Главная страница

Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеУчение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
Дата10.05.2018
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы к экзамену по Философии.doc
ТипДокументы
#43291
страница13 из 61
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   61

Идея отчуждения в социальной философии.


Идея отчуждения была заложена в концепции "общественного договора", исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Следует отметить, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически - как отчуждение духа.

Возможной причиной возникновения отчуждения может выступать сфера экономическая (общественное разделение труда).

Практика и познание.


Практика и познание тесно переплетены друг с другом. Практика в этом отношении - приложение сформулированных, исходя из познанного, идей к внешнему миру, тогда как познание есть средство для осуществления той или иной практической деятельности, с одной стороны, и средство для проверки истинности этого познания, с другой. Человеческое мышление = способность строить и активно преобразовывать свои структуры и структуры внешнего мира в виду: а) ценностных ориентаций и b) практического взаимодействия с вещами. Познающему человеку предшествует совокупный социо-культурный опыт. Человеческое познания всегда имеет свое "ради чего". Познание организует действия человека = сопротивление обстоятельствам.

образ средства идеальный образ будущего: желание, стремление = найти средства.

реальный результат: никогда не совпадает с предполагаемым - средства не адекватны, требуется новое познание, чтобы сделать новые средства таковыми.
Степень отклонения - намек на степень отклонения от истины. Практика оборачивается к теории.

Наши представления о предмете представляют этот предмет в способах нашей деятельности с ним.

Смысл и цель познания - за пределами познания. Истина = достаточное основание для перехода к действию. Наше знание - уже изменение предмета (= изменение действия). Познание - открытие бытия. Модус существования человека по отношению к бытию. Объединяющий момент - дейстие От способа организации нашей деятельности зависит способ бытия объекта в мире. Теория и практика - две стороны единого процесса освоения действительности человеком. Истина - граница меры, достигая которой, теоретическое знание становится практическим действием.

Проблема субъекта в теории познания.


Субъект - активно действующий, познающий, оюладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Субъект как одно из основных понятий теории познания появляется в XVII веке. Значение этого термина было всего трудно фиксируемым и определялось прежде всего тем, в какой именно философской системе он использовался. Единственное общее свойство, которое могло его характеризовать как субъект это “предположенность”, на исходя из которой он мог служить основанием для теории познания. Однако эта его черта в качестве первой и несомненной очевидности в ходе историко-философского процесса была подвергнута сомнению, что соответственно ставило под сомнение возможность субъекта служить принципом и основанием теории познания, либо же в адекватности тех теорий познания, которые принимают субъективность познающего за что-то само собой очевидное. Это повлекло за собой пересмотр понятий субъекта и субъективности и даже требование отказаться от этого понятия. В общих чертах сложившиеся значения этого понятия можно свести к следующим.

  1. Трансцендентальный субъект - внеисторический, внеопытный, чистое сознание. Идея человека, человек как таковой. Очищенный человек субстанциализирован как таковой в виде трансцендентального субъекта. Внеисторический и безличностный характер познания - воспроизводимость и реставрируемость познания от одного человека к другому. Полная рационализация всякого рассуждения. Всякий человек познает мир по одной и той же схеме.

  2. Субъект как сознающий агент, который может выступать как деятельная причина событий.

  3. Антропологический субъект (Фейербах, Мерло-Понти) - субъект познания есть человек, познание не единственное свойство человека.

  4. Естественноисторическая концепция субъекта - виды психической активности суть продукт длительной психической эволюции. Познавательные способности, вырастающие из рецепции животных (Бергсон).

  5. Социальный субъект: субъективный мир не является исходной данностью, одновременно не является результатом естественного накопления. Способность познания возникает по мере накопления культуры (ребенок не осознает своей противопоставленности). Форма деятельности задана субъекту культурным окружением. Человек как сущее характеризуется культурно-исторически. Субъект познания - нечто большее, чем каждый отдельный индивид. (Маркс: содержание сознания - код, нуждающийся в расшифровке.

  6. Быть субъектом = быть иначе, чем вещью.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   61


написать администратору сайта