеет следующие отличительные черты:
    сознание, волеизъявление, различение добра и зла, религия. В целом же общественное развитие имеет естественноисторический характер как соединение свободы и необходимости. Основной единицей деления исторического бытия у Тойнби является цивилизация, а не культура. Последняя занимает важное место в развитии цивилизации,
    представляя собой научные и моральные ценности. Какой же смысл вкладывает Тойнби в понятие цивилизации? Учитывая, что Тойнби употребляет термин “общество” в понятии
    “цивилизация”, только последнее - это развитое общество в отличие от примитивных обществ, то для определения цивилизации вполне можно привести следующее его положение: “Можно сделать еще ряд заключений, подходя к Истории как исследованию человеческих отношений. Ее подлинный предмет  жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних ее аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект  это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве”. Кроме того, цивилизованное общество развивается в единстве трех направлений  экономическом, политическом,
    культурном и имеет хотя бы небольшую часть населения, не вовлеченную в экономическую деятельность.
    Тойнби отмечал, что число известных цивилизаций невелико  их всего 21, а полностью независимых цивилизаций  всего около 10. Они имеют свои исторические фазы существования: возникновение, рост, надлом, упадок, разложение. Если первые две фазы связаны с восхождением за счет энергии “жизненного порыва”, то следующие три фазы характеризуются “истощением жизненных сил”. Однако не все цивилизации проходят свой путь до конца, некоторые из них в силу внутренних или внешних обстоятельств погибают при прохождении тех или иных фаз, не достигнув своего естественного конца. Таким образом, каждая цивилизация имеет свой уникальный жизненный путь.
    Возникновение цивилизации и ее развитие, по Тойнби, определяется законом вызова и ответа. Историческая ситуация в единстве человеческих и природных факторов бросает людям “Вызов”, на который они должны дать адекватный “Ответ”. Если необходимый ответ обществом не найден, то возникающие отклонения от нормы,
    постепенно накапливаясь, приводят к “надлому”, который может закончиться упадком.
    Адекватный “Ответ” на “Вызов” исторической ситуации вырабатывает “творческое мень- шинство”, это есть его социальная функция. “Для Тойнби,- резюмирует Б.Л.Губман,- носителем жизненного порыва как универсальной движущей силы истории является элита общества, его творческое меньшинство. Элита противопоставляется пассивному большинству, которое она предназначена сплотить. При этом на ее долю выпадают постоянное обновление общественной жизни, реакция на нескончаемые
    
    вызовы, призванная предотвратить застой и разложение”.
    Смысл истории Тойнби видел в единстве человечества и его гуманистическом содержании. Для него характерно убеждение, что западная цивилизация находится в состоянии глубокого кризиса, объяснимого утратой христианского фундамента. В
    настоящее время в Европе господствуют постхристианские идеологии: национализм,
    23
    индивидуализм, коммунизм. Возможно ли спасение человечества и западной цивилизации? Возможно, отвечал философ, но только на базе религии, которая является одной из существенных черт человека. Однако эта религия должна быть новой,
    способной сплотить человечество воедино. “Я полагаю,  говорил Тойнби,  что необходимая для нас религия  пантеизм, как он представлен, например, в синтоизме, и что нам надлежит расстаться с религией иудео-христианского монотеизма и постхристианской нетеистической верой в научный прогресс, который унаследовал от христианства веру в призвание человека к эксплуатации остального универсума для удовлетворения собственной алчности”.
    Таким образом, наука и технология в конце XX – начале XIX века бурно развиваются, оказывая на развитие человечества все большее воздействие. Только один пример. Первый электронный компьютер ЭНИАК для армии США появился после 2-ой
    Мировой войны. Он содержал 18000 электронных ламп, весил 30 т., потреблял 50 000 вт.
    электрической энергии. Прошло полвека. Теперь микрочип имеет размер в 25 кв. мм.,
    действует в 100 раз быстрее, 10 000 раз надежнее, потребляет всего 1 вт. энергии.
    Уже сейчас видно, что будущее принадлежит нанотехнологии, электронике и информатике, биоэлектронике, генной инженерии. Все более о себе заявляет клонирование живых существ. Все больший вес в науке приобретает синергетика – учение о самоорганизации сложных систем в природе и обществе. Человечество переживает три революции, которые происходят в трех областях общественной жизни: НТР; социальную;
    психологическую. Такой результат НТР как интернет способствует глобализации общественной жизни человечества. Общество вступает в эпоху информационного общества.
    24

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта