Этапы урока
| Действия учителя
| Действия учащихся
| Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
|
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу
| -Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с афоризмов:
1."Мертвые души" найти не сложно, а вот живые... (Борис Шапиро)
-Как вы понимаете его смысл?
-И в продолжении:
2.Душа человека заключается в его делах. (Генрик Ибсен)
-О чем хотели сказать авторы этих афоризмов?
| Участвуют в диалоге, настраиваются на последующую работу
| Личностные (самоопределение, мотивация учения),
коммуникативные (участие в диалоге)
|
II. Актуализация знаний. АМО «Ромашка мнений»
| «Ромашка мнений»
-Запишите на лепестках ромашки, что вы можете сказать о теле и душе.
Проверка.
| Учащиеся заполняют лепесток, прикрепляют его на доску к серединке.
| Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные).
|
III.Целеполагание
| - Может ли болеть душа?
-От чего она может болеть?
-Откройте урок 10.
-Прочитайте тему нашего урока.
-О чем вы сегодня узнаете?
-Сформулируйте цель нашего урока.
|
| Регулятивные целеполагания, коммуникативные
|
IV.Этап усвоения новых знаний.
| 1.Работа в парах по учебнику. Чтение притчи «Отречение Петра»
-Прочитайте притчу «Отречение Петра» с карандашом в руке. Найдите ответы на вопросы:
-Отчего заплакал Петр?
- Что случилось с его душой?
Диалог
-Что же такое совесть?
-Выразите свое отношение к афоризму:
«Совесть — это страшное дело! Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызения совести — это самый страшный и самый мучительный для человека червь».
| Учащиеся читают, обсуждают, находят ответы на вопросы.
Участвуют в последующем диалоге, делают вывод
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
|
V.Первичное закрепление
| 2.Слушание рассказа «Пожар»
(сайт «Радость – моя жизнь»
http://joymylife.org.ua/children_rasskazy/index.php?postid=155) (см.Приложение)
3.Обсуждение, участие в диалоге
-Понравился ли вам рассказ?
-Что понравилось?
-Почему мальчика мучила совесть?
-Почему он не признался сразу?
-Что чувствовал герой? Как об этом говорится в рассказе?
-Как он хотел заглушить боль души?
-Получилось ли сделать это?
-Что заставило его признаться?
-Как мальчик признался в своей вине?
-Как отнеслись к признанию мальчика его родители? Что они сделали и что потом сказали?
-Как же избавиться от угрызений совести, что нужно сделать, чтобы Бог тебя простил?
-Абуль-Фарадж сказал так:
«Признание заблудшего в своем безрассудстве равносильно мольбе о прощении, и она должна быть услышана. Его оправдание - в его раскаянии».
-Что такое раскаяние?
| Слушание рассказа, участие в обсуждении, диалоге, вывод
| Познавательные, личностные
|
VI.Самостоятельная работа с проверкой
| 4.Шаги раскаяния. Работа в трех группах по учебнику с.38-39
-Обсудите в группах и заполните таблицу «3 шага в раскаянии».
Проверка: 1 группа – первый шаг
2 группа-второй шаг, 3 группа- третий шаг.
| Работают в группах с текстом, заполняя таблицу
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
|
VII.Включение в систему знаний и повторение
| 5.Игра «Кто больше». Работа в группах. Подбор фразеологизмов о совести.
-Подберите в группах фразеологизмы о совести
• По чистой совести.
• Совесть заговорила.
• Угрызение совести.
• Со спокойной совестью.
• Совесть замучила.
• Для очистки совести.
• Крик совести.
| Работают в группах, подбирают фразеологизмы, крылатые выражения, поговорки
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
|
VIII.Рефлексия
| -Назовите тему сегодняшнего занятия
-Составьте синквейн по этой теме:
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль урока
Одно слово- самое главное на уроке
| Составляют синквейн
| Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
|
IX.Домашнее задание по выбору
| 1.Ответить на вопросы на с.39 учебника
2.Прочитать рассказ А.Гайдара «Совесть». Написать аннотацию
3. Представьте, что вы экскурсовод в музее изобразительного искусства. Ваша группа подошла к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вам необходимо рассказать о мыслях, чувствах, отношениях героев картины
|
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
|