Главная страница

История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


Скачать 3.41 Mb.
НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
Дата21.12.2017
Размер3.41 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
ТипУчебное пособие
#12355
КатегорияИскусство. Культура
страница20 из 42
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   42
Глава 6. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА
Средние века

это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической,
античной культуры, а конец — с ее возрождением в новое время.
Он охватывает более тысячелетия — с V по XVI в. и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. Соответственно выделяют этапы раннего (V—
IX вв.), зрелого (X—XIII вв.) и позднего (XIV—XVI вв.) средневековья. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры нового времени — эпохи буржуазного про- изводства.
В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: собственной культуры
«варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало) и культурных традиций Западной Римской империи (романское начало). К этим традициям относят мощную государственность, право, науку и искусство, а также христианство, которое иногда выделяют в качестве самостоятельного начала. Культура Рима усваивалась во время его завоевания
«варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов
Севе-
244
ро-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.
Она формировалась как целостность:
— на базе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);
— в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену;
— в процессе бесконечных войн, которые несли голод, разрушение, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни;
— в духовной атмосфере эпохи, где своеобразно переплетались традиции «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен, чей героический эпос сохранял свою привлекательность и влияние вплоть до нового времени.
Рассмотрим эти грани средневековой культуры. Ее материальную основу составляли феодальные отношения, главной особенностью которых были:

условность собственности на землю: феодал «держал» феод-землю с крестьянами на правах
владения, получаемого от вышестоящего феодала (сеньора), который в свою очередь также
являлся вассалом феодала, занимающего более высокую ступень в политической иерархии;

личное и экономическое подчинение крестьян «держателям» земли. Основные формы
зависимости — патронат и крепостное право;

взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое единство прав и обязанностей.
Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более
245
Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru становились городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.
Каковы же средневековые взгляды на экономическую деятельность? Материальное богатство необходимо, поскольку без него люди не могут существовать и помогать друг другу, но значение его второстепенно, оно существует для человека, а не человек для богатства. Потому на каждом шагу существовали ограничения, запреты, предупреждения, не позволяющие экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела. Человеку было дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его положению. Но стремление к большему — это уже не предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех.
Человек должен быть уверен в том, что занимается делом ради всеобщей пользы и что прибыли, которые он извлекает, не превышают справедливой оплаты его труда. Частная собственность необходима, по крайней мере, в этом падшем мире; когда добро принадлежит отдельным людям, а не всем вместе, люди больше работают и меньше спорят. Но ее приходится терпеть лишь как уступку человеческой слабости, а сама по себе она отнюдь не желательна. Имущество, даже в наилучшем случае, представляло собой некоторое бремя. Оно должно быть добыто законным путем; принадлежать как можно большему числу людей; давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты.
Бремя труда было распределено между различными классами социальной пирамиды отнюдь не равномерно, существовала достаточно жесткая эксплуатация. Сам труд не был абстрактным, он состоял в производстве не каких угодно товаров и продуктов, которые можно продать и извлечь из этого определенную выгоду. Существовал конкретный спрос, и человек работал для того, чтобы заработать себе на жизнь и поддерживать свое существование. Во времена средневековья, а впрочем, и до него, как показал
246
Макс Вебер, не существовало никакого стимула работать больше, чем необходимо для поддержания своего традиционного жизненного уровня.
Исходной точкой всякой хозяйственной деятельности в средневековье является естественное ограничение потребностей: сколько благ потребляет человек, столько и должно быть произведено (такое хозяйствование В. Зомбарт называет «расходным»). Размеры и характер потребностей были вполне определенными для каждой социальной группы. В частности,
для
дворянства
они выражались идеей «достойного содержания», соответствующего положению в обществе (Ф. Аквинский). Это положение и определяло меру хозяйственной активности: вести жизнь сеньора — означало жить «полной чашей» (охота, турниры, балы) и «давать жить многим», одновременно презирая деньги, существовавшие для того, чтобы их тратить.
Для массы простого народа
было принято просто приводить доходы в соответствие потребностям. Приоритет потребления здесь выражается идеей «пропитания», рожденной в лесах Европы начавшими оседать племенами молодых народов: каждая семья получала такое количество усадебной земли, выгона, леса, в каком она нуждалась для своего «нормального» существования. Из крестьянской среды идея пропитания распространилась в промысловую, в торговлю. У крестьян и ремесленников были различия в понимании существа «пропитания»: если для крестьянина являлись достаточными размеры его владений, то для ремесленника достаток определялся возможностями сбыта изделий. Но основная идея была одной и той же
— покрытие потребностей.
Экономическая организация городов
была сравнительно статичной. В конце средних веков ремесленники были объединены в цехи. Несмотря на то, что среди членов цеха всегда был кто-то, кто с трудом сводил концы с концами, в общем, мастера всегда могли быть уверены в том, что работа их прокормит и они не останутся босыми и голодными. Если мастер изготавливал хорошие стулья или седла, или сапоги и т. д., то этого было вполне достаточно, что-
247
Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru бы обеспечить ему жизненный уровень, положенный его сословию. В противовес тенденции идеализировать цеховую систему — вместе со всей средневековой жизнью — некоторые историки отмечают, что цехи всегда были проникнуты монополистическим духом. Однако большинство авторов считает, что даже если отбросить какую-либо идеализацию, цехи были основаны на взаимном сотрудничестве и обеспечивали своим членам относительную гаран- тию существования.
Средневековая торговля,
как показал Зомбарт, осуществлялась в основном множеством мелких предпринимателей.
Накопление капитала до конца XV в. происходило очень медленно. Разумеется, это не значит, что в средние века люди не хотели стать богаче. Но стремление к наживе, деньгам было принято удовлетворять за пределами нормальной, традиционной хозяйственной жизни. Люди копали рудники, искали клады, разбойничали, занимались алхимией, принципиально не стремясь добыть большие и быстрые деньги в рамках обычного хозяйствования.
Другой важной особенностью средневекового хозяйства являлся сам характер труда — и для крестьян, и для ремесленников он был «одиноким творчеством»: люди жили в своих творениях как художники, вкладывали в них душу, чуть ли не со слезами расставались с продуктами труда, ручались за них своей честью; ремесленники явно не любили массовой выделки. Работа приносила определенное удовлетворение труженикам как реализация их творческих возможностей, но большинство работало потому, что им надо было кормить себя и свою семью. Одним словом, они работали только потому, что им приходилось работать; идеология пропитания рождала весьма ограниченную трудовую мотивацию. Это противоречие проявлялось в низких темпах развития хозяйственной деятельности, в ее неторопливости, в отсутствии большой любви к хозяйствованию, косвенным свидетельством чего являлось обилие праздников — выходных дней.
Личному характеру хозяйствования соответствовал и его традиционализм, когда в любом деле смотрели не
248
столько на его цель, сколько на примеры прошлого, на предшествующий опыт. Это было вызвано и тем обстоятельством, что отдельный человек мог состояться лишь как член своей профессиональной группы. Поэтому он стремился культивировать лишь навыки, характерные для своей группы, довести до совершенства старое, а не искать новое в организации труда, технологиях. Высший идеал этого времени, «освящающий» систему Ф. Аквинского, — это покоящаяся в себе и из своего существа восходящая к совершенству отдельная душа. К этому идеалу были приспособлены все жизненные требования, ему соответствовало твердое разделение людей на профессии и сословия, рассматриваемые как равноценные в их общих отношениях к целому и представляющие отдельному лицу те формы, внутри которых оно может развиваться только до совершенства. Основная черта средневековой жизни — ощущение и потребность уверенного покоя, свойственная всякой органической жизни, — была характерна и для экономики.
Эта идея ограничивала активность экономической деятельности: стремление к богатству проявлялось вне производственной жизни, систематического напряженного труда. Этому сопутствовали неразвитость волевой энергии в труде, лень, обилие праздников, тогда как в стремлении к наживе была сильна ориентация на возможности государственной и политической власти, насилия, спекуляции, ростовщичества, торговли и т. п. Традиционная экономика опиралась на старый опыт, не любила новшеств, производила разнообразную, а не стандартную продукцию. Ее главная идея — покой и уверенность в возможности человека обеспечить свое существование без трудовых сверхусилий. И по мере развития производительных сил эта уверенность росла, сопровождаясь неразвитостью навыка к расчету, количественному учету в хозяйствовании, ориентацией на качество, на производство как акт творения. (Ремесленник творил вещь, как Бог творил мир.)
249
Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
Одновременно с этим шло накопление практического знания, которое в форме рецептов для воспроизведения сохранялось в
ремесленных цехах.
В этих «мастеровых тайнах» было много практических находок, но и много от магии языческих культов, так как
для средневекового
сознания ремесло сродни колдовству, а ремесленник

магу: оба знают «слово», проникли в
секреты, неведомые профану.
В такой же своеобразной форме шел и процесс технической го развития: применение водяных и ветряных мельниц, изобретение хомутов и подков, подъемников для строительства храмов и т. д. Механические изобретения кривошипа и маховика позволили сделать мельницу универсальным двигателем. Благодаря ей работали механические решета для просеивания муки, молоты в кузницах, машины в сукновальнях.
Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение «новой» Ев- ропы.
Итак, традиционный (добуржуазный) культурно-экономический тип был основан на
«межличностных» (коммунократических) отношениях, когда человек участвует в экономической деятельности как член определенной социальной группы, его роль в конкретном труде и распределении, отношение к ним определяются принадлежностью к ней.
Экономическая деятельность не связана с накоплением, имеет целью непосредственное потребление, человек неотделим от социальных материальных условий производства, они неизменны и воспринимаются как естественные свойства самой деятельности.
Социальная культура западноевропейского средневековья характеризуется идеалами сословной иерархии и служения. Эту сферу культуры отличает иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество.
Во многом это было обусловлено влиянием христианства, которое освятило структуру феодального общества. Идея сословного разделения
250
насквозь пронизывает в средневековье все теологические и политические рассуждения.
Понятию «сословие» придаются в них особый смысл и ценность, ибо за этим термином стоит мысль о богоустановленном порядке. Сословие есть понятие, которое охватывает множество различных групп: по профессии, по придворному званию (например, четыре придворных
«звания телес и уст»: хлебодар, кравчий, стольник, кухмейстер), по священному чину и т. д.
Однако в средневековой картине мира центральное место занимали
социальные группы,
которые являли собой отражение Небесного Престола, где ангельские существа составляли
иерархию из «девяти чинов ангельских», сгруппированных в триаду.
Соответствующий земной распорядок —
3 главных сословия феодального общества: духовенство, рыцарство, народ,
представленный прежде всего горожанами, каждое из которых имело свое иерархическое
членение.
За каждым из этих сословий средневековое сознание признавало не просто полезную для общества функцию, но, что значительно важнее в богоустановленном мире, —
священную обязанность.
Все заботы о духовной жизни («дела небесные») —
удел духовенства.
Поэтому духовенство считалось первым, высшим сословием. Оно разделялось на клир (священнослужители, деятели церкви) и монашество, которое олицетворяло переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетического
«сораспятия» Христа при жизни, совместной святой жизнедеятельности. Одним из первых орденов западной церкви является Бенедиктинский (VI в.) Он представлял собой объединение монастырей с единым уставом. Характерной особенностью бенедиктинцев было практическое милосердие, высокая оценка труда, активное участие в экономической жизни общества.
Главной целью Доминиканского ордена (XIII в.) являлась борьба с еретиками. Монахи
Францисканского ордена (XIII в.) стремились подражать нищенской жизни Христа на земле.
Религиозность как доминанта духовной жизни средневековья обусловливала роль церкви как важнейшего ин-
251
Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru статута культуры. Церковь выступала и как светская сила, в лице папства стремящаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только углубляя ее религиозность. То есть церковь должна была, развивая свою «небесную» жизнь в высших формах религиозности, спуститься в мир и, преображая его в град Божий, жить
«земной» жизнью. Эта противоречивость была высказана
Августином
в его работе
«О граде
Божьем»
(410 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов — града Земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу и доведенной до презрения к себе).
Вся история средневековой культуры

это история борьбы церкви и государства, их
слияния, уподобления церкви (папства) государству и реализации его божественных целей.
Возвышение государственности было необходимо не только светской власти, но и церкви как доказательство реальности мощи христианства по строительству града Божьего на Земле.
Главным орудием возвышения церкви стало
рыцарство,
что позволяет выделить рыцарскую культуру как явление средневековой жизни. Ярким проявлением этих притязаний церкви явились
крестовые походы —
попытка мечом объединить и расширить христианский мир под властью папства, которая основывалась на раздробленности феодальной Европы, когда именно церковь была скрепляющей христианский мир силой, опорой в борьбе с мусульманским Востоком.
Идеи европейской империи и папства вырастают из одного корня
— из идеи религиозно-общественного единства всего мира.
Но реализация идеи двух градов встречает неразрешимые трудности:
религиозное
вынуждено воспринимать в себе мирское, отвергая его принципиально, а
мирское
преображается религиозным, противопоставляя его себе как идеал. Спасение «в миру» становится все менее реальным, и религиозная мысль от попытки воплотить град Божий на Земле все более обра-
252
щается к советам Христа о спасении на небе. Эти настроения усиливаются и становлением национальной церкви, отрицающей практику вселенского папства. С укреплением национальных государств господство религиозного понимания жизни все более начинает сменяться «мирским». На смену вековым попыткам создать религиозное единство мира в его преображении приходят века поисков единства мирского, чтобы через него уже осознать преображаемое, воплощаемое в нем высокое религиозное единство и тем самым все же приблизиться к воротам града Божьего. Трагическое величие средневековой культуры состоит в неосуществимом стремлении к всеобъемлющему синтезу Бога и человека, что не получается ни на земле, ни на небе.
В реальной жизни высшие государственные задачи («дела земные») — поддержание церкви, защита веры, упрочение мира, защита народа от насилия и т. д. — оказывались священной обязанностью рыцарства. Его политическое господство было обусловлено единством прав на землю и светской власти. Для этой сословной группы характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о слове, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с благородными людьми, но не с народом. Во многом идеал рыцаря далек от христианского образца человека, но он преломлял христианские добродетели в соответствии с условиями жизни рыцарства. Так, куртуазная любовь, которую осуждала церковь, несомнен- но, складывалась под влиянием христианского культа любви как страдания, которое очищает душу, и в то же время она отвечала потребности людей реабилитировать «земную» любовь, которую христианство объявило низменной и греховной.
Конечно, идеал монаха или рыцаря всегда оставался идеалом, который лишь частично реализовался в поведе-
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   42


написать администратору сайта