Главная страница
Навигация по странице:

  • Самостоятельная работа по теме 3.2. Задание №1

  • . Франк называет его практическим вопросом

  • Каждая из этих побед имеет

  • Тема 3.3. Проблема сознания в философии. Самостоятельная работа по теме 3.3. Задание №1

  • Желания движут развитием

  • Проблема сознания в истории философии

  • Задание №4. «Отражая в своём содержании объективный мир

  • философия. Самостоятельная работа по теме Задание 1. Составьте сравнительную таблицу основных философских систем 1819 веков Отличие рационализма и эмпиризма как философских направлений


    Скачать 73.58 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа по теме Задание 1. Составьте сравнительную таблицу основных философских систем 1819 веков Отличие рационализма и эмпиризма как философских направлений
    Дата27.11.2022
    Размер73.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #815299
    страница3 из 3
    1   2   3
    Тема 3.1. Основные философские учения о человеке.

    Самостоятельная работа по теме 3.1. Задание №1.
    Тема 3.2. Проблема смысла жизни человека, его свободы и ответственности.

    Самостоятельная работа по теме 3.2.

    Задание №1. С.Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных

    -12-

    успехах… но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек… Этот вопрос – не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря ещё гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…»
    Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, учёных?
    Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.
    Немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля, абсолютно безразлична к своим творениям – людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничения – мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.
    Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель нашей жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого».
    Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С.Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?
    Франк убеждён, что поиск ответа на данный вопрос важнее, чем поиск хлеба для утоления голода, ведь поиск смысла своего существования, поиск себя важен для человечества. Благодаря таким раздумьям человек может найти свой путь.

    Не имеющий смысла жизни, человек не может ощущать себя живым, он несчастен и ведёт бесцельное существование. Главный вопрос, который волнует каждого человека – это вопрос о смысле жизни. Поиск ответа на этот вопрос значит очень многое для человека.
    В чём Вы видите смысл жизни? Ответ аргументируйте.
    Правильно распределять определённое время на важные вещи: саморазвитие, реализацию собственных целей. При том с желанием потом получить положительные плоды за вложенные усилия и максимально обойти некий негативный опыт.

    Задание №2. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека» - говорил Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже к безобразию. Тогда она превращается в несвободу.
    Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер, С одной стороны, это «процесс развития человека, овладение природой, возрастание роли разума, укрепление человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает


    -13-

    усиление изоляции, неуверенности. Вместе с этим растёт и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя, она становится источником сомнений, влечёт за собой жизнь, лишённую цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».
    Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?
    Свобода, в самом общем смысле, - наличие свободного выбора, вариант исхода события.

    Отсутствие выбора равносильно отсутствию свободы.
    Сократ понятие свободы соединил с этической. По его мнению, человек, знающий, понимающий и уважающий законы обязательно будет ими руководствоваться, становясь справедливым человеком, а значит и свободным.
    Дж. Локк, который считал, что самим законом природы человеку дано отстаивать жизнь, свободу, имущество. По его мнению, каждый, оставаясь в пределах законов природы, может делать всё, что ему угодно, за исключением лишать себя жизни и приносить вред жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей.
    Марксистская (Карл Маркс) концепция свободы строится на диалектическом понимании природы социального детерминизма. Она противостоит и субъективно-идеалистическому учению о свободе воли человека, отрицающему причинную обусловленность его поступков и фатализму. Согласно данной теории, не смотря на то, что в своей повседневной деятельности человек сталкивается с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости и в этой связи не свободен в выборе объективных условий своей деятельности, в то же время он обладает значительной свободой в определении целей своей деятельности в следствие существования одновременно нескольких реальных возможностей развития., либо способов отдалении нежелательных и приближение желательных явлений.
    Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность? Подтвердите примерами.
    Она появляется при злоупотреблении свободой., когда есть рабство (как лично внутреннее, так и извне).
    Говоря про злоупотребление, то примеров можно привести много, начиная от бытовых личностных зависимостей, например алкоголизм, игромания, при которых человек становится заложником своих

    пагубных привычек, теряя полностью возможность адекватно воспринимать мир вокруг себя, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям, в результате сталкиваясь с многочисленными отрицательными последствиями.
    Что касается рабства, то примером может послужить, как внутренняя политика тоталитарного или закрепощённого склада.
    Лживая пропаганда совершает насилие над массами. Массы, подверженные этой пропаганде, не имеют внутренней свободы. Злоба и ненависть, вызванные демагогической пропагандой, делают людей внутренне рабами. И этим рабьим чувством пользуются для своих целей и власть и партии.

    Ни о какой действительной демократии при этом не может быть и речи. Общество будет таким, каковы составляющие его люди.
    Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать её превращение в несвободу или «бегство от свободы».
    -14-

    Надо понимать свободу, как возможность и использовать её в то русло, которое способно привести к благоприятному исходу, к развитию, прогрессу.

    Задание №3. Укажите какие проблемы ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды анализировались в философии, кто является разработчиками данной темы?
    Одним из первых философов, поставивших вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах , был Ф. Энгельс, который писал, что не стоит «слишком обольщаться нашими победами над природой. З а каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда в первую очередь, те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». В сущности, после победы над животным и растительным миром, у человека остался только один враг – он сам.
    Проблема ответственности – важнейшая в философии Сартра. Особенность понимания этой проблемы в экзистенциализме. Этот процесс длится всю жизнь, он всегда, как показывают драматические работы Сартра, где мир полон испытаний и напряжённости, и человек ответственен за это существование.
    Эрнст Кассирер, немецкий философ 19-20 вв. рассматривает культуру, как совокупность символических форм, представляющих высшие человеческие ценности не сводимые друг к другу (миф, язык, история, религия, искусство, наука), которые стоит сохранять.
    Тема 3.3. Проблема сознания в философии.

    Самостоятельная работа по теме 3.3.

    Задание №1. Достоевский утверждал, что гений и безумие очень близки. Сам он был человеком психически больным. Психически больны были Ницше, Шопенгауер и т.д. Фрейд утверждал, что гениальные люди с совершенно особенным устройством психики. Они живут и ведут себя так, что с точки зрения обывателей кажутся сумашедшими. Нередко трудно установить грань между безумием и гениальным прозрением. Иногда кажется, что только безумный человек может вырваться из устоявшихся стереотипов и стандартов и увидеть нечто совершенно новое. Что вы думаете по этому поводу?

    Ответ: Многие гении были больны шизофренией. Но далеко не все шизофреники гениальны. Грань существует: это социальная адаптация и польза для человечества результатов их деятельности. Кроме того шизофрения имеет свойство, как и любая болезнь прогрессировать, превращая человека, (если его не лечить) в зверя или растение.

    Задание №2. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса «Труд создал человека».

    Что такое труд?

    Почему именно он привёл к возникновению человека и его сознания?

    Является ли вообще способность изготавливать орудия труда главной причиной возникновения мышления, сознания?

    Ответ: Труд – это необходимость в этом мире действий, а не созидания человека. Мы находимся в животном теле и, чтобы поддерживать его жизнеспособность, его надо питать, а для этого надо трудиться. Всё идёт по программе Природы, познать эту программу человек должен по мере своего развития. А она находится выше этого материального мира, вне его, как устройство управления картинкой на экране компа находится вне экрана, вне картинки. Человек начал отличаться от обычного животного тогда, когда начал трудиться не только для обеспечения жизни своего тела, но не сам труд это определял, а возникновение новых желаний, выше желаний ублажить тело. Желания движут развитием, а откуда они берутся человеку неизвестно – они приходят свыше, куда у человека пока нет доступа.

    Задание №3. Заполните таблицу

    Проблема сознания в истории философии

    Определение сознания, мышления

    Философское направление

    Представитель

    Мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится по отношению к печени.

    Вульгарный материализм

    Карл Фогт

    Сознание – субъективный образ объективного мира.

    Субъективный материализм

    И. Фихте

    Мышление – особая бестелесная субстанция наряду с протяжённостью.

    Рационализм

    Б. Спиноза

    Сознание – результат эволюции и развития Абсолютной идеи.

    Объективный идеализм

    Г. Гегель

    Задание №4. «Отражая в своём содержании объективный мир, сознание детерминируется природой и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нём в форме образов – идеально идеальное выступает как предмет деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира».

    Можно ли сказать, что сознание – это экран, на который проецирует окружающий мир?

    В чём сущность этого механизма проекций?

    Есть ли что-то в сознании, не обусловленное окружающим миром?

    Ответ: Сознание человека является экраном, на который проецирует окружающий мир. Однако сознание каждого человека индивидуально, поэтому разные люди по разному воспринимают окружающую действительность.

    1). Чистое сознание – это незримый экран пространства бытия, на который проецируется «кинофильм» жизни. Как сущностью времени является движение, так в свою очередь сущностью пространства является сознание. Благодаря сознанию мы констатируем существование пространства. Здесь речь идёт не о воображаемом нами пространстве, в котором, как мы считаем, находятся страны, материки и т.п., но в сущностном реальном пространстве, которое открывается благодаря отвлечению внимания от мыслей на реальность настоящего момента.

    1   2   3


    написать администратору сайта