Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы
Скачать 5.32 Mb.
|
Тема 19 Мораль и нравственность Содержание темы 1. Этика, мораль нравственность – история понятия. 2. История основных этических учений. 3. Мораль как регулятор социальных отношений. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите основные проблемы этики. 2. Как соотносятся понятия этика, мораль, нравственность? 3. Какие универсальные моральные нормы и принципы существовали в истории? 4. Какие этические учения отвечают Вашим собственным представлениям о добре, зле, свободе и справедливости? Обоснуйте. Рекомендуемая литература Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011. Информационный ресурс по этике: http://ethicscenter.ru/ Новая философская энциклопедия на сайте Института философии РАН: http://iph.ras.ru/enc.htm 2 Раздел: Учебно-методические материалы Справочные материалы В обществоведческом европейском лексиконе существует, по крайней мере, три близких по смыслу понятия: этика, мораль и нравственность. Этика (греч. ἠϑικά, от ηϑικός – относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – практическая философия, наука о морали (нравственности). Термин этика был введен в философский оборот Аристотелем; впервые встречается в названии трех его сочинений, посвященных проблемам правильной и добропорядочной жизни («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»). У Аристотеля понятие «этика» производное от слова «этос», которое обозначало привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. То есть «этос» - это личные качества, соотнесенные с определенными привычными формами общественного поведения. Когда древние римляне познакомились, стали осваивать и переводить на латынь греческую философию и литературу, то наряду с греческим словом «этика» они использовали слова производные от латинского корня «mos, moris» – нрав, обычай, образ жизни и поведения. Таким образом, можно сказать, что мораль – это синоним нрав- ственности. Разведение и различение этих понятий произойдет только в философии Гегеля. В настоящее время сложившаяся учебно-академическая традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) ее предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение пока не закрепилось. История рассуждений и поиска образцов и «рецептов» правильной жизни восходит к древнегреческим учителям красноречия – софистам. Софисты учили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и разнообразны. В отличие от необходимости природы, которая везде одна и та же, они являются случайными и произвольными. Встала проблема сопоставления различных законов, нравов, выбора между ними, такого их обоснования, которое стало бы вместе с тем и их оправданием. Необходимо было показать, что общественные нравы не только по традиции считаются, но и по существу могут быть прекрасными и справедливыми. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью, и знанием, это, к примеру, означало, что человек, который знает, что совершает дурной поступок, лучше, чем тот, кто совершает злодеяние по неведению и непониманию. Платон пошел дальше: для того, чтобы придать новую легитимность нравам и институтам полиса, необходимо познать идею блага и 3 руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом философам-мудрецам. По мнению Аристотеля, отождествление добродетели с науками и знанием было ошибкой. Целью этики являются не знания, а поступки, то есть это практическая философия, в ней важен опыт общественной жизни. Аристотелевская этика определила тематику и способы рассуждения о правильных поступках и их критериях, о категориях добра и зла и т.д. В философии Нового времени стоит указать несколько ключевых подходов к вопросам этики, а также сущности и оснований добродетельного поступка. Так, Томас Гоббс выдвигает тезис, опровергающий бытовавшее долгое время убеждение, восходящее к Аристотелю, о том, что «человек - общественное животное». Человек, по Гоббсу, изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду. Естественным состоянием людей является война всех против всех, причем «понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь место» (Левиафан, гл. XIII. Соч. в 2 т., т. 2. М., 1965, с. 154). Естественное состояние делает невозможным сохранение жизни в течение продолжительного времени, что противоречит первоначальным импульсам, порождающим это состояние. К выходу из него толкают отчасти страсти (прежде всего страх смерти), а отчасти разум, открывающий естественные законы, позволяющие людям прийти к согласию. Основной из них гласит, что следует искать мира и следовать ему, отсюда вытекает следующий – человек должен «довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы по отношению к себе». По Гоббсу, не может быть этики вне государства. Мораль имеет договорное происхождение; она, как и государство, вырастает из эгоизма и недоверия людей друг к другу. Всеобщим мерилом добра и зла являются законы данного государства, а нравственным судьей – его законодатель. Наиболее последовательно в философии Нового времени этическая доктрина была разработана И. Кантом. Он полагал, что закон морали, хоть и обладает абсолютной необходимостью, то есть ему нельзя не следовать, всегда совпадает с доброй волей, то есть выступает как долг. Иначе говоря, я должен и хочу поступать так, как считаю правильным, и никак иначе. Кант формулирует этот принцип как «категорический императив»: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Гегель рассуждает о нравственном как о действительном отношении, а не только как о принципе долженствования. Именно Гегель разводит понятия морали и 4 нравственности. Нравственность есть действительность (от слова действие) морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов, в ней свобода является не только принципом, но и действительным отношением. Если категориями морали являются «умысел», «вина», «намерение», «благо», «добро», «совесть», то категории нравственности иного рода – «семья», «гражданское общество», «государство». После Гегеля наметился поворот в этике, его суть в критическом переосмыслении незыблемости моральных норм и ценностей. Критическое переосмысление происходило в двух направлениях: в марксизме и в философии Ницше. Пафос философии К.Маркса состоял в том, чтобы придать человеческой активности предметный, миропреобразующий характер. Другая линия критики была намечена в философии Фридриха Ницше. Он выступает против традиционных ценностей, которым люди следуют не по собственной воле, но по привычке. Он полагает, что именно воля – сущностный признак и неотчуждаемое свойство человека. Мораль в ее исторически сложившемся виде, считает он, убивает волю к становлению, творчеству, совершенствованию, она стала сплошной маской, лицемерной апологией слабости, стадности. Сами понятия добра и зла являются, по мнению Ницше, порождениями плебейства, мертвящего духа рабской зависти, для обозначения и разоблачения которой он вводит единственное в своем роде понятие: ressentiment. Ницше ставит задачу переоценки ценностей. Нравственные (или безнравственные) цели, считает он, составляют жизненное зерно, из которого вырастает дерево философии; создавать ценности – такова собственная задача философии, все остальное является предусловием. Размышления о предмете этики в истории европейской философии концентрировались вокруг ряда тем, таких, как соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческого поведения и др. Их особенность состоит в том, что они в реальном опыте нравственной жизни чаще всего приобретают характер дилемм, то или иное разрешение которых требовало последовательного аргументированного обоснования. К примеру, некоторые современные дилеммы: имеет ли и на каких основаниях современное государство право на узаконенное убийство (смертную казнь)? Имеет ли человек право на смерть и при каких условиях это право может быть законно реализовано? Является ли аборт узаконенным убийством или правом женщины самостоятельно распоряжаться собственным телом? Важно понимать, что поскольку этика – это практическая философия, ее изучают не для того, чтобы знать, что такое добро, зло или свобода, а для того, чтобы стать 5 добродетельным, свободным. Она имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумно аргументируемого выбора самого человека. Мораль как регулятор социального поведения. Каждый человек время от времени задает себе вопросы: справедливо ли я поступил по отношению к другу? не причиняю ли я неприятностей или страданий родителям? стоит ли солгать в этой ситуации, или все же сказать пусть и неприятную правду? Подобные вопросы относятся к сфере морали и нравственности. Моральные оценки относятся к таким чертам поступков, по которым мы оцениваем их как хорошие или дурные, приносящие добро или приносящие зло и заслуживающие порицания. К основным моральным категориям и ценностям относятся: доброта, чувство долга, совесть, справедливость, правдивость, честь, верность, достоинство и т.