Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

  • 3.1. Типы социальных изменений

  • Линейная модель истории .

  • Циклическая модель истории

  • Общество как система. Общество как система понятие общества. Характеристики общества как системы


    Скачать 228 Kb.
    НазваниеОбщество как система понятие общества. Характеристики общества как системы
    АнкорОбщество как система.doc
    Дата31.05.2018
    Размер228 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщество как система.doc
    ТипДокументы
    #19827
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    2.3. Функции социальной системы

    Под функцией обычно понимается такая зависимость между объектам при которой изменение одного из них вызывает измене­ния в других в рамках данной системы, Функции социальной

    системы сводятся к двум основным: 1. Функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (например, материально-экономическое обеспечение, воспроизвод­ство человеческого общества, социально-политические, этические гарантии выживания человечества).

    Механизмами, обеспечивающими выполнение данной функ­ции, являются: социализация, в ходе которой люди научаются испол­нять предписываемые обществом роли, благодаря чему воспроизво­дятся социальные связи; институциализация -воспроизведение уже существующих общественных отношений в соответствующих соци­альных институтах и создание новых; наконец, легитимизация -сравнение поведения людей и деятельности социальных институтов с принятыми в обществе нормами - государственными, этическими, политическими и т.д. Результатом такого сравнения может быть от­каз общества от сомнительных нововведений, пересмотр системы ценностей. Общим итогом действия этих механизмов должно быть поддержание общества в состоянии относительного (неустойчивого) равновесия.

    2. Функция совершенствования системы, ее оптимизации (например, совершенствование политических, правовых, нравствен­ных отношений, эстетическое развитие людей, совершенствование техники). Главным механизмом выполнения этой функции является инновационная деятельность людей или общества в целом. Результа­том же действия этих механизмов может быть формирование новых видов деятельности, соответственно новых организаций, учрежде­ний, что приводит в конечном итоге к росту сложности и повыше­нию уровня разнообразия всей структуры общества в целом.

    Современные ученые предупреждают о соблюдении меры в процессе оптимизации, совершенствования, общества или отдельных его сторон. Так, если уровень новизны оказывается слишком высо­ким для общества, то это может привести его к пагубным последст­виям. В связи с этим А. Назаретян вводит представление о полезном разнообразии, позволяющем обеспечивать рост сложности и сохра­нение порядка в системе, и об «избыточном» разнообразии, которое приводит к падению сложности или утрате порядка в системе. По­следнее он интерпретирует, опираясь на факты маргинализации культуры, «культурной шизофрении» и тоталитарного тупика. По­этому достижение максимальной сложности социальной системы отнюдь не является самоцелью, так же как рост структурной инфор­мации или энтропии в системе сам по себе. В связи с этим ставится вопрос об оптимальном соотношении структурной информации и энтропии, т.е. свободы и порядка в системе, несмотря на то, что в ее развитии принимает активное участие и субъективный фактор.

    Если раньше ученых волновал вопрос об определении преде­лов рационального знания, то сейчас науке присуще осознание пре­делов эффективности человеческой деятельности, острое желание «не навредить». В связи с этим говорят о выборе стратегии мини­мально возможных изменений. Эти мысли российских ученых оказа­лись созвучными идеям их западных коллег об отказе от «крупно­масштабных» (подобных революциям) действий в обществе и пере­ходе к «поэтапным» действиям, в процессе которых можно поддер­живать диалог преобразователя и преобразуемой структуры.

    Разумеется, по своей значимости, приоритетности эти функ­ции могут меняться местами. Могут изменяться и механизмы, с по­мощью которых они осуществляются. Например, раньше оптимиза­ция достигалась в основном за счет развития экономики, а теперь, в условиях экологического кризиса, - за счет экологии.

    3. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

    Очевидно, что общество, представляя собой совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется, поэтому рассмотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его организации, структуры, обязательно должно быть дополнено анализом его динамики, изме­нения и развития.

    При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как функциониро­вание, изменение, развитие, прогресс, регресс, факторы развития, эволюция, революция и др. Рассмотрим кратко содержание этих по­нятий.

    Начнем с часто встречающегося понятия «изменение». Это самое широкое понятие, обозначающее переход в какое-то иное со­стояние. Процесс - это единая серия изменений в социальных систе­мах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной систе­мы. Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимается совокупность происходящих в нем обрати­мых изменений. Можно сказать, что функционирование общества -это его повседневная жизнедеятельность в рамках сложившихся структур и отношений.

    Другим типом социальных процессов является развитие. Общим у функционирования и развития является то, что оба этих процесса основаны на изменениях, но особенностью развития явля­ется необратимый характер этих изменений.

    Само же развитие может происходить в различных направле­ниях: прогрессивном и регрессивном. В самом общем виде понятие «прогресс» означает переход от низшего к высшему, от менее со­вершенного к более совершенному. В ряде случаев прогресс прояв­ляется в увеличении степени приспособленности и жизнеспособно­сти системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» - процесс сужения возможностей системы к саморазвитию; в отдельных случаях он может прояв­ляться в упрощении и разрушении системы.

    Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и раз­вития включает в себя следующие основные проблемы:

    • типы совершающихся в обществе изменений;

    • источники или факторы развития;

    • формы, в которых совершается любое развитие.

    3.1. Типы социальных изменений

    При рассмотрении первой из вышеуказанных проблем следу­ет учитывать, что направленность систематических изменений в об­ществе признают далеко не все философы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают философы-детерминисты (Гегель, Маркс), в то время как индетерминисты и во­люнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и зако­номерность.

    Многообразные способы описания развития социальных сис­тем можно свести к трем основным подходам, в основе которых ле­жит различное понимание социального времени: один из них пред­ставляет развитие общества как линейный процесс, другой - как циклический, третий - как спиралевидный.

    Линейная модель истории .

    Линейная модель истории зародилась в ветхозаветном созна­нии, на базе которого сформировалась христианская (как и иудаистская, и мусульманская) историософия. Линейная перспектива исто­рического процесса проходит через все средневековье (где история ограничивается рамками: сотворение мира - конец света) ив виде разнообразных Версий теории прогресса (просветительской, сенсимоновской, гегельянской, марксистской, позитивистско-эволюционистской и пр.) доживает до наших дней.

    Но, как уже отмечалось, линейное развитие общества может происходить в двух направлениях— прогрессивном и регрессивном. Приведенное выше определение прогресса указывает на относитель­ность этого понятия. Оно имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго опреде­ленной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе исто­рии, поэтому такие оценки страдают субъективностью, неисторично­стью. Следует учесть также, что в обществе, как и в других типах систем, достаточно редко встречается «чистый» прогресс или рег­ресс. Прогресс и регресс представляют собой противоречивое един­ство противоположностей, одна из которых на определенном этапе играет доминирующую роль. Это единство проявляется, во-первых, в том, что прогресс общества не может быть вечным, обычно он со­провождается попятным движением или стагнацией. Во-вторых, прогресс в какой-то одной сфере общественной жизни сопровожда­ется регрессом в других. Поэтому любое историческое изменение в одном отношении может рассматриваться как прогрессивное, а в другом — как регрессивное. Относительность понятий «прогресс» и «регресс» проявляется также в том, что прогресс противоречив, он может включать в себя и состояния стагнации, и регресса. Последнее имеет место тогда, когда система в целом развивается прогрессивно, а какой-либо ее элемент - регрессивно.

    Вопрос о критериях социального прогресса не принадлежит к числу окончательно решенных. Например, с системной точки зрения прогресс общества рассматривается как последовательное усложне­ние его структуры, повышение уровня организованности (хотя это относится не ко всем типам систем), а регресс - соответственно как деградация, как движение вспять. Наглядный образ времени в этом случае - ориентированная в одном направлении стрела. Но следует иметь в виду, что в действительности регресс не может рассматри­ваться как простой повторение в обратном порядке ранее пройден­ных этапов развития. Это связано с тем, что от этапа к этапу меняют­ся исторические условия, поэтому даже если воссоздать прежние со­циальные институты, в новых условиях они функционировать или не смогут, или это будет происходить в каких-то новых формах. В связи с этим правомерно говорить об асимметричной направленности ли­нейного прогресса и линейного регресса. С.Э. Крапивенский спра­ведливо полагает, что отличительной чертой линейной динамики яв­ляется кумулятивный характер и что в ходе реализации линейных процессов возникают необратимые изменения, которые не полно­стью отрицают предыдущие, а частично вбирают в себя их свойства, обогащают их, усложняя тем самым весь процесс в целом.

