Главная страница

Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеУчение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
Дата10.05.2018
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы к экзамену по Философии.doc
ТипДокументы
#43291
страница2 из 61
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


Учение Сократа и его место в античной философии.


Сократ родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г до н.э. в жизни Сократа можно выделить две фазы. Первая отмечена влиянием на него физиков, в особенности Архелая. В этот же период он полемизирует с софистами. Сократ ничего не писал, полагая, что лишь живое слово может донести его мысль посредством устного диалога. Его учениками была записана некая серия поучений, которые приписывают Сократу, однако, они часто не согласуются друг с другом. Платон же в большей части своих диалогв вкладывает собственные идеи в уста учителя. Отсюда предельно сложная задача установить собственное учение Сократа. Можно констатировать, что с момента появления в Афинах Сократа как проповедника литература вообще и философская литература в частности отмечены целым рядом новаций, необратимых в контексте греческой жизни. Сократ, если не эксплицитно, то имплицитно был автором этих новаций.

Сократ концентрируется на проблематике человека, а именно, человека познающего. Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действиетльности таковой, то есть специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Под душой Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Если сущность человека - это его душа, то и в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа. Высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. “...не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и всё прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства” (Апология). Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя.

Добродетель (arete) не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, то есть тем, что она есть по своей природе. А это - знание и познание, порок же - лишённость знаний, невежество. Богатство, власть, здоровье, красота не могут быть благами по собственной природе, но если они ведомы невежеством - то способствуют злу, если же управляемы рассуждением и познанием - то становятся наибольшими благами; сами по себе они цены не имеют.

Итак, добродетель (мудрость, справедливость, постоянство) есть всегда знание, порок - это всегда невежество. Никтот не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. До Сократа общепринятым было представление о различных добродетелях в их множественности. Не обсуждалась их свзь между собой. Добродетели воспринимались как основанные на привычках, обычаях и как принятые в обществе. Сократ же попытался подчинить всё власти разума. Познание есть необходимое условие благого дела, ибо, если не знаешь блага, то не знаешь и как действовать во имя добра.

Наиболее замечательным проявлением превосходства разума Сократ называет самообладание, то есть в состоянии обуревания страстями человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях. Самообладание - это власть разумного начала над животным. Душа - госпожа тела, а также инстинктов, с ним связанных. Мудрец - тот, кто победил свои страсти, он может считать себя счастливым, самодостаточным, не нуждаясь ни в чём внешнем.

Счастье проистекает не из тела, но из души. Душа же счастлива, только когда она упорядочена, добродетельна. Неправедный и злонамеренный несчастлив всегда. Добродетельный человек не может страдать от зла, ни в жизни, ни в смерти. В жизни другие могут разрушить его тело, но не внутреннюю гармонию его души. После жизни же он либо будет вознаграждён за свою добродетель, либо его ждёт ничто.

В диалоге Сократ применял метод постепенного опровержения аргументов соперника, путём маски “незнания”, особой иронии. Сократ надевает на себя маску страстно преданного друга собеседника, восхищается его способностями и заслугами, испрашивая у него совета или прося его обучить чему-нибудь. Задавая собеседнику вопросы, Сократ постепенно приводит его к осознанию противоречий в его рассуждениях, в результате чего собеседник вынужден признать себя невеждой.

Сократ сравнивает свою роль в диалоге с искусством повивальной бабки: душа ученика “беременна” истиной, нужно лишь при помощи особого рода искусства вопрошания высвободить эту истину на свет.

Сократические школы:

Киники - Антисфен, Диоген Синопский (абсолютизация простоты и естественности; философия - жизненная практическая мудрость, не нуждающаяся в отвлечённом умозрении; жизненный опыт - главный источник познания; истинное благо - внутренняя свобода человека от всех обязательств, воздержание от наслаждений и нечувствительность к страданиям)

Киренаики - Аристипп, Егезий (отрицание теоретического знания; в основе принцип удовольствия, которое можно получить посредством разумного поведения; следует властвовать над наслаждениями, не подчиняясь им)

Мегарики - Евклид, Диодор Кронос, Евбулид(существует лишь благо; важная роль парадоксов, близки элейской школе)

Элидики - Федон(всемогущество логоса и познания в моральной сфере).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


написать администратору сайта