Главная страница

Общество как система. Общество как система понятие общества. Характеристики общества как системы


Скачать 228 Kb.
НазваниеОбщество как система понятие общества. Характеристики общества как системы
АнкорОбщество как система.doc
Дата31.05.2018
Размер228 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОбщество как система.doc
ТипДокументы
#19827
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница5 из 5
1   2   3   4   5
смысла истории. Современный этап развития социально­го знания отличается от предыдущих тем, что теперь проблема даже ставится иначе: если раньше историк раскрывал смысл истории (ми­ровой истории или в рамках локальной культуры), который содер­жится в ней объективно, то теперь он придает истории смысл сам. Историки, принадлежащие разным эпохам, рассматривая один и тот же процесс, по-разному расставляют в нем акценты: для историка классического периода важен только факт выбора исторического пу­ти. Хотя выбор исторической альтернативы в точке бифуркации про­исходит стихийно, факт выбора, став исторической реальностью, требует от историка, чтобы прошлое ретроспективно оценивалось исходя именно из этого факта. В итоге вместо реальной картины не­предсказуемого развития неравновесной социальной системы мы получаем картину детерминированного линейного развития, кото­рую привыкли называть историей. Непредсказуемость заменяется закономерностью. Выбор кажется фиктивным, поскольку «объектив­но» он был «предопределен» всем причинно-следственным движени­ем предшествующих событий. Историк фатализирует исторический процесс и сам конструирует преемственную линию, с наибольшей надежностью ведущую к этому заключительному пункту.

Неклассическая наука делает акцент на случайности выбора, что позволяет ей устранить из исторической теорий представление об исторической закономерности, линейном развитии и даже о при­чинности в истории. Постнеклассическая наука делает объектом сво­его внимания «веер возможностей» и аттрактор, благодаря которому и происходит выбор одной из них: Это приводит не только к форми­рованию образа будущего, но и к переосмыслению образа прошлого.

На этом фоне' появились концепции, которые свидетельству­ют о том, что поиски объективности в истории сменились абсолют­ной апологией субъективности. Так, Т. Лессинг утверждал, что исто­рику только кажется, что он. воспроизводит то, что было. На самом же деле он заполняет промежутки между датами (а это единственное, что можно считать достоверным) содержанием, которое принадле­жит не прошлому, а современности, причем рассматривая эту совре­менность через призму собственных интересов, пристрастий, ценно­стей. История, таким образом, представляет собой не последова­тельно изложенную совокупность фактов, а совершенно произволь­ную мысленную модель. Вполне очевидно, что эта точка зрения -крайность, называемая субъективизмом. Но в ней тем не менее на­шли свое отражение тенденции в развитии современного научного познания, которые на самом деле имеют место. Речь идет о том, что изменилось само понимание научного факта. Это уже не объектив­ные «атомы», не заданные извне кирпичики, из которых строится здание исторического знания. Каждый из них - это целая теория, где объективное и субъективное тесно переплетаются, так что их даже не всегда можно отделить друг от друга (В.Б. Власова). Причем это ха­рактерно не только для гуманитарных, но и для точных наук, кото­рые вынуждены считаться со сложной гносеологической природой своих объектов. Ученые считают, что реабилитация момента субъек­тивности в науке не означает, что наука перестала быть таковой; счи­тается, что она просто перешла на качественно новый (постнеклас-сический) уровень своего развития. Переход этот объясняется мно­гими причинами, среди которых изменение задач общественного развития, духовное развитие человечества, собственная логика раз­вития науки и т.д. Каков же выход из этой трудной ситуации?

По-видимому, он заключается в попытке объять необъятное: с одной стороны, учитывать специфику гуманитарного (и историче­ского, в частности) познания, которая заключается в том, что исто­рический факт - не «голый». Он не может не отражать ценностные идеалы, мировоззрение историка, которые проявляются уже на ран­них стадиях исторического познания - на стадии отбора фактов и их компоновки. В связи с этим меняется характер социального позна­ния: это уже не поиски объективного смысла истории и даже не со­всем выявление смысла истории в рамках разных культур. Прежде всего - это попытка придать истории понятный нам смысл.

Следует учесть и такое обстоятельство, как незавершенность истории. Об этом хорошо написал К. Ясперс: «При таком понимании даже прошлое не завершено: оно продолжает жить, его решения не полностью, а лишь относительно окончательны, они могут быть пере­смотрены. То, что было, может быть истолковано по-новому. То, что казалось решенным, вновь становится вопросом. То, что было, еще

54

откроет, что оно есть. Оно не лежит перед нами как останки былого. В прошлом заключено больше, чем было извлечено до сих пор объектив­но и рационально. Мыслящий человек еще сам находится в развитии, которое и есть история, он незавершен и поэтому, - обладая ограничен­ным полем зрения, стоя на холме, а не на высоте, откуда открывается широкий горизонт, - видит, в каком направлении могут идти возмож­ные пути, но не знает, что является истоками и целью целого. Поэтому историю можно рассматривать как сферу опыта, поэтому единство то­нет в бесконечности возможного. Нам остается только вопрошать».

Итак, вкратце рассмотрены основные подходы к решению проблем общественного развития. Чтобы различия между ними ста­ли более рельефными, приведем таблицу (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Решение проблем социального развития на различных этапах развития науки

Аспекты соци­альной теории

Классическая наука

Неклассическая наука

Постнекласссическая наука

Гносеологиче­ская основа

Абсолютная истина

Относительная истина

Аксиологические факторы

• Социальная . теория

Теория общественно-экономических формаций

Теория локальных цивилизаций

Социальная синергетика '

Характер исторического процесса

Единая закономерная история

Множество изолированных цивилизаций

Интеграция культуры на основе универсальной системы ценностей

Смысл истории

Поиски объективного смысла истории

Выявление смысла истории в рамках ' различных цивилизаций

Придание истории ' понятного нам -смысла

Механизм социального развития

Жесткий детерминизм

Вероятностный детерминизм

Выбор субъектом цели (аттрактора)

Направленность социального развития

Однонаправленность (прогресс)

Многовариант­ность (цикличность)

Сочетание однона­правленности и мно­говариантности («веер» возможностей и направлений)

Фундамент общества

Экономический базис

Религия или другие духовные явления

Любой элемент системы

Роль личности в истории

Человек как производительная сила

Личность как носитель судьбы культуры

Движущая сила истории






1   2   3   4   5


написать администратору сайта