    же касается истории проблемы, то следует отметить, что идея прогресса сформировалась в период зарождения и развития ка­питалистического общества. Наибольшее развитие она получила в трудах французских просветителей XVIII в., когда в Европе развер­нулась промышленная революция. Прогресс и в дальнейшем связы­вался прежде всего с развитием техники. «Родиной» прогресса была Западная Европа, Восток же долгое время оставался (а в некоторых отношениях и до сих пор остается) достаточно консервативным.

    Вокруг проблемы прогресса велось множество дискуссий. Если определенная часть философов признает прогресс в экономиче­ской, политической, научной сферах общественной жизни, то посту­пательное развитие в области нравственной, в сфере морали оспари­вается ими в связи с отсутствием четких критериев морального со­вершенствования.

    Ученые продолжают дискутировать по поводу интегрального критерия прогресса. В качестве такового называют уровень развития производительности труда, степень демократизации общества, про­должительность жизни и др. В ходе дискуссий сложились два основ­ных подхода к решению этой проблемы: первый заключается в том, что называются самые общие критерии исторического прогресса: степень овладения обществом стихийными силами природы, степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости. Сторонники второго подхода не ограничиваются простым перечис­лением критериев прогресса, а пытаются выработать совокупный, интегральный, единый критерий. Некоторые философы в качестве такого критерия предлагают уровень гуманизации общества.

    Принципиально иначе решается этот вопрос западными уче­ными. К концу XX в. из-за кризиса, который охватил техногенную цивилизацию, идея всемирного прогресса утратила свою популяр­ность среди большинства из них.

    Завершая анализ линейной модели истории, можно отметить, что она имеет существенный недостаток: в рамках этого подхода общественно-исторические закономерности мыслились как необхо­димая, повторяющаяся связь между явлениями, задающая единый путь, по которому с теми или иными отклонениями следуют все со­циальные системы. Однако в действительности приходится говорить о возрастающей нелинейности в процессе трансформации социума.

    Циклическая модель истории

    Циклическая модель исторического процесса возникла в древнеземледельческих цивилизациях, получив философскую интер­претацию в Древней. Греции и Риме (Гераклит, Платон, Аристотель, стоики, Полибий). Идея цикличности применялась тогда а основном к смене форм правления. После краха античного мира, в эпоху сред­невековья, циклическое моделирование истории отходит на второй план, сменяясь линейной моделью, но вновь оживает в среде мысли­телей Возрождения и их идейных преемников (Н. Макиавелли, Дж. Вико), а затем, по мере кризиса идеи прогресса, у Н.Я. Данилевского и Шпенглера. Лишь немногим, как Августину и спустя полтора тысячелетия Тойнби (в поздний период его творчест­ва), удавалось добиться некоторого, пусть и непрочного, соединения этих двух взглядов на исторический процесс. Идеи циклического развития общества разделял и К.Н. Леонтьев; циклический характер носила и теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Идею цикличности раз­вивали также Парето (идея циркуляции элит), Михельс (железный закон олигархии), Кун (теория научных революций), Шумпетер (эко­номические кризисы) и др. Таким образом, концепция цикла имма­нентно присутствует во всех крупных философских, социологиче­ских и экономических теориях, стремящихся понять типологически сходные фазы развития социальных процессов и дать их сравнитель­ное описание (А.Н. Медушевский).

    В циклической модели общественного развития периоды по­ступательного развития не отрицаются, а рассматриваются в более широком контексте - как фазы цикла, в котором на смену прогрес­сивному периоду приходят фазы застоя и упадка. Весь же путь раз­вития общества представляет собой совокупность различных по ве­личине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь уже не стрела, а круг.

