История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
Скачать 3.41 Mb.
|
Глава 9. СУДЬБЫ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В XX ВЕКЕ XX ВЕК В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ............................................................203 Кризис культуры «общества быстрых перемен»..............................................................................................206 Глобальные проблемы современности...............................................................................................................................209 Современная культура: пути и возможности развития.....................................................................................................213 Литература............................................................................................................................................................................216 Глава 10. СОВРЕМЕННЫЕ ЛИКИ культуры ..................................................................217 Япония ..................................................................................................................................................................217 Китай ....................................................................................................................................................................220 Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Арабский Восток .................................................................................................................................................223 США .....................................................................................................................................................................225 Африка..................................................................................................................................................................227 Латинская Америка .............................................................................................................................................228 Культура колониальной эпохи............................................................................................................................................232 Завоевание независимости и поиски духовного самобретения........................................................................................234 Особенности латиноамериканской цивилизации и культуры..........................................................................................236 Литература............................................................................................................................................................................237 Глава 11. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ ...........239 Культура языческой и Киевской Руси...............................................................................................................240 Русская культура периода золотоордынского ига............................................................................................246 Культура Московского государства ..................................................................................................................250 Культура Петербургской империи.....................................................................................................................256 Культура советского и постсоветского периода...............................................................................................263 Литература............................................................................................................................................................................270 Оглавление ...........................................................................................................................................................................271 Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru ПРЕДИСЛОВИЕ Первое издание данного учебного пособия, рекомендованного студентам высших учебных заведений, вышло в 2000 году. Тогда оно завершало комплект учебников и учебных пособий по культурологии, созданных учеными Ростовской школы под руководством профессора Г. В. Драча и опубликованных, в основном, в издательстве «Феникс». Культурология как наука о культуре, базирующаяся на фундаментальных теориях западных и отечественных исследователей (ряд этих теорий специально рассматриваются в главе 9 данного учебного пособия как форма самосознания европейской культуры), с необходимостью включает в себя и большой историко-культурный материал. История мировой культуры, написанная самостоя- тельно и специально, не могла быть простой сводкой этого материала, с необходимостью возникал целый ряд вопросов, прежде всего о соотношении понятий «культура» и «цивилизация». А с этими вопросами связана проблема фундаментального свойства — как соотносится история мировой культуры с историей мировых цивилизаций. Предлагаемое второе издание учитывает возникающую проблему, тем более что она касается как теоретического содержания пособия, которое и в первом издании имеет достаточно определенную взаимосвязь с цивилизациологическими вопросами, так и его практического применения. Учебник оказался востребованным в высшей школе, в лицеях, гимназиях и колледжах в качестве пособия по истории мировых цивилизаций. Здесь, видимо, сказалось то обстоятельство, что авторы ориентировались на новей- 3 шую культурологическую (и одновременно цивилизациологическую) литературу. Тем не менее в данном издании вводится специальная глава, посвященная понятиям «культура» и «цивилизация» и уже на этом фоне обосновывается вектор мирового цивилизационного развития. Содержание настоящей работы позволяет высветить широкую панораму мировой культуры