Учение Спинозы. Учение Б. Спинозы о человеческой свободе
Скачать 15.64 Kb.
|
Учение Б. Спинозы о человеческой свободе. Как возможна свобода и в чем заключается смысл человеческой жизни. Таковы две главные проблемы философской дисциплины – Этики. Этика (греч.) «этос» – нрав, характер, обычай. Б.Спиноза (голландский философ) назвал свой главный труд «Этика, доказанная в геометрическом порядке». Книга строится по образцы эвклидовых (геометрических) начал – с определениями, аксиомами, доказательствами, следствиями. Спиноза утверждает, что свобода и смысл жизни – это не два разных понятия, проблемы, а одно. Смысл жизни в том, чтобы жить свободно. Но что это значит? Как стать свободным? Решать проблему свободы он начинает издалека. Человек частица бесконечной Вселенной, он беспрекословно повинуется всем законам природы, физики, биологии, общественного развития. Нарушить эти законы невозможно. На этом основании многие обвиняли Спинозу фаталистом, т.е. философом, который отрицает возможность свободы. Спиноза отвечал критикам так: «Фаталистами вы называете того, кто отрицает ваши собственные иллюзии о свободной воле. От чего зависят свободные решения? Прежде всего, от памяти, но она не находится в нашей власти. Чем меньше человек знает причины своих поступков, тем больше он думает, что свободен». Не только память и речь, но и страсти не находятся во власти души. Наоборот, страсти, аффекты правят всеми действиями души. В 7 дефиниции (лат.) – определение «Этики»: «Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой, принужденной называется такая вещь, которая определяется к существованию чем-либо иным». Свобода – это не свойство человеческой души, она присуща всему на свете. Человек свободен, когда он действует по-человечьи. Почему человек поступает плохо? Спиноза: «Его поведение зависит не только от его собственной природы, но и от миллионов внешних причин, чуждых человеческой природе. Когда эти причины воздействуют на человека, в человеке возникают пассивные аффекты, страсти». Действуя в состоянии аффекта, человек превращается в марионетку внешних природных сил и стихий. И мощь этих факторов превосходит мощь человеческой природы. Среди внешних причин есть и полезные, те, которые адекватны человеческой природе – это добро, благо. Они укрепляют нас, продлевают нам жизнь, усиливают разум. Они тоже вызывают аффекты, но аффекты активные – доброта, любовь ко всем людям, честность, великодушие. Задача философии по Спинозе состоит в том, чтобы помочь отличить хорошие вещи от вредных. И тем самым философия, этика учит, как быть свободным. Человеческая свобода состоит ни в том, чтобы не зависеть от внешних причин, а в том, чтобы быть максимально активным, стремиться навстречу благим вещам. Спиноза: «Для человека нет ничего полезнее, как другой человек». Свобода – это самодеятельность. Но и активность человека имеет свои пределы. Абсолютная свобода присуще только природе, субстанции. Спиноза отец радикального либерализма. Либер (лат.) – свободный. |