Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
Скачать 5.32 Mb.
|
Раздел: Календарно-тематический план Тема 1. Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы 1. «Человек»: проблема общего понятия и трудности определения. 2. Природное и социальное в человеке. 3. Человек, индивид, личность: история понятий. Вопросы для самоконтроля 1. Какие существуют определения понятия «человек»? 2. Как существует взаимосвязь биологического и социального в человеке. 3. В чем смысл различия «внешнего» и «внутреннего» человека? 4. Какие биологические характеристики имеют социальное значение? Приведите пример. 5. Как социальность влияет на биологическую природу человека? 6. В чем смысл различия понятий: человек, индивид, личность. Рекомендуемая литература: Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011. Раздел: Учебно-методические материалы: Основные термины и понятия Мировоззрение – система представлений, ценностных ориентаций, взглядов на мир и на место человека в нем. Антропология (от греч. antropos – человек, и logos – теория, наука) – совокупность научных дисциплин, изучающих человека во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология). Человек – биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся их них благодаря способности производить орудия труда, обладающее речью, символическим мышлением, творческой активностью и нравственным сознанием. Антропогенез - теория происхождения и становления человека. Справочные материалы Существует несколько подходов к решению вопроса о сущности человека, то есть к ответу на вопрос: «Что есть человек?». 1. Религия или точнее теологияопределяет человека посредством отношения между смертным телом и бессмертной душой. Душа, дух или, как считают философы, разум выступают источником исключительно человеческого способа существования в мире, то есть человеческого в человеке. 2. С точки зрения естественных наук, человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически он связан с высшими приматами. Его биологическая природа проявляется в присущих только человеку биологических свойствах таких как: размер и строение мозга, прямохождение, строение кисти и гортани и т.п. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, т.е. от природы человек обладает относительно небольшим набором инстинктов, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. 3. С точки зрения социальных наук, человек – существо социальное, или как говорил Аристотель «животное политическое» («zoon politikon»). Он становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как сознание, воля и разум; совесть, свобода и ответственность и др. Основные отличия человека от животного: - обладает мышлением и членораздельной речью, способностью к символической коммуникации. - способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: - моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; - обладает способностью предвидеть последствия своих действий; - способен к ценностному отношению к действительности. - животное в своем поведении подчинено инстинкту, человек способен преодолеть инстинкт, выделяя тем самым себя из природы. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность. Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало). Взаимосвязь биологического, социального и духовного начал в человеке Биологическое в человеке. Еще Аристотель назвал человека "политическим животным", подчеркнув этим то, что человек принадлежит двум мирам: он существо природное – биологическое и одновременно существо политическое или общественное. Биологически обусловлены многие характеристики человека. Так, биологически предопределена продолжительность жизни человека. Как и другие биологические существа человек проходит стадии детства, зрелого возраста и старости. Биологически обусловлено разделение людей на мужчин и женщин. Человеческий организм лучше приспособлен к определенным видам пищи, хотя общество и культура придают человеческой пище большое разнообразие. Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обычно обозначаются понятием расы. Разделение людей на расы связано с тем, что люди, населяющие различные регионы планеты, приспособились к конкретным особенностям среды их обитания. Это выразилось в появлении особых анатомических и физиологических признаков (цвет кожи, рост, разрез глаз и др.). По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к природному миру. Однако человек является своеобразным биологическим видом. Поведение животных направляется в основном инстинктами, передаваемыми генетически. Животное не способно выйти за пределы инстинктов. У человека также есть инстинкты, но их немного. И это компенсируется тем, что человек осваивает социальные способы поведения. Социальное в человеке. Биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, так как социальный опыт и культура не передаются биологическим путем. Они транслируются от поколения к поколению через социальные и культурные механизмы. Как уже говорилось, человек рождается биологическим существом, но становится личностью в процессе социализации, в ходе которой он усваивает социальные и культурные нормы, осваивает различные социальные роли. При этом социальное как бы накладывается на биологическое. Например, на биологическую уникальность индивида накладывается уникальность его жизненного пути, его социальной биографии. Поэтому человек не только биологически уникален, он становится и уникальной социальной личностью. Социальная среда может заметно влиять на биологические факторы. Например, биологически средняя продолжительность жизни людей одинакова. Но в развитых странах люди живут на 15-20 лет дольше, чем в отсталых. Это объясняется социальными факторами. Можно привести и такой пример. Различие полов – мужского и женского – задано биологически. Однако сейчас в социальной теории наряду с биологическим полом введено понятие социального пола ("гендера"). Социальный пол – это социокультурные характеристики, которые общество "надстраивает" над биологическим разделением на мужчин и женщин. Социальный пол определяется теми моделями поведения, типичными характеристиками, профессиями и социальными ролями, которые в обществе предписываются женщинам и мужчинам. Например, в нашем обществе не принято, чтобы женщина была слесарем или физиком-ядерщиком, зато принято, чтобы она была швеей или филологом. Быть мужчиной или женщиной в обществе – означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями; это значит выполнять определенные социальные роли. Это отражено в известном афоризме современной феминисткой теории: "женщиной не рождаются, женщиной становятся". Индивид и личность. Различение терминов «индивид» и «личность» («personne») стало популярным с 30-х гг. XX в. во Франции в период между двумя мировыми войнами. Философы увидели в этом различении ключ к объяснению социальных проблем и конфликтов (тоталитарные режимы, войны и т.п.), потрясших европейское общество первой половины ХХ века. В ситуации великих диктатур, громадных армий, концлагерей и мощного индустриального производства к человеку относятся как к индивиду, т.е. как особи, самостоятельному биологическому существу и социальной единице (индивид в переводе с латыни означает то же самое, что и атом по- гречески, а именно «недилимое»), а не как к уникальной и неповторимой и самоценной личности. Смысл различия между индивидом и личностью можно объяснить так: индивид есть часть целого, он принадлежит целому (человеческому роду или конкретному обществу и т.п.) и существует ввиду целого, в то время как личность относительно независима от целого. Личность же является целью для самой себя, стремится реализовать себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими, т.е. преодолевает индивидуализм. Именно негативная интерпретация индивида как субъекта индивидуализма, породила противопоставление индивида личности. Цель такого противопоставления — возвысить отдельного человека, именуемого личностью, представить его качественно превосходящим индивида. Известно, что «личность» происходит от латинского глагола personare - звучать. В римском театре именем persona называли маску, которую надевали актёры. Голос актёра звучал из-за маски — отсюда название persona. Позднее слово persona стало названием исполняемой роли (царя, воина, раба): актёр в маске выражал себя в роли. Затем оба значения слились в одно, и persona стала уже не обманчивой наружностью актёра, но самим актёром. Постепенно термин persona приобрёл социально-юридический статус: им стали обозначать свободного человека, субъекта прав и обязанностей в римском обществе. Рабы не были личностями, и хозяин мог распоряжаться ими как вещами или домашними животными. Не были личностями и варвары: люди, чужие Римской империи, не имеющие римского гражданства. Однако понятие личности, во всём его своеобразии, было введено христианской мыслью. Самое знаменитое и общепризнанное определение личности принадлежит Северину Боэцию (ок. 480-525г.): личность есть индивидуальная субстанция, имеющая разумную природу. Индивидуальной субстанцией называется такое существо, которое, пребывая само по себе, обладает неделимым внутренним единством и ограничено от остальных существ. То, что определяет индивидуальную субстанцию в качестве личности, — это разумная природа, то есть способность к рефлективному, соотносительному и абстрагирующему мышлению. Таким образом, быть личностью означает быть субъектом, имеющим разумную природу». В современной интерпретации «личность» понимается как совокупность качеств, проявляющихся только у человека как социального существа. Индивид же — более широкое понятие; индивид есть род, а личность — один из входящих в него видов. Овцы в стаде, пчёлы в улье, деревья в лесу тоже могут быть названы индивидами, то есть особями одного вида, но никак не личностями. Итак, личность — это существо духовно-телесной природы, а поэтому она не является вещью, объектом естественной науки. Личность — это уникальное «Я», неповторимое в своей абсолютной единичности. Уникальное, но не единственное. Обладающее самосознанием, потому что оно имеет интеллектуальную природу. Личность является самой собой в той мере, в какой открыта другим, она свободна, а потому может быть субъектом нравственных обязанностей и ответственности. Индивид рождается, живёт, производит потомство, продолжает свой вид и умирает, полностью исчезая. Напротив, личность есть своя собственная цель и предназначение: она живёт не только для продления вида, но и для того, чтобы реализовать саму себя внутри вида и вместе с видом. Вот как об этом различении рассуждает французский философ Жак Маритен (1882-1973): «Когда мы говорим, что человек есть личность, это не значит, что человек есть лишь индивид, подобно атому, пшеничному колосу, мухе или слону. Человек — такой индивид, который руководствуется разумом и волей. Он существует не только физически, но и существует духовно, в познании и в любви таким образом, что в некотором смысле сам составляет целый мир. Этот микрокосмос способен вместить в себя весь большой космос посредством познания, а в любви он может целиком отдать себя другим существам…». Раздел: Задания для самостоятельной работы Тестовые задания по теме I . Выберите правильный ответ 1. А) Человек отличается от животного тем, что обладает памятью. В) Человек, в отличие от других живых существ, живет в культурной среде. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2 . Какая из перечисленных областей имеет своим предметом человека в совокупности его проявлений? 1) биология 2) психология 3) антропология 4) археология 3. Исключительно человеческий способ отношения к окружающему миру определяют как: 1) эмоциональный 2) механический 3) ценностный 4) приспособительный 4. Личность – это: 1) совокупность требований, которые предъявляются к индивиду в определенной социальной ситуации 2) понятие для описания человеческих особей 3) человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности 4) «мыслящая вещь» 5. Человека можно считать индивидом: 1) с момента рождения 2) по достижении совершеннолетия 3) после совершения им выдающегося поступка, подвига 4) со вступлением в брак 6. Какое из ниже перечисленных высказываний соответствует естественнонаучному взгляду на человека? 1) Человек – это бессмертная душа и смертное тело; после смерти тела душа попадает в ад или рай 2) Человек – часть природы, он включен в естественный процесс и смысл его жизни в следовании естественному ходу вещей 3) Человек – душа и тело, после смерти тела душа «вселяется» в новое тело в соответствии с законом воздаяния 4) Человек – это звено эволюционной цепочки биологических видов 7. Верны ли следующие утверждения: А) Человечество живет в условиях государства в силу природной необходимости; Б) Пчелы живут в ульях в силу природной необходимости. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8. Личность – это: 1) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами 2) понятие для описания человеческих особей 3) социальная сущность человека 4) сумма отличительных признаков индивида (рост, вес, цвет кожи и т.п.) 9. Что является высшей способностью личности: 1) образное мышление 2) трудовая деятельность 3) ощущения и восприятия 4) сознание 10. Укажите понятие-синоним греческого происхождение латинского термина «индивид»: 1) атом; 2) молекула; 3) персона; 4) демос Раздел: Календарно-тематический план ТЕМА 2. Мыслители прошлого об обществе и человеке: Древний мир. Содержание темы. 1. «Веды» - источник древнейших представлений об обществе и человеке. 2. Буддизм: основные понятия и принципы учения о человеке. 3. Учение Конфуция о человеке и обществе. Идеал «благородного мужа». 4. Даосизм: основные понятия учения о человеке и обществе. Вопросы для самоконтроля 1 . В чем суть ведической концепции человека? 2. Изложите суть буддизма, используя такие понятия как «дхарма», «сансара», «нирвана». 3. Сравните учение Конфуция и Лао Цзы об обществе и человеке. Рекомендуемая литература: Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. С.16-18, 31, 34-35, 38-40. Доступен: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf Справочные материалы Человек и общество в древнеиндийской мысли. О том, что думали и как представляли древние индийцы мир человека мы узнаем из дошедшего до нас сборника текстов, относящихся к жертвоприношениям и имевших статус священного знания, который назывался «Веды» (букв. «знание»). Доступ к этому священному знанию имел не каждый, а только представители высшего социального слоя — жрецы-брахманы, они обучали ему представителей двух других сословий-варн (варна — букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев. Представители четвертого сословия шудры-слуги не имели доступа к знанию. Размышления о мире и человеке в древней Индии были следствием споров жрецов-брахманов о сути и смысле религиозных ритуалов, эти споры происходили при дворах и под покровительством местных правителей. Буддизм Родоначальником буддизма считается принц Сиддхартха, происходивший из рода кшатриев Гаутама племени шакьев и известный под именем «Будда». По преданию, отцу Сиддхартхи было предсказано, что если родившийся младенец будет жить обычной жизнью домохозяина, то со временем он станет вселенским правителем, а если уйдет странствовать из дома в бездомность, то достигнет просветления. И отец, дабы у сына не возникла мысль о странничестве, оберегал Сиддхартху от лицезрения несчастий и страданий. Но однажды, отправившись в парк, юноша встретил там старика, больного, дроги с мертвым телом и странствующего аскета. Потрясенный увиденным, Сиддхартха отказался от жизни домохозяина и отправился странствовать. Несколько лет Гаутама обучался под руководством лесных отшельников различным видам аскетической практики, пока не понял, что таким образом он не достигнет желаемого просветления. Он осознал, что истина лежит между миром чувственных удовольствий и жестокой аскезой. Тогда недалеко от города Варанаси, в результате медитативного сосредоточения, он достиг просветления (бодхи) и отныне стал Буддой (букв.: «пробужденный, просветленный»). Будда отправился в город Варанаси, где произнес свою первую проповедь о 4 благородных истинах и восьмеричном пути. Со временем у Будды появились ученики, которые и положили начало буддийской общине. Будда умер на 80-м году жизни в окружении учеников. В первые века нашей эры на языке пали был составлен корпус текстов, получивший название «Типитака» (букв.: «Три корзины») или «Трипитака» на санскрите, в которых излагалось учение Будды. Четыре благородные истины. Первая проповедь Будды содержит «четыре благородные истины»: - все есть страдание (дуккха). Страданием является не только рождение, смерть, болезнь, несчастья, но и жизнь как таковая, поскольку все перемены и события в ней, даже если они сами не считаются непосредственно страданием, так или иначе ведут к нему; - причина страдания — это троякая жажда (таньха) наслаждения, жизни и гибели; - возможно прекратить страдание; - прекращение страдания состоит в следовании «восьмеричному благородному пути»: правильных видении, мышлении, речи, действии, образе жизни, усилии, внимании и сосредоточении. «Колесо бытия». Воспринимаемый человеком мир представляет собой исполненное страдания, невечное и лишенное духовной субстанции (анатта) «колесо бытия», то есть он мыслится как круг рождений и смертей (сансара), определенный в соответствии с «дхармой». Термин «дхарма» означает «добродетель», «долг», «закон», «учение», «религия», а также нематериальная «частица», содержащая и несущая определенную информацию. Именно дхармы и создают весь видимый и невидимый мир. Однако существуют эти частицы лишь мгновение, вспыхивая и угасая, подобно искрам огня, но поскольку человек не в состоянии воспринять столь малый промежуток времени, все объекты мира представляются ему целостными и неизменными в течение некоторого времени. Цель человеческого существования заключается в достижение просветления и состояния нирваны (букв.: «угасание, погашение»), которая понималась как угасание страстей, успокоение дхарм. Человек и общество в древнекитайской мысли. Время становления и формирования китайской мысли приходится приблизительно на то же самое время, что и развитие духовной культуры Древней Индии, т. е. на середину 1 тыс. до н. э. Приобщение к письменной культуре, а именно в такой форме существовала и сохранялась древнекитайская мысль, имело высокий социальный статус. Образованные мыслители-интеллектуалы (их называли «жу») были ориентированы на осмысление общественной жизни и личной судьбы человека. Конфуцианство Конфуций. Основателем конфуцианства был мудрец по имени Кун Фу-цзы (латинизированная форма — Конфуций) — «учитель Кун», или Кун-цзы, родившийся в 552/551 г. до н. э. и умерший в 479 г. до н. э. в царстве Лу. Кун Фу-цзы — первый исторически достоверный философ Китая — происходил из знатного обедневшего рода. О своем жизненном пути Конфуций писал: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала». Он был профессиональным учителем, т.е. мог взимать плату за обучение и прославился как наставник более 3 тысяч учеников. В 496 г до н. э. Кун-цзы стал первым советником в родном царстве Лу и попытался воплотить в жизнь свои представления об идеальном устроении общества, но вскоре вынужден был покинуть родину и отправиться путешествовать с ближайшими учениками. Последние годы Кун Фу-цзы провел в Лу, преподавая свое учение и редактируя сочинения китайской классической письменности. На основе наставлений и бесед с Кун Фу-цзы его ученики и последователи составили книгу «Лунь юй» («Беседы и рассуждения», или «Суждения и беседы»), знание которой затем стало необходимым элементом китайской образованности. Учение и афоризмы Конфуция. «Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть». Конфуций был сторонником традиционного для Китая культа предков и почитания духов, но считал, без служения людям нельзя научиться должным образом почитать предков: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?». Человек, с точки зрения Конфуция, по своей природе ни добр, ни зол. От рождения люди едины, разница же между ними заключается в воспитании и приобретенных качествах: «По своей природе люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга». Человек способен и должен изменяться и самосовершенствоваться, поскольку «лишь самые умные и самые глупые не могут измениться». Первые уже приобрели необходимые качества, став воплощением конфуцианского идеала — «благородным мужем»; тогда как вторые представляют полную противоположность первых, олицетворяя «низкого (или маленького) человека» (сяо жэнь). Главное качество, которое отличает благородного мужа от ничтожества — это «человечность», или «гуманность» (жэнь). Обладание жэнь подразумевает с одной стороны, любовь к людям, которой благородный муж обладает всегда, независимо от перипетий жизненного пути и обстоятельств. С другой стороны, человечность проявляется и в следовании ритуалам, соблюдении и культивировании норм благопристойности, в основе которой лежит «золотое правило» морали, или, другими словами, «взаимность»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Основываясь на этом принципе, «благородный муж» избегает крайностей и подает пример должного поведения. Помимо сугубо моральных добродетелей «благородного мужа» отличает и стремление к обладанию культурой (вэнь), то есть книжной ученостью, ритуалом и музыкой. Подлинным человеком (т. е. тем, кто обладает человечностью-жэнь) может считаться только тот, кто совершенствует себя, «возделывает», «окультуривает» естественную человеческую природу приобщаясь к цивилизованности и культурности. Идеал «благородного мужа» относится не только к сфере личного самосовершенствования и частной жизни. Конфуций распространяет его и на область социально-политических отношений: «Благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток». Основной характеристикой благородного мужа в социальном контексте у Конфуция выступает «справедливость», или «долг» (и), она выражается в единстве знания и деяния, т.е. в «должной справедливости». Реализация справедливости «благородным мужем» возможна лишь при следовании им ритуальной благопристойности, выражающейся в принципе «почтительности», или «почтении». На почтительности должны основываться отношения отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного, ибо без нее невозможно проявление истинной гуманности: «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия». Конфуцианство со временем широко распространилось по всему Дальнему Востоку и не утратило своего влияния и по сей день. Даосизм « Дао дэ цзин». Основным текстом даосской философской традиции является трактат «Дао дэ цзин» («Канон Дао и дэ», или «Книга Пути и благодати», IV— III вв. до н. э.), авторство которого приписывается легендарному мудрецу Лао-цзы (букв.: «Престарелый мудрец», «Престарелый младенец», «Старец-младенец»), Согласно преданию, Лао-цзы написал «Дао дэ цзин» в ответ на просьбу начальника пограничной заставы Инь Си перед тем, как отправиться на Запад. Впоследствии Лао-цзы был объявлен воплощением дао, существовавшим изначально, и стал почитаться как высшее божество в даосизме под именем Лао цзюнь («Государь Лао», «Престарелый государь»). Текст «Дао дэ цзин» содержит 81 главу, насчитывает 5 тысяч иероглифов и поделен на два раздела: «книга о дао» (дао цзин) и книга о дэ» (дэ цзин). Это сочинение написано в виде парадоксальных и зачастую нарочито темных афоризмов и изречений, чрезвычайно трудных для понимания и истолкования. В основе учения даосизма лежат парные категории дао и дэ. Дао (букв.: «путь», «подход», «метод», «принцип», «функция», «правда», «мораль») понимается как то, что является началом и источником всего существующего, т. е. «мать всех вещей». Однако дао — это не только источник всех вещей и явлений, но и цель всего происходящего, ведь « все они возвращаются к своему началу». Основная закономерность дао — возвращение, движение по кругу (круг — символ совершенства). Понятием дэ (букв.: «благодать», «благая сила», «добродетель», «совершенство», «достоинство», «доблесть») обозначается материальное проявление дао: «Дао рождает вещи, дэ вскармливает их». Из подобной трактовки дао как первоначала всего сущего вытекает принцип «естественности», т.е. естественного порядка вещей и «не-деяния». Недеяние понимается как отсутствие целенаправленной деятельности, противоречащей спонтанному ходу событий и преобразующей естественные свойства вещей, то есть — это принцип невмешательства в естественный порядок бытия. С другой стороны, недеяние - это вид активности, то есть следование порядку дао: «совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, он не осуществляет их сам; создавая, не обладает тем, что создано; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая что-либо, не гордится». Человек, который дает проявиться дао в самом себе, возвращается к естественности и осуществляет недеяние, называется «совершенномудрым». «Совершенномудрый» даосов отличается от «благородного мужа» конфуцианцев. Если первый следует естественности, через недеяние, позволяя дао проявить себя; то второй облагораживает свою человеческую природу, приобщаясь к письменной, книжной культуре, следуя ритуалу и осуществляя человеколюбие. По мысли же автора «Дао дэ цзина», различные добродетели-дэ у человека появляются после утраты дао: «человеколюбие — после утраты дэ; справедливость — после утраты человеколюбия; ритуал — после утраты справедливости. Ритуал — признак отсутствия доверия и преданности». С точки зрения автора «Дао дэ цзин», «благородный муж» конфуцианцев, это человек, чьи добродетели — сыновняя почтительность, человеколюбие, справедливость и т. д. — появляются тогда и постольку, когда и поскольку общество, утратив изначальное совершенство, отходит от дао. Точно также неприемлем для даосов и конфуцианский принцип «взаимности», ибо он с даосской точки зрения представляет собой всего лишь обмен услугами, но не подлинную добродетель. Книжная ученость истолковывается как суемудрие и ложное знание. Письменная культура конфуцианцев, понимаемая в качестве искусственной обработки природы человека, противопоставляется даосской естественности, «простоте некрашеного шелка и необработанного дерева». В конечном итоге подлинное знание — это лишь приобщение к безымянному дао, поэтому: «тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает». Осуществивший даосский идеал, совершенномудрый становится выше противопоставления добра и зла, жизни и смерти. Постигший дао становится причастен первоистоку всего сущего, обретая тем самым бессмертие. Принцип недеяния распространяется в даосизме и на сферу общественных отношений. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», поскольку «когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным». Идеальное общество должно отвечать требованию: «Пусть государство будет маленьким, а население — редким. Если [в государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга». Раздел: Задания для самостоятельной работы Тестовые задания по теме I . Выберите правильный ответ 1. Какой вопрос является главным в буддизме? 1. Как сделать мир лучше? 2. Как избавить человека от страданий? 3. Как победить социальное неравенство? 4. Как возможна индивидуальная свобода, в мире тотальной необходимости? 2. А) Тезис о «человеке как о мере всех вещей» был провозглашен в древнеиндийской философии. Б) Тезис о том, что «жизнь есть страдание», был провозглашен в древнеиндийской философии. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Понятие «нирвана» используется в учении: 1. Лао Цзы 2. Иисуса Христа 3. Сиддхартхи Гаутамы 4. Конфуция 4. Веды – это: 1. Название варны в Древней Индии 2. Древнейший письменный памятник индийской религиозной литературы 3. Индийские боги-прародители всего сущего 4. Культовые архитектурные сооружения 5. Что означает древнекитайское понятие «дао»? 1. Имя Бога 2. Письменный свод законов и норм поведения человека на Востоке 3. установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении 4. так называлась первая философская школа Китая 6. «Будда» означает: 1. имя Бога 2. состояние пробуждения 3. имя человека, ставшего Богом 4. бессмертный человек 7. А) Конфуций считал, что люди по природе злы. Б) Даосы считают, что человеческое бездействие всегда несет вред. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8. В основе буддизма учение: 1) о четырех благородных истинах 2) о благородном муже 3) о человечности 4) о естественности и недеянии 9. А. С точки зрения Конфуция, человек должен преодолевать себя, совершенствоваться. Б. С точки зрения Лао Цзы, человек должен следовать естественному ходу вещей. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Мысль о том, что правильное общество такое, где небольшая закрытая от остального мира группа людей живет естественной жизнью, не изменяя данного традицией порядка, получила развитие и обоснование: 1. в Ведах 2. в учении Сиддхартхи Гаутамы 3. в учении Конфуция 4. в даосизме Раздел: Календарно-тематический план |