Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самоконтроля

  • Рекомендуемая литература

  • Специфика естественных и гуманитарных наук.

  • Методы наук о человеке и обществе.

  • Раздел: Задания для самостоятельной работы Тестовые задания по теме

  • Научная дисциплина Вид науки

  • «наука» и «ненаука»

  • Раздел: Календарно-тематический план Тема 16 Общество, природа, культура. Понятия культуры и цивилизации Содержание темы

  • Раздел: Учебно-методические материалы Справочные материалы

  • Раздел: Календарно-тематический план

  • Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы


    Скачать 5.32 Mb.
    НазваниеКалендарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
    Дата11.04.2023
    Размер5.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPolny_kurs_teorii_po_obschestvoznaniyu.pdf
    ТипКалендарно-тематический план
    #1052820
    страница8 из 70
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   70
    Тема 15
    Науки о природе и науки об обществе: социальное, гуманитарное и
    естественнонаучное знание.
    Содержание темы
    1. Огюст Конт: классификация наук и изобретение социологии.
    2. Вильгельм Дильтей: о различии наук о природе и наук о «духе».
    3.
    Генрих Риккерт: проблема предмета и метода в социальных и гуманитарных науках.
    Вопросы для самоконтроля
    1.
    Ради каких целей Огюст Конт создает такую позитивную науку как социология?
    2. В чем различие между объектами и методами наук о природе и наук о духе?
    3. Составьте самостоятельно перечень наук, распределяя науки по категориям: естественные, социальные, гуманитарные?
    Рекомендуемая литература
    Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. М.: Просвещение, 2011.

    2
    Раздел: Учебно-методические материалы
    Справочные материалы
    Огюст Конт: классификация наук и изобретение социологии
    Французский философ О. Конт (1798-1857) известен как автор термина
    «социология» и как изобретатель «новой науки». Конт предлагает классификацию
    (иерархию) наук в соответствии с их предметом и методами. Начиная с самой общей или широкой по объёму и простой по содержанию науки — математики, — Конт располагает все прочие области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания, Конт его называет «позитивным», что означает достоверное, точное, полезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, Конт пришёл к звыводу, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Таким образом, социология создается для изучения законов функционирования и реорганизации обществ.
    Специфика естественных и гуманитарных наук.
    Разделение наук на науки о духе (культуре) и науки о природе предложил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) в работе «Введение в науки о духе» (1880). По мнению Дильтея, условием объективного познания является принципиальное различие наук о физическом мире и наук о мире человеческих действий, мыслей, эмоций и ценностей. В основе этого различия лежит различие предмета и метода. Гуманитарные науки изучают человека, его чувства, мысли, сознательные действия, одним словом, реальности внутренней жизни, в отличие наук о природе, которые изучают «внешнюю» по отношению к субъекту реальность. Из подобного различия в предмете следует и различие в методах его изучения. Сходные с науками о природе благодаря практике анализа, гуманитарные науки не имеют средств «объективного исследования», к которым прибегают науки о природе. Так, к примеру, история изучает прошедшую реальность в ее бесконечном многообразии. Изучение исторических документов делает доступными исчезнувшие миры, сравнительный метод, заимствованный из биологии, позволяет

    3 определять сходства и различия, ориентироваться во множестве социальных и человеческих форм.
    Методы наук о человеке и обществе.
    Основными методами наук о человеке и обществе являются объяснение, описание, понимание и интерпретация (истолкование).
    Объяснение можно определить как подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Так, к примеру, чтобы объяснить расширение металлического стержня, указывают на непосредственно наблюдаемый факт - его нагревание, но для более глубокого объяснения этого явления физики привлекают молекулярно-кинетическую теорию вещества. Согласно этой теории при нагревании происходит увеличение величины свободного пробега молекул, вследствие чего соответственно возрастают размеры тела.
    В естествознании преобладают причинные объяснения, так причиной ускорения движения тела служит приложенная к нему сила. Подобного рода причинные объяснения-законы отображают регулярные, повторяющиеся связи между явлениями, когда одно из них служит причиной возникновения или происхождения другого. Методы объяснения выполняет еще и прогностическую функцию, т.е. принцип причинно-следственной связи между явлениями, событиями и процессами позволяет с определенной вероятностью предсказывать и ожидать будущие события, явления и процессы, опираясь на анализ настоящего. Эти методы используется в таких социальных науках экономического и политического отраслей знания.
    В некоторых гуманитарных науках, например в истории, трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию. Поэтому есть немало историков, которые решительно возражают против переноса естественнонаучных методов объяснения в исторические исследования, так как эти методы установления причинно-следственных связей оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное внимание должно быть обращено не столько на общее, сколько на уникальное и неповторимое в духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием.
    Теория, разрабатывающая принципы и методы правильной интерпретации, называется - герменевтика.

    4
    Суть интерпретации в гуманитарной науке состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла идей, действий и поступков людей, в конечном счете, интерпретация есть
    способ понимания.
    Проблема обоснования методологии гуманитарных наук была поставлена немецким философом Генрихом Риккертом (1863 - 1936) в работе «Науки о природе и науки о культуре» (1899).
    Чтобы обосновать тот или иной метод, необходимо, с точки зрения Риккерта, установить критерий научности. Суть научности состоит в том, что научные понятия, преобразуют реальный мир так, что выделяют существенное в явлениях. Методы наук различаются в том, какие основания принимаются в расчет при выделении существенного в явлениях. В науках о культуре главным основанием является возможность произвести для данного явления процедуру «отнесения к ценности». Поэтому объективность в этих науках может основываться лишь на объективности ценностей и не может апеллировать к физической данности культурных объектов. Ценности — особый род объектов, которые не «существуют», но имеют значение. К примеру, как вещь, «Джоконда» Леонардо – это доска (тополь), покрытая плохо сохранившимися масляными красками, что значит эта раскрашенная доска? Почему миллионы людей стремятся увидеть ее непосредственно своими глазами? А не довольствуются, к примеру, репродукциями?
    Мир культуры, в отличие от мира природы, является действительностью, которая сконструирована сознаниями людей, т.е. мир культуры – это то, что существует в
    «отношении с нами и для нас».

    5
    Раздел: Задания для самостоятельной работы
    Тестовые задания по теме
    Выберите правильный ответ
    1.
    Верны ли суждения?
    А) Совокупность наук, предмет исследования которых - явления природы – это естественные науки;
    Б) Совокупность наук, предметом исследования которых является человек как субъект деятельности – это гуманитарные науки.
    1) Верно только А
    2) Верно только В
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    2.
    Верны ли суждения?
    А) Любые явления культуры как и явления природы можно объяснять, выявляя универсальные причинно-следственные связи; как и Совокупность наук, предмет исследования которых - явления природы – это естественные науки;
    Б) Естествознание изучает уникальные явления и процессы, а социальное знание устанавливает всеобщие принципы
    1) Верно только А
    2) Верно только В
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    3
    . Верны ли следующие суждения?
    А. Метод наук о природе – обобщение достоверных фактов.
    Б. Метод «наук о человеке» – описание и понимание единичных событий, явлений объектов.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    6 4
    . Термин «социология» был введен в научный оборот
    1) И. Кантом
    2) О. Контом
    3) В. Кантором
    4) У. Кентом
    5
    . Понятие «позитивной науки», введенное О. Контом, обозначает
    1)
    Гуманитарные науки, утверждающие позитивные идеалы человеческой жизни
    2)
    Естественные науки, цель которых изменить жизнь человечества к лучшему;
    3)
    Знание, воспроизведенное не в математических абстракциях и моделях, но в художественных образах;
    4)
    Изучение действительных законов реальности, то есть постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности
    6
    . Установите соответствие между видом наук и конкретными науками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    Научная дисциплина
    Вид науки
    А) История
    1) «науки о духе»
    Б) Литературоведение
    2) «науки о природе»
    В) Психоанализ
    Г) Биология
    Д) Физика
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
    А
    Б
    В
    Г
    Д

    7 7
    . Известно, что французский философ и основатель социологии Огюст Конт был автором проекта «позитивной» науки. Установите соответствие между видом познавательного отношения к миру, который указан в столбце 2 как «наука» и «ненаука» и конкретными дисциплинами (столбец 1).
    1. Научная дисциплина
    2. Познавательное отношение
    А) математика
    1) наука
    Б) социология
    2) ненаука
    В) теология
    Г) биология
    Д) историческое литературоведение
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
    А
    Б
    В
    Г
    Д

    1
    Раздел: Календарно-тематический план
    Тема 16
    Общество, природа, культура. Понятия культуры и цивилизации
    Содержание темы
    1.
    История понятия «культура».
    2. История понятия «цивилизация».
    3. Концепция культура Дж. Вико.
    4. Теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер.
    Вопросы для самоконтроля
    1.
    Каков изначальный смысл понятий культура? Цивилизация?
    2. Можно ли сказать, что древние греки не знали, что такое культура? Обоснуйте.
    3. Что общего между гуманизмом, гуманитарными науками и культурой?
    4. В чем суть концепции Дж. Вико?
    5.
    Изложите основные положения концепции Н.Я. Данилевского.
    6. Как с точки зрения Шпенглера соотнесены культура и цивилизация.
    Рекомендуемая литература
    Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
    Асоян Ю. Малафеев А. Историография концепта cultura. Доступно: http://ec-dejavu.ru/c/Culture_1.html
    Доброхотов А.Л. Калинкин А.Т. Культурология. М. 2010. Сс. 4-11; 285-336. Доступно: http://www.alleng.ru/d/cult/cult077.htm

    2
    Раздел: Учебно-методические материалы
    Справочные материалы
    Культура — слово латинского происхождения. Морфологически оно представляет собой причастие будущего времени (произведенное по тому же типу, что и natura), образованное от глагола colo, со1еге. Этот латинский глагол имеет три основные группы смыслов: 1) 'обрабатывать', 'возделывать'; 2) 'взращивать'; 3) 'обитать', 'населять'
    (последнее через латинское colonus трансформировалось в колония).
    Латинское слова cultura включает в себя три грани единого смысла: «обустройство того места, где живешь; прежде всего обработка земли, уход за ней; почитание богов— хранителей этого места; сбережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают».
    Почти во всех европейских языках и в языках многих народов, испытавших на себе глубокое европейское воздействие, культура обозначается сегодня одним и тем же словом. Это совпадение возникло относительно недавно — примерно на рубеже XVIII-
    ХIХ веков. Именно тогда в социально-исторической и философской литературе Европы формировались современные термины «культура» и «цивилизация». Понятие цивилизация (civilization) появилось сперва во французской литературе, затем утвердилось в Британии, и в Германии. При этом во французском языке слова civilisation и culture синонимичны по своему значению. При этом, во французском языке слово культура появилось раньше, чем в других языках Европы, однако латинское cultura здесь довольно рано преобразовалось в couture (кутюр), приобретшее вскоре совершенно самостоятельное значение, к примеру в понятии от-кутюр («haute couture»).
    Представление о различии «культуры» и «цивилизации» было впервые сформулировано в немецком языке в период, когда Германия состояла из множества карликовых феодальных государств. Единство национального политического самосознания (а понятие «цивилизация» несло ярко выраженную социально- политическую окраску, оно прямо связано с идеей «гражданственности») отсутствовало.
    При этом ощущение единства национальной культуры было несомненным, ярко выраженным.
    Сначала противопоставление «культуры» и «цивилизации» было исключительно немецкой идеей. В силу ряда обстоятельств со второй половины XIX века она приобрела особое значение и для русской мысли. В итальянском же языке, несмотря на то, что этот язык сформировался на основе латинского, вместо понятия культура используется старолатинское «humanitas».

    3
    Принято читать, что понятие cultura впервые ввел в философию Цицерон (106-43 годы до н. э.). Слово cultura употреблялось в латинском языке и до Цицерона.
    Преимущественно в смысле возделывания земли, ухода за ней. Цицерон же использует данное наименование как метафору, философско-риторический троп. Он производит сочетание: «cultura animi» в смысле «возделывания души»: «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души (cultura animi) — философия…».
    Однако, от появления риторического тропа cultum animi у Цицерона до нынешнего понятия о культуре — дистанция огромная. Что же до того значения «культуры», которое упомянутые авторы приписывают римской эпохе, то возникло оно лишь в Европе XVIII века. Существует обоснованное мнение о том, что ни античность, ни средневековье не используют и не знают понятие культуры в смысле деятельности, цель которой преодоление природы. В основе античного мировоззрения лежало представление об исследовании природы ради жизни «сообразно природе». Средневековье унаследовало от античного мира понятие естественного закона и естественного права, человек же мыслился принадлежащим двум мирам: природе и Богу. Лишь к началу Нового времени происходит постепенное открытие и позднее концептуальное оформление идеи о противопоставлении культуры, как формы и способа исключительно человеческой активности природе. Характерно, что на рубеже ХVП-ХVШ веков слово культура впервые освобождается от сопровождавшего его ранее сельскохозяйственного смысла, метафора Цицерона становится общим понятием.
    Давно укоренилось воззрение, согласно которому обращение к соответствующим античным понятиям позволяет лучше понять генетически с ними связанные (от них производные) современные понятия, используемые в европейских языках. Однако, в древнегреческом языке, из которого многие понятия были заимствованы латынью, слово аналогичное «culture» отсутствовало. У греков было понятие «пайдейя», которое обозначало одновременно и воспитание и образование, и его результат, именно этот термин Цицерон и другие римские переводчики греческих текстов переводили как humanitas, которое обозначало, в том числе, и образованного, знающего человека, стремящегося к постижению благородных, т.е. словесных наук. Это значение стало главным в эпоху Ренессанса, когда «гуманизм» вновь обретает смысл воспитания, основанного на высоком философско-риторическом образовании.
    Образовательный пафос в гуманизме изначален, первичен. Образование в гуманизме (studia humanitatis) — это путь к благородству и добродетели, то есть это образ жизни и стиль мышления. Именно прибегая к понятию humanitas, строит свою концепцию

    4 культуры итальянский мыслитель, которого иногда называют родоначальником
    «культурологии», Джамбаттиста Вико (1668-1744). Вико известен как едва ли не первый европейский теоретик циклической концепции истории. Постоянное разрушение культур в истории древнего Востока, упадок Греции, разложение всемирного государства римлян, падение городских республик эпохи Возрождения — все это, по его мнению, свидетельствует о глубоких противоречиях «поступательного движения наций».
    Стихийные катастрофы, прерывающие последовательное движение, обращают цивилизацию вспять и производят непоправимые разрушения. Однако ответственность за эти разрушения лежит и на самой цивилизации.
    По Вико, на высшей ступени цивилизационного развития народы впадают в состояние варварства, разве только в худшую сторону отличающегося от «природного»,
    «дикого» варварства. Важно то, что в своей культуристорической концепции, Вико использует не понятие cultura, а humanitas, в смысле «человечность». У Вико humanitas понимается в качестве ценности, противополагаемой варварству. Нации, считает Вико, делятся на варварские и гуманные. Вико много рассуждает о степенях humanitas тех или иных народов и их правителей: «император Индии скорее культурен, чем некультурен», в то время как «император Китайский в высшей степени культурен». В современной ему
    Европе мыслитель находит «великие Монархии, в высшей степени культурные по своим нравам». В представлении Вико, степень humanitas зависит от того, насколько у тех или иных народов «культивируются Науки», а также насколько нациями соблюдаются установленные законы, в основе которых лежит религиозная вера.
    Итак, можно сказать, что греческая образованность, римский гуманизм и современный термин «культура» являются близкими и сопоставимыми по смыслу.
    В конце XVII столетия входит в обиход, а в XVIII быстро эволюционирует понятие
    «цивилизация», происхождение и первоначальный смысл которого также связан с наследием Цицерона. Цивилизация в широком смысле это гражданский и одновременно городской образ жизни, противопоставляемый варварству, это вместе с тем и идеал законосообразной человеческой жизни.
    Представление о цивилизации как всеобщем идеале общественной жизни изменяется на протяжении XIX века в связи с революциями и войнами, происходившими в Европе. Тогда же возникает идея о том, что цивилизация конечна, она может быть уничтожена или погибнуть; а также о том, что цивилизация может быть не одна, что возможны иные цивилизации.
    В 80-х гг. XIX века русский писатель-публицист Николай Яковлевич Данилевский выпустил книгу под названием «Россия и Европа» (1871). Он размышлял на

    5 традиционную для русской публицистики тему о «судьбе России» и том, почему Россия не Европа. Он доказывал, что Россия и Европа - разные культурно-исторические типы, которые развиваются по своей внутренней логике независимо друг от друга. Цивилизации возникают, расцветают и умирают, когда одна цивилизация уже клонится к закату, другая лишь начинает свое развитие.
    В первой половине ХХ в. аналогичные идеи развивали немецкий философ Освальд
    Шпенглер, его концепция изложена в книге "Закат Европы" (2 тома, 1918-1922). Ключевая идея Шпенглера - противопоставление культуры и цивилизации. Цивилизация означает неизбежную смерть всякой культуры. Культура – это высшая точка творческого движения сообщества, проживающего в определенном ландшафте. Когда творческие сила иссякают начинается период цивилизации: развитие техники, распространение материальных ценностей. Культуры зарождаются, развиваются, переходят в цивилизации, дряхлеют и умирают. Например, высокая и живая культура античной Греции сменилась Римской цивилизацией. Шпенглер также считал, что ХХ век – это время заката, умирания Европы, о чем свидетельствуют мировые войны, возможность которых была обусловлена развитием техники, распространением массовых зрелищ и других буржуазных ценностей.

    6
    Раздел: Задания для самостоятельной работы
    Тестовые задания по теме
    Выберите правильный ответ
    1.
    А. Культура и колония – однокоренные в этимологическом отношении слова;
    Б. Термин «цивилизация» у римлян означал образованность в словесных науках и философии
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    2.
    А. Цицерон считал, что любая культура происходит из культа.
    Б. Цицерон считал, что философия – культура души.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    3.
    А. Римляне считали себя цивилизованной нацией, а греков культурной.
    Б. В эпоху Ренессанса образованных и воспитанных людей называли гуманистами.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    4.
    Идея о том, что существуют два полюса в жизни наций: варварство и цивилизация, между которыми разворачивается история наций, принадлежит
    1)
    Цицерону
    2)
    Шпенглеру
    3)
    Вико
    4)
    Данилевскому

    7 5
    . Для описания уникальных культурных образований, претерпевающих историческое движение, Н.Я. Данилевский использует термин
    1) колония
    2) цивилизация
    3) нация
    4) культурно-исторический тип
    6
    . А. Вико считал, что те нации культурны, где развиваются науки и соблюдаются законы;
    Б. Вико считал, что цивилизация – это «звериное» состояние, в которое может «впасть» всякая нация.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    7
    . А. Шпенглер, как и Вико, считал, что человеческая цивилизация конечна и может быть уничтожена;
    Б. Шпенглер считал, что культура – это закат любой цивилизации
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    1
    Раздел: Календарно-тематический план
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   70


    написать администратору сайта