гегель. гегель 2. Учение Гегеля о государстве, праве, гражданском обществе
Скачать 157.38 Kb.
|
3. Философское учение Гегеля о государстве Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, делится на четыре всемирно - исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны. Наличие идеи государства Гегель рассматривает лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление. В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении синтезируется с доктриной господства права; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства. Подобно тому, как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее государства. Гегелевская версия правового государства существенно отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа) и либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция, право и закон. Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство. Гегелевская концепция разумного государства в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии. Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - пустым мнением. Различные трактовки государства приведены в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как политическое государство - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства. Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. Гегель считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его текучими членами. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства. Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновники характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Гегель считает чиновничество главной опорой государства в отношении законности и интеллигентности. Законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения, палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т.п., а не путем индивидуального голосования. Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1)как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; 2)в отношениях между государствами как внешнее государственное право; )во всемирной истории. Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода: -во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства. -во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве. Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный дух. Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными положениями, имеющими всеобщее значение. Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух. Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире, благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер. Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства. Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога. Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право - это не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель, может быть решен лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира. В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Гегель восхваляет государство как идею (т.е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах. В этом радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма террора. 4. Философское учение Гегеля о гражданском обществе Многие ученые внесли свой посильный вклад в эту важную теоретическую категорию, но все-таки решающая заслуга принадлежит здесь одному из родоначальников немецкой классической философии - Гегелю. Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение, как для личности, так и для государства. Философ, обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в., последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом. Гражданское общество, пишет Гегель, - создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право. Тремя основными моментами гражданского общества являются: -система потребностей; -отправление правосудия; -полиция и корпорация. Гегель обосновывает реализацию права в гражданском обществе за счет уничтожения концепции вездесущего полицейского государства путем публичности всех ветвей власти. Гражданское общество и государство соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это внешнее государства, государство нужды и рассудка, а подлинное государство - есть разум. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента. Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает бесконечный рост зависимости и нужды. Гражданское общество - это эмпирическая сфера, в которой существуют противоречия и конфликты. Гармония, взаимопонимание возникают как случайность, а не сознательный выбор. Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия: 1)субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне); 2)промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); )всеобщее (чиновники). Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти связующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение с всеобщностью государства. Отмечая развитие социальных противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Он не мыслит иного общества, кроме буржуазного, а верит в незыблемость основ этого строя. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений. Заключение Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений. Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов, приобретая все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается. Едва ли найдется такой юрист, который вызвал бы в свой адрес столько многочисленных и противоречивых суждений. Как только Гегеля ни называли: мистиком и интуитивистом, рационалистом и панлогистом. В нем видели своего предтечу и радикалы, и консерваторы. Его проклинали и превозносили, с ним спорили все последующие сколько-нибудь значительные юристы. Его идеи, пусть и в измененной форме, присутствуют в концепциях, теориях и парадигмах последних двух веков. Вне зависимости от того, выступают ли гегелеведы с критикой, полемикой или одобрением, всегда чувствуется уважение к силе и глубине дум великого немецкого правдолюбца. Даже откровенные противники классического юромудрия, например Ф. Ницше со своим тонким, доходящим до болезненности чутьем, относившийся к «бывшим доселе философам как к презренным libertinas, нарядившимся в капюшон женщины-истины», усматривали значительность Гегеля «в движении духа времени». Ницше писал: «Мы, немцы, - гегельянцы, даже если бы никогда не было никакого Гегеля». Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)–– гениальный немецкий мыслитель, один из основоположников диалектического метода познания. Его творчество – заметная веха в становлении как современной философии, так и политико-правовой мысли. К основным трудам Гегеля по проблемам государства и права относятся: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Философия права». Особое место среди этих произведений занимает, безусловно, «Философия права». В этом фундаментальном труде наиболее полно и целостно изложено учение великого философа о государстве и праве. Философия права – это органическая и важнейшая часть вообще всей философской системы Гегеля. Прежде всего, нельзя не обратить внимания на специфику философской платформы гегелевского политико-правового учения. Квинтэссенцией всей философии Гегеля выступает идея о развивающемся духе, в котором воплощается все то внутреннее и внешнее, что характеризует человеческий разум и бытие человечества. Этот дух проходит триступени своего диалектического развития: · ступеньсубъективного духа(антропология, феноменология, психология); · ступень объективногодуха (право, мораль, нравственность); · ступень абсолютногодуха (искусство, религия, философия). В контексте такого понимания развития человечества и его основных социальных институтов будет уместным подчеркнуть следующие особенности учения Гегеля о государстве и праве: 1. Государство, право, общество в целом Гегель относил к сфере объективного духа. Это означает, что общество и его важнейшие институты – государство и право– существуют объективно, т.е. обнаруживаемы внешне и образуются во внешней среде. 2. Политико-правовая теория Гегеля, разработанная им как философия права, есть именнофилософское учение об объективном духе. Свою главную задачу Гегель видел в необходимости научно познать государство и право, а не указывать, какими они должны быть. Задача философа, считал он, – постичь сущность государства и изобразить его как нечто внутренне разумное. Гегель утверждал, что «наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развивать идею, представляющую собой предмет разума, из понятия или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». РЕКЛАМА Что еще характерно для гегелевской методологии познания права и государства? В отличие от юриспруденции, которая изучает юридические законы (позитивное право), философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, постигать мысли, лежащие в основании права, – мысли, которые объективируются в понятиях и категориях. Учение Гегеля о праве.В чем же суть гегелевского анализа права? В сфере объективного духа свобода впервые приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из своей субъективной формы, объективируется и познает внешнюю реальность своей свободы. Иными словами, объективность духа входит в свои права. В «Философии права» Гегель как раз и освещает формы объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. А поскольку реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, то и предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Здесь уместно вспомнить знаменитую формулу Гегеля: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Под действительностью Гегель понимал не все существующее, а лишь необходимое и существенное в нем. Реклама Страхование грузов skpari.ru Узнать больше Реклама Квартиры от ПИК. Ипотека 10% на весь период pik.ru Узнать больше Идея права, которая и есть не что иное, как свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, а сфера объективного духа предстает как идеальная государственно-правовая действительность. Какое же содержание вкладывал Гегель в понятие «право»? Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Свобода, считал Гегель, составляет субстанцию и основное определение воли. Причем речь здесь идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Такое толкование связано с тем, что мышление и волю Гегель трактовал не в плане психологии, т.е. не как различные способности человека, а лишь как два способа одной и той же способности мышления; только один (мышление) есть теоретический способ, другой же (воля) – практический способ. Понятие «право» употребляется Гегелем в следующих основных значениях: · право как свобода («идея права»); · право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); · право как закон («позитивное право»). |