Главная страница
Навигация по странице:

  • Аксаков Константин Сергеевич

  • Анаксагор из Клазомен

  • Анаксимен из Милета

  • Белинский Виссарион Григорьевич

  • Бердяев Николай Александрович

  • Булгаков Сергей Николаевич (187

  • Вольтер Франсуа Мари Аруэ

  • Гегель Георг Вильгельм Фридрих

  • Гераклит Эфесский

  • Горгий из Леонтии

  • [ Радугин ] Хрестоматия по философии. Учебное пособие Согласно Федеральному компоненту Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию


    Скачать 2.51 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Согласно Федеральному компоненту Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию
    Анкор[ Радугин ] Хрестоматия по философии.doc
    Дата27.04.2017
    Размер2.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла[ Радугин ] Хрестоматия по философии.doc
    ТипУчебное пособие
    #6036
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница40 из 42
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42

    392

    К сжиганию растений прибегали реже, чем к использованию солнечных лучей. Последние давали тепло в жилищах, в банях, в прачечных. Они же давали: дезинфекцию, стерилизацию, уничто­жение всех вредных существ и растений в почве.

    Тепло Солнца питало почти все фабрики, заводы и двигатели. Оно же служило для приготовления пищи и напитков.

    Лучи доставляли электричество и химическую силу. И то, и другое давало возможность сосредоточивать энергию в огромном количестве, когда это надо было.

    На каждого жителя Земли, на 100 кв. метров приходилось несколько лошадиных сил непрерывно действующей механичес­кой энергии. Понятно теперь, почему человек был господином зем­ли, воды, воздуха, растений и животных.

    Состав атмосферы жилищ и растений менялся по желанию. Проводились дороги, уравнивалась суша ради них же. Способов со­общения было много, но все экипажи и вагоны опирались на твер­дую землю. Не было ни водного, ни воздушного сообщения (если не считать применения жидкостей и газов к ослаблению трения). По­ра воздушных и водных сообщений в свое время достигла высшего расцвета, а потом вовсе иссякла. Были пути разных сортов. Все они имели разное устройство. Скорости движения тем были больше, чем длина дорог значительнее.

    Прекратились не только муки человека, но и муки живот­ных, которых не стало. Изоляция и дезинфекция местностей их со­вершенно уничтожила. Вредные бактерии были изгнаны даже из крови и тела человека. Оставались всюду только полезные, как по­лезные растения. Мир же животных, даже будто полезных, дол­жен был увянуть, исчезнуть. Убой высших животных и муки их прекратились. Даже морские животные исчезли, когда прекратил­ся доступ света к водам и тем более, когда испарились самые океа­ны. Остатки разнообразных животных оставались только в обшир­ных научных лабораториях. Но там существование было вечной масленицей. О них заботились, не убивали, не мучили и не позволя­ли им мучить друг друга.

    В вагонах была искусственная атмосфера, но сами они дви­гались в пустоте и потому могли приобретать громадные скорости, совершенно немыслимые даже в самой разреженной атмосфере. Конечно скорости поездов при малых перемещениях были малы. Но чем больше требовалось перемещение тел или людей, тем ско­рости эти были выше. Она могла доходить до 8, даже 11 километров и более в секунду.

    При первой скорости бесколесные экипажи и другие снаря­ды теряли тяжесть и носились кругом Земли как луны, не испыты­вая трения. Как небесные тела, они могли носиться вечно, не опаса-

    393

    ясь упасть на Землю. Мы говорим про небольшую высоту над Зем­лей, где следы воздуха исчезли окончательно или не мешали стре­мительному движению. В нижних слоях эта скорость все-таки ос­лаблялась и терялась.

    Растения на Земле остались только полезные. Найдено и вы­работано было и много новых родов. Все они в небывалой степени утилизировали солнечную энергию. Использование это доходило до 50 %. Но часть лучей Солнца использовались непосредственно на тепло, свет, химическую силу, электричество и механическую ра­боту. Энергия запасалась, аккумулировалась, поглощалась, осо­бенно на экваторе, и это было одним из способов понижать темпе­ратуру места.

    Животными, заметно страдающими и радующимися, чело­век не пользовался. Оставались только немногие низшие, чувства которых немного превышали чувства растений. Человеком же вся земля была заполнена и размножение его было чудовищно. Оно всячески еще усиливалось. Куда же деваться родившимся? Начи­нается усиленный искусственный подбор, который выражается только в том, чтобы давать возможность быстро размножаться са­мым совершенным особям. Нашли и способ скорого размножения человеческой породы путем особых его приемов (Говорить об этом теперь не решаемся из опасения быть непонятыми и осужденны­ми напрасно).

    7. Человек овладевает Солнечной системой

    Человечество одновременно и улучшалось во всех отношениях, и расселялось в Солнечной системе. Ее энергия может прокормить в два миллиарда раз больше существ, чем кормит Земля. Итак, по­ток жизни направился к Солнцу и остановился вокруг него в ис­кусственных жилищах, устроенных и размещенных между орби­тами Марса и Земли, а также и ближе и дальше от Солнца.

    Люди посетили свои планеты и их спутники. Неудавшуюся жизнь ликвидировали, т.е. милосердно уничтожили муки существ, как когда-то их уничтожили на Земле для животных и несовер­шенных людей. Установили там жизнь новую и совершенную. По­ставили стражу на всех планетах и во всех уголках Солнечной сис­темы, где могла возродиться жизнь. Цель стражи не допускать ни­чего до мук. Пусть царит счастье и блаженство везде. Это было в интересах всех существ: разумных и несознательных. Действи­тельно, атом живет жизнью космоса. Хорошо в космосе, хорошо и атому. Поэтому сознательные и совершенные существа во всей Вселенной стремились из истинного эгоизма везде устанавливать счастье и уничтожать горе.

    394

    Совершенное население быстро росло кругом Солнца. Сол­нечная система не только была благоустроена в отношении жизни, но и заселена довольно скоро, хотя для этого человечеству надо бы­ло умножиться в два миллиарда раз. Оно уже усовершенствовалось настолько, что дальше идти было некуда. Было множество разнооб­разных и совершенных, в своем роде, пород, приспособленных к разной тяжести, разным атмосферам, к жизни в пустоте, к жизни без пищи и т. д. Действительно, была даже выработана порода, кото­рая могла жить лишь солнечными лучами. Для нее было достаточно одной лучистой энергии светила. Между тем они мыслили и жили как мудрецы и были счастливы. Их познание космоса было так вы­соко, что мы не в силах его описать.

    8. Переселение к иным солнцам

    Размножение же продолжалось, а энергии лучей Солнца было для населения недостаточно. Как же быть? Конечно, можно было при­остановить население. Это было в руках человека, как и теперь. Но зачем, когда в космосе есть еще бесчисленное множество солнц с их девственными лучами!

    Но, может быть, они уже заселены... Давно начались сноше­ния с иными солнечными системами, с их разумными существами. Были признаки, по которым можно узнать свободные, не занятые, пустующие солнечные системы. Вот туда то и решили направить избыток населения, оказавшийся не по силам нашему Солнцу.

    Таким образом, в короткое время заселилось множество сол­нечных систем. Несовершенную жизнь в них ликвидировали и за­менили совершенной. Это было своего рода суд. Но суд не страш­ный, а милостивый и выгодный для несовершенных: после их без­болезненного естественного умирания без потомства они оживали для лучшей жизни.

    Расстояния между солнцами не то, что между планетами. Если межпланетные путешествия требовали годов, то межсолнечные — сотен тысяч лет.

    Такие времена мы не считаем громадными. Да и что такое время! Разве есть в нем недостаток! Разве природа скупо его отпу­стила! Свет требует для своего прохождения между разными сол­нечными системами десятков лет. Движение снарядов не может быть так быстро, но оно может сравняться с планетными скоростя­ми и дойти до 300 кило [метров] в секунду, а может быть, и больше. Но и тогда потребуется десятки тысяч лет при достижении бли­жайших солнц.

    Поезда, отправляющиеся для такого путешествия, были громадны не столько по числу пассажиров, сколько по запасам энергии и материалов, которых должно было хватить на тысячи лет пути в холодной звездной пустыне.

    395

    Трудное путешествие! Не будут ли рассыпаться и разру­шаться все тела, орудия и экипажи от холода, как рассыпается от него олово! Но против этого можно употребить непрерывное вну­треннее нагревание. А наружная неизбежно холодная оболочка может быть построена из особого материала, который не боится холода.

    Во время пути путешественники жили, как всегда, ни­сколько не страдая. Часть их вымирала, часть оставалась в жи­вых — лично или в виде новых поколений. Потребная для пути скорость еще приобреталась на родине, у нашего Солнца, силою его лучей. Приостанавливалась она или преобразовывалась за­пасами энергии, а то теми же солнечными лучами (только иных солнц). Попадали в заранее известные пустынные места, ждав­шие заселения или с неудачей, недоразвившейся или уродливой жизнью...

    Вот что может произойти с земным населением. Его дорога — от камней к сложным соединениям, от последних к бактериям, да­лее — к мягкотелым, рыбам, пресмыкающимся, гадам, млекопита­ющим, человеку и высшим существам.

