Главная страница

Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеУчение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
Дата10.05.2018
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы к экзамену по Философии.doc
ТипДокументы
#43291
страница12 из 61
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   61

Идея цивилизации.


В наше время четко вырисовывается тенденция заменить формационный подход к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный. Сторонники этой позиции настаивают на том, чтобы превратить понятие цивилизации, которым историография до сих пор оперировала только как инструментом описательным, в ведущую парадигму исторического познания.

Сам термин "цивилизация" (от лат. сivilis - гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской литературе он употребляется в четырех смыслах: 1) как синоним культуры - например, у Тойнби и других представителей англо-саксонской школ в историографии и философии; 2) как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер); 3) как ступени исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, сегодня у А. Тоффлера); 4) как (уровень) ступень развития того или иного региона либо отдельного этноса - в этом смысле говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т.д.

Наиболее существенные черты цивилизации: 1) цивилизация - собственно социальная организация общества (это означает, что скачок от животного царства к социуму завершен, биологические законы отошли на второй план, подчинившись в своем действии законам социологическим, организация общества по кровно-родственному принципу сменилась организацией по соседско-территориальному, макроэтническому принципу. 2) цивилизация - социальная организация с всеобщей связью индивидов и первичных общностей (развитие информационно-транспортной инфраструктуры). 3) цель цивилизации - воспроизводство и приумножение общественного богатства (в состав социального богатства входит и культура общественных отношений).

В свете всего вышесказанного, можно сказать, что цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический (материальный) базис, в связи с чем можно выделить три ступени в развитии цивилизации - земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная. В основе же формаций - базис экономический, т.е. совокупность производственных отношений.

В фундаменте социума наряду с материальным базисом присутствуют также природные (включая демографические) условия жизни общества и этнические, исторические, культурные особенности развития и жизни данного общества.

Сущность цивилизационного подхода.

Смысл цивилизационного подхода - построить типологию общественных систем, исходя из определенных технико-технологических базисов.

Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным членением общества.

Экологическая проблема (социально-философский анализ).


Проблема отношения человека, общества к природе была и остается одной из важнейших проблем философии. Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности истории людей и истории природы, точно взвешенный учет экологического компонента исторического процесса - существенная сторона научного понимания истории.

Экологическая деятельность представляет собой специфическое проявление активности общества в отношениях с природой. Специфика любого отношения обусловлена, как обществом, так и природой. И хотя ведущая роль принадлежит социальной стороне, игнорировать активность природной стороны в этом взаимодействии, ее влияние на исторический процесс было бы ошибочным. Активность эта выступает следствием одной из двух причин: либо как результат развития внутренних противоречий природы, либо как ответная реакция на активность общества.

Экологическая деятельность - это деятельность, направленная на сохранение динамического равновесия между обществом и природой или на его восстановление, если оно нарушено. Объективной основой экологической деятельности является потребность общества во взаимодействии с благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития природной средой. Осознание этой потребности рождает соответствующую цель и деятельность по ее реализации.

В экологической деятельности различают две стороны: материальную, т.е. производственную деятельность по улучшению и сохранению природной среды, и духовную - выработку и проведение экологической политики, совершенствование природоохранного права (например, "Красная книга"), воспитание в членах общества экологического сознания, в том числе формирование разумных с экологической точки зрения потребности.

Особое внимание исследователей среди возможных видов экологических ситуаций привлекают кризисные ситуации. Экологический кризис - тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия системы "общество - природа", крайним обострением ее основного противоречия (любое взаимодействие есть противоречивое отношение - противоположность направлений действия), делающим необходимым изменения связей внутри системы посредством экологической деятельности.

Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным моментам: 1) чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов общества - сырьевых, энергетических; 2) чрезмерно быстрое загрязнение природной среды; 3) чрезмерно быстрое увеличение численности человечества. Чтобы понять реальные пути преодоления этого кризиса, необходимо предварительно разобраться в его глубинных корнях. Объяснения современной экологической ситуации, в конечном счете, тяготеют к одной из двух парадигм: формационной или цивилизационной. Формационная концепция связывает напрямую современную экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой. С другой стороны экологическая ситуация носит прежде всего цивилизационный характер, порожденный всем ходом цивилизационного развития человечества. Истоки современного кризиса обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   61


написать администратору сайта