Главная страница
Навигация по странице:

  • НАПРАВЛЕННОСТЬ И СМЫСЛ ИСТОРИИ

  • 4.1. Формационный подход к истории

  • 4.2. Цивилизационный анализ общества

  • Общество как система. Общество как система понятие общества. Характеристики общества как системы


    Скачать 228 Kb.
    НазваниеОбщество как система понятие общества. Характеристики общества как системы
    АнкорОбщество как система.doc
    Дата31.05.2018
    Размер228 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщество как система.doc
    ТипДокументы
    #19827
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    3.2. Факторы и формы социальных изменений

    Важным является и вопрос об источниках, факторах, причи­нах происходящих в обществе изменений. Какие же причины вызы­вают изменения в обществе? Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности людей совершенствуются их навыки и способности, более разнообразными становятся виды их деятельно­сти. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется.

    Но кроме процесса повседневного функционирования обще­ственной жизни обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революционных движений.

    В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связы­вали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики (К. Маркс), орудий труда, методов органи­зации производства (У. Ростоу), третьи связывали процесс социаль­ного развития с изменениями в культурной жизни (структурно-функциональный анализ), системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

    Каждый из этих факторов оказывает определенное воздейст­вие на развитие общественной жизни, хотя их социальная роль не­равноценна. Кроме того, значимость этих факторов может изменять­ся на различных стадиях развития общества: в средние века, напри­мер, религия имела большее значение, чем техника, а сейчас - на­оборот. Существенно и то, что довольно часто природные, экономи­ческие и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой (концепции АЛ. Чижевского, Л.Н. Гумилева и пр.).

    Что касается форм социальных изменений, то они многооб­разны. Прежде всего следует учитывать их масштаб. Философия изучает общество в целом, но при едином, всеобщем масштабе суще­ствуют различные подходы. Например, обычно различают два ос­новных типа социальных изменений - эволюцию и революцию. При этом под эволюцией понимаются количественные, постепенные пре­образования отдельных сторон общественной жизни. Напротив, со­циальная революция рассматривается как качественный сдвиг. В ре­альных процессах развития революция и эволюция (в узком смысле «плавного накопления изменений») являются в равной мере необхо­димыми компонентами и образуют противоречивое единство.

    Социальная революция зачастую понимается как насильст­венный захват власти или как переход от одной общественно-экономической формации к другой. Но это понятие - более широкое. Так, истории известны научная революция XVII в., промышленная революция XVIII в., научно-техническая революция XX в., культур­ная революция (в СССР и в Китае). Все эти различные социальные процессы объединяет глубокий, радикальный характер преобразова­ний.

    От понятий «эволюция» и «революция» следует отличать по­нятие «реформа», означающее преобразование, изменение, переуст­ройство какой-либо стороны жизни общества, при котором сохраня­ются основы существующей социальной структуры. Реформа может являться составной частью как эволюционных, так и революционных изменений, но если в эволюционном развитии реформа является ве­дущей формой развития, то в революционном развитии реформе от­водится вспомогательная роль.

    Сторонники различных подходов к развитию общества отда­ют приоритет, как правило, одному из указанных типов изменений. Например, сторонники марксизма основной формой социальных из­менений считают революцию, в то время как реформам приписыва­ется вспомогательная роль, а зачастую и компромиссный, реакцион­ный характер. При этом под революцией всегда подразумевается пе­реход к более прогрессивной ступени развития общества. Дискусси­онная сторона этого подхода - вопрос о том, является, ли революция только содержанием социальных изменений (а по форме она совпа­дает с эволюцией) или революция подразумевает прежде всего фор­му «взрывного скачка» (например, вооруженное восстание). Против­ники «взрывных скачков» подчеркивают идеологический подтекст этой теории — обоснование форсированного, взрывного характера строительства социализма в нашей стране. В то время как основопо­ложники марксизма оценивали революцию как движущую силу, «ло­комотив истории», противники его (А. Тодаби, Г. Спенсер, русские религиозные философы XX в. и т.д.) подчеркивали разрушающее, тормозящее воздействие революции на исторический процесс вслед­ствие ее насильственного характера.

    Представители структурно-функционального анализа, в част­ности Т. Парсонс, тоже выделяли два типа изменений:

    1) изменение равновесия, когда нарушается соотношение сил, элементов общества, но при этом сама социальная система и ее ос­новные элементы остаются неизменными. В этом случае система бы­стро восстанавливает утраченное равновесие;

    2) изменение структуры: когда давление изнутри и извне ста­новится очень сильным, происходит трансформация важных струк­турных элементов - экономики, политики, системы ценностей. Воз­никают новые эволюционные универсалии (первоначально были система коммуникаций, система родства, религия и технология; за­тем появились бюрократия, деньги, рынок, демократия). Системный подход Парсонса давал возможность увидеть, где глобальные, а где второстепенные изменения. Но ограниченность этой теории заключается в том, что развитие, по Парсонсу, это, ско­рее, отклонение от нормы, чем естественное состояние общества.

    Формы социальных изменений рассматривались и в отдель­ных, частных аспектах: в социологическом П. Сорокин выделял раз­личные типы социальной мобильности - вертикальную и горизон­тальную; в культурологическом С. Фролов выделяет такие типы со­циальных изменений, как открытие, изобретение и диффузия. Этот список можно продолжить, так как возможно выделение других ас­пектов (промышленность, религия и т.д.) и соответствующих им ти­пов социальных изменений. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СМЫСЛ ИСТОРИИ

    Проблема направленности истории привлекала мыслителей с давних пор. Их волновали вопросы: есть ли у истории смысл, в каком направлении движется история, какие этапы проходит в этом движе­нии? Первые попытки выделения таких этапов предпринимались еще в античности.

    Например, Платон вычленил такие этапы, как естественное (природное) состояние, общественное состояние (не отвечающее природе человека) и разумное (или идеальное) общество будущего. Часто при типологизации общественных систем философы исходили из своих политических интересов и пристрастий. Так, с точки зрения формы политического правления общества делились на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. Аристотель делил их при этом на правильные и неправильные. Долгое время в историче­ской науке была распространена схема периодизации истории по че­тырем империям: Восточной, Греческой, Римской и Германской. Не­трудно увидеть, что и эта классификация затрагивает только полити­ческую сферу. Можно привести и периодизацию истории Гегеля, ко­торый выделил три этапа: древневосточный, греко-римский и рома-но-германский - по степени осознания свободы.

    Но политические критерии периодизации истории, хотя и были широко распространены, все же не были единственными. Так, Августин Блаженный выделял шесть периодов в истории, в основе которых лежали библейские события. Смысл же истории заключался в утверждении и победе христианства. История приобрела у него эс­хатологический характер, закончиться она должна страшным судом.

    Помимо этого, поводом для выделения периодов истории было и само накопление исторического материала. Итальянские гу­манисты XVII - XVIII вв. выделяли античность, средневековье и но­вое время. Дальнейший шаг был предпринят в начале XIX в. Сен-Симоном, который углубил эту периодизацию, показав взаимосвязь каждой эпохи с определенной формой собственности: античной - с рабством, средневековой - с феодализмом и новой - с «промышлен­ной» системой, основанной на наемном труде. Сен-Симон впервые ввел популярное ныне деление обществ на традиционное и индуст-

    риальное; они различаются не только уровнем производительных сил, но и гибкостью социальных структур. Фурье добавил к назван­ным ступень эдемизма (райской первобытности), с которой начина­лась человеческая история. Целью же исторического развития, по его мнению, является высший общественный строй - строй гармонии, в котором будет реализован идеал всесторонне развитой личности. Утопический социализм оказал большое влияние на формирование взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса.

    4.1. Формационный подход к истории

    В 40-х годах XIX в. возник марксизм, краеугольным камнем которого является учение об общественно-экономической формации. Оно было развито в «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в работе «К критике политической экономии» К. Маркса и др. В ос­нову общественно-экономической формации был положен способ производства, состоящий из производительных сил и производст­венных отношений. Их сложное, порой конфликтное взаимодействие и определяло все развитие общества. К. Маркс сформулировал закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Однако в реальной жизни такое соответствие наблюдается не всегда, обычно производственные отношения не ус­певают за бурным развитием производительных сил, становясь их «оковами». Когда это отставание становится чрезмерным, внутри способа производства назревает конфликт, зачастую заканчиваю­щийся социальной революцией. Экономической основой революции является замена устаревшего способа производства более современ­ным. Это приводит к обострению классовой борьбы, так как господ­ствующий класс заинтересован в сохранении существующего спосо­ба производства. Поэтому целью и содержанием политической рево­люции является смена власти, установление диктатуры пролетариата. В зависимости от типа производственных отношений Маркс выделил пять способов производства и соответственно пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинный, рабовладельче­ский, феодальный, капиталистический и коммунистический. История рассматривалась как неизменная смена этих исторических этапов, прогрессивное, поступательное развитие общества.

    Особое место в марксизме занимает учение о базисе общест­ва, который состоит из совокупности производственных отношений, и надстройке, куда входят политические, правовые, религиозные и т.д. отношения. К. Маркс отмечал, что при смене экономического базиса более или менее быстро происходит переворот во всей гро­мадной надстройке. После,смерти Маркса, обвиняемого в экономи­ческом детерминизме, однозначность этого положения пытался ис­править Ф.Энгельс в «Письмах об историческом материализме» в 90-х годах XIX в., в которых он писал об активном обратном влия­нии надстройки на базис.

    Марксизм как социальное учение вызывает сейчас у отечест­венных ученых неоднозначное отношение. Не все современные об­ществоведы безоговорочно принимают эту теорию. Часть из них считает, что марксизм еще не утратил своей актуальности. Другая часть, возможно, большая, считает, что эта теория исторически и теоретически себя не оправдала. Рассмотрим их аргументы подроб­нее;

    1) главный недостаток марксистской схемы современные ученые видят в том, что согласно ей история приобретает линейно-прогрессивный характер, что значительно упрощает ее. История в марксизме рассматривалась как безальтернативная;

    2) фатализм в развитии общества, предопределяемый сменой формаций, приводит к тому, что Маркс недооценил роль человека в истории, сведя эту роль к производительной силе;

    3) кроме того, оказалось весьма трудным делом объяснить специфику различных обществ, основывающихся на одном и том же типе производственных отношений, без учета некоторых универ­сальных повторяющихся от эпохи к эпохе инвариантов национально­го поведения, не зависящих от экономики;

    4) еще одно возражение основывалось на том, что единство исторического процесса, выражаемого понятием формации, сущест­вовало на протяжении не всей истории," а только начиная с капита­лизма;

    5) однако, как выяснилось, эта классификация применима только к Европе. Страны, которые не укладывались в его схему, Маркс отнес к «азиатскому способу производства»;

    6) не избежало критических оценок и учение Маркса о соци­альной революции как способе смены общественно-экономических формаций. Современные ученые эпохальным переменам предпочи­тают мелкие и постепенные;

    7) наконец, наибольшее количество возражений вызывает утопическая идея о пятой, коммунистической, формации, что вполне оправданной условиях краха социализма в нашей стране.

    Наряду с методологическими слабостями этой концепции не­обходимо отметить и те мысли Маркса, которые, подвергнуть сомне­нию трудно и которые поныне не потеряли своей актуальности. К ним, на наш взгляд, относятся:

    • идея закономерности развития общества;

    • идея преемственности в общественном развитии

    • идея невозможности «перепрыгнуть» в общественном раз­витии через какую-либо фазу.

    Справедливости ради, следует отметить, что существует точ­ка зрения (защищаемая, в частности, Ю. Плетниковым), что деление на формации - это суррогат марксизма, что при оценке марксизма нужно исходить из формационной триады ( личная зависимость -вещная зависимость - свободный индивид), в, то время как деление на пять этапов исходит из различий в способах производства. В та­ком виде, по мнению ученого, марксизм дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейших исследований и метод таких ис­следований. Хотелось бы заметить в связи с этим, что учение о пяти формациях - не «суррогат» марксизма, а самый настоящий марксизм (см. «Немецкую идеологию» Маркса и Энгельса). И если уж быть до конца точными, то, видимо, нужно отметить и то обстоятельство, что в трудах Маркса встречается и деление на два этапа: предысторию человечества и историю, которая, по его мнению, начинается с ком­мунизма.

    4.2. Цивилизационный анализ общества

    Как оппозиция формационному подходу возник цивилизаци­онный подход. Пока ученые еще не выработали единого подхода к нему. Споры начинаются с самого первого вопроса: что же такое цивилизация? Понятие «цивилизация» употребляется сейчас в не­скольких смыслах: • как определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер);

    • как синоним культуры (А. Тойнби);

    • как ступени исторического развития человечества, следую­щие за варварством. Такое понимание цивилизаций мы встречаем у Моргана, вслед за ним у Энгельса, сегодня уТоффлера (США);

    • как тип культуры и общества, развитый отдельной нацией или возникший в определенном регионе или в конкретную эпоху (цивилизация майя, цивилизация Древнего Рима); '•

    • как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. ^

    Как видно, эти понятия в одних случаях дополняют друг дру­га, а в других являются взаимоисключающими.

    По-видимому, к наиболее существенным чертам цивилизации можно отнести следующие: .

    1) переход к собственно социальному (от животного) образу жизни;

    2) комплекс общественного разделения труда, с профессио­нальными работниками искусства, военными и бюрократией, суще­ствующими наряду с массой первичных сельскохозяйственных про­изводителей;

    3) возникновение письменности, городов, классов и государ­ства с комплексом всех его атрибутов;

    4) в фундаменте цивилизации лежит технико-технологи­ческий базис.

    Не вдаваясь в подробности (так как этот материал изучался ранее в курсе культурологии), раскроем суть цивилизационного под­хода. На Западе он был развит М. Вебером, О. Шпенглером и А. Тойнби, Ф. Броделем и др. В России его сторонниками были Н.Я. Данилевский. К.Н. Леонтьев и др.

    В цивилизационном подходе конкурируют друг с другом две теории: теория локальных цивилизаций и теория стадиального раз­вития.

    Суть первой из них, которая представлена Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером и А. Тойнби, заключается в отказе от линейного по­нимания истории и идеи единого человечества. Теория локальных

    цивилизаций рассматривает всемирно-исторический процесс как со­вокупность исторически сложившихся общностей, которые занима­ют определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Человечество с их точки зрения представляет собойне монолит, а множество отдельных куль­тур (цивилизаций), несводимых друг к другу вследствие отличий в сфере религии, национального характера и других культурных уни­версалий. Каждая культура имеет свою уникальную судьбу, но, в то же время проходит одни и те же этапы - от возникновения до гибели, которые и составляют единый цикл развития.

    Стадиальная теория рассматривала цивилизацию как еди­ный процесс прогрессивного развития человечества, в котором выде­ляются определенные стадии (этапы).

    Несмотря на различия, сторонники обеих теорий признают, что общей структурной единицей исторического процесса является цивилизация, которая рассматривается как целостная общественная система. I

    В 60-80-е годы XXв. цивилизационный подход начали ак­тивно внедрять в отечественную философию истории. С его помо­щью надеялись преодолеть упрощенный подход, развиваемый исто­рическим материализмом, в основе которого лежал примитивно по­нятый марксизм. Преимущество этого подхода видят, в частности, в том, что он позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента, не сводя все богатство общественной жизни к экономике и не отводя духовной сфере обще­ства роль надстройки. Достоинство его также заключается в том, что он позволяет учесть специфику стран и регионов. История рассмат­ривается при этом как многолинейный, многовариантный процесс.

    \ Некоторые ученые полагают, что цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство чело­веческой истории. Цивилизации как целостные системы сопостави­мы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнитель­но-исторический метод исследования. Результатом такого сравнения является возможность глубже понять сущность исторических про­цессов на основе выделенных инвариантов.

    В то же время этот подход не свободен от недостатков. Сла­бость его заключается в том, что критерии выделения типов цивили­зации остаются достаточно аморфными.

    Однако приходится признать, что эта теория, представленная столь громкими именами, как Тойнби, Ясперс, Бродель и др., сама находится в состоянии глубокого кризиса. Зарубежные исторические школы все чаще обращаются к мелкомасштабным явлениям, а стремление к конструированию широкомасштабных теорий явно ос­лабевает.

    хГеория и история цивилизаций по инерции пока сохраняются в системе образования западных стран, но наиболее активно они изучаются в развивающихся странах.) Возникает вопрос, а не опозда­ли ли мы с заимствованием теории цивилизаций. Не говорит ли это о нашей принадлежности к «третьему миру»?

    [В современном варианте цивилизационная концепция пред­ставлена в теории У. Ростоу. Он, как и Маркс, выделил в истории пять стадий;

    • традиционное общество - аграрное общество с примитив­ным сельским хозяйством;

    • переходное общество - период создания предпосылок для сдвига (рост производительности в сельскохозяйственном производ­стве, появление новых типов предприимчивых людей, возникнове­ние централизованного государства);

    • стадия сдвига (период промышленной революции XVIII -XIX вв.);

    • стадия зрелости (индустриальное общество), характери­зующаяся бурным развитием промышленности, широким внедрени­ем достижений науки и техники, ростом городского населения, уве­личением доли квалифицированного труда;

    • эра высокого массового потребления, когда основной про­блемой общества становится потребление, а не производство, основ­ными отраслями промышленности - сфера услуг и производство то­варов массового потребления.

    На основе этой теории возникла теория постиндустриально­го общества (Белла, Гэлбрэйта и др.). Первые три стадии объединя­ются в одну, называемую традиционной или доиндустриальной, сле­дующая стадия - индустриальная, а третья, последняя стадия называ­ется постиндустриальным, или информационным обществом. Глав­ным критерием выделения стадий в этой теории является уровень развития техникиц

    Традиционное общество характеризуется следующими чер­тами: преобладание аграрного уклада в экономике, низкие темпы
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта