|
Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
Эпикурейская философия. Основатель - Эпикур (341 - 279 гг. до н. э.) “Письма”, “Мкасимы” и др. фрагменты.
Деление философии:
Логика - изучает канон, согласно которому познается истина.
Физика - изучает строение реальности.
Этика - цель человека, счастье и способы его достижения.
В эпикурействе логика и физика подчинены этике. Оно преимущественно этическая философия.
I. Познание.
Чувства познают безошибочно. Ощущения - посланники истины.
А: Ощущения:
а) Ощущения суть воздействия. Они страдательны, производны от чего-то, что они адекватно отражают.
b) Ощущения истинны, т. к. онивызваны истекающими от вещей совокупностями атомов, формирующих образы. подобия, которые воспроизводятся нашими чувствами путем проникновения в нас этих образов (simulacra).
с) Ощущения в силу своей нерациональности не способны отнять или прибавить что-то от себя.
В: Другой критерий истины - пролепсис. Некие отпечатки чувственных впечатлений, остающиеся в памяти в качестве помогающих предвосхитить будущий опыт. Имена - естественные выражения пролепсисов.
С: Третий критерий истины: чувства наслаждения и страдания. Эти чувства объективны, т. к. дают критерий выбора.
А, В, С - непосредственная очевидность: прямое воздействие на нас реальности.
Мышление = опосредование. Мнение - истинное или ложное.
Истина мысли:
Подтверждается в сфере опыта и очевидного.
Не получает оправдания из опыта и очевидного.
Не получает побной аттестации.
II. Физика. Физика должна дать основание этики. Заимствована у более древних атомистов, но с некоторыми изменениями введенными ради обоснования этики.
Основные положения эпикурейской физики:
Ничто не происходит из небытия. Нет принципиальных изменений реальности.
Вся реальность образована из тел и пустоты. Тела доказываются ощущением. Пустота - движением.
Бытие бесконечно.
Тела бывают сложными или простыми (атомы).
Отличие эпикурейской атомистики от атомистики Левкиппа и Демокрита:
У древних характеристика атома - фигура, порядок, положение. У Эпикура - (1) фигура, (2) вес, (3) величина.
То, что атомы имеют фигуры, свидетельствует о том, что они имеют части, а части должны быть делимыми, но они онтологически неделимы, а только логически. Атомы не могут уменьшаться до бесконечности, а только до минимума.
Понятие первоначального толчка. Движение атомов - падение вниз под действием тяжести. Атомы не падают по параллельным траекториям, т. к. в любой момент времени и точке пространства они могут отклониться от прямой линии на минимальный интервал и встретиться с другими атомами (clinamen). Чистая случайность. Боги существуют.
III. Этика.
Материальное - сущность человека и его специфическое благо, которое в актуализованном состоянии делает его счастливым. Благо = наслаждение. Природа в ее непосредственности. Покой (“catastema”) предельная граница счастья. Психические состояние счастья более сильные. Истинное удовольствие = отсутствие душевного страдания (aponia) и невозмутимость души, отсутствие беспокойства (ataraxia).
Эпикур различает:
Естественные и необходимые удовольствия.
Естественные, но не необходимые.
Неестественные и ненеобходимые.
Политическая жизнь - неестественна.
Видные представители эпикурейства: Филодем (I в. до н. э.), Тит Лукреций Кар.
Античный неоплатонизм: этапы, представители, основные проблемы. Этапы:
Первая александрийская школа Аммония Сакка. Ок. 200 г. Геренний, Ориген Язычник, Плотин, Лонгин, возможно, Ориген Христианин.
Школа Плотина в Риме. С 244 г. III в. Амелий, Порфирий.
Сирйская школа, основанная Ямвлихом ок. 300 г. до нач. IV в. Теодор Азинский, Сопатр, Дексипп.
Школа Пергама, основанная Эдесием, учеником Ямвлиха, после его смерти. Максим, Крисанций, Приск, Евсевий, Евнапий, император Юлиан Отступник и его приближенный саллюстий. Распад со смертью Юлиана в 363 г.
Афинская школа. основанная Плутархом (IV - V вв.). Прокл, Домнин, Исидор, Дамасций, Симпликий, Присциан. Закрыта эдиктом Юстиниана в 529 г.
Вторая александрийская школа. Ипатия, Синесий из Кирены, Гиерокл, Гермий, Аммоний, сын Гермия, Иоанн Филоон, Асклепий, Олимпиодор младший, Элий, Давид и Стефан из Александрии. Возникла вместе с афинской и просуществовала до начала VII в.
Представители:
Аммоний Сакк(с) - фактический зачинатель неоплатонизма. Учитель Плотина. Не оставил письменных источников. II - III вв.
Плотин (205 - 270 гг.) - В 244 г. открыл школу в Риме. 244 - 253 гг. читает лекции. С 254 г. - трактаты в форме записи лекций. Его ученик Порфирий собрал их (54 трактата), разделив по девять в шесть групп. Они получили название “Эннеады” (девятки).
Порфирий (233 - 305 гг.) - ученик и жизнеописатель Плотина. Известен прежде всего как автор “Введения” к “Категориям” Аристотеля. Вновь вызвал к жизни проблему видо-родового определения и инспирировал проблему существования универсальных сущностей.
Ямвлих (240 / 250 - 325 гг.) - синтез неоплатонизма и магии, теургии. Более детальное определение Единого.
Прокл (410 - 485 гг.) - комментарии к платоновским диалогам, “Платоновская теология”, “Первоосновы теологии”. Детализировал и систематизировал неоплатонизм. использовал триадическую схему для описания интеллегибельного и телесного универсума. Закон порождения: 1) Mone - самосохранение, самосбережение; 2) Prodos - исхождение начала из себя; 3) Epist-rophe - возвращение начала к самому себе.
Основные проблеммы:
Проблема Единого. Единое - рационально не постижимо; хотя так или иначе во всем сущем есть единство, само по себе Единое - Сверхбытие, Сверхсущее.
Проблема происхождения - множественности из Сверхбытия Единого: Единое = Благо: а) поддерживает само себя, ни в чем не нуждаясь; b) дает бытие другому (метафора света - исходит не уменьшаясь).
Проблема устроения интеллигибельного и телесного универсумов. Плотин: Единое - Ум (Нус), который созерцает идеи - Душа (дает жизнь всему чувственному) - физический космос - неопределенная материя (небытие).
Проблема человеческой души и ее возвращения к Абсолютному. Экстасис, упрощение души, сбросить с себя все, самостоятельное восхождение (нет благодати).
Преимущественно языческая философия, хотя во многом предвосхитила философию христианскую и явилась одним из крупнейших теоретических источников последней.
|
|
|