Главная страница
Навигация по странице:

  • Томас Гейнсборо

  • Даниэля Дефо

  • Пьер Бомарше

  • Европейская культура XIX века В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. В это время буржуазная цивилизация достигает зре-369

  • Исторические и логические границы культуры XIX в.

  • — Фабрика сменила мануфактуру

  • — Уровень благосостояния и шире — качества жизни существенно возрос

  • — Формируется средний класс — служащие государствен

  • — Складывается новая система ценностей.

  • История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
    АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    ТипУчебное пособие
    #12355
    КатегорияИскусство. Культура
    страница30 из 42
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42
    Вольфганга Амадея Моцарта. Ему приписывается более 700 музыкальных произведений. В. А. Моцарт вместе с Йозефом Гайдном (1732— 1809) и Людвигом ван
    Бетховеном стал одним из законодателей классической венской музыки. Венская классика, давшая миру несравненные образцы оперной, симфонической, камерной музыки — это не уз- конациональное явление. Она синтезировала в себе все ценное, что было в музыкальной культуре Европы.
    Помимо классицизма в конце XVIII в. в европейской художественной культуре сложился
    сентиментализм.
    Сентиментализм, так же как и рококо, выражал протест против сухости и высокопарности классицизма, но в отличие от рококо не был аристократическим стилем. Он противостоял и холодной аристократической галантности, и бездушному утилитаризму буржуа, идеализируя естественно-патриархальную жизнь «маленького человека», проявляя подчеркнутое внимание к его чувствам и переживаниям. Сентиментально-дидактическое творчество французского художника Ж. Греза было близко сентиментализму в литературе Ж.-Ж. Руссо. Выдающийся английский художник Томас Гейнсборо был близок по своему ми-
    366
    ровосприятию к сентиментализму Лоуренса Стерна в литературе, хотя в лучших своих произведениях он преодолевает рамки этого стиля, создавая сложные и глубокие реалистические произведения.
    Два замечательных произведения английской литературы начала века — «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) Даниэля Дефо и «Путешествие
    Гулливера» (1726) Джонатана Свифта рисуют образы людей эпохи Просвещения, позволяют воссоздать тип английского буржуа XVIII в. Оказавшись один на необитаемом острове наедине с природой, Робинзон «тотчас же, как истый англичанин, начинает вести учет самому себе». Сразу же вслед за желанием выжить появляется желание нажить богатство, и в достижении этой цели Робинзон проявляет качества колонизатора, плантатора-владельца, дельца-коммерсанта, оставаясь при этом истинным пуританином. Он чувствует себя не только хозяином острова, но и подлинным хозяином жизни. Роман Свифта выражает разочарование в идеалах века Просвещения. Ни страна лилипутов — карикатура на английскую конституцион- ную монархию, ни страна великанов — воплощение идеалов философов-просветителей, не приносят успокоения Гулливеру.
    Во Франции образ «самого смышленого человека нации» создал Пьер Бомарше в своей трилогии «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Преступная мать». В Германии в то же время увидели свет пьесы Фридриха Шиллера. И венчает век Просвещения философская драма Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», утверждающая величие борьбы человека за свои идеалы:
    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день идет за них на бой!
    Подведем итоги. Искусству XVIII в. свойственна в сравнении с другими эпохами большая стилистическая цельность: в различных национальных школах и художественных стилях можно обнаружить объединяющие черты. Это искусство совершает переход от
    рационализма
    к
    367
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    сенсуализму,
    от
    возвышенного

    к непосредственно данному, человеческому.
    Культ ощущения и наслаждения, ориентация на «приятное и развлекательное» превращаются в своеобразное этическое кредо, выраженное Вольтером в его знаменитой формуле:
    «Все жанры литературы
    хороши, кроме скучного».
    Героические сентенции революционного классицизма логически принадлежат другой исторической эпохе — культуре XIX в. В XVIII в. искусство становится преимущественно светским: исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над церковным. «Обмирщение» идет в живописи и скульптуре, где жанровое направление завоевывает одно из главных мест.
    Парадный портрет сменяется камерным, интимным, развивается «пейзаж настроения», усиливаются романтические тенденции. Театр и музыка становятся ведущими видами искусства.
    Главным результатом искусства XVIII в. было рождение основ художественной культуры грядущих столетий.
    Итак, культура XVIII в. унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия, такие как
    антропоцентризм, рационализм, сциентизм,
    и др. Вместе с тем она привносит ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем.
    Природа по-прежнему рассматривается как совокупность вещей, энергий, сущностей и закономерностей, существующих до вмешательства человека. Но в культуре Просвещения над декартовским миром количеств и протяженности берут верх качественные характеристики.
    Понимание природы первопричины и первотворца все чаще наделяется высшим ценностным смыслом. «Естественный человек», «естественный разум», «естественное состояние»,
    «естественные законы», «естественное право» — выступают как синонимы истинного, добродетельного и прекрасного. Одновременно «естественное» становится святым и благочестивым; Природа-мать поднята на пьедестал, на котором вполне могло бы быть начертано:
    «Свята и непорочна». От лица Природы ведется кри-
    368
    тика изживших себя общественных отношений и нравов; природа выступает оружием борьбы за торжество истины, за переход к естественному порядку. В целом можно говорить об изменении образа мира: в общественном сознании образ
    мира-механизма
    вытесняется образом
    мира-
    организма.
    Признание природы первичной реальностью повлекло за собой вывод об отсутствии каких бы то ни было оснований для сословных привилегий, социального неравенства: ведь все люди скроены из одного природного материала. Человек, объявленный частью природы, «продуктом природы, подобно прочим существам» (Гольбах), все более погружался в материальный мир, освобождался от души, привязывающей его к Богу, а тем самым — от старых идеологических пут. Человек осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца, и в конечном счете убедился в ненужности «гипотезы Бога» (Лаплас).
    Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает мир культуры. В нем важное место принадлежит государству и системам законов, морали и системам воспитания, промышленности, науке, искусству. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются порой негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно- оптимистический настрой, убеждение, что появление общества и культуры — благоприятный фактор для человечества. В понимании конечной цели общественного прогресса, в который не- колебимо верит культура Просвещения, представлена широкая палитра мнений. Но моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. Эти идеалы получили практическую проверку в ходе последующих буржуазных революций.
    Европейская культура XIX века
    В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. В это время буржуазная цивилизация достигает зре-
    369
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru лости, а затем вступает в стадию кризиса, сопровождаясь соответствующими изменениями в духовной жизни общества, в художественной культуре. В своей основе культура XIX в. базируется на тех же ценностях, что и вся культура Нового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов она пытается удержаться в рамках нововременной культурной парадигмы. Но к XIX столетию мир стал качественно иным и культура избирает путь переоценки ценностей.
    Исторические и логические границы культуры XIX в.
    Вступление Европы в это столетие ознаменовано величайшим культурным поворотом, сопоставимым по значимости и масштабности с переходом человечества от древности — к средневековью, и от последнего — к новому времени. Видный философ и культуролог XX в.
    Хосе Ортега-и-Гассет в этой связи писал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX в.... Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация.
    Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. XIX век провел их в жизнь».
    Обозначенная ситуация — следствие трех эпохальных событий, значение которых для судеб европейской культуры трудно переоценить. Речь идет
    о промышленном перевороте в Англии,
    Войне за независимость североамериканских колоний и Великой французской буржуазной
    революции.
    Именно эти события, порождающие основные социокультурные процессы XIX столетия, образуют его нижнюю границу, смещенную таким образом в XVIII в. Не совпадает с хронологическими рамками и верхняя граница — август 1914 г., — конечный пункт прибытия культуры нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.
    370
    Начавшийся в последней трети XVIII столетия в Англии промышленный переворот стал в
    XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где «труд и производство становятся идеалом, а затем и идолом» и вместе с образованием, демократией и наукой превращаются в доминанты культурного процесса (Й. Хейзинга). На трон взошла ее величество Машина, по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь. Певец индустриализма Анри де Сен-Симон мечтает об обществе, организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и ученые.
    Индустриальная цивилизация отличалась от прежних этапов буржуазного развития следующими чертами.
    — Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда, производство дегуманизировалось, освобождалось от всех духовных ценностей.
    — Уровень благосостояния и шире — качества жизни существенно возрос. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства — паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро позволяют быстрее преодолевать расстояния. В городских домах появляются паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация и т. д.
    — Формируется средний класс — служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия — по признаку устойчивого материального положения, хотя и различного у отдельных слоев. Именно «средний класс» в конечном счете придает устойчивость обществу.
    — Складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс, который вместе с наукой мог обеспечить че- ловечеству то, что называется благосостоянием. Польза, достаток, комфорт — эти ориентиры
    «чувственной»
    371
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru культуры доминируют в общественном сознании, которое начинает неправомерно отождествлять прогресс культуры с экономическим прогрессом. Восприятие технического прогресса как определяющей цивилизационной черты неминуемо вело к противопоставлению
    «передовой» западной цивилизации «отсталым» цивилизациям других стран.
    В пересмотре этой точки зрения роль Войны за независимость североамериканских колоний трудно переоценить. Во-первых, принятая 4 июля 1776 г. Декларация независимости, опередив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма, послужив тем самым образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а вместе с ней — для конституций практически всех европейских государств.
    Во-вторых, поражение в войне первой промышленной державы Европы и отпадение важнейшего звена от могущественной британской колониальной империи способствовало развитию национального самосознания других народов. Так, войны за независимость (1810—
    1826), прокатившиеся под влиянием американской революции по всей Латинской Америке, разрушили одну из старейших колониальных империй. И хотя на протяжении всего XIX в. шел раздел мира, складывались новые колониальные империи (к 1900 г. площадь колониальных владений составляла 54,9% всех территорий, там проживало 35% населения
    Земли) и итоги национально-освободительной борьбы были зачастую неутешительны, судьба колониализма была предрешена.
    США продемонстрировали всему миру перспективы ускоренного развития ранее зависимых народов по пути капитализма, минуя феодализм. Капитализм вышел за пределы Европы.
    Складывание мировой системы капиталистического хозяйства, мирового рынка охватило оба полушария, стало всеохватывающим и более однородным. Шел процесс превращения истории во всемирную историю, формирования мировой культуры как целого, как единства многообразия — национальных культур, художе-
    372
    ственных школ, и т. д. В этот процесс постепенно включаются и традиционные общества, придавая особый колорит проблеме диалога культур.
    Хотя уже лидеры американской революции вдохновлялись идеалами английского и французского Просвещения, классическим политическим переворотом буржуазного типа была французская буржуазная революция 1789— 1793 гг. Именно она, воплотив в жизнь, казалось бы, чаяния просветителей, обозначила кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
    Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди
    «рождаются и остаются свободными и равными в правах», среди которых в качестве важнейших и неотъемлемых фигурируют «собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
    Однако обещанное просветителями «царство Разума» вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство свелось к формальному равенству перед законом, безопасность личности была растоптана якобинской диктатурой, свобода вылилась в свободу самой беспощадной капиталистической эксплуатации, революционное братство третьего сословия распалось и враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад. Ход революционных событий, казалось, опровергал рационалистический взгляд на мир. Ведь если миром правят законы разума, то как возможно столь разительное несоответствие результатов
    — целям? Отныне проблема соотношения идеала и действительности волнует общественное сознание не меньше, чем поиск исторической необходимости в происходящем. В логическом аспекте именно это противоречие — идеала и действительности — становится движущим мотивом социокультурного развития в XIX в.
    Франция явилась своеобразным политическим полигоном Европы. В годы революции за короткий исторический период здесь прошли апробацию самые разнообразные формы политического устройства — от классической буржуазной республики до революционно- демократичес-
    373
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru кой диктатуры мелкой буржуазии и буржуазной империи. Особенно важную роль французская революция сыграла в формировании политического климата и духовной атмосферы в Европе.
    Начатый ею цикл буржуазных революций завершился лишь в 70-е гг. XIX столетия. Все поли- тические партии и движения, независимо от ориентации, испытали влияние ее идей на себе.
    Произошла коренная трансформация общественного сознания.
    Следует отметить, что, хотя формирование индустриального общества и правового государства по нарастающей шло в мировом масштабе, Европа XIX столетия была еще крайне неоднородной в социально-экономическом и политическом отношениях. Наряду с Англией, этой «мастерской мира», извлекающей выгоды из своего положения первопроходца по индустриальным рельсам, существуют еще Франция и Германия, обремененные избыточным крестьянским населением и малоэффективным сельским хозяйством. На столетие-полтора позже, чем в Англии, здесь совершаются и политический, и промышленный переворот. Вместе с передовыми буржуазными республиками с четко определенными национально-государственными границами, на политической карте Европы — «лоскутная» империя Австро-Венгрии, феодально-раздробленные
    Германия и Италия (1859—1870 — объединение Италии, 1861—1865 — объединение Германии).
    Ни промышленный, ни демократический перевороты не коснулись феодальной Испании, превратившейся в одну из отсталых стран Европы. И, напротив, благодаря экономическим и политическим преобразованиям к концу века вырываются вперед Германия и США. От общества свободной конкуренции Европа эволюционирует к «организованному капитализму» трестов и монополий. Начинается борьба за передел уже поделенного мира. Термин «империализм», первоначально использовавшийся для характеристики колониальной политики, в конце XIX в. начинает применяться для обозначения нового этапа в развитии капитализма — монополистического.
    374
    Рассмотрим теперь, как главные тенденции социокультурного развития преломляются в различных областях.
    Наука и техника.
    Как уже отмечалось, в индустриальной цивилизации, утвердившейся в Европе в XIX столетии, главной ценностью стали считать научно-технический прогресс. И это не случайно. Как показали подсчеты П. Сорокина, «лишь только один XIX в. принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно 8527.
    В XIX столетии наука вступила в свой «золотой век». «Кульминационный взлет» (П. Сорокин) естественных наук, начавшийся с XVIII в., на излете XIX столетия завершается «революцией в естествознании». Под натиском ошеломляющих физических открытий зашаталась и рухнула вся ньютоновская космология с ее твердыми атомами — кирпичиками материи, независимыми атрибутами временем и пространством, механической причинностью. Бурный научный и технический прогресс XIX столетия основывался на двух духовных посылках западноевропейской культуры —
    вере в человека-преобразователя
    (Возрождение)
    и вере в активную роль его разума
    (Просвещение).
    Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали одно за другим. Вслед за открытием
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42


    написать администратору сайта