п. Ориентируясь на них, мы оцениваем свои и чужие поступки с моральной точки зрения. Моральные нормы и оценки, наряду с нормами права, являются основными регуляторами поведения людей в обществе. В истории разных культур независимо друг от друга было сформулировано с несущественными различиями, так называемое « золотое правило нравственности»: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе". Чтобы лучше понять особенность моральных норм, их можно сравнить с нормами права. Моральные нормы основываются, прежде всего, на внутренних установках личности – на ее совести, на чувстве долга, на понимании добра и справедливости. В отличие от этого нормы права представляет собой общеобязательные нормы социального поведения. Они устанавливаются государством, которое также контролирует их выполнение и, при необходимости, принуждает к их соблюдению. Но это не означает, что по своему содержанию это два несвязанных между собой набора норм. При всех различиях, правовые нормы не должны противоречить моральным нормам. Если это происходит, то люди начинают считать законы несправедливыми, негуманными. Моральные нормы имеют также более широкую область применения, поскольку нормы права регулируют лишь наиболее существенные для общества виды поведения и отношений между людьми. Так, закон не принуждает человека любить своих детей или почитать престарелых родителей. Он требует лишь, чтобы работоспособный человек материально обеспечивал их существование, например, выплачивал им алименты. 6 Итак, можно сделать вывод, что мораль представляет собой весьма важную и универсальную форму регулирования поведения людей. Мораль не фиксируется, подобно праву, в точных законах, однако нарушение моральных норм не проходит бесследно, заставляет людей испытывать угрызения совести и вызывает осуждение со стороны других людей. 7 Раздел: Задания для самостоятельной работы Тестовые задания по теме Выберите правильный ответ. 1 . Моральная категория, отражающая внутреннюю способность человека к самоконтролю, называется: 1) достоинство 2) совесть 3) милосердие 4) благородство 2. А. Понятия мораль и нравственность с точки зрения истории слов являются синонимами; Б. Слово «мораль» впервые было использовано Аристотелем. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. А. И. Кант считал, что моральный поступок всегда разумен и свободен; Б. Т. Гоббс считал, что люди от природы эгоистичны, а значит, не моральны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. « Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» - это формулировка: 1) категорического императива И. Канта; 2) нагорной проповеди Иисуса Христа; 3) «золотого правила нравственности»; 4) этического принципа гражданской жизни по Аристотелю. 5. А. Моральные нормы основаны на нормах права; Б. Мораль формируется в процессе практической жизни людей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответы к тесту по философии Тема № 1 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 2 3 3 3 1 4 2 3 4 1 Ответы к тесту по философии Тема № 2 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 2 2 3 4 3 2 4 1 3 4 Ответы к тесту по философии Тема № 3 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 2 4 3 1 4 4 4 2 4 3 Ответы к тесту по философии Тема № 4 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 4 2 1 4 1 1 1 3 1 3 Ответы к тесту по философии Тема № 5 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 3 1 4 2 3 3 1 3 2 4 Ответы к тесту по философии Тема № 6 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 4 3 2 1 1 5 3 1 3 2 Ответы к тесту по философии Тема № 7 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 4 1 3 3 2 4 3 1 4 4 Ответы к тесту по философии Тема 8 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 3 1 2 2 1 3 2 1 4 2 Ответы к тесту по философии Тема № 9 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 1 2 3 3 4 3 3 1 2 4 Ответы к тесту по философии Тема № 10 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 1 3 2 1 2 4 3 4 1 2 Ответы к тесту по философии Тема № 11 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 Ответ 1 4 4 1 1 3 4 2 Ответы к тесту по философии Тема № 12 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 2 1 2 4 4 1 3 2 3 2 1 Ответы к тесту по философии Тема № 13 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 3 3 2 1 1 3 4 1 3 1 4 1 1 Ответы к тесту по философии Тема № 14 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответы 2 1 1 1 3 2 3 1 1 4 1 Ответы к тесту по философии Тема № 15 № задания 1 2 3 4 5 6 7 Ответы 3 4 3 2 4 А – 1; Б – 1; В – 1; Г – 2; Д - 2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д - 2 1 Ответы к тесту по философии Тема № 16 № задания 1 2 3 4 5 6 7 Ответ 1 2 2 3 4 1 4 1 Ответы к тесту по философии