Главная страница
Навигация по странице:

  • Жизнь простых людей

  • Третья черта — символизм

  • Четвертая черта — дидактизм.

  • Шестой чертой является рефлексивность, психологическая самоуглубленность средневековой духовной культуры.

  • Для культуры средних веков характерен также догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость.

  • История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
    АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    ТипУчебное пособие
    #12355
    КатегорияИскусство. Культура
    страница21 из 42
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   42
    253
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru нии людей, в разной степени мобилизуя их духовные силы и волю.
    Действительные нравы были
    «проще», грубее, примитивнее, как и сама эпоха — эпоха войн, грубой силы и откровенной,
    публичной похоти, которые проникали даже за стены монастырей.
    О последнем красноречиво свидетельствует реестр штрафов, которые уплачивались монахами в папскую казну за очищение от «грехов». Рыцари свои «грехи» замаливали, как правило, на старости лет, уходя в монастырь или проще: на умершего рыцаря надевали монашескую рясу. Этой же цели служили и пожертвования на церковь, участие в крестовых походах и т. д.
    Третьему же сословию, т. е. простому народу,
    Господь повелел трудиться, возделывая землю или торгуя плодами своего труда и тем обеспечивая существование всех. Естественно, выполнение всех перечисленных обязанностей в реальных исторических условиях требовало соответству- ющего образа жизни и деятельности. В связи с этим
    христианский образец человека
    трансформировался в сословные идеалы, которые так или иначе учитывали реальные воз-
    можности сословного человека.
    В этих условиях личная свобода человека не продвинулась дальше свободы выбора господина.
    Если в античном мире гражданин полиса ощущал свое единство с социальным целым в повседневной жизни, то средневековая целостность резко отличалась от полисной своей иерар- хичностью. Средневековый человек эту связь с целым ощущал лишь духовно, через Бога.
    Тем
    самым в средние века начался переход от рабовладельческого сообщества равных, свободных
    граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от этики государственности — к этике
    личного служения.
    Средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладания универсального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой культуры стал поворот к осмыслению проблемы
    становления
    человека как личности.
    254
    Существенным отличием средневекового общества являлось отсутствие личной свободы. В ранние периоды средневековья каждый человек был обречен соответствовать своей роли, предписанной социальным порядком. У человека не было никакой возможности перемещаться по социальной лестнице, из одного класса в другой, и, более того, человек едва мог перемещаться из одного города в другой, из одной страны в другую. За немногими исключениями он должен был оставаться там, где родился. Зачастую он не мог даже одеваться так, как ему нравилось, или питаться так, как ему хотелось. Ремесленник обязан был продавать свой товар за определенную цену, а у крестьянина было отведенное ему место на городском рынке. Член цеха не имел права передавать технические секреты своего производства кому бы то ни было за пределами цеха и был обязан допускать своих коллег по цеху к участию в каждой выгодной сделке по приобретению материалов.
    Личная, экономическая и общественная жизнь регламентировалась правилами и обязанностями, которые распространялись практически на все сферы деятельности человека, однако при этом он не был одинок и изолирован. Занимая определенное, постоянно, отведенное специально для него место в социальном мире, человек был прикреплен к какой-то структурированной общности; с самого начала его жизнь была наполнена смыслом, что исключало возникновение всяких сомнений. Личность, по сути, отождествлялась с ролью человека в обществе; это был крестьянин, ремесленник, рыцарь, но не индивидуум, который был вправе поступать сообразно своему вы- бору. Социальный строй рассматривался как естественный порядок, и, являясь определенной частью этого порядка, человек был уверен в своей безопасности, в принадлежности в нему.
    Конкуренция была сравнительно невелика. При рождении человек попадал в определенное экономическое положение, которое гарантировало ему определенный, ставший уже традицией жизненный уровень, хотя и влекло за собой экономические обязательства по отноше-
    255
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru нию к вышестоящим в социальной иерархии. Однако в пределах своей социальной группы человек имел возможность для достаточной свободы выражения собственной личности в труде и в эмоциональной сфере. Конечно, в эпоху средневековья не существовало индивидуализма в его современном смысле, подразумевающем свободу выбора жизненных путей (которая, надо признать, в значительной мере является абстрактным понятием), но нельзя отрицать, что
    конкретный индивидуализм в реальной жизни
    проявлялся в достаточной мере.
    Итак, средневековое общество, с одной стороны, было структурировано и давало человеку ощущение уверенности, а с другой — держало его в рамках или, скорее, в оковах. Однако эти оковы не имеют ничего общего с оковами авторитаризма и других последующих систем угнетения. Средневековое общество не лишало индивидуума свободы уже потому, что
    «индивидуума» как такового еще не существовало. Первичные узы между человеком и миром еще не были разорваны; он видел себя лишь через призму своей общественной роли, которая была одновременно и его естественной ролью, а понятия индивидуальной личности просто не существовало. Точно так же и любой другой человек не воспринимался как «индивидуум».
    Крестьянин, приехавший в город, был чужаком; даже. в границах одного города существовали разные социальные группы, воспринимавшие представителей других групп как чужих.
    Осознание человеческой индивидуальности, индивидуальной личности еще не было развито, впрочем, как и осознание того, что другие люди и мир вокруг являются чем-то отдельным.
    Итак, до XIII в. преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, не знающем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели. Средневековый человек выступал как «канонический», олицетворяющий обособление личного начала от
    256
    всеобщего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания.
    Средневековая ментальность такова, что человек отождествлял себя с какой-либо моделью или образцом, взятым из древних текстов — библейских, созданных первыми христианами или отцами церкви. Речь идет вовсе не о простом пиетете перед авторитетами прошлого.
    Человек может опознать себя только в том случае, когда он использует «фрагменты» других людей, взятых из соответствующих текстов. Так, припоминая наиболее критические эпизоды собственной жизни, французский богослов Абеляр подражает святому Иерониму. Он описывает, как разбиралось его дело церковным советом, используя почти буквально те же выражения, которыми в Евангелии рассказывается о приговоре, вынесенном Христу
    Синедрионом. О том, что личность Абеляра уникальна, не приходится и говорить, но он выражает себя по канонам XII в. Абеляр воссоздает свою индивидуальность, опираясь на архетипные конструкции. То же самое можно сказать и об Элоизе. Свою любовь к Абеляру она выражает ссылками на «Песнь песней». Она ощущает себя Корнелией, вдовой Помпея, которая после его поражения готова была принести себя в жертву, чтобы умилостивить богов.
    Элоиза намерена уйти в монастырь, чтобы оказать помощь супругу. Представитель средневековой культуры, составляя собственную апологию, станет порицать себя за беспре- дельную гордость и будет рассматривать собственные беды как справедливый Божий гнев, вызванный человеческими грехами. Так поступает, скажем, Абеляр. Незаурядная «личность» нелегко вписывалась в рамки средневековой культуры. Она казалась подозрительной даже в собственной самооценке.
    После XIII в. наметился мировоззренческий поворот, все более осознавались притязания отдельного человека на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цехо-
    257
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru вому коллективу, где личные характеристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом.
    Человек становился сословной личностью (в
    отличие от родовой личности античного мира), обретающей в рамках своей социальной
    группы определенную свободу.
    Следующий этап — выполнение человеком своих социальных ролей. Собственно говоря, в зрелом средневековье человек выступал не как личность, а как исполнитель социальной роли
    (купец, рыцарь, ремесленник), которая воплощается в профессии. Человек отождествлялся со своей профессией, а не занимался той или иной профессиональной деятельностью. Но в рамках профессии он все более получал возможность индивидуализации, реализации своих личностных способностей, что с неизбежностью способствовало осмыслению отношения человека со своей социальной группой как требующей разрешения проблемы, чего не могло быть в раннем средневековье. Канонический тип личности начал испытывать социальное напряжение под давлением развития форм общения людей в процессе становления буржуазных отношений. Чувствующая свою растущую самостоятельность в экономической сфере, личность все более стала осознавать свое противопоставление социальному коллективу.
    В позднем средневековье единство и иерархизованный порядок общества ослабевали. Росло значение капитала, индивидуальной экономической инициативы и конкуренции; возникла предпосылка для образования нового денежного класса. Все классы общества подверглись внедрению индивидуализма, который оказывал влияние на все сферы человеческой деятельности: на вкусы и моды, на искусство и философские учения, даже на теологическое мышление. Этот процесс имел различное значение для небольшой группы богатых и преуспевающих капиталистов, с одной стороны, и для крестьянства, и особенно для горожан среднего сословия, с другой. В последних новые веяния вселяли надежду на обогащение, но, что гораздо значительнее, вместе с тем они означали угрозу разруше-
    258
    ния их традиционного образа жизни, рождая беспокойство и страх.
    Тем не менее человек вырывается из феодального общества и разрывает те узы, которые одновременно обеспечивали ему чувство уверенности и ограничивали его. (Италии, по словам
    Буркхардта, принадлежит «первый опыт среди представителей европейской семьи в отноше- нии развития личности», а итальянец — это первый «индивидуум».) Возникает новый,
    буржуазный класс,
    представители которого были настроены на решительные преобразования и преисполнены инициативы, силы и честолюбия. При этом феодальное классовое расслоение утрачивает свое значение. Начиная с XIII столетия, аристократы и бюргеры жили вместе, за общими стенами городов; сословные различия начинали стираться, богатство становилось более существенным и уважаемым элементом, чем голубая кровь. В это же время стало расшатываться и традиционное социальное положение третьего сословия, появляется масса рабочих, которые подвергаются эксплуатации и политическому давлению.
    Как результат прогрессирующего разрушения средневековой социальной культуры, сформировался индивид в современном смысле этого слова. Впервые это покрывало сословности отбрасывается прочь в Италии, где зарождается объективизм по отношению к государству и человеческим действиям вообще, а рядом с этим возникает и быстро развивается и
    субъективизм
    как противопоставление, и человек, познав самого себя, приобретает
    индивидуальность
    и создает свой собственный внутренний мир.
    Тем не менее в течение всего средневековья этот мир был пропитан
    христианством.
    Оно возникло в I в. н. э. в условиях императорского Рима с его острыми социальными противоречиями и выступило как движение униженных и несчастных, проповедующее
    «грядущее избавление от рабства и нищеты». При этом христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей. Оно обращалось ко всем людям и народам, создавая вероисповедальную связь людей незави-
    259
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru симо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности — связь единоверцев. «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колос. 3 : 11). Новая религия упростила и гуманизировала культ, запретив жертвоприношения и отказавшись от жесткой регламентации поведения человека в быту. Сложная обрядность языческих религий создавала перегородки между людьми: люди разных религий не могли вместе ни есть, ни пить, ни свободно общаться. Теперь эти преграды были сняты. Вместе с тем христианская церковь не отказывалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновывала правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру.
    Христианство свершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох: идеи и образы различных религий Ближнего
    Востока, традиции греко-римской античной философии. При этом освоение существовавшей ранее философской и религиозной мысли шло в русле духовно-нравственных исканий эпохи, что придавало христианству особую привлекательность.
    Главная христианская ценность

    Любовь как связующая нить человека с Богом, как любовь к
    Богу, которая противостоит греховной и низменной плотской любви.
    Такую любовь трудно понять рационально. Если по древнему праву равного воздаяния следует «Око за око, зуб за зуб», а следовательно, и любовь за любовь, то потому и надо любить «ближнего», что он отплатит тебе тем же. Но Христос учит иначе: «А Я говорю вам любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»
    (Матф. 5 :44). Так формировался культ страдания как очищения и возвышения души.
    Главным догматом христианства является вера в единого всемогущего и всеблагого Бога, причем
    решающее значение для христианства имеет то представление о Боге, что Он есть Бог-Отец, Бог-
    Любовь, а люди

    дети Божии.
    Следу-
    260
    ющая кардинальная идея —
    боговоплощение, богочеловечение.
    Ее суть в том, что Бог-Отец в своей бесконечной любви к людям принял человеческое тело, жил по законам вещественного мира, страдал и умер как человек, будучи невиновным. Этой жертвой он искупил грехи людей и спас их для жизни вечной. Воплотившийся Бог есть Сын Божий, Спаситель (Христос). И поэтому прийти к Богу-Отцу можно только через веру в Христа. Наконец, еще одна очень важная идея христианства — это
    вера в Царство Божие
    (Небесное).
    Царство Небесное — это божественный
    мир, куда в конечном итоге должны прийти люди, чтобы соединиться с Богом для вечной
    блаженной жизни.
    Но уже на земле каждый человек может принять его в свою душу подвигом веры и любви («Царство Божие внутри вас»).
    Если принимать значение этих идей для культуры как способа культивирования (взращивание и распространение) ценностей, то очевидно, что
    христианство считает земное, видимое, природное
    существование несовершенным и подлежащим преодолению.
    Но это не значит, что оно отвергает всякие земные ценности. Во-первых,
    высшей земной ценностью оно утверждает душу человека.
    Она выше всяких земных благ и важнее мира в целом («что толку, если ты приобретешь весь мир, а душу потеряешь»). Разумеется, каждая душа заслуживает любви сама по себе, а не в связи с теми или иными достоинствами человека (талант, красота, щедрость и т. п.). Во-вторых, таким образом, утверждается в качестве ценности любовь человека к человеку. В-третьих, если душа важнее всех земных благ и мира в целом, и если любить другого человека следует не за что-то, а по-братски, значит еще одной ценностью, внедряемой христианством для культивирования, является свобода.
    Свобода, как высшее достояние человека, просвечивает через все идеи христианства.
    Но интенсивнее всего она, может быть, выражена в подвиге веры. Вера в Христа, в его пришествие, воскресение, в то, что он спас людей и весь мир, настолько не соответствует повседневной жизни, не согласуется с бессмысленными страданиями, гибе-
    261
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru лью огромного числа людей, болезнями, войнами, ничтожеством, низостью и т. д., и т. п., что принятие ее выглядит безумием.
    В христианстве образцом выступает человек
    смиренный, духовный, страдающий, жаждущий
    искупления грехов, спасения с Божьей помощью.
    В условиях господства эсхатологизма и психологии мессианства сущность нравственного идеала средневековой христианской идеологии можно представить единством
    Веры, Надежды и Любви.
    В этой триаде
    Вера
    выступает как особое состояние духа, как ведущая к Богу святая простота.
    Надежда
    олицетворяет идею спасения от греха с помощью Бога через загробное воздаяние, путь к которому — смирение, следование образцам освященного церковью поведения.
    Любовь
    пони- мается как любовь к Богу, как связь, устремление к нему человека.
    Всегда ли имело христианство в средние века абсолютно господствующее положение или ему противостояло, выступало альтернативой какое-либо другое явление? В период раннего средневековья, вплоть до X в. даже в таких официально христианских странах, как
    Англия,
    Франция, Италия,
    наряду с христианством сохраняли большое влияние языческие верования, для различных социальных слоев наблюдалась своя особая религиозность. Так, для знати более характерно формальное исповедание христианства и менее выражено сохранение язычества. Для простонародья — наоборот. В этот период были распространены случаи, когда даже церковное начальство, само варваризовавшееся или не способное бороться с дикостью магнатов и народа, шло на уступки в религиозной сфере и духовной практике. И все же несмотря на это «двоеверие» христианство в данный период уже явно преобладало над язычеством и к началу второго тысячелетия на большей части территории Западной Европы стало единственной религией. Это подтверждается и тем, что повсеместно началось строительство церквей, они появились при всех мало-мальски значительных приходах, нередко своими размерами превышая потребности прихожан.
    262
    Данный факт свидетельствует не только об экономическом подъеме, но и о повышении религиозного энтузиазма людей. Так, начиная с X в. и до эпохи Просвещения (конец XVII — начало XVIII в.) христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир. Тем не менее европейские философы и ученые давно говорили о существенном различии образа мышления, нравов и поведения
    христиан-господ
    и
    христиан-
    простолюдинов.
    В начале XX в. в результате этого возникла
    теория двух культур:
    аристократической и народной.
    А к настоящему времени заметное влияние приобрела точка зрения, что у единой средневековой христианской культуры существуют два полюса:
    ученая
    культура духовной и интеллектуальной элиты (образованного меньшинства) и культурные
    традиции простонародья, конденсированные в фольклорном творчестве («безмолвствующего
    большинства»).
    В связи с изучением роли христианства в средневековой культуре следует обратить особое внимание на так называемую народную культуру. Хотя простые люди не знали, не желали иметь другой религии и в большинстве своем с энтузиазмом принимали христианство, они в своем мировосприятии, самоощущении, своих мыслях, образах, чувствах, наконец, в поведении подчас до неузнаваемости преобразовывали христианское вероучение. Достаточно указать на так называемые народные суеверия, на популярность
    ворожбы, колдовства,
    которые со времен средневековья и по настоящее время используют в христианской религии: молитва-заклинание, крест-амулет, иконы и т. д. В жизни простых людей утверждаемый хри- стианством принцип «двумирности» — разделения мира и противопоставление в нем духовности и телесности, «верха» и «низа» — с трудом воспринимался обыденным созна- нием, которое сохраняло живую, непосредственную связь с природными корнями человека, прежде всего в сельском труде, в бытовых языческих (в основе своей аграрных)
    263
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru традициях. В повседневной жизни дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь «греха» и «грех» постоянно переплетались, сосуществуя как равно необходимые элементы. (Это ощущало и рыцарство, но оно официальной структурой общества и его идеологией обязывалось быть «высшим» сословием с возвышенными идеалами.) «Подлый люд» с обыденными заботами о хлебе насущном был социальным
    «низом», где неизбежно происходило заземление «высокого» и возвышение «низменного», что и проявлялось в нравах.
    Жизнь простых людей была пронизана религиозностью до мелочей, но сама эта религиозность подчас
    выглядела богохульством из-за потери дистанции между «божествен-
    ным» и «человеческим».
    К Богу относились как к человеку с его грубой натурой, были популярны непристойные песенки о евангельских персонажах. Сочетание скабрезности и богохульства было проявлением не развращенности этих людей, но скорее варварской детскости их восприятий и представлений. Этим объясняются и трагические перепады людских эмоций, например, от поклонения святым при жизни к осквернению их праха, чтобы стать обладателем реликвии.
    Высшим проявлением такого своеобразия средневековой культуры были
    народные праздники,
    в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалась в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре:
    «литургия наизнанку

    богослужение идольское»,
    «праздники дураков»
    и т. д. Это причудливое, гротескное мироощущение проявлялось не только в народной
    смеховой культуре,
    но и в официальной христианской культуре, к созданию которой непосредственный доступ имел простой человек. Например, в сред- невековой
    мистерии (театрализованное жизнеописание Христа),
    в книжной графике, в скульптуре и росписи храмов в серьезные евангельские сюжеты вплетались «шалости», дьявольские буффонады, сатирические жанровые сценки (эти комедийные сценки так и назывались фарс —
    264
    «начинка»),
    фольклорные образы диковинных зверей, вурдалаков и т. д. Церковь пыталась бороться с этим, но оказалась бессильна.
    Наличие фольклорной культуры представляет собой весьма явную мировоззренческую оппозицию ортодоксальному христианству. Его мировоззренческой осью становится вероисповедальная христианская связь единоверцев, их духовно-нравственных исканий.
    Христианство все идеалы, которые воодушевляли античность — радость земного бытия, чувственное, любовное восприятие реального мира, представление о человеке во всей его мощи и славе, осознание его прекраснейшим увенчанием природы, — заменило стремлением к загробному существованию, умалением человека, сведением его к греховному существу, порицанием всех телесных радостей, ужасом перед неразгаданными силами природы.
    Переход
    от античного атлета, живущего в гармонии с миром, земными радостями, к аскету,
    устремленному к духовному единству с Богом, являл собой новый уровень духовного
    самосознания человека.
    Главной чертой
    духовной
    культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности. Языческие религии были не готовы к этому, но и большие массы людей тоже не были способны стать аскетами манихейского типа. Христианство явилось своего рода
    золотой серединой, компромиссом духа и плоти,
    ибо при всей своей спиритуалистичности
    Христос воскресает как телесное существо, имеющее плоть и кровь, которое можно пощупать
    (Фома Неверующий). Кроме того, один Бог лучше понятен человеку, имеющему одного хозяина (сеньора).
    Второй чертой является традиционализм, ретроспективность. Чем древнее, тем подлиннее — вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассмат-
    265
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru ривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность.
    Третья черта — символизм, когда текст (Библия) дает повод для размышлений, толкований. Вся интеллектуальная культура средневековья экзегична:

    первый этап экзегезы — семантический анализ текстов Библии, отцов церкви;
    — второй — концептуальный анализ (смысловой);
    — третий — спекулятивный, когда автор получает возможность высказывать собственные
    мысли, маскируя их авторитетными суждениями.
    Четвертая черта — дидактизм. Деятели средневековой культуры — прежде всего проповедники, преподаватели богословия. Главное в их деятельности — не просто уяснить себе величие божественного замысла, но передать это другим людям. Отсюда особое внимание уделяется фор- мам интеллектуальной деятельности — дискуссиям, искусству аргументации, связям учителей и учеников.
    Для средневековой духовной культуры характерна также
    универсальность, энциклопедичность
    знания,
    когда главным достоинством мыслителя является эрудиция. Отсюда — создание компиляций, «сумм» (яркий пример — «Сумма теологии» Фомы Аквинского).
    Шестой
    чертой
    является
    рефлексивность,
    психологическая
    самоуглубленность
    средневековой духовной культуры. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения (смотри, например, «Исповедь»
    Августина).
    В качестве седьмой черты следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. (Шеллинг рассматривал христианство как откровение Бога в истории.) В отличие от античной цикличности времени, средневековье проникнуто ожиданием
    266
    Страшного суда, стремлением к конечной цели, размышлениями о судьбе человека, мира в целом
    (эсхатологизм).
    С XIV в. начинается победоносный путь мирской, прежде всего — городской жизни, в которой зреют торгово-промышленные отношения, разлагающие стремление к религиозно-синтетическому освоению всего мира, рождающие настроения самостоятельности, отдельности, индивидуализма, заземленности жизни человека. Это формирует предпосылки идеологии исторического прогресса уже не по религиозному, но по интеллектуальному (разум) или нравственному (свобода) критериям.
    Наконец, следует отметить такую черту, как иерархичность духовной сферы. Она проявляется в постановке проблемы отношения знания и веры, которая активно обсуждается богословами и философами. Именно философия стала средством, которое очень своеобразно
    «ограничивало»
    христианскую религию изнутри.
    Действительные взаимоотношения между философией и религией, а также представления о них у духовной элиты общества очень серьезно определяли жизнь средневековой культуры в целом.
    Принципиальные решения этой проблемы были выработаны еще в первые века христианства апологетами и отцами церкви. На латинском Западе очень рельефно выступили две взаимоисключающие точки зрения. Один из крупнейших западных апологетов Квинт Тертуллиан еще в конце II в. настойчиво и бескомпромиссно проводил мысль, что
    вера исключает разум и не
    нуждается в нем: Вера в Христа и человеческое разумение несовместимы.
    Поэтому, чтобы прийти к Богу и принять христианское вероучение, не нужна никакая философская ученость — достаточно одного простодушия. Значительно более сбалансированную точку зрения выработал крупнейший христианский мыслитель Аврелий Августин (354—430), выдвинув и всесторонне обосновав мысль, что вера и разум — это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.
    Разум есть мышление с
    пониманием, а вера —
    267
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    мышление с одобрением (или «согласное понимание»).
    Отсюда вывод, что вера дает разуму истины, которые он должен затем прояснить, а в проясненные истины человек крепче верит.
    Правда, религиозные истины человек не может в принципе прояснить до конца. Однако он должен любить божественную мудрость и стремиться понять ее. Поэтому в земном существовании относительной мудрости человеку доступна только любовь (стремление) к ней

    философия.
    Это отождествление Августином знания божественных истин при земном существовании человека с философией послужило основанием для развития модного течения средневековой философии — схоластики. Его представители (Северин Боэций, Иоанн Скот Эриугена,
    Альберт Великий, Пьер Абеляр, Давид Динанский, Роджер Бэкон, Фома Аквинский) отстаивали мысль, что разум необходим или желателен для веры, а философия или тождественна религии (Эриугена), или необходима для нее (Боэций, Абеляр), или весьма полезна (Альберт Великий, Фома Аквинский).
    Однако, когда в IX в. влиятельнейший мыслитель Эриугена стал всесторонне обосновывать идею о тождестве истинной философии и истинной религии, на нее вскоре появилась реакция
    — идея
    независимости веры от разума, ее абсолютного превосходства, и на этом основании

    ненужности философии для религии.
    Активнейшим проводником этой концепции в XI в. стал Бернар Клервоский. Официальные церковные круги больше склонялись к позиции
    Бернара. Разразился длительный спор между одной и другой сторонами, который нередко заканчивался для схоластов личной трагедией (Абеляра жестоко преследовали, Давид
    Динанский и Сигер Брабантский были убиты).
    Серьезная попытка примирить веру с разумом через онтологическое доказательство бытия
    Бога была сделана в XI в. епископом Ансельмом Кентерберийским. Чуть позже поднять роль разума в обосновании религиозных догм («понимаю, чтобы верить») стремился Пьер Абеляр.
    Наконец, в XIII в. Фома Аквинский соглашается, что воз-
    268
    можно
    частичное обоснование веры с помощью разума, и, по сути, восстанавливает арабскую
    теорию двойственности истины.
    Идею
    «двух истин»
    впервые сформулировал Сигер Брабантский. Он пытался доказать, что философия дает свою истину, которая говорит о мире и добывается с помощью естественного человеческого разума. А у религии — своя истина о Боге, и получена она людьми через откровение. Поэтому религиозные и философские истины не следует сопоставлять. Хотя
    Фома Аквинский попытался оспорить это учение и проявил незаурядный талант, доказывая зависимость философии от религии, все же в течение XIII и XIV вв. теория «двух истин» усиленно развивалась и к середине XIV в. приобрела широчайшую популярность. Причем восторжествовала самая радикальная ее форма, которую выдвинул Уильям Оккам. Он обосновал мысль, что
    между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть
    в принципе ничего общего. А поэтому они полностью независимы друг от друга и не должны
    контролировать друг друга.
    В дальнейшем с творчества Роджера Бэкона, считавшего, что синтез веры и знания не удается ни со стороны веры, не желающей подчиняться разуму, ни со стороны знания, сторонящегося мистической природы веры, начинается относительно самостоятельное существование веры и знания, пора двойной истины и двойной жизни.
    Дальнейшая история духовной культуры показала, что не религия была очищена от притязаний разума и философии, а наоборот, разум был освобожден, чтобы стать самодостаточным. А будучи таковым, он вскорости разработал совершенно
    безрелигиозную
    и больше того —
    антирелигиозную
    философию. По этому поводу в отношении средневековой культуры может быть высказано интересное предположение: та самая духовная элита, которая распространяла христианство и его ценности, создала культурные предпосылки для последующей борьбы с христианством и формирования атеистической культуры. Одна из главных таких предпосылок — культивирование в
    269
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    качестве высшей ценности естественного человеческого разума.
    Становление буржуазных экономических отношений и связанная с этим растущая заземленность мировоззренческих интересов человека дают импульс развитию знаний, называемых научными. Средневековая наука выступает как осмысление авторитетных данных
    Библии.
    По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не
    имеет своей целью познание Бога.
    В схоластическом идеале средневековый разум нацелен на понимание божественного замысла. В понимаемой таким образом науке открытия как бы и не предполагались, так как истина в принципе была дана Богом в Библии, конкретизирована в трудах отцов церкви.
    Средневековая наука разделяется на низшую, основанную на
    познавательных способностях человека, и высшую — хранительницу божественного
    откровения.
    Главным методом познания в этих условиях является постижение смысла божественных символов. Мир в средневековье рассматривался как книга, написанная Богом, которую надо воспринять.
    Второй важнейшей особенностью средневековой науки является
    ориентация не на причинно-
    следственные связи между вещами, а иерархические, когда идет поиск небесных
    «прототипов» земных вещей.
    Познание выступает как обнаружение связи между вещью и стоящей за ней высшей реальностью, а не между вещами самими по себе. Их «отдельность» понимается как символ «целостности», божественности. Мир не нуждался в особом объяснении — он воспринимался непосредственно, логика и мистика не противоречили друг другу, первая служила мистическому восприятию «тайны божией».
    Целостность средневекового мира олицетворялась Богом, он определял судьбу вещей, а не их отношения с другими предметами мира, в котором не было объединяющего начала и Бог выступал своего рода интегратором. В средневековой науке не было представлений о
    «самозаконности»
    мира, не было почвы для идеи о законах природы, чисто вещные, не одухотворенные Богом связи не обла-
    270
    дали авторитетом истины. Бог стоял за вещами природы, как мастер за созданной им вещью.
    Отсюда схоластическое книжное изучение мира, комментирование трудов известных теологов, античных мудрецов в отрыве от жизни (так, например, обсуждение вопроса о пятнах на Солнце осуществлялось как анализ трудов Аристотеля без специального наблюдения за звездой).
    В этих условиях ведущими науками были, естественно, богословие и схоластическая
    философия, а главным авторитетом (после, разумеется, Бога) являлся Аристотель,
    которого даже сравнивали с Христом в науке.
    Наука в средние века опиралась главным образом на абстрактное мышление. При непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения; видела свою цель не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания, не вмешиваясь в естественный ход событий и не руководствуясь соображениями практической пользы. (В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки нового времени, так и средневековой техники, ведь именно последняя была первоначально носителем духа преоб- разования, который в XVI—XVII вв. стал доминирующим и в науке. Следует при этом помнить, что средневековая техника пронизана интеллектуальным началом, это выражено в изречении Бенедикта Нурсийского «Ora et labora». Техника должна облагораживать труд, а труд — жизнь.)
    Но потребности хозяйствования побуждали изучать почвы, металлы, наблюдать природу, делать физические и химические опыты и т. п. В этих условиях возрастала роль экспериментального отношения к миру. Развитие естественных наук стало выдвигать эксперимент на место авторитета. Противоречивость этой ситуации ярко проявилась в одной из ведущих наук средневековья — алхимии. Будучи неистовыми экспериментаторами, алхимики видели выход к новому знанию только через откровение в ходе мистерии как особого состояния сознания. Задача ученого —
    «расколдовывание» мира, поиск способностей
    видеть
    271
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    открытия, а собственно химические опыты являлись как бы реализацией, демонстрацией
    увиденного в мистическом озарении.
    Настоящий алхимик стремился не получить золото, но найти способ его получения.
    Несмотря на такую идеологию научного поиска, в эпоху средневековья в Европе были изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты, вплоть до анатомических.
    По мере развития практики хозяйствования,
    накопления опытных знаний кредо Августина «Верую, чтобы понимать», неуклонно
    вытеснялось новым «Понимаю, чтобы верить»
    (П. Абеляр). Это готовило почву для скачка в развитии экспериментальных наук, новой идеологии объективности научного познания.
    Рассмотренное научное мировоззрение реализовывалось и в системе
    образования.
    Прежде всего оно выступало как образование религиозное — в соборных (приходских) монастырских школах, где ученики читали и комментировали Библию, труды отцов церкви. Богословские знания доминировали и в светском образовании (городские школы), а также в университетах, появившихся в XI в. Однако к XV в., когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богословия изучали право, медицину, искусство, а в дальнейшем — и естественные науки.
    В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым были положение и роль
    искусства,
    обусловленное его взаимоотношениями с христианской идеологией, отвергавшей идеалы, воодушевляющие античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса), разрушая античную гармонию тела и духа, человека и земного мира.
    Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему,
    божественному,
    их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности.
    272
    Переход из пространств внешнего мира во внутреннее «пространство» человеческого духа — вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина
    «Не блуждай вне, но
    войди вовнутрь себя».
    Этот переход нагляден в храмовом зодчестве. Если античный храм был местом для Бога, а грек молился рядом, то средневековый собор принимал в себя верующего, воздействовал на него не столько внешним обликом, сколько внутренним убранством. В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор, воплощающий идею римской базилики. По словам французского ваятеля Родена,
    романская архитектура «ставит
    человека на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание,
    олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность».
    С конца XIII в. ведущим становится рожденный городской европейской жизнью готический стиль.
    За легкость и ажурность его называли застывшей или безмолвной музыкой,
    «симфонией в камне».
    В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 м. Шедевры этого стиля — соборы
    Парижской богоматери, Реймский, Кельнский.
    В эпоху, когда подавляющему большинству было недоступно непосредственное обращение к
    Библии (ее перевод с латинского появился лишь в XVI в.), главным языком христианства являлись изобразительные виды искусства, в цельной, образной форме дающие представления о красоте божественного: живопись выступала как немая проповедь.
    Главным жанром была
    иконопись.
    Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным массам. Но иконы, изображающие Бога, святых, мадонн, были глубоко символичны, чтобы притупить их чувственный, телесный образ. Изображения
    273
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru должны были восприниматься как воплощение Божественного, не будить земных переживаний, показывать мировую скорбь Бога о своих грешных и страдающих детях. Главным в изображении являлись глаза (зеркало души), фигуры часто оторваны от земли. Средневековое изобразительное искусство в своей символичности давало ирреальную трактовку пространства (например,
    обрат-
    ная перспектива)
    для большего воздействия на зрителя. Художники пренебрегают фоном, из живописи на долгое время исчезает пейзаж (христианство не уделяет природе внимания, в Библии она упоминается очень редко).
    Кроме икон, изобразительное искусство средневековья представ-
    лено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.
    Средневековая литература носит религиозный характер,
    преобладают произведения, построенные
    на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке.
    Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основные виды — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о
    Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествует над мраком.
    Особым явлением была
    рыцарская литература,
    воспевающая дух войны, вассальное служение, поклонение прекрасной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах, эти произведения использовали разговорный живой язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о
    Роланде» прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.
    При всей устремленности к потустороннему миру набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Поэты собирали народные песни, сказания. В высокой литературе растущее внимание к человеку блестяще выражено Данте. В «Божественной комедии» он показы-
    274
    вает грешников как людей, тоскующих о земной жизни, проявляет интерес к человеку, его страстям: «Вы созданы не для животной доли, но к доблести и знанью рождены».
    Основу
    музыкальной культуры
    составляло
    литургическое пение,
    восславляющее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединяющих стихотворный текст с песенной мелодией.
    Канонизированная
    музыка —
    григорианский хорал — включала в себя также песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря. Другой пласт музыкальной культуры связан с идеологией рыцарства
    (куртуазная лирика трубадуров),
    а также творчеством профессиональных
    музыкантов-
    менестрелей.
    В целом для средневекового искусства характерны искреннее почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства внеэстетическим (религиозным) идеалам, воплощение идеи иерархии. В произведениях искусства, прежде всего в зодчестве, а также скульптуре, отразилось изменение основ культуры человечества. Первоначальный хаос в восприятии мира сменился стройностью в мыслях и представлениях, основанных на жизни и труде крестьянина-землепашца. При этом иерархия в об- щественной жизни стала переноситься на представления о мире вообще, изменились взгляды как на пространство, так и на время.
    Искусство средневековья характеризуется традиционализмом,
    неразвитостью личного начала, но вместе с тем оно показывает, что средневековая культура
    выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а подлинное живое движение.
    Подводя итоги всему сказанному, важно подчеркнуть, что средневековая культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и христианством. Мировоззренчески это выражалось в систематизирующей роли идей теоцентризма (основная черта), креационизма и фатализма, необходимости экзегезы. Господствующий принцип типизации был произведен от христианской идеи Бога как носителя всеобщего, универсального начала.
    275
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Для культуры средних веков характерен также догматизм, авторитарность системы ценностей,
    идейная нетерпимость.
    Средневековая культура глубоко противоречива, в ней сочетаются раздробленность бытия,
    когда каждый народ имеет свой уклад жизни, — и
    тяга к Всеединству
    (град Божий на земле);
    прикрепленность человека к земле,
    своей общине, поместью — и
    христианская универсальность
    человека,
    чуждая идее национально-сословной ограниченности;
    страдальческое отречение от
    мира

    и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы).
    Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мироощущении людей, величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством... — переворот
    Возрождения.
    Литература
    1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Л., 1972.
    2. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,
    1990.
    3. Дюби Ж. Европа в средние века. См., 1994.
    4. Карсавин Л. П. Культура средних веков. Спб., 1918.
    5. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1980. -
    6. Культура и искусство средневекового города. М., 1984.
    7. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   42


    написать администратору сайта