Учебное пособие подготовлено в строгом соответствии с
![]()
|
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В. В. КАСЬЯНОВ Ростов-на-Дону «Феникс» 2016 Серия «Среднее профессиональное образование» Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних специальных учреждений ???????? - ??????? www.phoenixbooks.ru 2 © Касьянов В. В., 201 5 © Оформление. ООО «Феникс», 2016 Касьянов В. В. Обществознание : учебное пособие для ссузов / В. В. Касьянов. — Ростов н/Д : Фе никс, 2016. — 413, [1] с. — (Среднее профессиональное образование). Учебное пособие подготовлено в строгом соответствии с ? ? осударственным образовательным стандар- занные с сущностью и функционированием общества и сфер общественной жизни (политики, права, экономики, куль- туры). Дается обзор истории общественной мысли, приво- дится анализ наиболее важных тенденций в обществен- ной жизни нашей страны и мира. Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений. Может быть также ре- комендовано абитуриентам и студентам высших учебных заведений. УДК 32(075.32) ББК 60я723 КТК 0 К28 ISBN 978-5-222-26861-2 К28 ISBN 978-5-222-26861-2 УДК 32(075.32) ББК 60я723 том. В нем рассматриваются наиболее важные вопросы, свя- ???????? - ??????? www.phoenixbooks.ru 3 Глава 1 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ КАК НАУКА § 1. Место обществознания в системе наук Обществознание — это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования. Обществознание пред- ставляет собой сложное образование, включающее целый ряд ча- стных дисциплин, так называемых общественных наук. Общественными науками называют такие дисциплины, как социология, социальная психология, политология, культуроло- гия, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект — общество. Однако каждая из них рассматривает обще- ство со своей, особой точки зрения. Общество — очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, ко- торая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно органи- зованную систему, и возникло несколько наук, которые его изу- чают. В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их, даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга. Социология — это наука, изучающая общество как целост- ную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, под- чиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, по- скольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой. Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и пра- вила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существо- вать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений. ???????? - ??????? www.phoenixbooks.ru 4 Политология — это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущнос- ти общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и не- государственные отношения в обществе также не являются свобод- ными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и их мнение является определяющим. Кро- ме того, именно в семье ребенок приобретает первые политические ценности, которые он может пронести через всю жизнь. Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, по- скольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социоло- гия в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые об- ладают реальной властью и влияют на политику, а также те ин- ституты, которые дают эту власть. Культурология изучает совокупность ценностей, представле- ний, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает ориги- нальную культуру, отличающую его от других народов и придаю- щую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспечи- вается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «транслирует- ся в будущее». Это означает, что, передавая культурные ценности последующим поколениям, предыдущие поколения сохраняют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Ко- нечно, со временем культура изменяется, однако преемственность между разными поколениями все же существует. Экономика — это наука, которая изучает особые отноше- ния, связанные с производством и обменом товарами. Экономи- ческие отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тес- ной связи с политикой, общественными отношениями и культу- рой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжать- ся благами, имеющими ценность, если не для всех, то для по- давляющего большинства людей. Эти блага могут обмениваться на другие блага, продаваться, покупаться, дариться, передавать- ся по наследству, и в этом состоит их отличие от любых других общественно значимых явлений. То, что блага определенным об- ???????? - ??????? www.phoenixbooks.ru 5 разом циркулируют в обществе, то есть переходят от одного вла- дельца к другому, имеет важные следствия для общества. Каж- дое отдельное перемещение того или иного блага — это лишь кро- хотная, едва заметная часть общей картины. И экономика изуча- ет то, что складывается из отдельных и таких, казалось бы, при- вычных и обыденных действий, как купля и продажа, в масшта- бах целой экономической системы (государства или региона). Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно взаи- модействуют между собой. Например, для объяснения экономи- ческих фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятия- ми. Необходимо также учитывать и влияние государства и поли- тики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тес- но связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономиче- ские свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой пла- новой экономикой, исключающей любые рыночные отношения. Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обра- щение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из критери- ев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным до- статком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои. Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как по- казал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отно- шения возникли в Европе и представляют собой собственно евро- пейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации — отделения от католицизма протестан- тов. В свою очередь, изменение в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно человека ры- ночного — готового много работать, накапливать богатство и че- рез работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традицион- ное христианство всегда негативно относилось к накоплению «зем- ного богатства» и отрицало ценность всего мирского. К общественным наукам примыкают другие дисциплины, ко- торые получили название гуманитарных: языкознание, искусст- воведение, психология, философия, литературоведение, а также история. В то же время гуманитарные науки очень близки наукам общественным, так как основным объектом их интереса является ???????? - ??????? www.phoenixbooks.ru 6 человек. Язык, несомненно, является общественным явлением, поскольку он служит основным средством общения для людей. История — это не только описание последовательности событий, но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древних народов. И что, если не история, сохраняет целостность нации? Общий исторический опыт — это очень важное средство объединения людей. То же касается искусства: искусство — это общественное явление, так как оно отражает не только индивиду- альность автора, но и то время, в которое он творил. Установить четкую границу между общественными и гума- нитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том, что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гу- манитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество — для гуманитарных наук ока- зываются как бы менее важными. Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть и у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными. Другой критерий, который предлагают ученые для противо- поставления общественных и гуманитарных наук, — это исполь- зуемые ими методы. С этой точки зрения, особенностью обще- ственных наук признается использование точных, математичес- ких методов, тогда как гуманитарным наукам приписываются так называемые качественные методы, опирающиеся в основном на описание и оценку фактов. Однако и этот критерий мало под- ходит для их противопоставления. Действительно, в социологии, политологии и — в меньшей степени — в других общественных науках используются статистические методы, которые позволя- ют получить весьма интересные результаты относительно струк- туры общества. Но их использование весьма и весьма ограничено. Социолог или политолог, выделяя те или иные явления обще- ственной жизни, прежде всего описывает и наблюдает, а нередко и дает оценки. И его деятельность мало чем отличается от иссле- дований лингвиста и психолога, которые, кстати, тоже широко используют математические и логические методы исследования. Поэтому противопоставление общественных и социальных наук можно считать не совсем оправданным. И косвенным до- казательством этого является то, что между учеными нет един- ства относительно того, какие дисциплины принадлежат к об- щественным, а какие — к гуманитарным наукам. Следователь- ???????? - ??????? www.phoenixbooks.ru 7 но, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница. Общественные и гуманитарные науки противостоят естествен- ным наукам, то есть той области знания, которая занята изуче- нием природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Чело- век является самостоятельным субъектом, который имеет волю, сознание, способен наблюдать за собой, то есть является суще- ством, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и оп- ределенные силы, однако природа не обладает сознанием. Чело- век, который, конечно же, является природным существом, тоже подчиняется определенным закономерностям. В отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо долж- но стремиться к самосохранению. Это свойственно и для человека, но только человек способен жертвовать своими собственными интересами ради интересов других людей. Кроме того, человек способен создавать законы, которые существуют помимо приро- ды. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписа- ные законы — социальные нормы и нормы морали. Нередко высказывается мнение, что в настоящее время обще- ственные науки (социология, политология, экономика) постепен- но занимают лидирующее положение. В такой точке зрения есть много справедливого. Жизнь не- уклонно усложняется, и то, что вчера было нельзя себе предста- вить, стало реальностью. Уже не так сложно за несколько часов попасть на другой континент, в другое государство и в другую культуру; люди гораздо больше путешествуют, работают и от- дыхают в других странах. Возникают транснациональные ком- пании, которые объединяют множество предприятий по всему свету. Благодаря распространению идей демократии возрастает роль отдельного человека в жизни общества: в большинстве го- сударств каждый взрослый гражданин является избирателем и может активно участвовать в политической жизни. Из-за актив- ной миграции людей, из-за возрастания ценности гражданских и личных свобод люди становятся все более и более непохожими друг на друга, а это требует от нас терпимости по отношению к тем, кто живет иначе, чем мы. Все более и более ценным оказы- вается умение понимать другого человека, другую культуру, чужой образ жизни. С другой стороны, нужно четко знать свои права, чтобы никому не позволить ограничивать их. Естествен- но, все это означает, что любой человек в наше время должен ???????? - ??????? www.phoenixbooks.ru 8 обладать более широким видением мира, чем это было необхо- димо раньше. И социальные (общественные) науки могут с этой точки зрения сыграть важную роль. Они помогают нам научить- ся понимать то, с чем мы, возможно, не сталкивались на соб- ственном опыте, но с чем вполне можем столкнуться. ? Контрольные вопросы 1. Что изучают социология, политология, культурология и экономика? Чем различаются и чем схожи объекты их исследования? Как эти науки связаны друг с другом? 2. Как связаны различные сферы общества? Приведите пример, кото- рый иллюстрировал бы эту связь. 3. Как можно объяснить то, что в настоящее время общественные науки постепенно занимают лидирующее положение? § 2. История общественной мысли Социальная мысль древности Древняя Индия. Основным источником наших знаний о соци- альных представлениях древних индийцев являются Веды — обширный сборник текстов, в основном религиозного содержа- ния. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н. э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельчес- ких государств, которое стало возможным только после перехо- да от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства. Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вай- шьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высо- кое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое — шудры. Отношения между кастами регулировались очень жест- кими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представ- лениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерожде- ния, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь ???????? - ??????? www.phoenixbooks.ru 9 Древней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни че- ловек переродится в представителя высшего сословия. Под большим влиянием ведических представлений сформиро- вался буддизм. Его основатель — Сидхартха Гаутама Будда — родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахма- нам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедо- низм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гаран- тируют спасения. Благодаря буддизму оказалось возможным двигаться по пути спасения без отказа от светской, земной жизни. Основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, «жажды», то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от это привязанности — недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освободить- ся от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а пото- му человек оказывался «недоступным» для всех мирских несчас- тий и неприятностей — болезни, рождения, смерти, потерь. На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних глав- ным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых ре- чей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреб- лять опьяняющих напитков. Древний Китай. Китайская цивилизация породила множество философских школ и направлений, но наиболее влиятельным, наиболее важным для китайского миросозерцания было конфу- цианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиозной доктриной, но сначала оно сформировалось как социальная тео- рия. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объективное описание социальных процессов, а на «рецепты» создания иде- ального, гармоничного общества. Однако это не означает, что кон- фуцианство не является социальной теорией. Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551–479 гг. до н. э.). На территории Китая тогда существовало несколько неза- висимых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом. |