Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самоконтроля

  • Рекомендуемая литература

  • Раздел: Учебно-методические материалы: Справочные материалы

  • Самые известные греческие философы: учения и изречения об обществе и человеке. Пифагор Самосский

  • Раздел: Задания для самостоятельной работы Тестовые задания по теме

  • Раздел: Календарно-тематический план Тема 1.

  • Раздел: Учебно-методические материалы Справочные материалы

  • Аврелий Августин (354 — 430 гг.)

  • Джованни Пико делла Мирандола

  • Раздел: Календарно-тематический план

  • Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы


    Скачать 5.32 Mb.
    НазваниеКалендарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
    Дата11.04.2023
    Размер5.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPolny_kurs_teorii_po_obschestvoznaniyu.pdf
    ТипКалендарно-тематический план
    #1052820
    страница2 из 70
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70
    ТЕМА 3.
    Мыслители прошлого об обществе и человеке: античная философия.
    Содержание темы.
    1.
    Античная философия история и значение понятия.
    2. Пифагор об обществе и человеке.
    3. Софисты и Сократ об обществе и человеке.
    4. Платон об обществе и человеке.
    5. Аристотель об обществе и человеке.
    Вопросы для самоконтроля
    1. В чем особенность философии как формы и способа размышления? Как связано возникновение философии с культурной и политической жизнью в Древней Греции?
    2. В чем суть учения Пифагора о душе?
    3. Укажите сходства и различия представлений софистов и Сократа о человеке.
    4. Изложите концепцию Платона о бессмертии души. К какому образу прибегает Платон для ее иллюстрации?
    5. Поясните мысль Аристотеля о том, что «человек – животное политическое».
    Рекомендуемая литература:
    Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
    История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В.
    Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. С.64-65, 70-73, 90-91-35, 96-99. Доступно: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
    Доброхотов А.Л. Введение в философию. Часть первая. Доступно: http://philosophy.ru/edu/ref/dobr/1.html

    Раздел: Учебно-методические материалы:
    Справочные материалы
    Что бы понять, что и как думали древние греки об обществе и человеке, нужно, прежде всего, определить характер и тип размышления, который возникает в Древней
    Греции и является порождением исключительно греческой культуры.
    Итак, что мы понимаем под термином «античная философия»? Латинское слово
    «antiquus
    » обозначает «древний», так европейцы в эпоху Возрождения называли культуру греков и римлян, представляя ее как нечто единое, неразрывное. В этом смысле «античная философия» это философия греков и римлян. Слово же «философия» греческого происхождения (от φιλοσοφία), оно означает «любовное отношение к мудрости».
    Мудрость (σοφία) греками понималась как знание правильное и достаточное. Философия для древнего грека начинается с удивления, которое вызывают вещи обычные и, казалось бы, общепонятные: закон, красота, добродетель, порядок, нрав, справедливость, судьба, бог, душа, мышление, мироздание и т. д.
    Для занятий философией греки создавали школы. Их было множество по всей
    Греции, но большинство школ находилось в Афинах. Самые известные школы: пифагорейская, школа киников, стоиков, скептиков, эпикурейцев, Академия Платона,
    Ликей Аристотеля. Впоследствии философы, получившие образование в этих школах, познакомили римлян с греческой ученостью, мировоззрением и жизненными практиками, которые стали образцом для подражания и творческого заимствования. Многие названия школ стали нарицательными, мы имеем в виду жизненную позицию, мировоззрение человека, когда говорим о ком-то «циник», «скептик», «стоик» или «эпикуреец».
    Самые известные греческие философы: учения и изречения об обществе и человеке.
    Пифагор Самосский (ок. 570 — ок. 497 гг. до н. э.). Пифагор родился на о. Самос. Около
    532 г. в городе Кротон (Южная Италия) он создает религиозно-философское братство со строгим уставом и общностью имущества. Авторитет Пифагора как мудреца и учителя был настолько велик, что по прошествии нескольких лет власть в Кротоне и во многих других городах Южной Италии и Сицилии перешла в руки учеников Пифагора.
    Впоследствии в силу политических причин Пифагорейский союз был разрушен, члены его перебиты, сам Пифагор бежал в Метапонт, где и скончался ок. 497 г. до н. э.
    По легенде, Пифагор был автором слов «космос» и «философия». О нем самом известно очень мало. До нас дошли сведения об учении Пифагора благодаря сохранившимся работам его учеников. Пифагорейцы рассуждая о человеке, учили что
    человек это душа, пребывающая в теле. Душа, с точки зрения пифагорейцев, бессмертна и является «демоном»: бессмертным живым существом, либо ведущим блаженную жизнь среди богов, либо пребывающим в метемпсихозе (греч. μετεμψύχωσις — букв.
    «переодушевление»), т. е. в странствии по телам животных и растений. Душа находится в теле «как в могиле» и попадает в него в качестве наказания «за грехи». В соответствии с этой теорией пифагорейцы учили об однородности всех живых существ и «очищении»
    «демона», или души, через вегетарианство.
    Софисты.
    К середине V в. до н. э. с установлением политической гегемонии Афин в греческом мире происходит культурный переворот: политика впервые становится делом каждого гражданина, наиболее важным моментом его повседневного существования.
    «Человек есть животное политическое», — утверждал Аристотель. В это время появляются первые теоретики нового мироотношения — софисты, букв. «специалисты по мудрости», — платные преподаватели красноречия, политической добродетели и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни. Главный принцип софистики был сформулирован самым старшим из них —
    Протагором из Абдер (ок. 480 — 410 гг. до н. э.): «Человек есть мера всех вещей: существующих — насколько они существуют, несуществующих насколько они не существуют». Образцом софистического способа рассуждения и доказательства являются
    «софизмы» т.е. задачи на то, чтобы найти парадоксальный ход мысли и применить его в качестве средства публичной полемики. Например, софизм «Рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов; стало быть, ты имеешь рога». Самым известным софизмом был парадокс под названием «Лжец»: «Критянин сказал: «Все критяне — лжецы»; сказал ли он правду или ложь? Если правду — значит, он тоже лжец — стало быть, он солгал — значит, на самом деле критяне правдивы и т. д.
    Софистов считали, что законы, обычаи и само государство были созданы не по воли богов, а появились когда-то вследствие соглашения между людьми. Отсюда — центральное для софистики различение существующего «по природе» и существующего
    «по закону», т.е. по договору.
    Сократ
    Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н. э.), самый известный из греческих философов и
    «справедливейший из людей» (так о нем отзывался его ученик Платон), решил учить афинян и словом и собственным примером «добродетели как таковой», безотносительно к софистическим частностям и условностям. По легенде Дельфийский оракул назвал
    Сократа мудрецом. Однако Сократ отказался признать себя мудрецом, утверждая при
    этом: «Я-то ведь знаю лишь то, что я ничего не знаю!». У Сократа не было школы, он гулял по Афинам в окружении учеников и вел с ними беседы на разные темы. Он ничего не писал; все, что мы о нем знаем, известно из сочинений его учеников, прежде всего
    Платона. Он первым стал рассуждать об образе жизни и первым из философов был казнен по суду за «непочитание богов и развращение юношества» 361 голосом из 500.
    Сократ считал, что добродетель (то есть правильный поступок) является высшим и абсолютным благом, составляющим цель человеческой жизни, ибо только добродетель дает счастье. Добродетель состоит в знании того, что является наилучшим и в действии, соответствующем этому знанию. Добродетель неотделима от знания. Люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают, что есть добро, а что — зло. Добродетели можно и должно научиться. Однако Сократ не учил добродетели так, как учили софисты, предпочитая речам и наставлениям непосредственный разговор
    (по-гречески διάλογος, «диалог») с собеседником. Отсюда название его философского метода — диалектика.
    В своей философской практике Сократ исходил из того, что каждый человек уже содержит в себе знание истины, но только не осознает ее, пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собой, и, как следствие, к признанию своего невежества. «Знать самого себя» для Сократа значит действовать в жизни так, чтобы слова не расходились с делами.
    Платон (428-348)
    Платон, выходец из древнего аристократического рода, родился в Афинах. В юности он познакомился с Сократом, который стал для него наставником в жизни и учителем в философии. Несправедливый приговор, осуждение и казнь афинского мудреца стали поворотным моментом в жизни будущего философа. В Афинах Платон организует собственную философскую школу, получившую название Академии, поскольку она располагалась в месте почитания героя Академа. Академия представляла собой объединение людей, посвятивших себя философской и научной деятельности. Девиз платоновской Академии гласил: «Не геометр да не войдет».
    Диалог - форма, в которой Платон излагает свое учение: в Академии именно так происходило обучение, диалоги Платона были записаны (переписывались ученикам и последователями на протяжении веков) и дошли до нас спустя тысячелетия.
    Платон вводит в философскую терминологию слово «диалектика», которым поначалу обозначалось искусство вести беседу посредством вопросов и ответов, а затем оно стало использоваться Платоном для описания процесса мышления, поскольку мышление — это беседа души с самой собой.

    Учение о душе является главным в платоновской философии. Его основной тезис в том, что душа бессмертна. Этому учил еще Пифагор, но Платон разрабатывает последовательную логическую аргументацию, чтобы доказать бессмертие души.
    Доказательства были представлены Платоном в диалоге «Федон», в котором Сократ за несколько часов до своей смерти в беседе со своими ближайшими друзьями пытается их убедить в том, что «весь я не умру». (Доступно: http://philosophy.ru/library/plato/fedon.html)
    Но что такое душа?
    Душа содержит три начала или три части: разумную или расчетливую, яростную и вожделеющую. В «Федре» (Доступно: http://philosophy.ru/library/plato/fedr.html) Платон рассказывает миф, иллюстрирующий его учение о душе. Он сравнивает душу с колесницей, которой правит возничий (разумная часть). В нее запряжены два коня: один прекрасный и совершенный, белой масти (яростная часть), а другой своенравный и скверный, черной масти (вожделеющая часть). Возничий правит, добрый конь слушается возничего, а черный тянет в сторону.
    Почему Платон счел необходимым ввести понятие бессмертной души?
    Вспомним историю с несправедливо, но по закону казненным Сократом. Вопрос о справедливости будет волновать Платона всю жизнь. Без бессмертной души немыслимо учение о загробном воздаянии, которое только и может быть гарантом тотальной справедливости. Если душа не получает награду за добродетель и не терпит страданий за свои пороки, справедливости не существует, а в мире нет необходимости поступать правильно в соответствии с представлением о благе. Такую ситуацию Платон считает невозможной. Именно поэтому еще одна важная для Платона проблема – наилучшее обустройство полиса (города-государства). Этой проблеме посвящены два самых больших платоновских диалога «Государство» и «Законы».
    Наилучшим является то общество, где по закону управляют лучшие, то есть те, кто знает и умеет делать только то, что наиболее полезно полису, т.е. руководствуются общим
    (а не частным, личным) благом. По Платону, устроение полиса имеет своей целью не счастье какой-либо отдельной группы граждан, но счастье всего полиса, полиса как целого, что возможно в случае занятия каждого только своим собственным делом. Дело одних управлять, других – защищать, третьих – производить.
    Что же такое совершенный полис?
    Самой важной, добродетелью является справедливость, которая заключается в том, чтобы каждый выполнял свое собственное дело, к которому он определен по своей природе. В этом суть платоновской критики демократии, которая как раз предполагает возможность каждого вне зависимости от своей конкретной профессии занимать
    руководящие места в государстве. Платон, пытавшийся осмыслить взлет и падение афинской демократии V в., увидел ее основной дефект в непрофессионализме, в непонимании того, что управление государством есть искусство и знание, которым могут владеть лишь немногие. Управлять государством должны лучшие из граждан - философы, прошедшие долгую научную подготовку.
    Аристотель (384-322)
    Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках. Его отец был врачом при дворе Македонского царя. Еще в детстве Аристотель познакомился с
    Филиппом, отцом Александра Македонского, воспитателем которого он станет спустя много лет. Получив первоначальное образование, Аристотель приезжает в 367 г. в Афины и становится членом платоновской Академии. После смерти учителя Аристотель становится наставником юного Александра Македонского. В 335 г. Аристотель возвращается в Афины и основывает там свою школу, которая получит название перипатетической от слова «перипат», «место для прогулок». Располагалась эта школа в местечке под названием Ликей, поэтому вторым названием ее становится «Ликей», отсюда наше «лицей». В течение 12 лет Аристотель руководит своей школой, ведет занятия для членов школы и для широкой публики, поощряет своих учеников к конкретно-научным исследованиям. После смерти Александра в Афинах усиливается антимакедонское настроение, Аристотеля, как и Сократа, обвиняют в нечестии, и он вынужден бежать из Афин в Халкиду где и умирает в 322 г.
    Для Аристотеля человек — это, прежде всего, общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и обладающее нравственными качествами. Человек, по Аристотелю, от природы склонен к общественной жизни, поэтому жизнь человека не возможна вне общества.
    Аристотель является родоначальником «этика», которую он относит к разряду практических наук, ее цель — совершение благих поступков или добродетельная жизнь.
    Предметом этики является благо, то, к чему стремится всякий поступок и всякий выбор.
    Как и Платон, Аристотель считает, что благо общества (полиса) превосходит благо отдельного человека, ведь не целое должно существовать ради части, но часть ради целого. «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекрасней и божественней благо народа и государств». Однако, в отличие от Платона Аристотель считает, что идея блага или благо вообще не может быть благом частным, то есть благом для отдельного человека.

    Раздел: Задания для самостоятельной работы
    Тестовые задания по теме
    I.
    Выберите правильный ответ
    1.
    Какое из перечисленных ниже суждений соответствует взгляду Платона на человека
    1.
    Человек самодостаточное существо, независимое от государства
    2.
    Человек становится человеком только в государстве, смысл его жизни в служении общему благу
    3.
    Государство существует для человека, а не человек для государства
    4.
    Государство – средство угнетения одних другими
    5.
    Человек от природы обладает естественными правами и свободой
    2.
    Что, по мнению Платона, является главным признаком идеального государства?
    1.
    Власть большинства;
    2. всеобщее материальное благосостояние
    3. правовое равенство мужчин и женщин
    4. справедливый закон для всех, включая правителей
    5.
    Частная собственность на землю
    3. Софистами в Греции называли
    1. жрецов
    2. дипломированных выпускников Академии
    3. профессиональных учителей
    4. правителей
    5. нищих и бродяг
    4. Академией в Афинах называли
    1. место и занятия учеников Платона
    2. высшее учебное заведение
    3. собрание старейших и мудрейших граждан
    4. главный храм
    5. рынок

    5.Автором доказательств бессмертия души является
    1. Протагор
    2. Пифагор
    3. Сократ
    4. Платон
    5. Аристотель
    6.
    Для Платона диалектика означает
    1. учение о человеке
    2. учение о бессмертии души
    3. теория государства и права
    4. искусство вести беседу
    5. учение о правильных поступках
    7.
    А) Сократ учил, что то, как мы понимаем добро, зависит от обстоятельств, в которых мы оказываемся.
    Б) Платон считал, что благо отдельного индивида важнее блага общества.
    1) верно только А
    2) верно только В
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    8.
    А) Первые философские школы античности возникли в Риме
    Б) Мудрость (σοφία) греками понималась как истинное и совершенное знание о чем либо.
    1) верно только А
    2) верно только В
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    9. А) Аристотель утверждал, что человек – это безнравственное животное
    Б) Аристотель утверждал, что человеческое тело – это могила души
    1) верно только А
    2) верно только В
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    10. А) Аристотель, как и Платон, считал, что человек должен жить в обществе и нуждается в нем.
    Б) Платон, как и Пифагор, учил о переселении душ
    1) верно только А
    2) верно только В
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Раздел: Календарно-тематический план
    Тема 1.
    Мыслители прошлого об обществе и человеке:
    Средние века (христианская антропология) и Возрождение.
    Содержание темы.
    1. Основные положения христианского вероучения: проблема человека как отношение души и тела.
    2. Христианские мыслители о человеке и обществе (Августин Аврелий, Фома
    Аквинский).
    3. Гуманизм эпохи Возрождения.
    Вопросы для самоконтроля
    1.
    В чем главная особенность и отличие христианского учения и мировоззрения от античного (языческого)?
    2.
    Что означает проблема «богочеловека»? Почему эта проблема возникает исключительно в христианском вероучении?
    3.
    Изложите основы учения Августина о человеке и обществе.
    4.
    В чем особенность учения Фомы Аквинского о человеке?
    5. Что означает гуманизм как мировоззрение и как деятельность?
    6. Что означает «божественность» человека для гуманистов эпохи Возрождения?
    Рекомендуемая литература:
    Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
    А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
    История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005.
    Доступен: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf С.134-
    135, 145-147, 153-154, 169-173, 180-184, 196-197.