    Что тут невозможного и как может быть иначе? Если мине­ралы преобразовались в человека, то как же человеку не изба­виться от своих недостатков и не достигнуть высшей формы? Уже теперь, среди человечества, мы видим необыкновенных по своим свойствам членов: они никогда не болеют, другие дожива­ют чуть ли не до двухсот лет, третьи гениально делают великие изобретения, открывают истины, обладают необыкновенной па­мятью, отличаются высокой нравственностью, красотою ума, красноречием, разными талантами. Стоит только поставить та­ких людей в условия благоприятного размножения, и они запол­нят Землю.

    Теперь скажем нечто еще в отношении технического про­гресса. Если пассивный камень, глупое животное дошло, разви­ваясь, в настоящее время до постижения Вселенной, до желез­ных дорог, пароходов, фабрик, аэропланов, телеграфов, радио, говорящих машин и т. д., то почему же не надеяться, даже как же можно сомневаться, что прогресс пойдет далее и доведет нас до победы над всей планетной системой и окружающими нас солн­цами. Современный поражающий нас прогресс техники, собст­венно, дело нескольких сотен лет. Но впереди еще тысячи, мил­лионы, биллионы лет! Как же возможно быть неуверенным в из­ложенную тут в сущности скромную и узкую картину будущего. Ведь никакого воображения не хватит его предвидеть и изобра­зить в полной мере. О чем говорим мы исполнится с избытком и есть минимум. Действительность почти всегда опережает вооб­ражение пророков. Пушкин надеялся, что через сотню лет в Рос­сии будет достаточно шоссейных дорог. Но прошел век, и постро-

    396

    ено множество железных путей, чего, он, конечно, не предвидел. Огюст Конт не только не мечтал, но даже находил совершенно невозможным для науки узнать когда-нибудь состав небесных тел. Но и это узнали. Да и кто из самых гениальных людей древ­ности предвидел настоящее? Так и мы его в полной мере предви­деть не можем...

    Циолковский К. Э. Живая Вселенная // Вопросы философии.— 1992. № 6. — С. 148—154.
    397

    Перечень имен




    (Краткие сведения о философах, фрагменты из работ которых, приведены в данной книге)

    Абеляр Пьер (1079—1142) — французский философ, теолог и поэт. Одни из основателей схоластического метода. Рационалис­тическая направленность его идей вызвала протест ортодоксаль­ных церковных кругов. Основные сочинения: “Да и нет”, “История моих бедствий”.

    Августин Аврелий (354—430) — выдающийся христианский мыслитель, один из “отцов церкви”, признанный в католицизме святым, а в православии — блаженным. Создал первую наиболее развитую философско-теологическую систему на базе христиан­ского вероучения, которая на протяжении всего средневековья яв­лялось образцом христианской мудрости. Основные работы: “Ис­поведь”, “О Граде Божием”, “Об истинной религии”, “О порядке”, “О свободной воле”.

    Аврелий Марк Антонин (121—180) — римский философ-стоик, император. Автор сочинения “К самому себе”, содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустройства и этики.

    Аксаков Константин Сергеевич (1817— 1860) — видный рос­сийский писатель, публицист, один из основоположников славяно­фильства. Основное философско-социологическое произведение “О внутреннем состоянии России”.

    Анаксагор из Клазомен (ок. 500—428 до н. э.) — древнегрече­ский философ, фактический основоположник афинской философ­ской школы.

    Анаксимандр из Милета (610 — ок. 540 до н. э.) — древнегре­ческий философ, один из ярких представителей милетской школы.

    398

    Анаксимен из Милета (ок. 585 — ок. 525 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из ярких представителей милетской школы.

    Аристотель Стагирит (384 — 322 до н. э.) — крупнейший древнегреческий философ, систематизатор научно-философского знания своего времени, основоположник науки логики и ряда от­раслей специального знания. Ученик Платона, основал в Афинах (335 до н. э.) собственную философскую школу “ликей”. Основные философские работы: “Метафизика”, логический свод “Органон” (“Категории”, “Об истолковании”, “Аналитики”, “Топика”), “О ду­ше”, “Этика”, “Политика”, “Риторика”, “Поэтика”.

    Башляр Гастон (1884—1962) — французский философ, ос­новоположник неорационализма — философской школы в рам­ках методологии и философии науки. Основные работы; “Новый научный Дух”, “Рациональный материализм”, “Прикладной ма­териализм”.

    Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) — русский революционный демократ, литературный критик, публицист и философ. Философские взгляды Белинского эволюционировали от увлечения гегельянством до материализма. Уделял большое вни­мание проблемам философии истории и диалектики. Основные фи­лософские работы опубликованы в сборнике “Избранные фило­софские сочинения”. Т. 1—2.1948 г.

    Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, пред­ставитель философии жизни. Основные работы: “Творческая эво­люция”, “Материя и память”, “Два источника морали и религии”.

    Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — русский философ, один из основоположников экзистенциализма и персона­лизма. Доминантой философского творчества Бердяева является идея свободы. Основные работы: “Философия свободы”, “Смысл творчества”, “Смысл истории”, “Философия свободного духа”, “О назначении человека”, “Русская идея, основные проблемы русской мысли XIX — начала XX века”.

    Беркли Джордж (1685—1753) — английский философ, пред­ставитель субъективного идеализма и эмпиризма, Основная идея его работ сформулирована в мысли “Существование вещей состо­ит в их воспринимаемости”. Сочинения: “Опыт новой теории зре­ния”, “Трактат о началах человеческого знания”, “Три разговора между Гиласом и Филонусом”.

    399

    Бруно Джордано (1548—1600) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма, развивал гелиоцентрическую сис­тему Коперника. Основные работы: “О бесконечности вселенной и мирах”, “О причине, начале и едином”.

    Булгаков Сергей Николаевич (1871—1944) — русский рели­гиозный философ и экономист. Представитель софиологии. Цент­ральным пунктом философского творчества Булгакова является учение о Софии — мудрости, воплощением которой является Бого­матерь. Основные произведения: “О богочеловечестве”, “Филосо­фия хозяйства”, “Свет невечерний”, “Купина неопалимая”.

    Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, пред­ставитель эспиризма и материализма, родоначальник методоло­гии опытной науки, сформировал концепцию индуктивного метода познания. Основная работа — “Новый Органон”.

    Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) — немецкий фило­соф, глава баденской школы неокантианства, обосновал коренное различие методов естественных и общественно-исторических на­ук, уделял большое внимание исследованию в области истории фи­лософии. Основные работы “История и естествознание”, “История древней философии”, “История новой философии”.

    Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694—1778) — французский писатель, философ, историк, один из видных представителей французского Просвещения. Основные философские произведе­ния: “Философские письма”, “Трактат о метафизике”, “Основы философии Ньютона”, “Опыт о нравах и духе народов...”.

    Гадамер Ханс Георг (р. 1900) — немецкий философ, один из ведущих представителей философской герменевтики середины XX века. Основное сочинение — “Истина и метод”.

    Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой клас­сический философии. На основе идеи приоритета духовного нача­ла и диалектики создал грандиозную систему, в которой попытал­ся упорядочить все современное ему знание. Основные сочинения: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философ­ских наук”, “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии религии”.

    400

    Гельвеции Клод Адриан (1715—1771) — французский фи­лософ-материалист, один из представителей французского Про­свещения, сыграл значительную роль в подготовке Великой Фран­цузской революции. Основные работы: “Об уме”, “О человеке”.

    Гераклит Эфесский (ок. 520 — ок. 460) — древнегреческий философ, представитель ионийской школы, диалектик.

    Герцен Александр Иванович (1812—1870) — русский фило­соф-материалист, революционер-демократ, писатель и публи­цист. Основные философские произведения: “Письма об изучении природы”, “Дилетантизм в науке”.

    Гете Иоганн Вольфганг (1749—1832) — немецкий поэт, есте­ствоиспытатель и философ, обладал широким кругозором в исто­рии философии. Основные работы в этой области: “Избранные фи­лософские произведения”.

    Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ-материа­лист, значительное внимание уделял исследованию проблем обще­ственной жизни. Основные работы: “Философские элементы уче­ния о гражданине”, “Левиафан”.

    Гольбах Поль Анри (1723—1789) — французский философ-материалист, представитель французского Просвещения. Значи­тельное внимание уделял борьбе с клерикализмом и религиозным мировоззрением. Основные работы: “Система природы”, “Разоб­лаченное христианство”, “Карманное богословие”.

    Горгий из Леонтии в Сицилии (ок. 480 — ок. 380 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из старейших софистов.

    Григорий Палама (1296—1359) — византийский богослов и церковный деятель, представитель мистицизма. Основные работы изданы в кн. “Памятники византийской литературы IX—XIV вв.”. — М., 1969.

    Гумилев Лев Николаевич (1912—1992) — русский историк, географ, автор оригинальной концепции этногенеза, согласно кото­рой нация (народ) является организмом, жизнь которого подчине­на общим законам биосферы. Основные работы: “География этноса в исторический период”, “Древняя Русь и Великая степь”.

    401
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


    написать администратору сайта