    Современные, ученые выделяют несколько типов цикличе­ских изменений - системно-функциональный, исторический, истори­ческий круговорот, волновое развитие. Первый из них отражает со­циальные изменения в рамках одного качественного состояния. В системе может происходить неоднократное чередование подъемов и упадков, повторение одних и тех же фаз функционирования. В ре­зультате поддерживается относительно стабильное состояние обще­ства: воспроизводятся устойчивые формы деятельности людей, их традиционные роли в обществе, традиционные экономические отношения, политические, религиозные и иные общественные институты. Выведенная из равновесия социальная система через определенное время вновь возвращается в первоначальное состояние - происходит своего рода маятниковое движение. Цикл является способом сущест­вования и сохранения общества. И особенно наглядно это обнаружи­вается в обществах, относительно замкнутых по отношению, к внеш­нему миру. Типичным примером такого' развития является Китай, который сохранял почти неизменный облик на протяжении двух ты­сяч лет и только со второй половины XIX в. стал развиваться по ли­нейной модели. Исторический цикл включает в себя процессы генезиса, рас­цвета и распада социальных систем и отражает тот реальный факт, что общество, как и любое материальное образование, имеет опреде­ленный срок жизни и по его истечении прекращает свое существова­ние. Такие циклы хорошо описаны в теории локальных культур Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби.

    Эта«теория, внешне преодолевая однообразность, обезличенность и заданность истории в линейных теориях, тоже обладала оче­видной ограниченностью. Слабость ее всегда состояла в трудностях объяснения, во-первых, того, что является системообразующим фак­тором цивилизации, и, во-вторых, каким образом осуществляется динамика цивилизационного процесса. Признавая наличие замкну­тых, циклически развивающихся и практически не взаимоизменяющих друг друга цивилизаций, концепция О. Шпенглера исключала из категориального аппарата исторической науки понятие историческо­го времени. Это противоречие было лишь отчасти преодолено в тео­риях цивилизации А. Тойнби и Ф.Броделя.

    Отражением циклического типа социальной динамики явля­ются также теории круговорота. Согласно им общество в целом ли­бо его отдельные сферы движутся по замкнутому кругу с постоян­ным возвращением вспять, после чего начинаются новые циклы воз­рождения и упадка. Такого рода взгляды сложились еще в глубокой древности (Аристотель, Полибий и др.). Таким образом, древние мыслители пытались выразить идею закономерности, повторяемости в истории - по аналогии с природными циклами смены времен года и т.д. В новое время эта идея оказалась близкой Н.Макиавелли, Ш. Фурье. Для своего времени эти теории были относи­тельно прогрессивными, так как пытались объяснить общественную жизнь исходя из нее самой, ссылаясь на объективные, естественные процессы. В настоящее время эти теории часто противопоставляются идее прогресса. Отчасти это справедливо, но в действительности теории круговорота частично включают в себя эту идею, и это впол­не логично, ибо цикл есть сопряжение восходящей и нисходящей ветвей развития.

    Одним из представителей волновой теории развития является американский социолог А. Тоффлер, автор нашумевшей книги «Тре­тья волна», вышедшей в 1980 г. По его мнению, определяющим фак­тором развития общества является техника, она обусловливает тип общества и тип культуры, причем это влияние имеет волновой ха­рактер. Первая волна, аграрная - длившаяся почти ТО тыс. лет, сме­нилась второй, индустриальной, воплощением которой было заво­дское производство. В 50-х годах XX в. США начала накрывать тре­тья волна, постиндустриальная, когда «белые воротнички» стали численно превосходить «синие». Признаками этой волны являются распространение компьютеров, турбореактивная авиация и т.д., что в перспективе приведет к возникновению новых форм экономики, по­литики, сознания, семьи и т.д. На этой стадии развития общества бу­дут преодолены централизация, гигантизм, массовость и стандарти­зация во всех сферах общества, порождающие угнетение, убожество и экологический кризис, характерные для индустриальной волны. Символы третьей волны - целостность и индивидуализированность, чистые технологии.

    Идея цикличности выражается не только языком философ­ских теорий, но и языком цифр. Ученые предпринимают попытки вычислить временную протяженность волн и циклов. Например, Л. Гумилев полагал, что длина каждой из фаз примерно 300 лет, пол­ный же цикл равен 1500 годам; Питирим Сорокин выделял эпохи продолжительностью 600 лет; А. Чижевский связал социальные цик­лы с периодами наивысшей активности Солнца и выяснил, что они равны 11,1 года. Современные исследователи, продолжающие рабо­тать в этом направлении, делают выводы о существовании 80 - 90-летних и 600-летних циклов, которые накладываются друг на друга. Эти расчеты интересны не только сами по себе, но имеют и приклад­ную ценность: они позволяют делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития общества. Правда, ученые в то же время отмеча­ют, что в настоящее время это сопряжено с определенными трудно­стями, связанными с тем, что пока еще не разработаны критерии классификации исторических событий по их важности, недостаточно точен график солнечной активности, отсутствует системная модель всех циклических явлений в природе, обществе и духовной сфере. Ученым предстоит еще большая работа в этой области.

    Говоря о типе цикличности, следует учесть, что это понятие - относительное, так как он зависит от масштаба, в котором рассмат­ривается социальная система: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних - круговые, в больших - круговые и длинноволновые. Еще И. Кант показал, что случайный или закономерный харак­тер истории зависит от масштаба, приложенного к ней. Если масштаб мал, наиболее заметными являются случайности, если масштаб уве­личить до всемирной истории, то начинают проявляться тенденции, закономерности.

    Ученые также отмечают, что «чисто циклическое» развитие в современных условиях невозможно, поскольку оно требует от стра­ны или цивилизации полной замкнутости для сохранения традици­онного общества, остановки развития производительных сил, что в условиях роста населения также ведет к экологическому кризису и социальной нестабильности. Кроме того, общество, завершая какой-либо цикл развития, как уже говорилось, не может вернуться в ис­ходное состояние, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. По­этому циклическая модель исторического развития подвергается справедливой критике.

    Спиралевидная модель истории

    Ограниченность, присущую линейным и циклическим типам социального развития, преодолевает спиралевидная модель. О том, что общество развивается именно таким образом, писал Дж. Вико. По его мнению, все народы проходят три стадии развития: век Бо­гов (детство), век Героев (юность), век Людей. Они составляют цикл развития, по завершении которого общество проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне развития. Таким образом, общество развивается по спирали.

    В научной литературе этот тип развития иногда представля­ют как единственный, но в действительности это только один из ви­дов развития. Он совмещает первые два и основан на отрицании и повторении пройденных этапов, однако повторение происходит на более высоком уровне развития. Спираль включает в себя как этапы и прогресс, и регресс. Самый распространенный пример, который приводят, - это развитие типов собственности (общественная - частная - и опять стремление к социализации в западном мире). Некото­рые авторы полагают, что этот тип развития представляет больше вариантов развития, чем два предыдущих. Вариативность связана с тем, что направление, вектор развития может меняться в критиче­ских точках. Из этого вытекают два методологически важных выво­да: в этой модели появляется больше возможностей для реализации свободы человека, что в свою очередь приводит к тому, что общест­во развивается по не всегда предсказуемому сценарию.

    Заканчивая характеристику типов социальной динамики, важно отметить, что в реальном развитии общества циклические, ли­нейные и спиралевидные процессы выступают не как параллельные или следующие друг за другом, а как взаимосвязанные и взаимопро­никающие моменты одного и того же целостного процесса развития. Они могут пересекаться и накладываться друг на друга. Причем это может происходить не только в масштабах всего человеческого общества, но и в рамках отдельных народов, культур. И даже отдельные этапы в развитии какого-либо народа могут иметь различную конфигурацию, т.е. начало может быть линейным, середина - спиральной, а конец - циклическим. Следует учесть и то, что различные сферы общественной жизни, такие, как экономика, политика, куль- тура, также могут различаться по скорости и моделям развития. Не исключено также, что в будущем могут возникнуть совершенно но­вые варианты развития, которые сейчас мы предвидеть не в состоя­нии.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта