Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
Скачать 5.32 Mb.
|
Тема 17 Формы и разновидности культуры. Содержание темы 1. Материальная и духовная культура. 2. Функции культуры. 3. Массовая и элитарная культура. Вопросы для самоконтроля 1. На чем основано разделение культуры на материальную и духовную? В чем трудность и противоречие подобного деления? Приведите свой пример. 2. Перечислите функции культуры и приведите к каждой свой пример. 3. Укажите характерные черты массовой культуры? Каковы критерии позволяющие относить то или иное событие или то или иной артефакт к явлениям массовой культуры? 4. Как соотносятся массовая и элитарная культура? На чем основано подобное разделение? Рекомендуемая литература Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011. Философия. Под общ. Ред. Миронова В.В. VII, 4, с. 768-788. Доступно: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/ 2 Раздел: Учебно-методические материалы Справочные материалы Материальная и духовная культура. В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры. Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится сознательное или духовное начало — идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения — скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом). Функции культуры Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, как социального существа. Только посредством культуры человек овладевает накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Особую роль в этом 3 процессе играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности. - познавательная и информационная функция. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования. - регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие сосуществования людей. - коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры — наука, искусство, техника и др. — пользуются своими специфическими языками. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам. - еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности. - творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры. - игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. Массовая и элитарная культуры Специфической чертой XX в. стало появление и распространение благодаря созданию и развитию средств массовой коммуникации, массовой культуры. В этом смысле массовой культуры в ХIХ веке и ранее не было - газеты, журналы, цирк, балаган, карнавал, фольклор, - вот практически все практики, которыми располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ века в эпоху радио, 4 кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, мобильных коммуникаторов и беспроводной связи, в эпоху Wikipedia, YouTube, FaceBook, VKontakte? Массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Принято считать, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, символом всевластия массовой культуры. Массовая культура ориентирована главным образом на интерес обывателя. Главным критерием позволяющим определить принадлежность события или артефакта к массовой культуре, является коммерческий успех или экономический критерий. Таким образом, применительно к тому, что называют массовой культурой, адекватными являются термины производства и потребления продуктов культурных индустрий (кино, глянец, туризм и т.п.). Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность и привлекательность для потребителя, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Это требование определяет, к примеру, сюжеты, стили и жанры кино-, теле-, литературных продуктов массовой культуры. Для массовой литературы, кино или теле продукции важен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, эротика, фантастика. Такое разделение необходимо для того, чтобы потребитель легко опознавал желаемое и ожидаемое и не был разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость – еще одно свойство индустрий массовой культуры: будь то кино жанр, или качество услуг и дизайн отелей той или иной сети на популярных курортах. Массовую культуру традиционно считают «бездуховной» или «ненастоящей», сравнивая ее с высокой культурой прошлого, или с интеллектуальной современной культурой. Однако, к примеру, греческие вазы, которыми гордятся ведущие музеи мира, были в свое время глиняным ширпотребом, а драмы Шекспира в «Глобусе» были массовым зрелищем, на которое ученые-гуманисты смотрели сверху вниз. Или, еще пример, который приводит известный историк Михаил Гаспаров, чтобы показать связь между массовой и высокой культурами в исторической перспективе: в 1860-х годах тот, 5 кто ценил Пушкина, должен был отвергать Некрасова, и наоборот, это было понятно и объяснимо. Теперь стихи Пушкина и Некрасова — и Блока, и многих других — лежат перед нами в одном и том же школьном учебнике и требуют к себе равного уважения. Есть ли критерий, сводящий к соизмеримости хотя бы этих трех поэтов (и еще какого- нибудь четвертого, сегодняшнего)? Итак, для разных областей нашей жизни мы обходимся разной степенью точности и адекватности наших представлений о предметах, явлениях и событиях. Так и картина какой-либо культуры по-разному выглядит для специалиста и для рядового носителя культуры. Важно лишь одно: чтобы эта картина была по возможности связной. Массовая культура предлагает правдоподобные и понятные обывателю, а не специалисту картины реальности. Зеркалом массовой культуры может служить школа, поскольку она является институтом всеобщего, а значит массового образования и воспитания. Элитарная культура - культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле. Однако, она нуждается в массовой культуре, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей, норм, стереотипов и шаблонов, принятых в массовой культуре. 6 Раздел: Задания для самостоятельной работы Тестовые задания по теме Выберите правильный ответ 1. Когда появляется массовая культура? 1) с появлением человечества 2) с появлением крупных социальных общностей 3) с появлением массовых движений 4) с появлением средств массовой информации 2. Что такое духовная культура? 1) Религиозная вера 2) Индивидуальные особенности души каждого человека 3) Произведения искусства и литературы 4) Система ценностей и идей, разделяемых тем или иным обществом 3. Что является основой социализации? 1) Индивидуальные потребности и стимулы человека 2) Воспроизведение и трансляция определенного типа культуры 3) Стремление к удовлетворению материальных потребностей 4) Лидерские качества 4. Что не является элементом культуры? 1) Символы 2) Ценности 3) Правила и нормы 4) Природная среда 7 5. А) Культура выполняет функцию накопления и передачи опыта от одного поколения к другому; Б) Культура выполняет функцию формирования и поддержания правил, определяющих образ жизни людей; 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 6. Что из перечисленного является специфическим явлением массовой культуры? 1) живопись 2 ) реклама 3 ) музыка 4) спорт 7. А) Термины "массовая культура" и "народная культура" – синонимы; Б) Произведения массовой культуры с необходимостью носят коммерческий характер. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8. А) Элитарная и массовая культуры не взаимодействуют между собой; Б) Наука относится исключительно к материальной культуре конкретного общества 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 1 Раздел: Календарно-тематический план Тема 18 Религия как феномен культуры Содержание темы 1. Виды религий. 2. Функции религии. Мировые и национальные религии. 3. Христианство, Ислам, Буддизм. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите типы классификаций религий? 2. В чем различие между мировыми и национальными религиями? 3. Изложите суть религиозного учения буддизма. 4. Изложите основы христианского вероучения. 5. Изложите основы ислама. Рекомендуемая литература Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011. 2 Раздел: Учебно-методические материалы Справочные материалы Религия как феномен культуры. Религия представляет собой одну из древнейших форм человеческой культуры. Религию можно определить как мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в сверхъестественное, в существование одного или многих богов. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. Существует много различных религий. Их разделяют по вере во многих богов – политеизм, и по вере в единого бога – монотеизм. Социально-политический критерий позволяет выделить: - племенные религии – вера, разделяемая индивидами, принадлежащими одному племени; - национально-государственные религии (иудаизм в Израиле; синтоизм в Японии); - мировые религии, распространенные в разных странах и среди разных народов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Эти религии оказали наибольшее влияние на характер и развитие человеческой культуры и цивилизации. Они и сейчас во многом определяют мировоззрение миллионов людей. Функции религии - духовное единство верующих; - формирование моральных норм и оценок; - просвещение и художественное творчество. Вера в существование бога или богов – главное в религиозном мировоззрении. Но одной лишь верой в существование бога религия не исчерпывается. В религиях также существует религиозный культ – система обрядов и ритуалов (молитвы, посты, таинства и т.п.), которые верующие совершают сами или под руководством священников. Главные религии человечества в своей долгой истории создали также религиозные организации, которыеобъединяют общины верующих, назначают для них священников, следят за единообразием культа, занимаются миссионерской деятельностью и т.п. В христианской культуре религиозная организация получила название церковь (от греч. – дом Господний). В XI в. произошло разделение христианской церкви на Восточную (теперь мы ее называем «православной») и Западную (католическую, что в переводе с греческого 3 означает «вселенская»). В XVI в. в результате Реформационного движения из католицизма выделилась протестантская церковь. Мировые религии: Буддизм. Буддизм – наиболее древняя мировая религия. По сравнению с христианством и исламом буддизм имеет меньше сторонников. Ныне наибольшее их число живет в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах юго-восточной Азии. В России буддистов относительно немного, центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тыва. Ядро буддизма – это учение о легендарном, но реально существовавшем принце, Сиддхартхе Гаутаме (623-544 гг. до н. э.). Он вырос в стенах дворца, не зная бед и страданий людей, соприкоснувшись же с миром и увидев страдания людей, он оставил богатство и роскошь и стал вести уединенный аскетический образ жизни в поисках способах избавления людей от страданий. Способ или путь был найден, т.е. узнав его, Сиддхартха пробудился, т.е. стал Буддой.Будда стал проповедовать свое. В отличие от Христа он достиг истиной веры не благодаря божественному внушению, а путем собственного опыта и размышления. Учение Будды. В основе этого учения лежат четыре основных положения: • все в человеческой жизни есть страдание – рождение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т.п.; • причина страдания заключается в наличии желаний, в том числе желания существовать; • прекращение страдания достигается путем освобождения от желаний; • чтобы достичь этой цели, необходимо придерживаться особой строгой морали. Соблюдение этой морали ведет человека к освобождению от всяких желаний – к " нирване". Поскольку ставится цель достичь нирваны, то буддизм – прежде всего определенная техника, позволяющая человеку овладеть своими телом и духом. Наиболее известная техника буддизма – "йога" – владение или связь между телом и дыханием. Она ведет к медитации, т.е. освобождению разума от всего, что его загромождает. Во время медитации человек вообще не мыслит. Буддизм отличается от других мировых религий тем, что Будда не является пророком (как Магомет) или спасителем (как Христос). Будда – человек, который самостоятельно нашел путь к истинному существованию. Буддизм поэтому больше похож на особую философию и практику жизни, чем на религию. 4 Христианство Христианство является самой многочисленной мировой религией, это самая распространенная религия на земном шаре. Христиане живут главным образом в европейских странах, в Северной и Южной Америке и Австралии. В христианстве три главных течения: католицизм, протестантизм и православие. История христианства связана с земной жизнью и делами «богочеловека» Иисуса Христа, жившего в Палестине в первом веке нашей эры, в годы царствований римских императоров Августа и Тиберия, и проповедовавшего там свое учение. После его мученической смерти на кресте, его учение было передано другим народам его учениками – апостолами. Основной источник христианства – Библия. Она состоит из Старого завета и Нового завета. Старый завет – общий для христианства и иудаизма (это религия еврейского народа, в ней Христос не признается Сыном Божьим, он лишь один из мессий). Новый завет – основная святая книга христиан, именно в ней содержатся «известия» о жизни и учении Христа, рассказанные его учениками – апостолами. Новый завет состоит из следующих сочинений. Это четыре Евангелия (от греч. – благая весть): "от Матфея", "от Марка", "от Луки" и "от Иоанна". В них ученики Христа повествуют о земной жизни Иисуса, о его проповедях, чудесах, распятии и воскресении. В Новый завет входят также Послания апостолов, т. е. их письма к разным христианским общинам (14 посланий приписываются апостолу Павлу, 7 – другим апостолам). Важным христианским источником является Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова (автора четвертого Евангелия). Церковь считает все эти сочинения боговдохновенными, т. е. написанными людьми, но по внушению Святого духа. Потому их содержание христианин должен почитать как высшую истину. Распространение христианства пришлось на время заката античной цивилизации. Христианство предлагало путь внутреннего спасения: уход от испорченного мира в себя, любовь к ближним независимо от их этнической и социальной принадлежности и аскетизм. Сначала на христиан были жестокие гонения, но в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государственной властью. В это время стали возникать христианские организации – церкви, которые объединяли общины верующих. К Х в. почти вся Европа стала христианской. На Востоке христианству, проникшему до Кавказа (армяне, грузины), стал противостоять зародившийся ислам. Из Византии христианство было перенято славянскими племена, в 5 998 г. стало официальной религией Киевской Руси. В настоящие время кроме русских, белорусов и украинцев, православие является религией карелов, коми, мордвы, удмуртов и большинства народов Сибири. Начиная с IV века христианская церковь стала периодически собирать высшее духовенство на вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась система вероучения и богослужебные правила. Первый вселенский собор состоялся в Никее (город Изник в современной Турции) в 325 году, тогда был принят христианский символ веры – краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения, т.е. то, во что верит любой христианин. Это вера: • в Бога-Отца, Вседержителя и Творца; • в Иисуса Христа — единосущного Бога-Сына, предвечно рождаемого от Бога- Отца, который воплотился от Девы Марии и Святого Духа, умер за людей на кресте при Понтии Пилате и воскрес в третий день, вознёсся на небеса и имеет славу, равную славе Бога-Отца, который придет второй раз, чтобы судить живых и мертвых и воцарится вовеки; • в дающего жизнь Святого Духа, говорившего через пророков; • в единую Святую Соборную (Кафолическую) Апостольскую Церковь; • в очищающее от грехов крещение, совершаемое лишь единожды; • во всеобщее воскресение мертвых и новую вечную жизнь. Важное место в христианстве занимают обряды-таинства, главные из них: • крещение – таинство, в котором над погруженным в воду человеком произносят соответствующую молитву, в результате чего он обретает духовное рождение в лоне христианства; • причащение – в этом таинстве верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христа; • исповедь – признание своих грехов перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа. Ислам Ислам – самая поздняя по времени возникновения и вторая по числу верующих мировая религия. Ислам, или мусульманство, распространен преимущественно в арабских странах (Ближний Восток и Северная Африка), а также в Южной и Юго- Восточной Азии (Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Индонезия и ряд других стран). В России живет много мусульман, это вторая по численности религия после православия. 6 Трудно найти религию, которая так всесторонне влияла бы на жизнь человека, как ислам. Эта религия налагает печать на одежду мужчин и женщин, на их культуру и характер образования, на многие стороны личной и общественной жизни. Происхождение ислама. Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э. Там издавна жили кочевые племена, предки нынешних арабов. Аравия была тесно связана с соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения этих путей был в Мекке. Там образовался религиозный центр арабских племен, и возникло движение за слияние племенных культов и почитание единого верховного бога Аллаха. В Мекке началась деятельность основателя ислама Магомета (571 - 632). Основное в учении Магомета – требование почитать только Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность. Значение Корана. Мусульмане верят в то, что единый и всемогущий Бог – Аллах передал через избранного им человека – пророка Магомета всем людям священный текст – Коран. Коран – означает "чтение вслух, назидание". Сам Магомет не является его автором, божий архангел Джебраил по частям в течение 23 лет передавал содержание Корана Магомету. А сам пророк каждый год в месяце Рамадан рассказывал то, что ему было поведано. Для мусульманина Коран – это совершенный текст, который является высшей нормой в любой сфере духовной жизни, морали, права, политики и хозяйственной жизни. Почитать Аллаха – значит строго соблюдать предписания Корана. Существует пять главных предписаний Корана, которые должен