Главная страница
Навигация по странице:

  • Джеймс Максвелл

  • Альберт Эйнштейн

  • Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора.

  • Дмитрием Ивановичем Менделеевым

  • Т. Швана, генетической наследственности Грегора Иоганна Менделя

  • И. П. Павлов

  • (Эванс

  • О. Райт

  • А. С. Попова и Г. Маркони

  • В политике

  • Литература 1. Гвардини Р.

  • История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
    АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    ТипУчебное пособие
    #12355
    КатегорияИскусство. Культура
    страница31 из 42
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   42
    Майклом Фарадеем (1791— 1868) явления электромагнитной дуги, Джеймс Максвелл (1831—1879) предпринимает исследование электромагнитных полей, разрабатывает
    электромагнитную теорию света.
    Анри Беккерель,
    Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, изучая явление радиоактивности, поставили под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии. В начале XX в. Макс Планк установил, что энергия выделяется отдельными пучками-квантами, а Альберт Эйнштейн приступил к разработке
    теории относительности.
    Физическая наука проделала путь от атомной теории материи Джона Дальтона — к раскрытию сложной структуры атома. После обнаружения Дж.
    Дж. Томпсоном в 1897 г. первой элементарной частицы электрона последовали
    плане-
    375
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    тарные теории строения атома
    Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора.
    Развиваются междисциплинарные исследования —
    физическая химия, биохимия, химическая
    фармакология.
    Если сформулированный в 1869 г. Дмитрием Ивановичем Менделеевым
    периодический закон химических элементов
    установил зависимость между их атомными весами, то открытие
    внутреннего строения атома
    выявило связь между порядковым номером элемента в периодической системе и числом электронов в слоях оболочки атома.
    В биологии появляются
    теории клеточного строения
    всех организмов Т. Швана,
    генетической
    наследственности
    Грегора Иоганна Менделя, опираясь на которые Август Вейсман и Томас
    Морган создали
    основы генетики.
    Основываясь на исследованиях
    в области физиологии высшей
    нервной деятельности,
    И. П. Павлов разработал
    теорию условных рефлексов.
    Подлинную революцию в науке произвели книги великого ученого-натуралиста Чарльза Дарвина
    «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871), которые иначе, чем христианское учение, трактовали возникновение мира и человека.
    Достижения в области биологии и химии дали мощный толчок развитию медицины. Французский бактериолог Луи Пастер разработал
    метод предохранительных прививок
    против бешенства и других заразных болезней,
    механизм стерилизации и пастеризации различных продуктов,
    заложил основы
    учения об иммунитете.
    Немецкий микробиолог Роберт Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и других болезней, создали против них лекарства. В арсенале врачей появились новые лекарственные препараты и инструменты. Врачи стали применять аспирин и пирамидон, был изобретен стетоскоп, открыты рентгеновские лучи.
    Естественнонаучный прогресс повлиял и на гуманитарные науки, многие из которых переходят на позиции
    биологического редукционизма.
    Это коснулось отдельных направлений
    этнологии,
    психологии,
    и в особенности возникшей в конце века
    социологии.
    В философской по-
    376
    лемике сталкивались различные школы, течения и теории —
    неокантианство, прагматизм,
    «философия жизни», позитивизм, интуитивизм
    и др.
    Отмечая в целом небывалый количественный рост научных открытий как одну из определяющих характеристик XIX столетия, нельзя не указать и на происходящие в науке качественные изменения. Речь пойдет об изменении в соотношении функций науки —
    воспитательной, позна-
    вательной и прикладной.
    Если раньше роль первой функции была весьма значительна, то в XIX в. соотношение меняется в сторону двух последних. Объем знаний и их техническое применение бесконечно возрастают, а воспитательная ценность науки падает.
    Принцип пользы транс-
    формирует понятие истины — «истина суть то, что удобно и полезно».
    Девизом науки становится «Savoir pour prévoir, prévoir pour pouvoir» (знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать). Связь научного и технического прогресса становится нераздельной.
    Как только не называли современники XIX в.! «Машинный век», — и это совершенно правильно, ведь именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни» (1765) человечество шагнуло к первому современному станку из металла (1800,
    Моделей), а от него — к автоматическому ткацкому станку Жаккара. XIX в. называют «эпохой стали», — именно тогда уровень производства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево. Если XVII—XVIII вв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается
    эпоха пара.
    В 1784 г. Дж. Уатт изобрел
    паровой двигатель.
    А уже в
    1803 г. появляется
    первый автомобиль с паровым двигателем
    (Эванс, США, Тревитик, Англия).
    17 августа 1807 г. совершилась пробная поездка парохода Фультона «Клермон», а в 1814 г. появился на свет паровоз Дж. Стеффенсона. Паровой двигатель нашел применение в сель- скохозяйственной технике (паровой плуг, локомобили), строительстве (паровой каток, подъемные механизмы) и т. д. XIX в. называют также веком железных дорог. От 50 км железнодорожного пути, проложенного между Ман-
    377
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru честером и Ливерпулем в 1829 г., стальные рельсы в 1912 г. протянулись на 1 080 000 км.
    Революцию в средствах транспорта дополнило развитие морских сообщений. Благодаря пару плавание перестало зависеть от силы ветра, и преодоление океанического пространства совершалось во все более и более короткие сроки. В конце XIX в. появляется автомобиль Г.
    Даймлера и К. Бенца (1886, Германия), имеющий высокоэкономичный двигатель, работающий на жидком топливе (Н. Отто, Р. Дизель), а в 1903 г. — первый самолет братьев
    У. и О. Райт (США). Параллельно шло строительство и совершенствование дорог, мостов, тоннелей, каналов (Суэцкий канал, 1859-1869)
    XIX век — это век электричества. После открытия В. В. Петровым явления электрической дуги С. Морзе изобрел электрический телеграф (1832), а А. Бэлл — телефон (1876), а Т.
    Эдисон — фонограф (1877). Последний сделал за свою жизнь заявки на патент 1093 изобретений и к 1882 г. стал «королем электричества». Появляются радиоприемники А. С.
    Попова и Г. Маркони, кинематограф братьев Люмьер (1895). Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концу века метро функционировало уже в
    Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, Париже и других городах. Жизнь человека радикально изменилась.
    Благодаря открытиям и изобретениям техническое господство над пространством, временем и материей выросло безраздельно. Начался небывалый пространственно-временной рост цивилизации — в духовный мир человека входили новые территории и новые пласты прошлого. Познание раздвинуло свои границы вглубь и вширь. Одновременно возникли и новые способы преодоления времени и пространства — новая техника с ее скоростями, средствами связи способствовала тому, что человек смог вместить в себе больший отрезок космического, любую точку планеты. Вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, все пришли в соприкосновение со всеми. Мир качественно преобразился.
    378
    Политическая культура
    Со времен американской Войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав личности считалась важнейшей задачей демократических государств. Доктрина народного суверенитета, в соответствии с которой верховная власть принадлежит народу, доверившему ее своим представителям, образовала остов модели политической системы, утвердившейся в большей части развитых стран Европы и Америки.
    Высшим представительным учреждением, выражающим интересы народа и осуществляющим его волю, стали избираемые населением парламенты (конгресс в США, рейхстаг в Германии, парламент в Англии, Дума в России, и т. д.), которые чаще всего состояли из двух палат. Пар- ламентский режим действовал в различных политических системах — как в республиках
    (Франция и др.), так и в конституционных монархиях (Англия и др.) Парламентам принадлежала законодательная власть, а исполнительную осуществляли правительства, возглавляемые президентом, премьер-министром, канцлером и т. д. Кроме того, действовала независимая судебная власть.
    Важной составляющей политической жизни Европы стали идейно-политические движения — либерализм, консерватизм, социализм и политические партии.
    Принципы либеральной
    доктрины,
    сформулированные еще Локком и развитые французскими просветителями, находят широкое применение в самых различных сферах. В экономике
    это защита
    частной собственности, свободного предпринимательства, рынка, в сочетании с
    проведением идеи невмешательства государства в экономику.
    В социальной сфере
    принцип равенства возможностей, отказ от грубоуравнительной трактовки равенства,
    отстаивание самоценности индивида и его личной ответственности за принятие решений.
    В политике — уже знакомый нам
    принцип разделения властей, признание равенства в правах
    и свобо-
    379
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    дах, свободных выборов всех институтов власти, в идеологии — свободный обмен мнениями, право на
    борьбу идей.
    Консерваторы
    (от лат. — «сохраняю») стремились к сохранению старых, добуржуазных порядков и учреждений, укреплению общественных устоев — семьи, социальной иерархии, монархии и т. д.
    Либеральной идее
    все люди рождаются свободными и равными в правах
    они противопоставили другой принцип —
    все люди имеют равные права, но не одни и те же блага.
    Наиболее известные представители этого направления — автор данной формулы Жозеф де Местр, К. Меттерних, Б.
    Дизраэли и др. К концу века происходит трансформация этих принципов — либералы отказываются от идеи невмешательства государства в экономику и становятся на путь буржуазного реформаторства, а консерваторы осознают неизбежность буржуазных преобразований.
    Социалисты
    (от лат. — «общественный») стремились заменить буржуазное общество другим, основанным на общественной собственности и справедливом распределении. Диапазон социалистического движения необычайно широк — от различных вариантов утопического социализма, анархизма до марксизма. Идея революции, благополучно забытая либералами, была подхвачена ими и трансформирована радикальным образом в контексте социалистических доктрин. Марксизм, в частности, видел всемирно-историческую миссию пролетариата в насильственном революционном свержении буржуазного строя и построении бесклассового коммунистического общества. Другие, более мирные течения социализма, придерживались эво- люционного пути развития посредством реформ.
    Каждое из этих течений — консерватизм, либерализм, социализм — было организационно оформлено в политические партии. В Великобритании соперничают консерваторы и либералы, во
    Франции — монархисты и республиканцы, в Германии — консервативная, национально- либеральная и католическая партии, в США — республиканская и демократическая партии.
    Повсеместно возникают социал-
    380
    демократические партии, профсоюзы. В результате соперничества партий, парламентской и внепарламентской борьбы идет совершенствование социального законодательства и парламентской системы — были проведены реформы избирательной системы, признана законной деятельность профсоюзов, отменены ограничения на проведение стачек, приняты законы об ограничении рабочего дня и охране детского труда и т. п.
    Таким образом, политическая культура в XIX в. достигает своих зрелых форм. Хотя либеральная доктрина сохраняла за собой ведущие позиции, в целом был накоплен богатый опыт политической борьбы, сформулированы и апробированы важнейшие нормы и принципы правового государства.
    Мораль и религия
    Величайшим моральным авторитетом в начале XIX в. остается Иеремия Бентам. К его мнению прислушиваются коронованные особы. Так, русский император Александр I предписывал созданной им комиссии по законодательству во всех спорных случаях советоваться с англичанином. А мадам де Сталь была просто уверена в том, что время, в которое ей довелось жить, потомки назовут не веком Бонапарта, а веком Бентама.
    Известно, что в новое время средневековой христианской морали и рыцарской этике был противопоставлен идеал человека, который всем обязан самому себе, своему труду, личным заслугам, человека, который стремится к земному благополучию, а не мечтает о лучшем месте в мире ином, измеряет добродетель не самоотречением, а пользой. В XIX в. данные ценности сохраняют свою привлекательность в буржуазной среде. Но в связи с тем, что буржуазная активность теперь обретает новые формы, появляется и новый буржуа. В отличие от старого бережли-
    381
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru вого, ограничивающего свои потребности, не благоволившего к техническим новшествам, заботившегося о качестве товара, осуждавшего заманивание клиента рекламой и более низкими ценами, — новый буржуа маниакально поглощен предприятием и приносимыми им прибылями, мало озабочен качеством производимого товара. Перестают цениться бережливость и умеренность, чаще всего буржуа предпочитает ни в чем себе не отказывать и жить в роскоши. В жестокой конкуренции для него все средства хороши — от рекламы до прямого подлога. Наконец, если в предшествующие исторические эпохи буржуа гордился своей принадлежностью к трудовому третьему сословию, то теперь он стремится обрести различные титулы (титул лорда получил Дизраэли, титулы баронов — Крупп и Сименс и т. д.). Означает ли это, что исчезают традиционные буржуазные добродетели? Нет, но они как бы объективируются и с отдельного человека переносятся на предприятие. Теперь фирма должна быть их воплощением, т. е. быть солидной, кредитоспособной и т. д.
    В течение века происходят существенные изменения в этикете, который становится не только более демократичным, но и более утилитарным. Еще якобинцы пытались пересмотреть этикетные нормы. Так, они предпочитали обращение на
    ты
    обращению на
    вы,
    предписывали снимать головной убор лишь на публичных выступлениях. От этих этикетных норм класса, идущего к власти, отличается этикет победившей буржуазии. В его основе — этикетные формы регуляции дистанции между свободными партнерами купли-продажи. Тот факт, что продавец товара полностью зависит от покупателя («покупатель — король рынка»), находит отражение в необходимости однонаправленного соблюдения этикетных норм — это продавец товара должен быть вежливым, обходительным и т. д., что совершенно не требуется покупателю. Коммерческая установка пронизывает и отношения равноправных партнеров, когда внимание оказывают лишь тем, кто полезен. Даже непроизводственная сфера пронизана этими установками. М. Оссовская подметила, что даже пригла-
    382
    шения на званые вечера с указанием часа прибытия и времени убытия гостей напоминают собой торговые контракты. Налицо, таким образом, инструментальное, утилитарное использование человека через этикет.
    Происходящие в моральной сфере изменения явились отражением дальнейшего упрочения принципов утилитаризма в западном мышлении. Г. Спенсер (1820—1903) в своей книге
    «Основания этики» доказывал, что мораль изначально основана на принципе пользы и, будучи переваренной клетками мозга и переданной по наследству, она превращается в механизм, обслуживающий сложно-организованное общество. При этом утилитаризм не счи- тает для себя обязательными требования гуманизма и потому зачастую прогресс осуществляется ценою свободы и счастья отдельных людей. По сути те же принципы нашли свое отражение и в марксизме, где вера в прогресс уже совершенно освободилась от этических норм и стала механической. Место нравственности было определено в надстройке, всегда зависимой от социально-экономических изменений и классовых интересов.
    Всеобщее притупление нравственного чувства и в известной степени —
    падение
    нравственных ценностей было связано не только с распространением философского и соци-
    ологического имморализма, влияющего на достаточно ограниченный круг людей, но в гораздо
    большей степени —
    с изменением места и роли христианской религии и церкви в европейском обществе. Процесс «расколдовывания мира», неуклонно идущий в культуре, начиная с эпохи
    Возрождения, приходит к своему логическому завершению.
    Чисто внешне мало что изменилось: люди ходили в церковь, молились. В религиозном духе воспитывали своих детей. Церковь увеличивала число прихожан, богословы истолковывали
    Священное писание применительно к изменившимся реалиям современного мира. Однако из общественного сознания уходит то, что составляет суть любой религии — вера в сверхъестественное. Научная революция заставила усомниться в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении
    383
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Божественного промысла, в чудесах непорочного зачатия, физического воскресения из мертвых, и т. д. и т. п. Христианская вера в Бога, проявляющего свою волю через откровение и благодать, оказалась совершенно несовместимой с картиной мира, создаваемой наукой.
    После знаменитого оксфордского дебата, состоявшегося в 1860 г. между епископом
    Уилберфорсом и ближайшим последователем Ч. Дарвина Т. Г. Гексли, ставшего знаковой победой дарвинизма, наука добилась полной независимости от религии.
    Эволюционная теория Дарвина показала возможность более правдоподобного объяснения мироустройства принципами естественного отбора, наследственности и изменчивости, нежели рассуждениями ньютоновской науки о Верховном зодчем и Правителе. Она дискредитировала библейские представления о сотворении мира и человека, показав, что он не только не сотворен по образу и подобию Бога, но и является биологическим потомком че- ловекообразных приматов. 3. Фрейд пошел еще дальше, доказав, что сам Бог (идея Бога) — плод страха, слабости человека, объективация бессознательных человеческих мечтаний о могуществе, власти, стремлений к защите и покровительству. Маркс, назвав религию
    «вздохом угнетенной твари», связал ее с интересами классовой борьбы. Внесла свою лепту в расшатывание христианского мировоззрения и историческая наука. Критическое изучение библейских текстов привело к переоценке их богоданности и исторической подлинности.
    Затем появились критические исследования самой истории христианской церкви, в результате которых была доказана ее далеко не всегда прогрессивная и гуманная природа.
    Монолитное здание христианской церкви, давшее трещину под напором деятельности
    Лютера, пошатнувшееся во время антиклерикальной «Бури и натиска» эпохи Просвещения, было подвергнуто новым испытаниям. В ряде стран (Франция, Бельгия, Германия) после 1830 г. возникли движения за «национальную католическую церковь», что грозило новой
    Реформацией. Протестантизм,
    384
    отказавшись от монолитных форм католичества, распался на множество сект, что не способствовало усилению его позиций. К тому же длительная борьба за свободу совести и религиозный плюрализм приводила к тому, что религиозная терпимость постепенно перерождалась в религиозное безразличие. Необходимо добавить, что и полная поглощенность материальным прогрессом оставляла весьма мало места для духовных ценностей. Религия зачастую сводится лишь к соблюдению обрядов, в чем видится некий символ цивилизованности общества.
    Введение обязательного светского образования детей, запрет на деятельность ордена иезуитов, лишение права надзора духовенства за начальными школами, права преподавания, политической агитации, введение гражданской регистрации брака, рождения и смерти и т. д.
    — все это существенно ослабляло позиции церкви и приводило к падению ее роли в общественной жизни. В такой ситуации церковь предпринимает отчаянные попытки вернуть утраченные позиции, повернувшись лицом к жизни. Папская энциклика 1881 г., выдвинув на первый план проблемы веротерпимости и «классового мира», потребовала от духовенства, чтобы оно «шло в народ». Ответом было широкое развитие миссионерской деятельности (в
    1865 г. возникает Армия Спасения), возникновение католических профсоюзов, которые должны были способствовать созданию более благоприятных условий труда для рабочих-ка- толиков.
    Таким образом,
    в XIX в. кризис христианской космологии, организации перерастает в кризис всего
    христианского мировоззрения, морали. Общественное сознание неуклонно движется от
    лапласовского «Я не нуждаюсь в этой гипотезе» (гипотезе Бога) к ницшеанскому «Бог умер, это
    мы его умертвили». Для Ницше «смерть Бога» означала не просто признание религии обманом, но
    и отказ от всех ценностей христианской культуры, отрицающих жизнь человека как природного
    существа.
    385
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Искусство в XIX веке
    Научно-технический прогресс и товарно-денежные отношения приводят к обмирщению искусства, в котором нагляднее всего проступает столь характерное для Нового времени
    «расколдовывание мира». Прежде всего происходит неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского искусства. П. Сорокин в своей книге «Социальная и культурная динамика» приводит следующие цифры, характеризующие изменение этого соотношения: XVII в.
    - 50,2-49,2; XVIII в. 24,1-75,9; XIX в. — 10,0—90,0 соответственно. Светское искусство утверждало ведущую роль человека, демонстрировало интерес к окружающему миру во всех проявлениях — от бытовых до героических.
    В живописи развиваются портрет, пейзаж, бытовой
    и исторический жанры,
    причем с XVII по XIX в. доля пейзажа возросла с 2,9 до 15,4%; портрета
    — с 17,8 до 18,9%; жанра - с 14,9 до 35,9%.
    Характерной чертой искусства XIX в. было
    отсутствие единой эстетической доминанты

    родовой, видовой, жанровой.
    Сглаживается, а в XX в. становится уже определяющим
    «децентрализованный» тип художественной культуры»: отныне развитие искусства характеризуется асинхронностью и многостильем, борьбой противоположных направлений.
    Последние попытки преодолеть разорванность искусства предпринимают в начале века
    роман-
    тизм
    («динамический синтез искусств»), а в конце —
    неоромантизм,
    или
    модерн.
    Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного освоения действительности. Одни уходят на задний план (архитектура), другие выдвигаются на авансцену: в романтизме — музыка и поэзия, в реализме — социальный роман, и т. д. Это касается и принципиально новых способов художественного творчества, порожденных развитием техники: фотография, кино, реклама и др., более склонных к коммерциализации искусства и соответствующих принципу пользы.
    386
    В XIX в. складывается классическая модель институтов художественной культуры. В мир искусства наряду с профессиональным творчеством входит фольклор, который, начиная с романтизма, функционирует по правилам высокой культуры, а также прикладное искусство и художественная промышленность. Союз художественной культуры и фабричного производства привел к стандартизации предметного мира человека, снижению эстетической ценности бытовой вещи, а массовое тиражирование предметов искусства ставило его на поток, лишало тайны. Не случайно именно в XIX в. зарождаются «индустрия словесности», «индустрия зрелищ» и т. д. — эти слагаемые «массовой культуры».
    В таких условиях все более значимой становилась роль высокого искусства, и оно настойчиво претендует на занятие ключевых позиций в духовной культуре. В обстановке постоянных революционных потрясений первой половины века, в этом бесконечном историческом хаосе важнейшей задачей выступает не столько освоение действительности, сколько выражение отношения к ней человека. И здесь роль искусства трудно переоценить. К тому же зачастую оно одно и могло быть рупором передовых общественных идей. Вот почему искусство превращается в своеобразный язык философии, которая постепенно отходит от универсальных рационалистических построений и погружается в сферы субъективного опыта, становится главным способом выражения нравственных идеалов. Соответственно вырастает самооценка искусства как креативной силы культуры. Оно берет на себя роль судьи над обществом, впервые себя ему противопоставляет и в конце века решительно утверждает свою самоценность (теории искусства для искусства, эстетизм).
    В развитии искусства XIX в. можно выделить два больших этапа:
    эпоха романтизма
    (первая половина XIX в.) и
    эпоха декаданса
    (с конца 50-х гг. до начала первой мировой войны). В годы
    Французской революции получил распространение классицизм (Жан Огюст Доминик Энгр, Клод
    Никола Леду), получивший эпитет «революционный»
    387
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Жак Луи Давид и др.)..Новое обращение к классицизму было обусловлено как героикой революционного времени, так и раскопками Помпеи и изданием «Истории искусств»
    Винкельмана. В годы наполеоновской империи утверждается и становится господствующим величественный, тяжеловесный, богатый стиль
    ампир
    (Пьер Виньон, Франсуа Шалырен, Шарль
    Персье). Этот стиль был строго выдержан в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
    Цельность и основательность придавали ему своеобразное обаяние.
    Как реакция на французскую революцию и идеалы просветителей с их культом разума возникает
    романтизм.
    Постоянные революционные брожения в Европе, связанные с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием национально-освободительных движений вряд ли могли породить более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство.
    Термин
    романтизм
    первоначально применялся в литературе главным образом романо-германских народов, а позже охватил музыку и изобразительное искусство, что позволило трактовать романтизм как преимущественно художественное направление. Однако уже в XIX в. начинают говорить о «романтических тенденциях» в философии, «экономическом романтизме»,
    «романтических иллюзиях» в социализме, т. е. трактовать его как общекультурное движение, а не только направление или стиль, подобно
    классицизму, барокко
    и т. д.
    Романтизм имел предшественника в лице Ж.-Ж. Руссо, который в век разума заговорил о примате чувства, о своеобразии и неповторимости каждого человека: его питали идеи литературно- общественного движения «бури и натиска», творчество раннего Гете и Шиллера (вертеровская тема и тема героя-разбойника). В качестве важнейших источников следует указать также на философию Фихте с ее абсолютизацией творческой свободы и Шопенгауэра с идеей слепой неразумной воли, творящей мир по своему произволу. Эти идеи были интересны и близки ро- мантикам, так же как искания широкого круга музыкан-
    388
    тов. живописцев, в творчестве которых пробивались ростки нового, отличного от классицизма видения мира и задач искусства (Жироде, Гро, Бетховен).
    Специфической для романтического искусства является проблема
    двоемирия,
    т. е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Причем реальная действительность,
    «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость, противостоящая подлинному ценностному миру». Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, — сущностная сторона романтизма. Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествия во времени и пространстве. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно:
    1.
    Уход в природу,
    которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (Дж. У. Тернер). Отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выраженной в фольклоре.
    2.
    Романтизм «заглядывает» в иные регионы,
    экзотические страны, не испорченные буржуазной цивилизацией (восточная тема в творчестве Дж. Байрона, полотнах Э. Делакруа).
    3. В случае отсутствия реального территориального адреса бегства он
    выдумывается из головы,
    конструируется в воображении
    (фантастические миры Э. Т. А. Гофмана, Р. Вагнера).
    Второе направление бегства —
    уход от действительности в иное время.
    Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, реже античное, почти всегда средневековое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Жорж
    Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцарский кодекс чести (Вальтер Скотт) и т. д.
    389
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Третье направление бегства романтика —
    уход в собственный внутренний мир, в сокровенные
    уголки своего «Я».
    В жизни сердца видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, В. Гауфа, романтический портрет).
    Присущее культуре нового времени признание высокого ценностного ранга
    личности
    выливается в романтизме в идею
    ее уникальности и неповторимости.
    Тем самым романтизм может рассматриваться как продолжение традиции нового времени и перенос принципов свободной кон- куренции, личной свободы и инициативы в область морали, искусства, духовной жизни в целом.
    Особенно высоко ценится наряду с великими, незаурядными личностями личность художника. Не случайно в романтизме происходит
    эстетизация всего мировоззрения,
    его преимущественно ху- дожественное воплощение, контрастирующее с морализующим духом культуры Просвещения.
    С эмоционально-личностной интонацией связана и другая сторона романтизма —
    чрезвычайное
    многообразие несхожих между собой форм и вариаций.
    Эта черта подпитывалась также историческим реализмом романтиков, живо интересовавшихся национальными истоками иска- женного социумом природного бытия.
    Национальные формы романтизма при наличии общих черт, присущих этому культурно- историческому типу, весьма самобытны. Так,
    немецкий романтизм, серьезный и мистический,
    систематически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе.
    Французский романтизм, порывистый и свободолюбивый,
    проявил себя прежде всего в жанровой живописи — исторической и бытовой, жанре портрета, а также в романистике, свои особенности были и в развитии
    английского романтизма. Сентиментальный и
    чувственный,
    он часто видел возвышенное в простых, обыденных вещах. Различные романтические движения в Англии сближало стремление к натурализму, что придавало весьма своеобразный характер романтическому индивидуализму, развитие которого не приводило к обособлению «Я»
    390
    художника от реальной жизни. Не случаен поэтому интерес английских романтиков к политике
    (П. Б. Шелли — выдающийся политический оратор. Водсворт и Кольридж после либеральных увлечений юности стали консерваторами, и т. д.). В английском романтизме широко исполь- зовалось
    фантастически-утопическое, аллегорическое и символическое отображение жизни,
    ирония и гротеск как сочетание смешного и страшного,
    что Рескин считал национальной чертой англичан. Эмоциональное начало, фантазия сочетаются в английском романтизме с традицией сенсуалистического эмпиризма.
    Таким образом, внутреннее единство романтизма реализовывалось с учетом национальной специфики необычайно многообразно.
    Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза искусств». С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой — она служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств — это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.
    Реализм в качестве самостоятельного течения утверждается в европейской культуре в 40-е гг. XIX в., выливаясь в форму критического (социально-исторического) реализма. Реализм как тип культуры представляет собой продукт Нового времени и так же как XIX в. представляет собой кульминацию культуры нового времени,
    критический реализм —
    высшая точка реализма.
    Развитие реализма сопровождает развитие капиталистического способа производства, связанного с нарастанием социальных противоречий, всепроникающим влиянием чистогана на общественную жизнь, нравы, духовное развитие человека. Реализм объединяло с романтизмом не только разочарование в итогах революции, отрицательное отношение к утвердившейся буржуазной действительности, но и обращенность к
    391
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru духовному миру человека, борьба за самоутверждение личности. Реализму близка открытая романтиками
    тема народности. Стремление к охвату мировой истории, романтический
    историзм,
    историческое чувство также были небезразличны писателям и художникам-реалистам.
    Однако в отличие от романтизма, бегущего от действительности, реализм глубже проникает в общественную жизнь, стремится раскрыть суть социальных катаклизмов, вследствие чего его историзм становится более основательным.
    В отличие от романтиков, которых занимали чрезвычайные ситуации, необыкновенные личности, мировые катаклизмы, героические времена, реализм занят решением других проблем. Его интересует не индивид в чрезвычайных обстоятельствах и бурная, полная страстей жизнь его сердца, а «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Мопассан) и точное изображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах».
    Критический реализм
    наследует лучшие черты романистики предшествующих эпох. Социальный роман становится основным жанром. Он представлен такими всемирно известными именами, как
    Бальзак, Мопассан, Флобер, Золя и др. во Франции; Диккенс, Стендаль, Теккерей, Голсуорси,
    Гарди и др. в Англии; И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой в России и многими- многими писателями реалистического направления в других европейских странах, чьи произведения обнажали «скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий» (О.
    Бальзак).
    Блестящие образцы реализма дает и
    изобразительное искусство.
    Ранее всего реализм утвердился в изобразительном искусстве Англии, что прямо было связано с промышленным переворотом, сопровождающей его урбанизацией, расцветом естественных наук. В силу консервативности английской буржуазии реалистическая тенденция проявилась здесь не в историческом и бытовом жанрах, а в пейзаже (Джон Констебль и др.). Причина тому — свершившийся разрыв города и деревни и тоска по сельскому образу жизни. Возвращаясь к литературе, следует сказать,
    392
    что в отображение этих процессов, а также быта и нравов викторианской эпохи внес существенный вклад и английский
    социальный роман.
    Изобразительное искусство Франции также богато именами художников-реалистов. Здесь пейзажи
    Теодора Руссо, Камиля Коро и полная сарказма графика Оноре Домье, «крестьянская» живопись
    Франсуа Милле, необычайно талантливое, многожанровое творчество Гюства Курбе.
    В Германии реалистическое направление сложилось позже, в последней трети XIX в. Причиной тому послужило запоздалое буржуазное развитие страны, отягощенное феодальной раздробленностью, а также определенные черты национального характера, прочность романтической традиции и др. (в литературе — писатели братья Томас и Генрих Манн, в живописи — Адольф Менцель, Вильгельм Лейбль).
    Европейский реализм
    выводит на арену искусства людей дела, мир предпринимательства, нового героя — буржуа. Но его интересуют и судьбы простого человека, счастье и несчастья массы людей, и поэтому вместо изображения героев он переходит к изображению толпы, жизни людей, составляющих массу. Производственная тема проникает в живопись (Менцель), искусство своими средствами пытается решать «рабочий вопрос». В реализме преломляется специфическая черта капитализма — личная независимость, основанная на вещной зависимости. Реализм стремится показать систему вещной зависимости через социальное олицетворение и социальную типичность вещей. Так, сюжет реалистического романа отражает господство над судьбой отдельного человека законов буржуазного общества, действующих как неодолимая стихия. В этом его сходство с античной трагедией и романтизмом, где идея рока, судьбы, фатума подспудно присутствует в каж- дом произведении. Реализм показал растлевающее влияние материального достатка на нравы, превращение брака в торговую сделку между партнерами, разрушение естественных связей между людьми. Но критика — не самоцель, а средство выражения положительных гуманис-
    393
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru тических идеалов, чего был совершенно лишен
    натурализм —
    одно из направлений культуры декаданса.
    С конца 50-х гг. XIX в. искусство Западной Европы вступает в эпоху декаданса.
    Декаданс
    (от фр. — «упадок») — в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в художественной культуре. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX — начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Впервые эти черты проявились во французском символизме, хотя такие настроения имели место и у различных представителей реализма, а также в эстетизме, и позже в модернизме. Почему же в условиях восходящего капиталистического развития в его наиболее мирный и стабильный период, на фоне блистательных успехов науки и техники в духовной культуре наступает эпоха декаданса? И вправе ли мы говорить в целом о кризисе культуры рубежа XIX—XX вв.? Какие перемены происходят в общественном сознании?
    Господствующим тоном эпохи становится
    пафос познания. На смену концептуальным
    картинам мира приходит поклонение эмпирической реальности, данной в ощущениях.
    Происходит качественная перестройка общественного сознания в духе
    позитивизма.
    В то же время в определенных кругах повышенным спросом пользуются идеи
    иррационалистической
    философии.
    Не вызывает сомнений связь
    натурализма
    и
    импрессионизма,
    возникших в недрах реалистического искусства, с
    позитивизмом.
    В отличие от реализма, который несмотря на свой критический пафос был пропитан «тоской по идеалу», натурализм был абсолютно лишен идеальной поэзии человеческих ценностей. Опираясь на теорию Дарвина, он сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера одной лишь средой бытования. Творчество представителей натурализма утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека будничным, иссушающим душу потоком жизни, преувеличивало
    роль
    394
    подсознательного
    в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму, а у натуралистов, близких к декадентскому миросозерцании, принцип
    «беспристрастности»
    становится оправданием социальной апатии.
    Импрессионизм (от фр.

    «впечатление»)
    в лице своих наиболее ярких представителей
    (Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Огюста Ренуара и др.) ставил перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и перенесения в искусство результатов своих наблюдений. Импрессионисты стремились выразить не только то, что видят, но и как видят, а новое видение обращалось непосредственно к «зрительной сущности» вещей. Отсюда характерное для импрессионизма внимание к передаче света, дающего вещам зримость, рас- крывающего их цветовое богатство, а также к движению воздушных масс, меняющих формы предметов, передающих динамику окружающего мира.
    Метод импрессионистов таил в себе опасность скольжения по поверхности явлений, а не постижения сути процесса. Предельная индивидуализация ситуаций, также характерная для импрессионизма, отнюдь не способствовала социальным обобщениям. Импрессионизм вообще был социально апатичен, и даже введение в искусство патологических типов
    (проституток, сутенеров, пьяниц и бродяг) не имело никакой социальной подоплеки, полотна оставались просто картинками с натуры. Поэтому применительно к импрессионизму можно смело говорить, как и в случае с натурализмом, о кризисных явлениях в реалистическом искусстве.
    Еще ярче кризис реалистической традиции проявился в
    постимпрессионизме
    (Поль Сезанн,
    Винсент Ван Гог, Поль Гоген и др.). Для него характерен поиск новых форм, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также новых приемов, способных помочь решению этой задачи. Формальные искания постимпрессионистов приводили к тому, что искусство становилось порой излишне рассудочным. К
    395
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru тому же неспособность понять и преодолеть средствами живописи социальные конфликты толкала многих художников на путь бегства от действительности — в экзотические страны или в собственный внутренний мир. Общим для них являются черты субъективизма, мистицизма, сим- волизм в отображении действительности.
    Еще раньше эти черты проявились в
    символизме
    (Малларме, Верлен и др.). У истоков символизма стоит Шарль Бодлер с его книгой «Цветы зла» (1857). Мастерская передача настроений усталой подавленности и душевной распутицы, цепенящего страха за мятежное богоотступничество, способствовали распространению славы Бодлера к концу XIX столетия, когда эти настроения стали господствующими в атмосфере эпохи. Именно тогда символизм превратился в европейское общекультурное движение, охватывающее театр (Метерлинк), музыку (Скрябин), живопись
    (Врубель) и др.
    Бодлер одним из первых замахнулся на две важнейшие опоры
    рационализма
    — веру в изначальную доброту человека и убежденность в разумной целесообразности поступательного хода вещей.
    «Сверхприродная эстетика»
    Бодлера имеет в основании иные краеугольные камни:
    1. Предзакатный характер стареющей буржуазной цивилизации внушает чуткость к красоте увядания, поэзии печали. Впитавшее испарения эпохи бытие ущербно. Преодоление этой ущербности — «героизм времен упадка», и эту миссию выполняет искусство.
    2. Искусство преодолевает эпоху при помощи воображения, а не подражания природе.
    Воображение — это повторение акта божественного творения мира из хаоса. Оно предполагает
    «магическое колдование» миром, и поэтому необходимейшей частью искусства становится странное, мистическое.
    Сходные идеи развивали представители английского эстетизма и близких к нему течений. Рескин, например, считал искусство воспроизведением фактов, преобразованных воображением, а потому не только отображением реальности, но и выражением личности художника. Но
    396
    если Рескин верил в возможность изменить реальность средствами искусства, то У. Рейтер и О.
    Уайльд, представители
    эстетизма,
    утверждали самоценность искусства. Квинтэссенция эстетизма
    — переживание прекрасного ради самого прекрасного. Уайльд считал, что искусство ничего не выражает, кроме самого себя, и наиболее полно этому идеалу «чистого искусства» соответствовали музыка и орнамент. Единственный источник развития искусства — заимствование сюжетов одним видом искусства из другого, а не из реального мира. Поскольку, по мнению Уайльда, жизнь может почерпнуть красоту только из стоящего над ней искусства, постольку она в большей степени подражает искусству, чем искусство — жизни.
    Итак, что же происходит в искусстве к концу XIX в.? Впитавшие дух эпохи
    натурализм
    и
    импрессионизм,
    стремясь быть как можно ближе к натуре, быть более реалистичными, чем сам
    реализм,
    приводят данное направление к кризису.
    Символизму
    буржуазный прогресс кажется скуч- ным, в буржуазной практичности и расчетливости он улавливает дух тления. Он пассивно протестует против отношений купли-продажи, противопоставляя технократическому оптимизму и утилитаризму настроения тоски. По сути, символисты явились предвозвестниками кризиса технократической цивилизации.
    В более широком философском контексте проблему «переоценки ценностей» ставит Ф. Ницше.
    Рухнула вера в категории разума, оказавшиеся принадлежностью «чисто вымышленного мира», рухнула вера в человека, ставшего «главным промахом Бога», обрушилась вся система традиционных ценностей, выявив свою «нигилистичность», т. е. безжизненность, ушла вера в прогресс, как в автоматическую устремленность мира вперед, в нечто, «и вот наступает сознание, что становлением ничего не достигается, ничего не обретается»; разрушена вера в Бога, «как не заслуживающая доверия» («Бог умер, это мы его умертвили»). И что же в результате? «Мы распались на мелкие куски», близится «конечная катастрофа», потеряны все жизненные основания, утрачены все смыслы.
    397
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Как преодолеть подобную ситуацию? По Ницше, «героизм времен упадка» заключается в том, чтобы, заняв позицию «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности, толпе, усталому декадентству. Переживаемый культурный упадок Ницше связывал с господством христианской религии и основанной на ней морали. Тем самым он фактически выбрасывал на свалку истории ценности, которые только и могли спасти от катастрофы технократический мир.
    Какую же трансформацию претерпевают основные нововременные мировоззренческие установки в XIX в.? Прежде всего, характерное для предшествующего столетия понимание природы как матери, первотворца уступает место чисто утилитарному ее пониманию как универсальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» — эта базаровская формула как нельзя лучше передает дух деловитого и работящего прагматичного XIX в. Все глубже и глубже проникая в тайны природы, человек не становится к ней ближе, напротив, он ощущает свое беспредельное одиночество в мире. Но, перестав быть домом, храмом, природа превратилась в нечто чуждое, безличное, допускающее лишь деловой, технический подход.
    К столь же противоречивым результатам привело и стремление человека постичь тайны собственной природы. Развитие науки окончательно лишает человека статуса «венца мироздания», «меры всех вещей», образа и подобия Бога. Все чаще человек предстает как
    «электронно-протоновый агрегат», «комбинация физико-химических элементов», носитель подсознательного либидо, разновидность отношений по типу «стимул-реакция», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной», наконец,
    хомо фабер,
    человек, производящий различные орудия и инструменты.
    Между природой и человеком новое время поставило мир культуры, противопоставив его божественному творению. Вначале человек уравнял себя с Богом в роли твор-
    398
    ца; теперь, став звеном органической эволюции, он лишил Бога последнего пристанища — в собственной душе. Сотворенный мир культуры, общество подобны гигантской фабрике, универсальной машине, которая нуждается не в саморазвивающихся личностях, а в деталях, винтиках и приводных ремнях. И вот уже сам человек — творец культуры — измерен средней производительностью труда. Вот целесообразность, схематизм, стандарт, так необходимые для функционирования машины, уже пронизывают все стороны жизни: выравнивают, усредняют, нивелируют; выравниваются доходы, уравниваются в правах классы, демографические слои, стандартизируется этос общения, вкусы, мода... Наступает эпоха массовой культуры, культуры без индивидуальности, культуры без души. «Неестественный человек», «неестественная природа», «нехристианская культура» — так определил Р.
    Гвардини суть изменений, происшедших в культуре к началу XX в.
    Но можно ли в таком случае говорить о прогрессе культуры? XIX в. также твердо, как и его предшественники, верит в прогресс, связывая с чисто геометрическим вектором «вперед» уверенность в «Больше» и «Лучше» (Й. Хейзинга). Однако в XIX в. научно-технический про- гресс, ориентированный на пользу, начинает неправомерно отождествляться с прогрессом культуры в целом, что приводит к переоценке его роли в общественном сознании. Главный принцип культуры нового времени — «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действо- вать» — сталкивается с другой тенденцией: значительное опережение темпами технического освоения мира темпов гуманистического осознания последствий принимаемых решений. Еще
    Эмерсон предупреждал, что технические достижения не всегда приносят пользу человеку:
    «Вещи оседлали человечество и гонят его вперед». Прогресс, угрожающий культуре, техника, зловеще переворачивающая мир человеческих ценностей, — эта проблема со всей остротой была поставлена XIX в. И что такая постановка вопроса не была преждевременной, подтвердило ближайшее буду-
    399
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru щее — август 1914 г. породил новую эпоху «переоценки ценностей».
    Литература
    1. Гвардини Р. Конец нового времени //Вопр. филос. 1990 № 4.
    2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства. М., 1990.
    3. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопр. филос. 1989 № 3.
    4. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
    5. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.
    6. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
    7. Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992.
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   42


    написать администратору сайта