    Раздел: Учебно-методические материалы
    Справочные материалы
    Европейская философия Средних веков существует по преимуществу как размышление над основаниями христианской религии и как их толкование. В центре размышлений оказывается проблемы божественного триединства, проблема боговоплощения Иисуса, проблема человека как проблема отношения бессмертной единичной души и смертного греховного тела, а также вопросы благочестия, праведной жизни. Наиболее общей характеристикой религиозно- философской позиции является то, что единственным смыслом и целью человеческой жизни провозглашаются богообщение и богопознание, в то время как прочие цели и смыслы (познание мира, счастья, судьбы) объявляются второстепенными и подчиненными высшей задаче богопознания — делу спасения души для вечной жизни.
    Главным отличием специфически христианского богословия от языческих теологических устремлений может считаться то обстоятельство, что для язычника богопознание и спасение является, в сущности, частной проблемой отдельного человека, самостоятельно осознавшего и разрешившего эти потребности методом реализации определенных способностей; напротив, с точки зрения христианского вероучения, человек по природе своей испорчен и не способен по собственной прихоти ни обрести душевный покой, ни даже осмыслить возможность его обретения; подлинным основанием для спасения мира и человека, согласно учению церкви, является акт милосердия Бога, «ставшего плотью» (Иисуса
    Христа), пострадавшего в мире и воскресшего, и через таинство своего воплощения определившего путь и конец мировой истории, предугаданный в прошлом («до нашей эры», «до воплощения») и уготованный в будущем («после рождения Христа»).
    Вопрос о соотношении двух природ: божественной и человеческой, во
    Христе, является одним из самых главных и трудноразрешимых в христианском вероучении, его решение определяет и особое представление о человеке, которое
    определило облик не только средневековой европейской культуры, но также и культуры эпохи Возрождения.
    Одно из решений этой проблемы предлагает римский философ
    Тертуллиан (ок. 160 — после 220 г.). Христос — «человек, соединенный с
    Богом». Соединение следует понимать как «двоякую природу, не смешанную, но объединенную в одном Лице». Человек есть разумное и свободное существо, созданное по образу и подобию Божьему. Образ Божий — душа, разум – это устройство души, проявляющаяся в ней после рождения. Рождение человека есть соединение души с плотью, смерть — их разделение. Как таковая душа бессмертна и обладает «естественным» знанием о Боге и своей сокровенной природе.
    Аврелий Августин (354 — 430 гг.)
    Главным источником сведений об Августине являются собственные его сочинения (в первую очередь «Исповедь»). Бог, по Августину, есть абсолютная
    Личность (Persona Dei). Структура человеческой личности («я») есть подобие
    Личности абсолютной. Ум — средоточие человеческой сущности — это то, что делает человека отличным от просто животного существа. Человек определяется как «разумная душа, пользующаяся смертным и земным телом», или, точнее, как
    «разумное существо, состоящее из души и тела». Память – это свойство единичного ума. Память — это в какой-то мере сам человек, так как именно память есть гарант уникальности личного опыта. Структура человеческого «я», обеспечивающая применительно к каждому человеку самотождество личностного самосознания, проявляется, по Августину, как единство ума, памяти, знания и воли.
    Августин придерживался той точки зрения, что источником зла и несчастий является злая воля; что принцип свободы нравственной личности заключается в том, чтобы сознательно все свои действия подчинять необходимости следования добру; что высшая справедливость всем всегда воздает по заслугам.
    Однако, сам человек не способен, по Августину, встать на истинный путь.
    Происходит своеобразное «раздвоение воли»: человек бесцельно растрачивает силы в борьбе с самим собой. Только божественная благодать способна вылечить
    больную душу, благодать невозможно сравнить ни с какими заслугами человека и дается ему на совершенно непознаваемых основаниях. Человек, говорит
    Августин, избирается и предопределяется к спасению божественной мудростью.
    Это решение Бога невозможно понять: в Его справедливость можно только верить. Вера — это единственный незамутившийся чистый источник истины и спасения: «Будем же верить, если не можем уразуметь».
    Человеческое общество Августин определяет как совокупность людей, объединенных общим согласием относительно предмета своего стремления.
    Сообщество праведных есть незримый Град Божий. Град земной — это все люди, живущие по велению гордыни: «Итак, два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный — любовью к Богу, вплоть до забвения себя».
    Схоластика.
    Латинское слово scholastica происходит от греческого σχολαστικός
    («школьный», «школярский»), в современной науке служит обозначением совокупности философских и богословских способов рассуждения, ставших господствующими в западноевропейской (латинской) культуре в Средние века
    (XI —
    XIV вв.).
    Значения этого термина связано с образовательным процессом средневековых школ и, начиная с XIII в. первых европейских университетов, программа которых включала «семь свободных искусств» (septem artes liberales).
    Этот канон сохранился еще со времен поздней Античности: «тривий» (лат. trivium, букв. «трехпутье») — грамматика, риторика и диалектика — и
    «квадривий» (лат. quadrivium, букв. «четырехпутье») — арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Таким образом, схоластика – это прежде всего, университетская философия или точнее богословие.
    Наиболее выдающимся представителем университетской схоластики, учение которого было признано официальной доктриной римского католицизма, является
    Фома Аквинский (1224 / 1225—1274 гг.; «Doctor angelicus», «Ангелический доктор»).

    Фома утверждал, что интеллект и знание о мире могут способствовать делу спасения индивидуальной души. Вопреки устоявшейся в богословской культуре
    Средних веков негативной оценке способностей человека как природного смертного и согрешившего существа, богослов возвышает разум человека и его возможности, находя ему наилучшее применение и конечное оправдание.
    Возрождение
    Главной чертой духовного своеобразия Возрождения является глубокое почтение к природе и к каждому проявлению жизни как к символу, образу
    Абсолюта. Зачастую главными достижениями этой эпохи считаются лишь великие творения живописи, скульптуры, архитектуры, религиозная реформа
    Мартина Лютера, в результате которой возникло новое движение внутри христианской религии – протестантизм.
    Основная тенденция философии и письменной культуры Возрождения – гуманизм.
    Термин «humanitas», от которого происходит «гуманизм», ввел в обращение
    Цицерон для обозначения того качества, которое римская культура унаследовала от греческой, а именно образованность. Родоначальником гуманистического движения в Италии можно считать Франческо Петрарку (1304—1374), первого поэта общеевропейской славы, к которому прислушивались папы и короли. Он одним из первых дал пример «гуманиста» как занимающегося «гуманитарными» науками (прежде всего собиранием, переводом и комментированием античных текстов, филологической критикой и философией). Эти занятия мыслители
    Возрождения понимали как утверждение достоинства человека, его благородства и доблести. Важно, что доблесть у гуманистов противопоставляется родовым заслугам и наследуемому социальному статусу: «Доблесть проявляется не в том, что уже сделано, но в том, что должно быть сделано» (Петрарка).
    Одной из тем гуманизма было восхваление человеческого творчества.
    Творчество — не только прерогатива Бога, но и человек в творчестве может уподобиться Богу. Более того, мир, сотворенный Богом, иногда рассматривается гуманистами лишь как материал для творчества человека, и только человек своим трудом придает творениям Бога образ совершенства.

