Главная страница

Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеУчение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
Дата10.05.2018
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы к экзамену по Философии.doc
ТипДокументы
#43291
страница3 из 61
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Учение Платона об идеях.


Платону принадлежит открытие реальности сверхчувственного, надфизического пространства, признаки которого не просматриваются в предшествующей философии физиса, искавшей причины феноменов физического и механического порядка (вода, воздух, горячее, разряжение и т.д.). Но являются ли причины физического и механического характера истинными? Или же они суть "со-причины", т.е. сопутствующие и служащие другим, более высоким причинам? Досократикам не удалось до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного же. Платон перемещает акцент с чувственного на то, что может быть схвачено лишь интеллектуально. Последняя, подлинная причина для Платона - Идея - нечувственная, но умопостигаемая, чистая форма (например) Красоты-в-себе, которая в силу своего участия, присутствия или сходства, т.е. некоего отношения, определяет, какие из вещей, данных в опыте красивы, т.е. через форму, цвет и пропорции обнаруживает, каковы они есть и какими должны быть в точном смысле, чтобы быть прекрасными. Так любая вещь физического мира имеет свою высшую и последнюю причину, метафизическую по природе. Такой подход подводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафеноменального, улавливаемого исключительно интеллектом. Только после этого можно говорить о "материальном" и "нематериальном", "сверхчувственном" и "чувственном" и т.д.

Платоновские идеи не просто понятия, т.е. чисто умственное представление (это позже термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин "парадигма", указывая, что идеи образуют перманентную модель каждой вещи (чем она должна быть).

Утверждение "идеи в себе и для себя" означает, что Прекрасное и Истинное таковы не только относительно отдельно взятого субъекта, а, напротив, предписаны субъекту абсолютным образом. "Идеи в себе" суть то, что не вовлечено в вихревой поток становления, в водовороте которого живет мир чувственного: чувственно воспринимаемые вещи, первоначально красивые, становятся безобразными, но то, что не причастно к становящемуся безобразным, и есть причина прекрасного, т.е. идея Красоты.

Комплекс идей с вышеописанными чертами вошел в историю под названием "Гиперурания", употребленным в "Федре". Гиперурания - образ непространственного, умопостигаемого, надфизического мира. Идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, т.е. открыты понимающему только уму.

Мир идей образован из некоего множества, поскольку в нем есть идеи всех вещей. Таковые идеи никем и ничем не порождены, они неразложимы, неизменны. Свой мир идей Платон понимает как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (абсолютна). Эта высшая Идея - Идея Блага. Благо - основание, которое делает идеи познаваемыми и ум познающим, производит бытие и сущность. Идеальный мир проистекает из Единого ("Единое" есть Благо в себе, поскольку все, что ни производится им, - благостно, поэтому Благо - функциональный аспект Единого) как формально принципа и Диады (также упорядочивающее начало, но рангом ниже, понимаемое как безусловное и неограниченное начало множественности) как принципа материального.

Аристотель о материи и форме.


Метафизика - исследование первых причин. Аристотель сводил их к четырем: 1) причина формальная; 2) причина материальная; 3) причина действующая и 4) причина финальная. Первые две причины есть ничто иное как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Причина для Аристотеля - это условие и основание. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статистически. Данный человек, с этой точки зрения, есть его материя (кости и мясо) и его форма (душа). С точки зрения становления, необходимы другие две причины: двигательная (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек).

Проблема материи и формы у Аристотеля тесно связана с проблемой субстанции. Материя (гиле, от греч. - лес как строительный материал) есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы" (дерево - субстрат формы дома). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе - это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализированным она может, лишь приняв форму. Форма же, напротив, поскольку она определят, актуализирует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова однако это не платонова форма Гиперурании, но внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи).

Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos", и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное. Получается, что бытие в наиболее точном значении - это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле - это отдельное, а в третьем - собственном - это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше - отдельное, индивид; а еще выше - форма, которая обнимает материю и дает основание отдельному, т.е. индивиду.

Материя - это "потенция", "потенциальность", в значении способности принять форму (бронза - потенция статуи). Форма же, напротив, выступает как "акт" или "актуализация" этой способности. Соединение материи и формы есть акт; если мы рассмотрим его со стороны формы, это будет "энтелехия", со стороны же его материальности - будет смешение потенции и акта. Все вещи материальные, стало быть, более или менее потенциальны. Все же нематериальное суть чистые формы, чистые акты, лишенные потенциальности.

Аристотель называет актуальность "энтелехией", что означает реализацию, совершенность. Душа, поскольку она есть сущность, или форма тела, это акт или "энтелехия" тела. Бог - это чистая "энтелехия". Акт, по Аристотелю, обладает абсолютным приоритетом и превосходством над потенцией. Последняя, напротив, мыслима лишь как направленная к акту. Форма (акт) - условие, правило, конец и цель потенциальности, акт - это форма бытия субстанции вечной и несотворенной.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


написать администратору сайта