Главная страница
Навигация по странице:


  • 1. Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты

  • 3. Какие труды философа Платона вы знаете

  • 7. Какая форма государственного правления, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой

  • Учебное пособие подготовлено в строгом соответствии с


    Скачать 292.89 Kb.
    НазваниеУчебное пособие подготовлено в строгом соответствии с
    Дата26.03.2018
    Размер292.89 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла26861.pdf
    ТипУчебное пособие
    #39427
    страница2 из 3
    1   2   3
    ????????
    -

    ???????
    www.phoenixbooks.ru

    10
    Верхние слои общество также постоянно боролись за власть и влияние на государей. Устанавливалась жесткая централизован- ная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад ки- тайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации обще- ственной жизни.
    Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым сле- довали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в госу- дарстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возро- дить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последовате- лей, идеальное государство должно быть устроено как семья,
    в которой роли между членами жестко распределены.
    Центральным для нее был концепт «жэнь», который можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие».
    Этот принцип можно сформулировать следующим образом:
    «не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам».
    Важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли» — со- блюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом,
    соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоот- ношения в китайском обществе регулировались сложной систе- мой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функци- онирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайско- го общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, не- сколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета.
    Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенству- ющей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать бо- лее формально, как следование этикету, а гуманистические ас- пекты учения Конфуция отошли на второй план.
    Древняя Греция. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные вос- точными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью.
    Именно в период античности были заложены основы наук, кото- рые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные науки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социоло-

    ????????
    -

    ???????
    www.phoenixbooks.ru

    11
    гии, политологии и экономике, однако социальные, политиче- ские и экономические вопросы уже были объектом рассмотре- ния в разнообразных философских системах.
    Первым и одним из наиболее значимых для античности мыс- лителей был Платон (427–347 до н. э.) — древнегреческий фи- лософ, основоположник философского идеализма.
    Социальная теория Платона изложена в его работах «Государ- ство», «Законы» и «Политик». В «Государстве» Платон утверж- дает, что основной причиной возникновения общества была необ- ходимость объединения, без которого люди не могли удовлетво- рять свои потребности.
    Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества.
    Социальная теория Платона носит во многом субъективный ха- рактер, так как описывает скорее идеальное государственное уст- ройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в «Государстве».
    В то же время Платон предложил классификацию форм влас- ти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных;
    2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию — власть небольшо- го числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой яв- ляется охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) иде- альное государство, которое не может быть воплощено в действи- тельности. Аристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы — к неправильным.
    Демократию (буквально «власть народа») Платон рассматри- вал как власть бедняков. К демократии Платон относился нега- тивно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа,
    именно из демократии постепенно рождается тирания, поскольку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демо- кратии имела и более конкретный смысл, так как была направ- лена на критику государственного устройства Афин, в которых
    Платон прожил долгое время
    Идеализм Платона проявился в том, что ни одна из этих форм не была для него идеальной. Наиболее близко к идеалу стояли аристократия и монархия, а из неправильных типов правления —

    ????????
    -

    ???????
    www.phoenixbooks.ru

    12
    тимократия, наиболее далеко — тирания. Впрочем, Платон по- лагал, что идеального государства в действительности быть не может, любое, даже самое гармоничное государство все равно будет лишь приближаться к идеалу.
    Платон одним из первых попытался проанализировать струк- туру общества. Он выделил три сословия: сословие философов,
    осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сосло- вие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь го- сударства. Каждому сословию присуща своя добродетель: фи- лософам — мудрость, воинам — храбрость, ремесленникам и земледельцам — рассудительность. Лишь четвертая доброде- тель — справедливость — присуща всему обществу в целом.
    Аристотель (384–322 до н. э.) — ученик Платона, который впоследствии оказался его яростным противником, став осново- положником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал систе- му наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. По мнению Аристотеля, основой познания является чув- ственное восприятие, которое не позволяет сознанию впасть в спекуляции. Кроме того, сами идеи Аристотеля определили лицо науки вообще — с ее идеалами всеобщности, необходимости, до- казательности, а также в установке на объяснение любого опи- санного факта.
    Социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Поли- тика». В нем Аристотель первым сформулировал признаки де- мократии, которые разделяются в настоящее время всеми поли- тологами. В частности, он утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает ста- бильность власти. Кроме того, обязательным признаком демокра- тии Аристотель считал выборность органов власти. Наконец, Ари- стотель полагал, что демократия является наиболее прочным го- сударственным устройством, поскольку основана на мнении и желании большинства, которому противостоит меньшинство.
    Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа,
    жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государ- ственным устройством он считал рабовладельческое государство,
    в котором власть принадлежит среднему слою — рабовладель- цам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации об- щества).

    ????????
    -

    ???????
    www.phoenixbooks.ru

    13
    Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он выде- лял «нормальные» и «ненормальные» формы правления. К первым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым —
    тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, ари- стократия и олигархия, полития и демократия образуют пары,
    в основе которых лежит один принцип. Как видно, в оценке су- ществующих реально форм власти Аристотель гораздо мягче,
    чем Платон.
    ? Контрольные вопросы

    1. Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты?
    2. Какие учения играли наибольшую роль на Древнем Востоке? Изложите их основные положения.

    3. Какие труды философа Платона вы знаете?
    4. Какую структуру имело идеальное общество у Платона?

    5. Как понимали демократию Платон и Аристотель? В чем состоит разли- чие между их точками зрения?
    6. Как Платон и Аристотель классифицировали формы власти? Что об- щего в их классификациях? Чем они различаются?

    7. Какая форма государственного правления, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой?
    8. Какие работы написал Аристотель?
    Социальная мысль Средневековья,
    Возрождения и Нового времени
    Средние века и Возрождение. На развитие социальной и, шире,
    научной мысли Средневековья большое влияние оказали труды
    Аристотеля, которые были переведены на некоторые европейские языки примерно в ХII–ХIII вв. Это было очень важным событием,
    подтолкнувшим многих мыслителей отказаться от схоластических и богословских идей в пользу более широкого взгляда на действи- тельность. Это, впрочем, не означает, что появились теории, неза- висимые от христианской идеологии. Средневековая наука суще- ствовала в рамках теологической культуры, противопоставлявшей земную низменную жизнь божественному миру чистого, вечного,
    прекрасного. И все научные построения средних веков вписыва- лись в христианскую идеологию, не противоречили ей.
    В средние века человека видели как двойственное существо.
    Поскольку человек обладает душой, он из всего сущего наибо- лее близок к богу. Однако человек грешен, и его тело — это зем- ное, дьявольское начало, склонное к греху. А по этой причине

    ????????
    -

    ???????
    www.phoenixbooks.ru

    14
    человек рассматривался как поле боя между богом и дьяволом,
    между добром и злом.
    В центре средневековой картины мира находился бог — выс- шее существо, творец мира, способный решать его судьбы. Конеч- но, свобода человека не отрицалась: поскольку человек наиболее близок к богу, он, в отличие от других существ, обладает и максимальной свободой. Он свободен выбирать между добром и злом. По этой причине церковь стремилась поставить на ис- тинный путь — путь веры в бога и соблюдения нравственных и религиозных норм — как можно большее число людей.
    Одной из наиболее крупных фигур Средневековья был Фома
    Аквинский (1225–1274 гг.) — теолог, разработавший философ- скую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. С его точки зрения все зна- ния составляют иерархически организованную систему, в кото- рой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к божественному разуму. Философия — это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять тео- логии; различие между ними заключается лишь в том, что чело- веческий разум и разум божественный занимают разное положе- ние в мировой иерархии.
    Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из божественной воли: бог так устроил мир, и нам ниче- го не остается, кроме как подчиниться его воле; любые попытки перейти из своего сословия в высшее грешны по своей природе.
    Однако Фома четко разделял божественную и мирскую власть.
    Поскольку мир — это место, где существует только тленное тело,
    мирским властям принадлежит лишь оно, но не бессмертная душа,
    которая находится во власти бога.
    Аквинский лучшим типом государственного правления счи- тал монархию, поскольку она воспроизводит устройство мира,
    которым правит бог. Однако правитель не может отождествлять себя с богом и должен признавать приоритет церковной власти на властью земной. Наиболее ярко это проявляется в тирании. Худ- шей формой государственного устройства Фома считал также де- мократию.
    Роджер Бэкон (1214–1294 гг.) — монах-францисканец, раз- работавший самостоятельную теорию, за что был заключен в тюрьму, где провел без малого четырнадцать лет. Его влияние на социальную мысль было не очень велико, однако именно он заложил основы эмпирической науки, то есть науки, основан-

    ????????
    -

    ???????
    www.phoenixbooks.ru

    15
    ной на опытном знании. Такую науку Бэкон противопоставлял схоластике.
    Эпоха Возрождения — это период, в который началось по- степенное отделение науки от богословия, завершившееся поз- же, в Новое время. Этот период характеризуется высочайшими достижениями в сфере искусства. В экономической сфере про- исходило постепенное выдвижение на первый план буржуазии,
    что стало предпосылкой последующего становления капитализ- ма. В политической сфере произошло усиление государствен- ной власти, появились первые государства, характеризовавшие- ся сильной централизованной властью. Политические воззрения того времени в значительной степени оставались ненаучными.
    Так, большой популярностью в эпоху Возрождения пользовались проекты идеального государственного устройства, представляв- шиеся как описания фантастических государств. Наибольшую известность получили «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца»
    Томаза Кампанеллы.
    Именно в этот период начал формироваться эксперименталь- ный метод научного исследования. Развитие науки привело и к значительным изменениям представлений о мире и месте, кото- рое занимает в нем человек.
    В эпоху Возрождения творили такие мыслители, как Мишель
    Монтень и Эразм Роттердамский. В их творчестве содержится ос- новательная критика религиозной морали, которую эти мыслите- ли считали необходимым заменить более простой и человечной моралью. Монтень и Эразм Роттердамский были одними из пер- вых людей в Европе, которые осознали, что мораль и нравствен- ность не зависят от религии и являются универсальными ценно- стями, присущими человеку как мыслящему существу.
    Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) — крупный итальян- ский правитель и дипломат эпохи Возрождения. Его трактат
    «Государь» был своего рода поворотом в толковании того, как античная традиция понимала власть, общество и государство.
    Макиавелли продолжает традицию, начатую платоновским «Го- сударством», однако больше внимания уделяет не государству как таковому, а личности политического лидера. Такой акцент можно объяснить биографически (Макиавелли был политиком,
    дипломатом), а также культурным контекстом эпохи Возрожде- ния: именно в этот период на первый план выступает личность.
    Заслуга Макиавелли заключается в том, что он заложил основы методологии политологических исследований. Он первым провел разграничение между анализом объективных фактов («суждений

    ????????
    -

    ???????
    www.phoenixbooks.ru

    16
    о реальности») и тех нормативных принципов, которые лежат в основе суждений («суждений о ценностях»). Кроме того, он про- вел границу между теологией и собственно политическими ис- следованиями, сделал последние независимыми от абстрактных рассуждений о величии бога.
    По мнению Макиавелли, политика представляет собой особую сферу, к которой нельзя применять нормы общей морали. Госу- дарство выполняет самостоятельные цели, а потому и правила,
    по которым должен действовать государь, отличны от правил,
    регулирующих жизнь простых людей. Макиавелли рисует образ хитрого, коварного и жестокого правителя, прообразом которого можно считать Цезаря Борджиа. Однако эти качества не являют- ся особенностью исключительно государя. Они присущи и всем остальным людям, которых Макиваелли рассматривает как злых,
    жадных и мстительных. В частности, на это указывают принци- пы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности:
    1. В основе любых человеческих действий лежат честолюбие и стремление к власти; человек стремится либо сохранить то,
    что он имеет, либо получить то, что имеет другой.
    2. Умный государь не должен выполнять всех обещаний, которые он дал своим поданным. Этот принцип Макиавелли обосновы- вает тем, что простые люди также далеко не всегда выполняют свои обязательства перед государем. Здесь, в общем-то, впер- вые обещание рассматривается как способ привлечения сторон- ников, способ расположения людей к себе. Кроме того, Макиа- велли полагал, что правитель, который помнит о своих обеща- ниях и выполняет их, неизбежно впадает в зависимость от под- данных, а следовательно, может попасть и под их контроль.
    3. Добро следует творить постепенно, а зло — сразу. Человеку свойственно стремиться помнить хорошее и забывать о пло- хом. Жестокость считается более справедливой и легче пере- носится, если она совершается сразу, а не постепенно. Награ- дами же и похвалами люди дорожат, поскольку они им при- ятны, даже тогда, когда эти награды редки.
    Жестокость государя Макиавелли оправдывал тем, что госу- дарство существует для общего блага, то есть обеспечивает поря- док, безопасность и благосостояние граждан.
    Макиавелли предложил свою типологию форм государствен- ного устройства: 1) монархия — одна из основных форм; она мо- жет быть ограниченной, деспотической и тиранической; 2) рес- публика — вторая из основных форм; она может быть уравнове-

    ????????
    -

    ???????
    www.phoenixbooks.ru

    17
    шенной (Рим) и массовой (Афины); 3) олигархия; 4) плебисцит- ная монархия.
    Последние две формы государственного устройства Макиавел- ли рассматривал как переходные между монархией и республи- кой. Республика является наиболее правильным государственным устройством, однако абсолютизм более приемлем в тех ситуаци- ях, когда государство нуждается в установлении порядка.
    Новое время. Новое время — новый этап в развитии европей- ской мысли. Если в средние века зарождающаяся наука целиком зависела от церкви, а в эпоху Возрождения только наметилось ее отделение от богословия, то в Новое время освобождение науки от теологии стало реальностью.
    Томас Гоббс (1588–1679 гг.) — английский философ, некото- рое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона.
    Гоббс разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию, изучающую природные законы, и гражданскую фи- лософию, изучающую так называемые искусственные тела, то есть человеческое общество. Гоббс был первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на срав- нении общества и человека. Кроме того, он разработал концеп- цию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества. Естественное состоя- ние человечества — война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудниче- ству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо,
    которое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рам- ках общества. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в ре- зультате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражда- нина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предполагает отказ человека от свободы в пользу защи- щенности, которую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство.
    Гоббс выделял три типа правления: 1) демократию, 2) арис- тократию и 3) монархию. Лучшей формой государственного прав- ления он считал монархию.
    Другой великий философ того времени, Джон Локк (1632–1704 гг.),
    полагал, что монархия, будучи лучшей формой правления,

    1   2   3


    написать администратору сайта