    Еще одна тема – гражданственность. В отличие от Средних веков и подражая Риму, итальянские гуманисты, считавшие себя наследниками римских государственных деятелей, призывали проявлять доблесть не только в духовной жизни, в борьбе с собственными пороками, но и на поприще гражданской жизни, способствуя благу общества. Гуманисты Возрождения считали всех людей равными перед Богом, отстаивали идею духовного братства. Гуманисты признавали, что люди по природе разные, они различаются в физических, умственных и творческих способностях, но возможность совершенствования дана каждому: «Из любого состояния позволено подняться над судьбой» (Салютати).
    Гуманисты считали, что человек в некотором смысле подобен Богу, прежде всего, поскольку способен к свободному творчеству по законам красоты. Кроме того, сам человек, его тело, которое раньше представлялось источником греха, становятся воплощением красоты. Христос воплотился в человеке, «чтобы, сделавшись человеком, сделать человека богом» (Петрарка).
    Тезис о фундаментальной свободе человека-творца обосновывал флорентийский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494). Он понимает свободу, как стремление и желание изменяться, творить себя и свой мир. «Наполняет душу некое священное стремление, такое, что мы не удовлетворяемся средним и стремимся к высшему, всеми силами пытаясь следовать за ним, когда можем и хотим». Эта свобода абсолютно ничем не ограничена, вплоть до того, что человек может «стать единым духом с Богом».
    Именно в этом смысле человек понимается как «микрокосм»: «На земле нет ничего великого, кроме человека, в человеке нет ничего великого, кроме разума и души. Если ты возвысишься до этого, то превзойдешь небо, если склонишься к телу и воззришь на небо — увидишь себя мухой и меньше, чем мухой».

    Раздел: Задания для самостоятельной работы
    Тестовые задания по теме
    I.
    Выберите правильный ответ
    1. А) Средневековый мыслитель Августин Аврелий полагал, что человек является пленником тех социальных условий, в которых он оказался.
    Б) Гуманизм как мировоззренческая позиция исходит из понимания сущности человека как совокупности его общественных отношений.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    2. А) Гуманисты оправдывали справедливость сословного деления общества божественным установлением;
    Б) Августин считал, что истинное общество – это духовное единство верующих,
    «град божий»
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    3. А) Фома Аквинский утверждал, что разум человека ведет его к знанию, а значит и к спасению души;
    Б) Августин считал, что существо свободное, а стало быть, богоподобное
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    4. А) Микрокосм – это небольшая религиозная община
    Б) Схоластика – это правила школьного воспитания добропорядочного христианина
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    5.
    А) Итальянские гуманисты считали, что человек – микрокосм.
    Б) По мысли гуманистов, микрокосм – это физический объект, обладающий большим объемом памяти и функционирующий как вычислительная машина.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    6.
    Какое из ниже перечисленных высказываний соответствует христианскому взгляду на человека
    1)
    Человек – это бессмертная душа и грешное тело, после смерти которого душа может обрести райское спасение;
    2)
    Человек – часть природы, он включен в естественный природный процесс и смысл его жизни в следовании естественному ходу вещей
    3)
    Человек – душа и тело, после смерти тела душа «вселяется» в новое тело в соответствии с законом воздаяния
    4)
    Человек – творец и преобразователь природы
    5.
    Человек – это звено эволюционной цепочки биологических видов
    7.
    Гуманизм как мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, основано на тезисе о том, что
    1)
    Человек – существо творческое, в этом проявляется его свобода
    2)
    Человек – существо моральное, поскольку разумное
    3)
    Человек – это ансамбль социальных отношений
    4)
    Человек – существо способное любить другого как самого себя
    5)
    «Человек человеку волк»
    8. В христианской догматике образом Бога в человеке считается
    1) ум
    2) фантазия
    3) душа
    4) тело
    5) лицо
    9.
    Вера превосходит наше знание и разумение. Так считал
    1)
    Августин;
    2)
    Фома;
    3)
    Петрарка;
    4)
    Дж. Пико делла Мирандола
    10. Родоначальником гуманизма является
    1)
    Августин;
    2)
    Фома;
    3)
    Петрарка;
    4)
    Дж. Пико делла Мирандола

    Раздел: Календарно-тематический план
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70


    написать администратору сайта