с точки зрения особенностей исторического становления, формирования и развития отдельных культур, их судеб и архетипов, а также общемирового цивилизационного развития человече- ства. Преобладает ли обособленность отдельных культур как культурно-цивилизационных типов или же сохраняется преемственность в их культурном развитии? Эти вопросы в нашей книге актуализируются по отношению к современной мировой цивилизации: существует ли общность между различными культурами и в какой форме она проявляется, какие тенденции наблюдаются в современной культуре и каковы ее возможные судьбы? Все эти и многие другие вопросы рассматриваются в нашей книге на основании анализа широкого круга исторических и философских работ. В пособии предпринята попытка суммировать не только основные достижения культурологии, хотя эта наука и рассматривается в качестве основной для построения истории мировой культуры, но и философии культуры, а также цивилизациологии, которая изучает человеческую культуру несколько с иных методологиче- ских позиций, нежели культурология. Кроме того, авторы стремились обобщить и в максимально доступной форме изложить основные результаты исследований в этих областях знания и в конечном счете ответить на вопрос, который волновал людей с давних пор: каковы судьбы развития человечества и может ли человек хотя бы отчасти повлиять на них? Не стоит забывать, что тема эта, хотя и 4 интересует каждого человека, задумывающегося о мировой культуре, в то же время является достаточно сложной и для всестороннего и глубокого рассмотрения требует знакомства не только с трудами по культурологии, но и основательного изучения исторического материала. В этом плане цивилизациология опирается на историю и требует соответствующих методов и теорий. В данном пособии не могут быть решены все проблемы цивилизациологии, прежде всего — это учебник по истории мировой культуры. Рассматриваются основные типы человеческой культуры начиная с ее зарождения (первобытная культура, заложившая архаический базис мировой цивилизации). Далее, Восток как многообразие цивилизационных миров. Китайская культура, внесшая в копилку мировой истории особый взгляд на окружающий мир, тесно Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru связанный не столько с логическим, сколько с этическим и эстетическим его восприятием, уважительное отношение к традициям и истории. Культура Индии, начиная с ведической культуры, породила множество значительных религиозных учений, в том числе брахманизм, индуизм и буддизм, и оставила нам великие культурные памятники. Не забыта в учебнике и культура арабского мира, колыбели мусульманства, возникшего на основе многочисленных племенных религий, долгие столетия оказывающего влияние на жизнь народов этого региона и играющего чрезвычайно важную роль сегодня не только внутри него, но и в странах всего мира. История европейской культуры представляет для нас не меньший интерес. Она начинается с античности, когда закладывались основания современной культуры Европы. В книге показаны особенности и достижения греческого гения, создавшего не только шедевры скульптуры и архитектуры, но и глубокие философские труды, качественно 5 отличающиеся от оригинальных философских раздумий мыслителей Востока. Эллинистическая и римская культуры, явившись преемниками достижений древних греков, передали их молодым народам, которым было суждено стать носителями средневековой европейской культуры. Важная роль в этом принадлежит христианству, которое, зародившись в условиях разрушающейся Римской империи, окрасило в свои цвета историю культуры прежде всего европейских стран и послужило затем мощным основанием мировой христианской цивилизации. История европейской культуры освещена в пособии вплоть до на- ших дней, ознаменовавшихся важными переменами в Европе, России и во всем мире и созданием единого европейского цивилизационного пространства. В любом случае важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур, в своей уникальности создающих собственные цивилизационные миры. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрения основных типов древних цивилизаций (Египет, Вавилон, Китай, Индия). На этом фоне становится возможным выявление специфики и уникальности древнезападной (античной) культуры. Уже на этом уровне выявляется многообразная палитра мировых культур, которые в глубокой древности закладывают основания для современных цивилизационных различий. Полное историческое рассмотрение в одном учебном пособии всех мировых культур, их социально-исторических метаморфоз, не представляется возможным. Однако ценности традиционных культур, коренящиеся в глубокой древности, охарактеризованы в первых главах нашей книги, что и позволяет в дальнейшем (глава 10 «Современные лики культуры») охарактеризовать их современное состояние как синтез традиционного и универсалистски науч- 6 ного. Естественно, что при таком подходе приходится сосредоточиваться на истории европейской культуры, доводя ее до современности, а затем, возвратившись к многообразию традиционных культур, прослеживать, как реализовался в них европейский импульс, как он способствовал их трансформации в условиях диалога культур и усвоения европейской по происхождению «научной парадигмы». Поэтому в учебном пособии предполагается рассмотрение культуры XX в. в его многовариантном развитии, продиктованном как сохранившимися традиционными основами культур, так и особенностями современного научно-технического (в первом и основном значении — цивилизационного) развития. Но, самое главное, при этом мы учитываем проблемы, порожденные техногенной цивилизацией, что и предполагает рассмотрение их в специальной главе «Судьбы культуры и цивилизации в XX веке». Учебник «История мировой культуры» может быть использован при разработке и изучении курсов культурологии, истории мировой культуры, истории мировых цивилизаций, а также ряда специальных и элективных курсов, посвященных рассмотрению различных типов мировых культур и цивилизаций. Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Глава 1. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИСТОРИЯ В данной главе мы познакомим читателя с исходными понятиями, прежде всего такими как «культура» и «цивилизация». В какой степени эти понятия применимы к историческому рассмотрению? Видимо, надо выявить исторический потенциал этих понятий. И второе, чему будет уделено специальное внимание. Как соотносятся основные мировые цивилизации в ходе исторического развития? По нашему мнению, исторический вектор мирового циви- лизационного развития (современное состояние, конечно, значительно сложнее) определяется взаимоотношением двух цивилизационных миров — Востока и Запада. Культура и цивилизация Культура — калька латинского cultura, его основные значения — «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно, «культура» — это обработка земли, разведение растений и животных и т. п., a cultor — возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако так же переводится и другой латинский термин «культ» (cultus), а вместе они допускают и второе, характерное для римской античности толкование, — поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor 8 имеет еще одно значение — воспитатель, наставник, а «культура» — ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни. И этим образом жизни может быть как изучение искусств и литературы (служение музам), философии (служение мудрости), так и поклонение, служение богам (религиозный культ). Поскольку cultura сохраняет этимологическое родство с cultus, можно говорить о ритуальном понимании культуры, что не противоречит исконно античному ее значению как воспитания и образования, так как в этом случае речь идет о служении отеческим богам, защитникам города-государства, т. е. о развитии культуры в пространстве античного полиса. В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. Но классифицируя в соответствии со сложив- шимся словоупотреблением различные области культуры, следует учитывать то обстоятельство, что культура — это не только различные области действительности, но и дей- ствительность человека в этих областях, глобальная сфера человеческой жизни. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понятие культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в глобальный мир человеческой повседневности. Культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безоб- 9 Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru разном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т. п. Возможность построения обобщающей модели культуры привлекала внимание представителей разных наук: философии, психологии, социологии, истории, археологии, этнографии. Но только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, в которой объект изучения — куль- тура несводим к философскому и другим подходам к этому феномену, были заложены творчеством американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное содержание или, наоборот, показать, что такового не существует — одна из главных задач, которую должна решить теоретическая культурология. Очевидно, что наука о культуре — культурология как наука XX в. не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, но опирается на глубокие философские традиции, которые ее генетически связывают с философией истории и философией культуры. Европейская культурология формировалась как наука «вторичная», выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли «эмпирических доноров». Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классического (опирающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в область культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы «кризиса Европы»). Современное культурологическое знание складывалось как осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы как глобальной пробле- 10 мы. Происходит отказ от поиска рациональных оснований этой гармонии и, соответственно, разрушение философской процедуры самосознания и рефлексии как метода реконструкции культурной традиции. «Разрывы», «зазоры» между природой и культурой не удалось ликвидировать на почве идеалистического историзма. Этот факт можно рассматривать и как неудачу в построении определенной культурно-философской теории, и как крушение некоего глобального культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения. Гегель достраивал свою философию Абсолютного духа, снимающего в себе все противоречия, когда в Германии, а затем и во всей Европе развивалось движение романтизма. В романтической философии культуры оппозиция «культуры» и «природы» или «культуры» и «жизни» была вновь сформулирована со всей определенностью и резкостью, чтобы остаться впредь одной из основных проблем философии культуры вообще. Затем формирующееся в недрах «философии жизни» понимание культуры оказало мощное влияние на развитие культурологической теории. Другие ее проблемы создали противоречия внутри самой культуры, предопределили последующий распад ее внутреннего единства (основой и целью которого служили Бог, Разум, Абсолютный дух) и противопоставление прежде единых ценностей и идеалов: ценностей науки, например, ценностям морали и искусства и т. д. Все обостряющаяся борьба заставляет говорить о кризисе культуры, ее трагедии, и эта тема входит в философию культуры, доминируя в ней вплоть до второй половины XX в. Не трудно заметить, что преодоление монолинейной установки на глобальное культурное развитие и признание равноценности различного типа культур требовало (что наблюдается уже у О. Шпенглера) расширения исследовательского поля за счет отказа от философских спекуляций в пользу культурной конкретики. В отличие от существовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на обширный эт- |