Главная страница
Навигация по странице:

  • Рене Декарт

  • Парадоксы «века гениев».

  • История мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеУчебное пособиеистория мировой культуры(мировых цивилизаций)Ответственный редактор И. Жиляков
    АнкорИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория мировой культуры - ред. Драч Г.В. - Р-на-Дону, 2002 .pdf
    ТипУчебное пособие
    #12355
    КатегорияИскусство. Культура
    страница26 из 42
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   42
    Глава 8. НОВОЕ ВРЕМЯ: ОФОРМЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ
    КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
    Европейская культура нового времени охватывает XVII—XIX вв. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир — развитие личности, общие черты: гуманизм и антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и телеологизм в понимании прогресса, рационализм.
    Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику. XVII в. — век
    «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической
    критики схоластики во Франции
    и других странах. XVIII в. — век
    Просвещения
    и проверки его идеалов практикой Великой французской и американской революций. XIX в. — «полнота времен»,
    эпоха расцвета буржуазной культуры
    и вместе с тем начала ее кризиса через обнаружение тупиков
    рационализма
    в его крайнем выражении —
    техницизме.
    Каждое время решает свои вопросы, но есть коренные мировоззренческие вопросы, решением которых человечество озабочено всегда. Ответы на них составляют суть, смысловое ядро любой культуры.
    Как существует мир, в котором мы живем?
    Каково место человека в этом мире?
    Как велики сила и бессилие человека?
    В чем ценность науки? Возможен ли прогресс?
    Ю. Бохеньский
    330
    Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность- субъект и как культура. Место человека в мире является центральным: «На первом месте здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы» (А. Ф. Лосев).
    Процесс переориентации воли человека на исполнение роли творца мира культуры идет параллельно ломке системно-иерархической средневековой модели мира начиная с
    Возрождения и Реформации. И подобно тому, как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре нового времени человек — познающий субъект — противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза — идол нового времени, наука и техника — его жрецы.
    Культура XVII века
    XVII век — начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций: Нидерланды — 1566— 1609, Англия — 1640—1688 и расцвета абсолютистских монархий — Франция, «век Людовика XIV»; время научной революции и завершающий этап
    Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного
    барокко
    и сухого, рассудочного
    классицизма...
    Экономика. В промышленном отношении Европа XVII в. — это Европа
    мануфактуры
    и
    водяного колеса —
    двигателя мануфактурного производства. Это были более
    331
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия, поскольку они основывались на разделении и кооперации труда. Новые формы хозяйства, использовавшие ручной труд наемных рабочих, преобладали в производстве стекла, сахара, бумаги, сукна, шелка в Нидерландах и Англии, развивались во Франции. Основными источниками энергии по-прежнему оставались вода и ветер, но с начала века постепенно осуществляется переход на использование в производстве каменного угля. Совершенствуются технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, например, стал применяться винтовой пресс. Развивается горнорудное производство, военная техника.
    Возрастает роль механизмов, хотя главным пока еще оставался часовой механизм. Его также коснулись усовершенствования — появились пружинные и маятниковые часы.
    Наряду с мануфактурой фактами европейской жизни стали
    фондовые
    и
    товарные биржи,
    банки, ярмарки
    и
    рынки.
    В рыночные отношения, хотя и медленно, втягивается деревня — факт немаловажный, поскольку 9/10 европейского населения было занято в сельском хозяйстве. Земля становится объектом купли-продажи. Богатства колониальных стран вовлекаются в европейский торговый оборот. Причем система колониального грабежа приобретает такие масштабы, что становится предметом соперничества государств и приводит к торговым войнам XVII— XVIII вв. Изменяется
    социальная структура
    европейского общества. Потерявшие землю крестьяне, если удалось избежать пути бродяжничества, превращаются в арендаторов; вчерашние ремесленники — в работников мануфактур. Часть дворянства обуржуазивается. Так, в Англии, например, в результате проведения
    огораживания
    появляются новые дворяне и фермеры — представители капита- листического уклада.
    Класс буржуазии
    численно растет и укрепляет свои позиции в экономике и политике.
    Таким образом, новый капиталистический уклад жизни проявляет себя в
    складывании
    внутреннего рынка и развитии мировой торговли, институтах предприниматель-
    332
    ства и наемного труда, вытеснении мануфактурой цехового строя, формировании новой
    буржуазной группировки классов
    и т. д.
    Политика.
    Сложна и неоднородна политическая жизнь Европы XVII столетия. Тон политическим процессам задают маленькие, но очень богатые Нидерланды, где происходит первая буржуазная революция и в семи северных провинциях, крупнейшей из которых была
    Голландия, возникает
    буржуазная республика.
    Как и все ранние буржуазные революции, эта была ограничена в целях, формах и результатах: протекала под религиозными знаменами, освободила от феодальной реакции лишь часть страны, имела форму национально- освободительной войны против испанской короны и др. Но главное было сделано: к власти впервые пришел
    новый класс — буржуазия.
    К тому же это событие качественно изменило европейскую жизнь в области международной торговли и колониальной политики: могущество и международный престиж Испании, королевы XVI столетия, были подорваны.
    Испания, развращенная дешевым колониальным золотом, обессиленная борьбой за «чистоту веры», вступает в полосу экономического кризиса и превращается во второстепенное европейское государство.
    В Германии трагический исход Крестьянской войны на 100 лет продлил существование феодальных порядков, сохранив личную зависимость крестьян, политическую раз- дробленность страны, положив конец возрождению искусства. Но в главном политическая судьба Европы зависела от взаимоотношений двух ведущих держав — Англии и Франции.
    Трудно переоценить ту роль, которую сыграла в жизни европейского общества
    английская
    буржуазная революция
    (1640— 1688). Ее влияние было поистине всеобъемлющим. О.
    Кромвель (1599— 1668), приведший к победе буржуазных пуритан, считал все свои действия, даже такие, как казнь короля Карла I, от которой содрогнулись все королевские дома Европы,
    — осуществлением Божьей воли. Великий Вольтер называл Кромвеля руководителем
    «великого мятежа», «кровожадным
    333
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru варваром», но он же отмечал, что никогда Англия не была так уважаема в мире, никогда так не процветала, как при лорде-протекторе, который проявил в управлении государством
    «качества великого короля». Переворот 1688 г. привел к восстановлению монархии, но это уже была
    ограниченная
    монархия с сильным парламентом, который проводил законы,
    способствовавшие развитию капиталистического уклада.
    Провозглашенные английской революцией принципы политического устройства и экономического порядка оказали воздействие на все европейские страны. Англия же превратилась в передовую промышленную и могучую колониальную державу.
    Период английской революции совпал во Франции с
    расцветом абсолютной монархии.
    Это был век Людовика XIV (1643— 1715), Людовика Великого, Короля-Солнца, как льстиво называли его современники. Гремел Версальский двор — эталон роскоши и вкуса по всей
    Европе. Здесь давались балы неслыханного великолепия. Именно с этого времени Франция сменяет Испанию как законодательницу моды, этикета и т. п. Французский язык, моды и манеры становятся предметом подражания во всех европейских столицах. Хотя
    абсолютизм
    в качестве формы правления утверждается в большинстве европейских государств, классическим образцом абсолютистского государства на протяжении двух веков была опять же Франция. «Один монарх, один закон, одна религия» — в соответствии с этим принципом осуществляли свое ничем и никем не ограниченное правление французские короли. Если кто и стеснял королевскую власть, то это были так называемые парламенты — высшие судебные органы в провинциях. К ним и были обращены знаменитые слова Людовика XIV: «Вы думали, господа, что государство — это вы? Государство — это я!»
    И действительно, вся экономическая, политическая и общественная жизнь в государстве находились под контролем монарха, и такое положение устраивало все сословия. Дворянство в закатный час феодализма уже не могло обойтись без монарха-благодетеля; нужда гнала владель-
    334
    цев потускневших гербов, презиравших даже мысль о труде, под королевские знамена. Двор, казна и войско олицетворяли собой отныне кормушку, гарантировали защиту привилегий, питали надежды на карьеру. Храбрый, амбициозный, но нищий д'Артаньян, приезжающий из провинции поступить на службу к королю и завоевать мир, — герой этого времени.
    Но своеобразие ситуации заключалось в том, что и нарождавшаяся буржуазия Франции в свой рассветный час не могла обойтись без государя, воплощавшего собой вековую борьбу за жизненно важное для нее единство страны, за подавление сепаратизма. К тому же королевская власть зачастую проводила по отношению к мануфактуре протекционистскую политику. Так продукт разложения феодализма — абсолютизм — в определенной мере способствовал развитию капиталистических отношений. К тому же прочное абсолютистское государство, имеющее четкие национальные границы, сдерживающие междоусобные войны, гарантировало мирную жизнь и защиту короля всем слоям населения.
    Религия и церковь. Абсолютизм сыграл положительную роль и в преодолении кровопролитнейших религиозных войн, потрясавших страны Западной Европы в XVI— XVIII вв. Унесшая тысячи жизней и задержавшая развитие Германии Тридцатилетняя война, войны кальвинистов-гугенотов и католиков во Франции конца XVI—начала XVII вв., с чудовищной резней Варфоломеевской ночи; постоянные столкновения пуритан со сторонниками «вы- сокой» церкви, наполнившие кровью английскую историю XVII в., — вот далеко не полный перечень событий европейской истории, рисующих мрачную картину «побед» религиозного фанатизма. О крайней значимости религиозного фактора в жизни европейского общества сви- детельствовали и прогрессивные события его истории: под лозунгами религиозной свободы против мрачного католического фанатизма испанских Габсбургов с их самой свирепой инквизицией протекала нидерландская революция;
    335
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru дух религиозного обновления вдохновлял на победы английских пуритан и т. д.
    Поэтому стремление абсолютизма опереться на церковь, упрочить религиозные устои были вполне объяснимы. Ведь церковь провозглашала, что монарх — помазанник Божий, и его господство на земле — адекватно небесному самодержавию христианского Бога.
    И все-таки следует признать: роль религии в мировоззрении нововременной эпохи неуклонно падает. Все: и постоянные религиозные войны, и раскол западного христианства в результате
    Реформации, и преследования инакомыслящих — свидетельствовало о неспособности церкви обеспечить общественный мир. С другой стороны — органичная включенность христианской церкви в общественно-политические феодальные структуры с их идейно-смысловым центром
    «Бог — Папа Римский — Король» подрывала ее авторитет в эпоху низвержения старого порядка.
    Наконец, прогресс науки, опытного знания постепенно и неуклонно убеждал в истинности научной картины мироздания.
    Научная революция.
    Развитие буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках. Уже начиная с эпохи Возрождения, роль естественных наук в культуре неуклонно нарастала. Теперь ведущее место в естествознании заняла механика, которая, опираясь на математические разработки, добилась крупнейших успехов. Особенностью новой эпохи было также то, что наука переставала быть кабинетным занятием ученых-одиночек. Возникли новые формы организации исследовательской работы —
    научные общества академии наук.
    В 1635 г. была создана Французская Академия, а в 1660 г. — Лондонское Королевское общество.
    Научная революция базировалась на принципиально новой оценке возможностей человеческого разума и источников познания. Еще до того как Рене Декарт (1596— 1650) в «Рассуждении о методе» объявил человеческий разум главным орудием познания мира, Френсис Бэкон
    336
    (1561—1626) провозгласил, что
    знание является силой, его источником — опыт,
    а не божественное откровение, и
    мерилом ценности — приносимая практическая польза. Важнейшими
    методами научного познания были объявлены эксперимент
    (Галилей, Бэкон, Ньютон),
    механическая гипотеза, механическая модель
    (Декарт).
    Микроскоп
    Антонио ван Левенгука позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших физиологических процессов.
    А
    телескоп
    дал возможность Галилео Галилею (1564— 1642) и Иоганну Кеплеру (1571—1630) развить гелиоцентрическое учение Николая Коперника, открыть законы движения планет.
    Применив сконструированную им самим подзорную трубу с 30-кратным увеличением, Галилей обнаружил на Луне вулканы и кратеры, увидел спутники Юпитера. Млечный путь предстал перед ним бесчисленным скоплением звезд, подтверждая мысль Джордано Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной. Все это принесло Галилею заслуженную славу «Колумба неба» и перевернуло библейскую картину мироздания.
    Разработка земной механики (Галилей, Торричелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц и др.) показала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на аристотелевскую физику. В трудах Исаака Ньютона (1643—1727)
    математическое
    естествознание
    достигло своей вершины. Ньютоновские открытия в области оптики (дисперсия света) сделали возможным конструирование более мощного отражательного телескопа. Ньютон, практически одновременно с Лейбницем и совершенно независимо от него, открывает
    дифференциальное
    и
    интегральное исчисление.
    Он же формулирует ряд
    важнейших законов в
    физике.
    Великий предшественник Ньютона Рене Декарт — один из творцов
    механики, алгебры и
    аналитической геометрии.
    Увлекшись физиологией, он смог понять и оценить огромное значение
    кровообращения.
    Глубоко изучив законы оптики, открыл
    преломление света,
    и т. д. и т. п. Он сочетал в себе гений естествоиспытателя и философа.
    337
    Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    Блез Паскаль (1623—1662), исходя из предположений Торричелли, твердо доказал
    наличие
    атмосферного давления.
    В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса получила разработку
    теория
    вероятностей.
    Уильям Гарвей (1578—1657) открыл
    секрет кровообращения
    и
    роль сердца,
    приблизился к раскрытию тайны зарождения человеческой жизни. Таким образом, благодаря новым теориям и методам в XVII в. было сделано гигантское количество открытий и изобретений:
    созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное и интегральное
    исчисления в математике, сформулирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии,
    биологии. Получили разработку теория вероятностей и волновая теория света.
    Изобретены
    микроскоп и телескоп
    и т. д. и т. п. Все это позволяет говорить о
    широкомасштабной научной
    революции
    «века гениев», как иногда называют XVII в.
    Но главным итогом научной революции было создание
    нового образа Вселенной.
    Рухнул геоцентрический космос, и Земля заняла свое подлинное место в картине мироздания. Мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не божественным провидением, перестал быть физической эманацией духовного промысла Бога.
    Парадоксы «века гениев».
    Вместе с тем не следует забывать, что научное мировоззрение в XVII в. еще не разорвало узы, связывающие его с более древними — эзотерическими и религиозными — представлениями.
    Биографии великих протагонистов научной революции свидетельствуют, что гений астрономии И.
    Кеплер (1571—1650) был выдающимся астрологом своей эпохи, как и утопист Томмазо
    Кампанелла (1568—1639). Составлением астрологических карт увлекался Галилей, а Ньютон всерьез занимался не только астрологией, но и алхимией. Декарт был членом мистического ордена розенкрейцеров. Достаточно сказать, что формулировка закона всемирного тяготения Ньютоном была напрямую связана с разделяемыми им представлениями герметизма о так называемых симпатиях.
    338
    В подавляющей своей массе вершители научной революции были глубоко религиозными людьми.
    Вера была наиболее глубоким источником их творческого вдохновения. Галилей в «Звездном вестнике» писал, что свои открытия с помощью телескопа он совершил благодаря просветившей его ум божественной благодати. Ньютон рассматривал свою научную деятельность как чудесную цепь прозрений божественной архитектуры мира. «О Боже, я мыслю твоими мыслями и вслед за тобой», — восклицал он. Открываемые естествоиспытателями законы природы представали, таким образом, как новообретение божественного знания, утраченного в момент грехопадения.
    Необходимо отметить, однако, что не в одной религиозности было дело: сами механические модели мира, создаваемые учеными, находили логическое дополнение в представлениях о безличном творце, положившем начало миру, придавшему ему законченную форму и гармонию, а затем устранившемуся из него. И Декарт, и Ньютон выстраивали свои системы мироздания исходя из божественного первоначала. Ньютон, например, полагал, что материю нельзя объяснить из нее самой, что «изящнейшее соединение Солнца, Планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и власти могущественного и премудрого существа». Величайшая гармония, согласованность и красота универсума, — полагал
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   42


    написать администратору сайта