Тема № 17 № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 Ответ 4 4 2 4 3 2 2 4 1 Ответы к тесту по философии Тема № 18 № задания 1 2 3 4 5 6 7 Ответ 4 2 1 3 4 4 2 1 Ответы к тесту по философии Тема № 19 № задания 1 2 3 4 5 Ответ 2 1 3 3 2 Раздел: Календарно-тематический план ТЕМА 1 Предмет и структура политической науки Рекомендуемая литература 1. Власть: очерки современной политической философии Запада. Под ред. В. В. Мшвениерадзе. М.; 1989 2. Власть: философско-политические аспекты. М.; 1989 3. Гаджиев К. С. Политическая наука. М.; 1994 4. Мухаев Р. Т. Политология. М.; 2000 5. Политология: учебник для вузов. Под ред. М. А. Василика. М.; 1999 6. Практикум по политологии: учебное пособие для вузов. Под ред. М. А. Василика. М.; 1999 Раздел: Учебно-методические материалы Методические указания Ответьте на следующие вопросы: 1. Чем предмет науки отличается от ее объекта? 2. Чем предмет политологии отличается от предметов других общественных наук? 3. Какие науки наиболее тесно связаны с политологией? Объясните, почему 4. Назовите основные отрасли политической науки 5. Что такое «научная парадигма»? 6. Опишите уровневую структуру политической науки 7. Объясните, как уровни политического знания связаны друг с другом 8. Как Вы понимаете, чем политическая наука отличается от политической философии? Вспомогательные материалы Слово «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». То есть, в буквальном смысле слова, политика – это сфера деятельности профессиональных политиков, людей, с которыми большинство наших сограждан в реальной жизни никогда не сталкивалось, а знает об их существовании только из газетных и телевизионных сообщений. Тем не менее, результаты деятельности этих людей непосредственно касаются каждого из нас. Вот лишь несколько примеров. Не получив загранпаспорт, вы не можете поехать с родителями на отдых за границу. Уровень доходов вашей семьи прямо связан с утвержденной правительством ставкой налогообложения. Будет ли введен в обязательную школьную программу Закон Божий, также решается на высшем государственном уровне. Наконец, важнейшим направлением деятельности руководителей страны является обеспечение общественной безопасности, то есть защита жизни, чести и достоинства каждого гражданина от посягательств со стороны террористов и преступников любого рода. Всем этим и объясняется тот живой интерес, который проявляют к политике люди самых разных профессий и общественного положения. Почему, скажем, рядовому инженеру или врачу, рабочему или фермеру небезразлично, кто работает в высшем органе государственной власти? Почему многие из них часами сидят у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты, участвуют в выборах и референдумах, ходят на митинги и демонстрации? Именно потому, что, как заметил один современный французский философ: «Если мы не занимаемся политикой, то политика занимается нами». Но, как каждый знает по своему собственному опыту, повседневное – т.е. непрофессиональное, – восприятие политики всегда перегружено эмоциями, отличается противоречивостью и непоследовательностью. «Жириновский – он конечно, не политик. Но он смешной такой и я за него проголосовал, чтобы он нас по телевизору развлекал»; «Мусульмане – они по религии своей очень агрессивные. Но у меня есть друзья и татары, и азербайджанцы. Вполне нормальные»; «В СССР все было – и порядок, и образование, и медицина. Но жить там уже было просто тошно»… Суждения такого типа каждый из вас неоднократно слышал от своих родственников, друзей и знакомых. И в этом нет ничего удивительного: повседневное сознание всегда грешит фрагментарностью и отсутствием строгой логики. Кроме того, большинство людей – не профессиональные политики и не политологи и, соответственно, не обязаны тратить свое время и серьезные усилия на сбор и анализ политической информации. С другой стороны, те или иные политические идеи могут оказать реальное преобразующее воздействие на общество, улучшить или ухудшить жизнь людей, только сделавшись понятными и близкими для широкой аудитории, то есть, проникнув на уровень повседневного сознания. Поэтому важнейшей задачей любого серьезного политика, партии или политического движения является разъяснение общественности своих идеалов и ценностей, программных целей и планируемых средств их достижения. Это тем более важно в условиях современной демократии, когда главные политические решения, от которых зависит жизнь и благополучие всего общества, принимаются в ходе общенародного обсуждения и голосования. Соответственно, в условиях демократии не только существенно увеличивается объем политических прав граждан, но и резко возрастает степень их ответственности за принимаемые политические решения. Рост гражданской ответственности, в свою очередь, подразумевает и рост требований к политической культуре граждан, к их информированности и общественно-политической компетентности, к тому, чтобы политические решения принимались ими со знанием дела. Другими словами, демократизация общества и связанное с ней усложнение политической жизни предполагает рост политической сознательности и зрелости не только элитных групп, но и широких масс населения. Поэтому внимательное и беспристрастное изучение истории и текущей политической жизни, распространение серьезных знаний о типах, формах и методах политики, повышение политической культуры граждан в самом широком смысле слова – а из всего этого и складывается содержание деятельности ученых-политологов, – и представляют собой необходимое условие успеха демократических реформ в любом обществе. Параллельно процессу политической демократизации развивалась политология и в нашей стране. Преодолев в течение последних десятилетий сложный путь самоутверждения и становления, ныне она превратилась в одну из основных обществоведческих научных и учебных дисциплин. В период 1980 – 1990- х г.г. в России возникло множество общественно-политических и профессиональных политологических изданий, были переведены и изданы на русском языке классические труды западных авторов, сложилась разветвленная система соответствующих научно-исследовательских и образовательных организаций, по специальности «политическая наука» выдаются дипломы о высшем образовании и присваиваются ученые степени. Цель же настоящего пособия состоит в том, чтобы дать читателю сжатое и систематизированное представление об основных этапах развития мировой политической мысли и о ключевых понятиях и концепциях современной политической науки. Для того чтобы читатель мог углубить и расширить свои знания по заинтересовавшим его проблемам, после изложения каждой темы приводится краткий список литературы для самостоятельного изучения. Кроме того, в целях самоконтроля следует обязательно прорабатывать прилагаемые к каждой теме вопросы. Предмет и структура политической науки Любая наука имеет свой объект и предмет. Если первый означает определенный фрагмент объективной действительности (природной, социальной или психической), то второй подразумевает определенный аспект или ограниченный ракурс объекта, который выделяет в объекте и исследует данная наука. Так, скажем, биофизика изучает живые организмы с точки зрения реализации в их существовании общих физических закономерностей, биохимия – соответственно, – химических, а экология – с точки зрения связи живых существ и их сообществ с определенными местами обитания. В этом смысле все общественные или социальные науки имеют один объект: множество связей и отношений, возникающих и существующих между людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом они различаются своими предметами. Экономика, например, изучает те связи и отношения, в которые люди вступают в ходе производства, распределения и потребления материальных благ и ценностей. Культурология занимается соответствующими процессами в духовной сфере, то есть «производством и воспроизводством» культурных форм или нематериальных ценностей (образов, знаков, символов, языков и т. п.). Этнография сосредоточивается на описании и анализе жизни отдельных народов, преимущественно находящихся на ранних фазах исторического развития. В свою очередь, предметом политологии является множество отношений и взаимодействий, в которые люди вступают по поводу политической власти. Это определение примем пока без дальнейших уточнений (они приводятся в следующих разделах). Очевидно, что политические решения принимаются по поводу не только сугубо политических, но и правовых, экономических, культурных, демографических и многих других проблем. Этим объясняется та теснейшая связь, которая существует между политической наукой и рядом других обществоведческих дисциплин. Например, понять политические процессы в той или иной стране невозможно, не имея развернутого представления об ее экономическом устройстве, традиционных религиозных представлениях и менталитете, демографической структуре населения и т. п. Соответственно, политолог обязан в своей работе учитывать и использовать данные, собранные экономистами, религиоведами, психологами, демографами и другими специалистами. В этом смысле политологам, в гораздо большей степени, чем представителям других дисциплин, требуется широкий научный кругозор и энциклопедическая подготовка. Из смежных наук политолог черпает не только массивы конкретных данных, но и подходы, методы и техники исследования. Некоторые ученые вообще полагают, что политология является сферой междисциплинарных исследований. Графически связь политологии с другими науками, не только общественными, но также точными и естественными представлена на Рис. 1. Разумеется, плотность связей или степень близости каждой из этих наук к политологии различна. Например, связи политологии с юриспруденцией или социологией крепки и насчитывают уже не одну сотню лет, а связь с математикой начала формироваться только в последние десятилетия ХХ века. Кроме того, не следует думать, что перечисленные на этом рисунке дисциплины исчерпывают все многообразие наук, так или иначе сопряженных с политологией. Рис. 1. Связь политологии с другими научными дисциплинами Далее, современная политическая наука представляет собой не только обширный, но и разветвленный комплекс знаний. К настоящему времени в общих дисциплинарных рамках политологии оформился целый ряд относительно самостоятельных научных направлений. К ним относятся: 1) теоретическая или общая политология; 2) сравнительная политология; 3) прикладная политология; 4) история политических и правовых учений; 5) политическая социология; 6) политическая психология; 7) политическая антропология; 8) теория элит; 9) теория политических конфликтов; 10) политическая регионалистика; 11) теория международных отношений; 12) Эконо мика Матема тика Психо логия Геогра фия Демо графия Этно графия Культу рология Религи оведе ние Исто рия Филосо фия Социо логия Полито логия политическая география или геополитика и ряд других. Эта внутренняя (отраслевая) структура политологии представлена на Рис. 2. Политическая наука теоретическая или общая политология сравнительная политология прикладная политология история политических и правовых учений политическая социология политическая психология политическая антропология теория элит теория политических конфликтов политическая регионалистика теория международных отношений политическая география или геополитика Рис. 2. Внутренняя (отраслевая) структура политологии Каждая из этих дисциплин занимается своим специфическим предметом. Например, в рамках теоретической политологии разрабатываются наиболее общие проблемы, определяются фундаментальные понятия, задается общее направление исследований. Специалисты по сравнительной политологии исследуют сравнительные характеристики политических режимов и систем, изучают причины различий в политическом развитии разных стран и регионов мира и т. п. Геополитики пытаются описать влияние на политические процессы географических и климатических факторов. Специалисты по прикладной политологии разрабатывают методологию и технику конкретных исследований политической жизни, моделируют развитие тех или иных политических ситуаций и разрабатывают рекомендации для лиц, принимающих стратегические решения. С другой стороны, внутреннее устройство политической науки можно рассматривать и по-другому. Как известно, в рамках любой науки, а тем более науки общественной, существуют конкурирующие научные школы. Их разделяет разное видение целей и задач научной деятельности, они разрабатывают и используют разную терминологию, делают акцент на разных сторонах изучаемого предмета и, соответственно, применяют разные арсеналы методов исследования. Например, ученые-марксисты всегда видели свою главную цель в подготовке революционных преобразований общества, а сторонники структурно-функционального подхода, напротив, стремились к теоретическому обоснованию эволюционных перемен в либеральном духе. Научный язык марксистов опирался на такие категории, как «классы», «базис и надстройка», «общественно-экономические формации» и т. п. Язык структурных функционалистов строился вокруг таких понятий как «социальная система», «структура», «функции», «системное равновесие» и т. д. Марксисты, в целом, уделяли не слишком большое внимание проведению конкретных социальных исследований. Структурные функционалисты, напротив, стремились опереть свои теоретические выводы на массив конкретно-социологических данных (опросы общественного мнения, анализ сообщений прессы, радио и т. д.). Подобные «глобальные» системы взглядов на научную работу, на то, как надо ставить и решать исследовательские задачи, с помощью какой терминологии следует описывать реальность, в современной социологической литературе принято называть «научными парадигмами». Среди парадигм современной политической науки можно указать следующие: системно-структурный подход, неомарксизм, психоаналитический и конфликтологический подходы. В рамках каждого из этих общих подходов формируются специфические представления об отдельных политических феноменах – т. е. теории государства, права, политических институтов, элит, лидерства и т. п. Последние обычно называют «теориями среднего уровня». Наконец, чтобы сопоставить свои теоретические представления с реальностью, представители любых парадигм должны тем или иным образом собирать, систематизировать и анализировать политические факты, то есть вести эмпирические исследования. Эти три уровня научной деятельности – парадигмы или «большие теории», теории среднего уровня и эмпирические исследования, – также задают общую структуру политологического знания (как, впрочем, и любого другого). См. Рис. 3. Название уровня Проблемное поле уровня I Научные парадигмы Разработка научного языка, определение ключевых понятий и выработка фундаментальных представлений о политической реальности II Теории среднего уровня Развернутое теоретическое описание основных политических явлений и процессов III Эмпирические исследования Сбор «фактуры»: накопление, обработка и анализ конкретных данных о политической реальности Рис. 3. Внутренняя (уровневая) структура политологии Разумеется, описанные выше отраслевые и уровневые разделы политологии не надо рассматривать как изолированные и автономные области деятельности. Каждый ученый-политолог с той или иной интенсивностью работает в каждой из этих отраслей и на каждом из обозначенных уровней, поскольку нормальное развитие научного знания всегда подразумевает живое взаимодействие как между предметными отраслями, так и между «теорией» и «практикой». Кроме того, внутренние подразделения политологического знания следует воспринимать в контексте сопряжения политологии с другими науками. Так, например, достаточно очевидны связи геополитики с географией, этнографией и политической историей. Или, скажем, уровень политологических парадигм прямо соотносится с философией политики, культурологией и теоретической социологией. Вопросы для самоконтроля к теме 1 Верно ли: 1. На современном этапе развития общественной науки ученые пришли к одному общепринятому определению политики. (да/нет) 2. Понятие политика связано с такими понятиями как власть, государство, управление делами общества. (да/нет) 3. В рамках теоретической политологии разрабатывается методология и техника конкретных исследований политической жизни, моделируется развитие тех или иных политических ситуаций и разрабатываются рекомендации для лиц, принимающих стратегическое решение. (да/нет) Выберите один правильный вариант ответа: 4. Что включают в себя эмпирические политологические исследования? 1) выработку фундаментальных представлений о политической реальности 2) развернутое теоретическое описание основных теоретических явлений 3) накопление, обработку и анализ конкретных данных о политической реальности 4) все варианты верны 5. Что сопутствует демократизации общества? 1) падение политической активности масс 2) поэтапное устранение независимости СМИ 3) формирование однопартийной политической системы 4) рост политической сознательности элитных групп и широких масс населения 6. Что подразумевается под понятием "научная парадигма"? 1) глобальная система взглядов на научную работу, методы решения исследовательских задач, терминология исследования 2) сфера общественной деятельности 3) математическая модель, описывающая политические процессы 4) концепция, выработанная в рамках марксистского подхода к изучению политики 7. Какое ключевое понятие используется в определении предмета политологии? 1) деятельность 2) власть 3) иерархия 4) народ Выберите все правильные варианты ответов 8. На что в первую очередь опирается структурно-функциональный подход к изучению политики? 1) на такие понятия как базис, надстройка, класс 2) на данные социологических опросов 3) на теоретическую базу, разработанную марксистами 4) на такие понятия как социальная система, структура, системное равновесие 5) на данные, полученные при анализе сообщений СМИ 9. Какие из перечисленных научных направлений оформились в настоящее время отдельные дисциплины в рамках политологии? 1) политическая психология 2) политическая регионалистика 3) прикладная политология 4) политическая энтомология 5) политическая ихтиология 10. Что является парадигмой современной политической науки? 1) системно-структурный подход 2) неомарксизм 3) акмеизм 4) квазимарксизм 5) психоаналитический подход |