Главная страница
Навигация по странице:

  • Самостоятельная работа по теме 1.3. Задание №1.

  • Рационализм, как философское направление. Основатель – Р. Декарт. Эмпиризм, как философское направление.

  • Наука становилась всё более популярной

  • Здесь зафиксирована позиция атеизма.

  • Национальная идея русского народа

  • Задание №2. Заполните таблицу

  • Русская философская мысль

  • философия. Самостоятельная работа по теме Задание 1. Составьте сравнительную таблицу основных философских систем 1819 веков Отличие рационализма и эмпиризма как философских направлений


    Скачать 73.58 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа по теме Задание 1. Составьте сравнительную таблицу основных философских систем 1819 веков Отличие рационализма и эмпиризма как философских направлений
    Дата27.11.2022
    Размер73.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #815299
    страница1 из 3
      1   2   3

    Философия

    Раздел 1.Роль философии в жизни человека и общества. Основные идеи мировой философии.

    Тема 1.3. Философия Нового времени, эпохи Просвещения и немецкая классическая философия.

    Самостоятельная работа по теме 1.3. Задание №1. Составьте сравнительную таблицу основных философских систем 18-19 веков «Отличие рационализма и эмпиризма как философских направлений».

    Рационализм, как философское направление.

    Основатель – Р. Декарт.

    Эмпиризм, как философское направление.

    Основатель – Ф. Бэкон.

    Считает разум основой познания и поведения людей.
    Признаёт разумность и личность устройства необходимой характеристикой мироздания.
    Разумное начало лежит как в основе познания, так и в основе бытия.
    Рассуждение от общего к частному является главным путём познания (дедукция)
    Естественные науки (физика, химия) идеал знания.
    В человеке есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой.

    Считает чувственные ощущения основой познания.
    Не придаёт должного значения теоретическим обобщениям при изучении фактов.
    Абсолютизация опыта лежит в основе единого чувственного познания.
    Рассуждение от частного к общему является главным путём познания (индукция)
    Точные науки (математика, логика) – идеал знания.
    Человек – это познающее и действующее начало (субъект), а природа изучаемый объект.



    Бог является общей причиной движения.

    Один из видов знаний внушается Богом, а второй основывается на органах чувств.

    Р. Декарт выводил из окружающей действительности мышление.

    Бэкон выводил человеческое сознание из внешнего мира.

    Существуют либо врождённые идеи, либо врождённые логические принципы.

    Врождённых идей нет.

    Интеллектуальная интуиция возможна как прямое усмотрение умом идей.

    Интуиция – чувственная очевидность.

    Идея – это мысль.

    Идея – это образ вещи.


    Задание №2. Аргументируйте, почему позитивизм как философия науки появился в 19 веке? Ответ не должен превышать 1 страницу.

    Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е -40-е годы 19 века и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука).

    Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук – математики, физики, химии, биологии. Наука становилась всё более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института; она почти полностью освободилась из под опеки церкви; её идеи получали всё большее общественное признание.

    Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научной истину, не связанную с эмпирическим опытом.

    В своём развитии позитивизм прошёл четыре основных стадии. Классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
    -2-

    Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, ученик Сен-Симона.

    Главное дело жизни Конта – это его шеститомный «Курс позитивной философии», который он систематично и упорно издавал на протяжении 12 лет – с 1830 до 1842 года и, последовавший затем четырёхтомник «Система позитивной политки» или трактат по социологии, учреждающей религию человечности (1851-1854).

    Развитие позитивизма происходило в три этапа.

    1. 1819-1828гг. Конт работает вместе с Сен - Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственое мнение о роли науки и учёных для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издаёт программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.

    2. 1830-1842гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировозрения. Находит подтверждение своей теории о включённости человечества в общую систему мироздания. Конт издаёт «Курс позитивной психологии» - собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, её дальнейшие пути развития.

    3. 1845-1857гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

    На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

    С точки зрения Кона три стадии развития человеческого Ума последовательно возникают друг за другом: каждый следующий является более прогрессивной, но не отменяет предыдущий.
    Задание №3. Выполните одно из приведённых ниже заданий на выбор. Дайте развёрнутые ответы.

    Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

    Одна из основных проблем, которой занимался Ж.Ж.Руссо (1712-1778), была проблема неравенства людей. В чём он видел причины неравенства людей? Когда, по его мнению, оно возникает? Какие пути предлагались им для преодоления этого неравенства? Реальны ли они? Каково философско-социологическое решение данной проблемы?

    Ответ:

    В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между богатыми и бедными. Вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты» . Выход из такого положения, инспирированный доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путём договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету.

    Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привели, согласно Руссо, в конечном счёте, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своём рабстве и бесправии.

    Благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения и по праву». Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и не один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать, это предполагает в
    -3-
    том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же каксается до людей малых – умерение в скаредности и алчности».

    Жан Жак Руссо о народном суверинитете «Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают

    равенство их прав и обязанностей. Вместе с тем суверен, согласно Руссо, не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя освободить, это по мысли Руссо, противоречило бы самой природе политического организма. Суверен «стоит выше и судьи и Закона». Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определённого судом. Власть суверена включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных.

    В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо отвергает требование каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Соответствующие гарантии, согласно Руссо, нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином.

    В целом общественное соглашение, по словам Руссо, даёт политическому организму (государству) даёт неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет один, и речь вообще может и должна идти об одном- единственном суверенитете – суверенитете народа. При этом над «народом», как единственном суверенитете Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый слой общества (низы общества), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты).

    С пониманием суверенитета, как общей воли народа связаны и утверждения Руссо о том, что суверенитет неотчуждаем и неотделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и деление между различными частями народа, по логике Руссо, означали бы отрицание суверенитета, как общей воли всего народа. Законодательная власть, как собственно суверенная, государственная власть может и должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, то она «напротив, не может принадлежать всей массе народа, как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области закона ни, следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами».

    Исполнительная власть создаётся не на свободе общественного договора, а по решению суверена в качестве последующего организма для сношений между подданными и сувереном. Поясняя соотношение законодательной и исполнительной власти, Руссо отмечает, что всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его, одна из них – моральная, другая – физическая. Первая – это воля определяющая акт, вторая – сила его исполняющая. Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы «оно всегда было готово жертвовать правительством для народа, а не народом для правительства».

    Тема 1.4. Особенности русской философии.

    Самостоятельная работа по теме 1.4. Задание №1. Заполните пропуски, определив представителей и содержание идей социально-философских и интеллектуальных движений в России 19-20 вв.

    1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера природного фактора.

    2. Истоками русской философской мысли является немецкая философия.

    3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки.

    4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха «Поучение».


    -4-

    1. Идеологема «Москва – 3 Рим» появилась в 15 веке, её оформил Филофей, старец псковского

    Елеазарова монастыря.

    6. Основной идеей её была о том, что Москва – третий Рим, а четвёртому миру не быть. Если падёт

    Москва и Россия, то это будет знак о скором конце света.

    7.«Философское пробуждение» относят к 18 веку – веку эпохи просвещения.

    8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В.В. Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковорода Григория Саввича.

    9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И.Герцен.

    10. М.В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция атеизма.

    11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем марали и нравственности.

    12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью её народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были Юрий Фёдорович Самарин, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Яковлевич Данилевский, Николай Николаевич Страхов.

    13. Принцип устроения бытия сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется триединство.

    14. Впервые его сформулировал Бенедикт Спиноза.

    15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть определение.

    16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи – дух народа.

    17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории – «Древнее любомудрие».

    18 .В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть София.

    19. Книга В.С.Соловьёва «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности.

    20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах – диалектический материализм.

    21. Назовите его представителей: Э.В. Ильенков, А.А.Зиновьев, М.К. Мамардашвили.

    22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца 19 – начала20 века.

    23. Главная идея философии и жизненное кредо Н.А.Бердяева «Философия неравенства» Я бы хотел в вечной жизни быть с животными, особенно с любимыми.

    24. «Философские письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу П.Я.Чаадаеву,

    25. Философию ненасилия обосновал и развил в русско-политической и этической мысли А.А.Гусейнов.

    Задание №2. Заполните таблицу: Основные этапы развития русской философии.

    Основные этапы русской философии

    Временные рамки

    Актуальные проблемы

    Древнерусская Философская мысль

    10-17 вв.

    Бытие Бога рассматривается в отношении к человеку; нравственные аспекты бытия человека, место России в мировой истории.

    Русское просвещение

    18 век

    Проблемы крепостничества российского самодержавия.

    Религиозная русская философия

    19 век

    Проблема Бога, веры, духовности и нравственности, смерти и смысла жизни, «Русская идея».

    Марксиско-ленинская философия

    20 век

    Проблема построения коммунизма и нового человека.

    -5-

    Задание №3. В чём существенное отличие русской философской мысли от западноевропейского мышления? Проанализируйте следующее суждение:

    «Основание западноевропейской философии – ratio. Русская философская мысль, развивающаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь, во многом заимствованных у античности, кладёт в основание всего Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос метафизичен и божественен» А. Лосев.

    Отличия русской философии по А.Ф.Лосеву.

    «Если мы теперь возьмёмся кратко сформулировать общие формальные особенности русской философии, то можно выделить такие пункты:

    1. Русской философии, в отличии от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности (Lebens Dynamik).

    2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берёт начало в общем духе времени со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом. Поэтому среди русских очень мало философов; они есть, они гениальны, но зачастую их приходиться искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий.

    3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и сведущий судья назовёт эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными.

      1   2   3


    написать администратору сайта