выполнять каждый мусульманин: • знание символа веры; • молитва пять раз в день; • соблюдение поста весь месяц Рамадан; • раздача милостыни; • совершение паломничества в Мекку. Коран содержит более ста сур (глав), относящихся ко всем сторонам жизни мусульман. Это, в частности, наставления морального характера, правовые нормы и запреты. Поэтому раньше (а в некоторых мусульманских странах и сейчас) уголовное и гражданское право было построено на религиозном законе – шариате. Отношение ислама к иудаизму и христианству. Формирование ислама происходило под заметным влиянием более древних соседних религий – иудаизма и христианства. Это видно из того, что в Коране часто встречаются библейские архангелы (Гавриил, Михаил и другие), упоминается священная для иудеев книга Тора, говорится о 7 псалмах Давида, а также об Евангелиях. Мусульманину дозволено жениться на еврейке или христианке, чтобы обращать ее в ислам и не дозволено, как и иудею, есть свинину и изображать Бога. Согласно Корану, людям последовательно посылались различные пророки. Коран упоминает среди них Авраама, Якова, Давида, Моисея, Иоанна Крестителя, Иисуса и Магомета. Но, согласно Корану, уже не будет другого пророка после Магомета. Иисус – великий пророк, но Магомет гораздо выше Иисуса, поскольку он последний из пророков. И Бог доверил ему последнее из Откровений – незыблемый Коран. Тора и Евангелие также являются священными книгами, но Коран для мусульманина – вершина Божественного Откровения. Распространение ислама. После своего возникновения ислам стал быстро распространяться. Нормы и догматы ислама просты, они понятнее для верующих, чем христианские, в особенности это касается христианской идеи божественного триединства (единство Отца, Сына и Святого Духа). Эти особенности мусульманства облегчили его распространение сначала среди арабов, а затем среди других народов. Экспансии этой религии способствовали огромные завоевания арабов, которые шли под знаменем ислама. В покоренных странах арабы облегчали повинности для тех, кто принимал ислам. Поэтому, зародившись, как национальная религия арабов, ислам скоро начал превращаться в мировую религию. Уже в VIII-IX веках ислам стал господствующей религией в странах арабского халифата - от Испании до Средней Азии. В Индонезию ислам проник в XIV-XVI вв. через арабских купцов и вытеснил там индуизм и буддизм. В XIV в. ислам проник в Золотую Орду, затем к народам Северного Кавказа и Западной Сибири. Два основных течения в исламе. Существуют два главных течения в исламе: суннизм и шиизм. Сунниты составляют большинство мусульман (около 90%). Главное, что разделяет эти течения, это вопрос о том, кого считать преемниками Магомета. Сунниты считают преемниками пророка его соратников и признают законность сунн ("Сунна" означает "путь", "пример"), т.е. сунниты помимо Корана признают законность и значимость позднейших религиозных текстов и традиции. У шиитов во главе общины верующих стоит имам ("тот, кто впереди"). Имам, как потомок пророка, считается обладающим сверхъестественными качествами, а его решения – непогрешимыми. Из 90 млн. шиитов 40 млн. живут в Иране. Это единственная почти полностью шиитская страна. Имам в ней – высшее, наиболее уважаемое всеми лицо, которое обладает и религиозными, и политическими функциями. 8 Раздел: Задания для самостоятельной работы Тестовые задания по теме Выберите правильный ответ. 1 . Что отличает религию от других форм культуры? 1) моральные нормы 2) иерархическая организация 3 ) выдающиеся личностей 4 ) вера в сверхъестественное 2. Первоисточником сообщений апостолов о жизни и деяниях Иисуса Христа является: 1) Коран 2) Евангелия 3) Тора 4) Авеста 3 . Политеизм как форма религиозных представлений основывается 1) на вере во множество богов 2) на вере в сверхъестественные свойства материальных вещей 3) на идее магической связи между человеком и его изображением 4) на вере в существование единого бога 4 . Реформация в Западной Европе повлекла за собой появление нового направления Христианства: 1) православия; 2) католицизма; 3) протестантизма; 4) иудаизма. 5 . Православие является направлением 1) политеизма 2) католицизма 3) протестантизма 4) христианства 6. А) Иудаизм является одной из мировых религий; Б) Католицизм в отличие от православия не является христианским вероучением 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 7. А) Термин «евангелие» означает покорность; Б) Термин «йога» означает «связь» сознания и тела; 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |