История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
Скачать 3.41 Mb.
|
Глава 3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ МИРЫ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА У культуры, как и у всякого процесса, имеется две стороны — устойчивая, консервативная и развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта в истории. Понятие традиционное общество или общество традиционного типа — одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Разложение социальности традиционного типа произошло лишь в Греции, поэтому античность и рассматривается как начало европейской цивилизации. Общественное же устройство во всех других цивилизациях можно считать традиционным по своему типу. Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты: Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада. Новаторство здесь играет подчиненную роль, что обеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, кото- 70 рые могут привести к ее гибели. жизнеустойчивость культур Востока — это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуют восточные цивилизации, позволяют судить об их устойчивости. Во-вторых, в обществах традиционного типа человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т. п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельности и профессия. В терминах современной социологии традиционное общество можно охарактеризовать как закрытое, т. е. лишенное той степени социальной мобильности, характерной для западной культуры (античной и нового времени). В любом обществе есть социальное неравенство, люди распределяются на слои (страты). Если человек способен изменить то социальное положение, которое ему дано от рождения, повысив свой социальный статус благодаря личным усилиям, талантам и заслугам, — можно говорить об «открытости» общества. Существуют институты, с помощью которых человек может подниматься по ступенькам социальной лестницы. Так, например, в современном обществе такими «лифтами социальной мобильности» (т. е. способами изменения статуса) являются карьера, образование, бизнес, брак. В традиционных культурах изменение социального статуса было затруднено. Исключением являлся Китай с его системой отбора чиновников. Но для большинства традиционных культур характерна именно закрытость и немобильность общества, (как, например, в Индии с ее кастовой системой). В-третьих, мировосприятие человека в обществах традиционного типа характеризуется неотделимостью его как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная черта этого типа личности также связана с восточным стилем мышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное и природное воспринимается как нечто 71 Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru единое, неразрывное и гармоничное. Общество характеризуется особым типом экологического сознания. Существовавшие в течение тысячелетий цивилизации не стал- кивались с экологической проблемой, не нарушали хрупкого природного равновесия. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Отсюда то огромное внимание, которое в этих культурах уделяется самому человеку: его физическому состоянию, гармониза- ции сексуальных отношений и совершенствованию возможностей психорегуляции. Все эти проблемы оказались гораздо более разработанными в мировоззрениях восточных цивилизаций (например, в даосизме, йоге, чань-и дзен-буддизме), нежели в европейской культуре. В-четвертых, мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры во- сточных цивилизаций является миф. Изучение широкого круга мифов и различных мифологических систем позволило установить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. На этом основании были выделены различные типы мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), теогонические (мифы о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которым связаны культурные умения и навыки) и т. д. Сознание в традиционных культурах Востока являлось религиозно-мифологическим по своей сути. Религии были чрезвычайно разнообразны Для Востока характерно необыкновенное разнообразие верований, смена нескольких типов религии (как в Индии) или же сосуществование их (как в Китае или Японии). Картина мира человека традиционных культур задавалась именно мифологией и религией. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, очеловечивая его. Мифологическая культура интересуется не законом, а индивидуальными событиями, не причинно-следственными связями, а материальными изменениями. Хотя разре- 72 шение конфликтов в мифе иллюзорно, оно гармонизирует личностное существование человека. Обществу традиционного типа соответствует и особый способ мышления, получивший название восточного. При сравнении его с западным (европейским) способом мышления обнаруживается, по сути дела, различие в общественном и индивидуальном сознании традиционного и нетрадиционного обществ. Для характеристики западного (европейского) и восточного (традиционного) стиля мышления можно предложить следующую схему: Западный стиль мышления Восточный стиль мышления Активное (познавательное и преобразовательное) отношение человека к миру Созерцательное отношение человека к миру Доминирующее значение логического мышления (понятие) Доминирующе значение образного мышления (образ, миф, притча) Тенденция рациональности в искусстве Образность и символичность искусства Особенности западного и восточного мышления отражаются в свойственных им типах философствования. Европейская традиция связывает подлинное рождение философии с периодом высокой классики в Древней Греции. Все же предшествовавшие ей формы «любви к мудрости» рассматриваются как еще не выделившиеся из мифологического сознания. У мыслителей Древней Греции мы находим практически все основные темы философствования. Философы Древней Греции интересуются тем кругом вопросов, который в развитой европейской фило- софии будет назван онтологией — учением о бытии. Сократу и Платону принадлежит классическая постановка «гносеологических» вопросов о самой возможности познания Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru человеком мира. Ведущей в гносеологии становится тема категорий — наиболее общих понятий нашего мышления. Мышление в форме понятий, логических законов и сис- 73 тем оказывается единственно возможным для европейского ученого. В древнегреческой философии была поставлена проблема человека: как нравственных основ его поведения, так и такого устройства общества, которое способствовало нравственному поведению. В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось и в типе философствования. Идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир. Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве, нераздельности исключало появление на Востоке онтоло- гической и гносеологической проблематики в том виде, в каком она существовала в европейской философии. Но зато этическая проблематика становится главной в восточной философии и религии. Брахманизм, индуизм, чань-и дзен-буддизм, даосизм и конфуцианство — в центре всех этих направлений мысли Востока находятся нравственные принципы человека, правила и нормы организации социальной жизни, способы психической саморегуляции. Восточная философия так и осталась неразрывной с мифологическими и религиозными формами, что вовсе не помешало глубочайшей и интереснейшей постановке подлинно философских вопросов. Восточные цивилизации в своем познании человека достигли таких глубин, таких интуитивных прозрений, которые и сегодня представляют огромный интерес для европейской культуры (не случайно, например, неофрейдизм уделяет внимание методам психорегуляции подсознания, выработанным буддизмом). Выделив общие для традиционных культур Востока черты, необходимо отметить и существенные различия как в путях развития, так и в образе жизни. Если Египет, Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония, напротив, многое заимствовала, причем весьма успешно. Ко времени встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабиль- 74 ными обществами. Восток превосходил Европу не только численностью населения, но и богатством. Современные методики подсчета дохода на душу населения показывают, что и по этому показателю Восток в конце XVIII в. обгонял Европу, тогда еще отнюдь не достигшую того уровня богатства, который затмевал бы другие страны мира. Промышленная революция и модернизация общества позволили Западу осуществить экспансию, превратив в колонии и полуколонии государства Востока. Так называемый «культурный диалог» на протяжении всего XIX в. был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока. Главное, как показывает история преобразований восточных культур, это сама возможность успешных метаморфоз, желанного сочетания достижений западной цивилизации при сохранении традиционных ценностей Востока. Египет Историческая периодизация Для обыденного восприятия может показаться странным, что Египет — страна, находящаяся на севере Африки и к югу от Европы, отнесена к культурам Востока. Противоречие, однако, является кажущимся. «Восток» и «Запад» используются здесь не как географические, а как культурологические понятия. Египетская культура была глубоко традиционной культурой по своей сути и поэтому вполне справедливо отнести ее к восточному обществу (еще парадоксальнее то, что индейские культуры доколумбовой Америки, находящиеся западнее Европы, также можно определить как традиционные, а следовательно, восточные). История Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С V тыс. до н. э. (самого начала додинастического периода) и до начала I в. до н. э. — т. е. около 5 тыс. лет — существовала цивилизация Египта! Периодизация истории Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru 75 Египта представляет собой смену эпох Древнего Раннего царства (около 3100—2549 гг. до н. э.), Древнего царства (ок. 2649—2150 гг. до н. э.), Среднего царства (около 2040— 1640 гг. до н. э.), Нового царства (ок. 1552—1069 гг. до н. э.) и Позднего периода (10—6 вв. до н. э.). Завершается история Египта правлением династии Птолемеев (ок. 332— 30 гг. до н. э.). Именно в 30 г. до н. э. Египет стал частью Римской империи, а за год до этого последняя царица Египта Клеопатра и римский полководец Антоний покончили жизнь самоубийством, потерпев поражение в битве с войском Октавиана. Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами египетские жрецы, однако историкам пришлось немало потрудиться, чтобы уточнить даты и границы эпох. Это было достаточно трудно, поскольку египетские жрецы отсчитывали время, начиная с первого года правления нового фараона. Потребовалось сопоставить даты событий, описанных египетскими и античными историками. Египетская цивилизация не погибла в один год: 30 г. до н. э. — условная граница. Но после того как Египет стал частью Римской империи, он постепенно терял свою самобытную культуру. Территория Египта находилась под властью греков, римлян, византийцев, арабов, и коренной этнос исчезал, ассимилировался. (Для антропологов вопрос об этническом происхождении древних египтян до сих пор остается загадкой.) С распространением христи- анства вытеснялась вера египтян, жречество теряло свои позиции в обществе, как оригинальная самобытная цивилизация египетская культура погибла. Был забыт даже язык, поскольку знанием письменности обладали жрецы, а жреческая каста исчезала. Только спустя почти 2 тыс. лет, в середине XIX в., французскому ученому Франсуа Шампольону удалось после многих лет долгих усилий расшифровать египетские иероглифы и разгадать загадочные надписи на стенах пирамид и древних папирусах. Успех Шампольона не случаен. Африканские походы Наполеона были одновременно научными экспедициями 76 (император привез с собой в Африку историков!). Находка Розеттского камня — плиты, где содержалось сообщение о событии, записанное как с помощью греческого алфавита, так и египетских иероглифов, — помогла Шампольону и была для него огромной удачей. Социально-политическая структура Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду. Влиятельнейшей группой были жрецы, имевшие в отдельные периоды большую власть, чем сам фараон, а также богатая знать. Номархи (правители провинций), военачальники, министры, писцы следили за выполнением законов и собирали налоги. К низшим социальным слоям населения относились бедные сельские и городские жители, а также рабы. Египетское общество можно охарактеризовать как общество закрытого типа, социальная мобильность в нем практически отсутствовала. Светская власть не отделялась от религиозной: египетское государство можно определить как теократическое. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Фараон, соединявший в себе царя и бога, объединял высшую политическую и религиозную власть. Власть фараона была неограниченной и абсолютной: он занимался внешней политикой, законотворчеством (источником права являлся сам фараон), торговлей, нес ответственность за урожай и работу ирригационной системы. Ниже фараона по статусу находились номархи (вельможи — правители номов, провинций), чиновники, жрецы, писцы, ремесленники, крестьяне и рабы, роль которых, как считают современные историки, была невелика. Рядовой египтянин имел статус «неполноправного», т. е. землевладельцев, ремесленников одинаково именовали «слугами царя». Каждому из них еще в юности определялась профессия, с учетом профессиональных занятий семьи, и обычно на всю жизнь. В египетском обществе 77 Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru была жесткая социальная регламентация. В нем не существовало «лифтов» социальной мобильности, поскольку разделение труда по профессиям и их закрепление за определенными семьями и социальными группами (кланами) не давало возможности изменить социальный статус. По наследству, например, передавалась профессия писца, жречество также составляло особый клан. Любопытно, что в Египте чрезвычайно медленно развивались товарно-денежные отношения. Даже в эпоху Среднего царства денег как эквивалента товаров еще не было, они появились позже. Хотя все основные стороны политики государства определялись фараоном, реальное управление осуществлялась многочисленными чиновниками и писцами, отчитывавшимися о сборе налогов (в натуральной форме). Фактически в стране существовал обширный бюрократический аппарат, представленный чиновниками и жрецами, причем их функции часто пересекались, что позволяет квалифицировать египетское общество как теократию. Египет был разделен на провинции — номы, управлявшиеся номархами, у каждого из которых был свой собственный штат служащих. В I тыс. до н. э. Египет был одной из богатейших стран мира. Историк Л. Н. Гумилев, например, считал, что одной из причин экономического кризиса Римской империи стал импорт дешевого египетского зерна, сделавший экономически невыгодным сельскохозяйственное производство на Апеннинском полуострове. Французский ученый Ф. Бродель также отмечает чрезвычайно высокую эффективность сельскохозяйственного производства в Египте. Лишь в культуре Египта и у американских индейцев строились такие гигантские культовые сооружения, как пирамиды. Позволить себе отвлекать людские резервы и материальные средства на экономически бесполезные занятия могли народы процветающие, не озабоченные лишь проблемой питания. С точки зрения Броделя, строительство пирамид предполагало продуктивнейшее сельское хозяйство в Америке — его успешность была свя- зана с такой зерновой культурой, как маис, дающий вы- 78 сокий урожай, а в Египте — с исключительной плодородностью земель вдоль русла Нила и его дельты. Все благосостояние и процветание Египта было связано с великой рекой. Египтянами была разработана очень сложная ирригационная система, использовавшая разливы Нила. Работа ирригационной системы поддерживалась и обеспечивалась государством: лично фараон нес ответственность как за ее работу, так и за урожай. Предполагалось, что фараон способен влиять на погоду и на плодородие. Нил играл в жизни древних египтян такую огромную роль, что вошел в их мифы. Так, например, в мифе, объясняющем смену дня и ночи, рассказывается, как бог солнца Ра в своей золотой ладье днем проплывает по небесному Нилу, а ночью опускается в подземный Нил. Фараон был главнокомандующим, возглавлял в сражениях египетское войско. В армию фараона набирались лишь наиболее сильные и пригодные для военного дела люди, независимо от их социального положения. Служба в армии позволяла сделать карьеру, хотя и с огромным риском для жизни. Имея хорошо вооруженное войско, египтяне часто вели завоевательные войны, присоединяя территории и приобретая огромные богатства в виде поступающей дани. Величайшим фараоном-завоевателем Египта был Рамсес II, проживший около 90 лет и правивший 67 лет. Время его правления относится к XIII в. до н. э. |