Общество как система. Общество как система понятие общества. Характеристики общества как системы
Скачать 228 Kb.
|
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА 2.1. Понятие общества. Характеристики общества как системы Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивительно, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие характеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, универсальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общество к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определения общества могут быть разделены на три группы: субъектное - когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей. Так, С.Г. Спасибенко определяет общество как «совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей»; деятельное - когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей. Например, К.Х. Момджян определяет общество как организационную форму совместной деятельности людей; организационное - когда общество рассматривается как,.социт альный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Г.В. Пушкарева отмечает, что общество представляет собой универсальный способ социальной организации, социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей, - самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся Во всех этих определениях есть рационально? зерно, так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Какое из этих определений предпочесть - должно определяться, скорее всего, конкретной задачей исследования. Продолжим выявление сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII - XVIII вв., для которой был характерен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как механическая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система определяется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широко используются общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение». Достоинства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общества, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории. Анализ общества как системы предполагает: • выявление структуры социальной системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия; • определение целостности системы, системообразующего фактора; • изучение степени детерминированности системы, вариативности такого развития; • анализ социальных изменений, основных форм таких изменений Разумеется, при анализе общества как системы следует учитывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков: • множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений; • разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные. Особую специфику социальной системе придает уникальность ее основного элемента - человека,; обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости. 2.2. Структура общества Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с уяснения того, что такое «структура». Под структурой обычно понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Как это понятие соотносится с рассмотренным ранее понятием системы? Система - это более широкое понятие, характеризующее все множество проявлений некоторого сложного объекта - его элементы, строение, связи, функции и т.д., в то время как понятие структуры выражает лишь то, что остается устойчивым при различных преобразованиях системы. Выявление структуры системы предполагает выделение в ней главных, системообразующих, и второстепенных элементов. Представление об обществе как системе, едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Представление о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии, что нашло свое отражение в противопоставлении понятий «хаос» и «космос». Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали также мыслители XIX - XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий. При этом диапазон системообразующих факторов, указываемых ими, был чрезвычайно широким: от духовных ценностей до экономических отношений; Так Л. Мечников, Г. Бокль, Ш. Монтескье полагали, что определяющими в общественной жизни являются так называемые географические факторы - пища, климат, почва; Тобино и Гумплович считали определяющим фактором расовую принадлежность, К. Маркс - способ производства, Э. Дюркгейм - разделение труда, О. Конт - смену типов мировоззрения. Существует множество мнений по, этому вопросу, но проблема заключается не столько в том, какой именно фактор общественного развития считать системообразующим, а в том, возможно ли это сделать вообще. Так, одни философы уверены в возможности выделить один системообразующий фактор на все времена (например, у Маркса это экономический фактор); другие говорят, что он может изменяться в зависимости от региона или исторической эпохи (С.Г. Спасибенко, Л.Е. Гринин.). Например, Л.Е. Гришин полагает, что история предстает не как реализация одного-несколышх факторов-констант» а как процесс изменения силы различных факторов, исчезновения одних и включения других. Значение одних движущих сил уменьшается, других •- возрастает. В.Т. Пуляев считает, что «преклонение перед монофакторами, в частности экономической моделью развития, делает картину социальной жизни плоской, лишает ее богатства, сложности, многомерности. Старая привычка опираться на монистическое объяснение мира должна быть преодолена». Наконец, третьи отстаивают многофакторный подход, говоря о взаимном влиянии факторов и потому предпочитая главный фактор не выделять вообще. Последний из указанных подходов развивали М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов и др. Многофакторный подход хорош своей демократичностью, но в то же время является достаточно аморфным, что, возможно, снижает его познавательную ценность. По мере выявления философской мыслью сложности и многообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление философов отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Приходится констатировать, что все еще встречаются типологические схемы, в которых имеет место логическая ошибка «деление по разным основаниям»: так, одни подсистемы общества выделены по деятельностному основанию (сфера хозяйства), другие - по институциональному (политическая сфера как совокупность отношений между классами, нациями и государствами), а третьи - по субъектному (социальная сфера, понятая кщ совокупность естественно-исторических общностей людей). При этом под сферой обычно понимают развитую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся подсистему общества. Социологи после долгих дискуссий пришли в конце концов к общему ответу на него. Он сводился к тому, что все внешне много- образные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Рассмотрим это понятие подробнее. Первое, что нужно отметить: это понятие употребляется только по отношению к человеку, при характеристике животных употребляется понятие «жизнедеятельность». Второе - нужно определить это понятие, Под деятельностью понимается специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Как известно, животные тоже преобразуют природу, но специфика человеческой деятельности состоит именно в ее осознанном и целенаправленном, рациональном характере. Основанием человеческой деятельности, является сознательно формулируемая цель. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс, необходимыми участниками которого являются субъект и объект деятельности. Деятельность — одно из необходимых условий человеческой жизни, именно потому она является методологическим основанием целого ряда социальных наук и, в частности, социальной философии. Тем не менее и в рамках самого деятельностного подхода существуют разногласия в вопросе о числе сфер общества и критериях их выделения. Например, Э. Маркарян предлагает рассмотреть эту проблему с трех точек зрения: 1. С точки зрения субъекта деятельности, отвечающего на вопрос: кто действует? 2. С точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена человеческая деятельность. 3. С точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос: как, каким образом осуществляется человеческая деятельность. В соответствии с этими вопросами многие авторы выделяют три элемента деятельности: субъект (люди), объект (вещи) и средства деятельности (знаки, символы), но добавляют к ним еще один - связи между этими элементами. Таким образом, выделяются четыре элемента всякой человеческой деятельности. Соответственно, четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре сферы общественной деятельности: • социальная (в узком смысле слова); • материальная (производственная); • духовная; • управленческая (политическая как высшая стадия), или организационная. Несколько иной подход развивает К.Х. Момджян, который выделяет четыре основных типа деятельности -материальное производство, духовную, организационную и социальную деятельность. При этом он указывает, что отличие одного типа деятельности от другого нужно искать не в механизмах осуществления, а в ее предназначении. Этим типам деятельности соответствуют четыре сферы общества, название которых совпадает с указанными ранее. Каковы же специфика и функции каждой из указанных четырех сфер социальной деятельности? Начнем характеристику основных сфер общественной деятельности с выявления особенностей материального производства. Его своеобразие состоит в том, что оно призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Признавая большую роль сферы материального производства, современная социальная философия все же склонна считать, что при всем своем значении оно является лишь одной из необходимых форм общественной деятельности. Его качественное отличие от других сфер жизни общества не дает оснований для того, чтобы сводить к нему всю сложность разнокачественной человеческой деятельности. Важнейшую роль в общественной жизни играет духовная деятельность, в процессе которой формируются идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей - в книгах, картинах, скульптурах, и т.п. Главное в этих предметах - не их материальная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства. Организационная деятельность призвана регулировать деятельность людей и отношения между ними; для этого создаются соответствующие организации. Высшей формой управления является политическая деятельность. Социальная деятельность направлена на создание условий для жизни, воспроизводства, активности людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания. Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждому из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм. (табл.2.1). Таблица 2.1 Структура социальной деятельности
Однако эта достаточно распространенная концепция не является общепризнанной. Так, С.Г. Спасибенко выделяет три основные вида деятельности (труд, общение и познание) и соответственно им -три основные сферы общества (экономическую, социально-политическую и духовно-культурную). Следует отметить, что число сфер общества определяется критерием выделения, который, в свою очередь, зависит от решения конкретной научной задачи. Некоторые ученые полагают, что по мере развития и усложнения общества могут формироваться новые сферы. Помимо этого, при выделении числа сфер следует учитывать также степень развития общества, так как в примитивных обществах некоторые сферы еще не обрели существование. Следует отметить, что, находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему со свойствами, не присущими отдельным ее частям. Современной социальной философией выделяются следующие основные свойству общества как системы: 1) общество представляет собой целостное образование, в основе которого лежит деятельность людей, направленная на сохранение, воспроизводство, развитие самого социума; 2) отличительной особенностью общества является Учтойчивость, определенный консерватизм, который может быть обусловлен различными факторами (экономическими, религиозными, географическими и т.д.); 3) общество также обладает способностью к саморазвитию, саморегуляции самодеятельности. ему присуща самодостаточность,. Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. Можно возразить, что существование общества немыслимо без природы. Но самодостаточность, по мнению К.Х. Момджяна, означает не отсутствие внешней среды существования, а особый способ взаимодействия с такой средой, особый способ зарождения, поддержания и развития сущностных свойств системы, образующих присущее ей качество. Таким образом, самодостаточность - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все необходимое для ; коллективной жизни. Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Таким образом, понятие «структура» отражает целостность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть определена как форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных частей. Структура общества может быть рассмотрена и с точки зрения общественных отношений. Принято выделять экономические, политические, правовые, религиозные, нравственные и эстетические отношения. К. Маркс считал основополагающими экономические, или производственные, отношения. В.И.Ленин, развивая марксистские идеи, разделил все общественные отношения на материальные и идеологические. Критерием их разделения послужило то обстоятельство, что первые складываются, «не проходя через сознание людей», а вторые - осознанно. К первым относятся производственные, ко вторым, идеологическим, - остальные из упомянутых. Использование предложенного Лениным критерия приводило к парадоксальному выводу, что материальность социальной структуры оказывается зависимой от участия или неучастия сознания в ее формирований (B.C. Кружевов). Так было положено начало смешению понятий «материальное» и «стихийное», с одной стороны, и понятий «идеальное» и «сознательное» - с другой. Рассмотренный подход не только не решил главных проблем социального познания (например, не раскрыл причины неминуемо происходящих в обществе трансформаций), но и создал новые - тем, что не считается с активностью сознания, отводя «идеологическим» отношениям лишь функцию отражения осуществляющихся самих по себе производственных отношений. И все же рассмотрение социальной структуры будет неполным, если вне поля зрения останется еще один важный срез - социологический. В зависимости от избранного критерия классификации в обществе можно выделить как наиболее значимые следующие подсистемы; классово-стратификационную (классы основные и неосновные, большие слои внутри классов, сословия, страты), социально-этническую (родоплеменные объединения, народности, нации), демографическую (половозрастная структура населения, соотношение самодеятельного нетрудоспособного населения, соотносительная характеристика здоровья населения), поселенческую (селяне и горожане), профессионально-образовательную (деление индивидов на работников.; физического и умственного труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда). |